Мышечный тонус и нарушение координации.
Ощущения, идущие от вестибулярной и проприоцептив- ной систем, обеспечивают мышечный тонус, благодаря которому тело сохраняет вертикальное положение и обла- дает достаточной энергией для какой-либо активности. У детей с сенсорной дисфункцией часто встречается низкий мышечный тонус, они кажутся слабыми или вялыми. Им требуются значительные усилия для того, чтобы просто удерживать голову и тело в вертикальном положении, по- этому они быстро устают. Низкий тонус шейных мышц
Если ребенок, работая за столом, не в состоянии
спокойно сидеть и поддерживать тело в вертикальном положении,
это может служить признаком плохой сенсорной интеграции.
Что такое нарушения сенсорной интеграции? 75
заставляет сидящего ребенка ложиться головой на руку. Основными преградами нередко оказываются чтение
Оставаться в вертикальном положении - тоже нелегкая и письмо. Ребенок должен запоминать, вверх или вниз
работа: человек стремится опереться, например, о стену. «ножками» пишется буква м, справа или слева палочка
Если вестибулярная, проприоцептивная и тактильная у буквы р и т. д. Знания такого рода обеспечиваются зри-
системы работают со сбоями, у ребенка страдает двига- тельной или мышечной памятью, большинство людей пи-
тельная координация. Ребенок теряет равновесие, все шет «на автомате». Однако, если деятельность мозга не
время спотыкается, чаще сверстников роняет предметы. упорядочена, ребенок не может в нужный момент «найти»
Некоторые даже падают со стульев, будучи не в состоянии эти воспоминания. Заставлять дошкольника учиться чте-
точно оценить размеры сиденья. Неловкие движения, как нию до того, как его мозг будет в состоянии справиться
правило, являются результатом плохой обработки сигна- с этим заданием, не только не эффективно, но и вредно:
лов, полученных от тела и действия силы тяжести, хотя так вы «уведете» его в сторону от сенсомоторного опыта,
они могут быть следствием и других неврологических на- необходимого его мозгу на данном этапе, чтобы он смог
рушений. Неспособность играть - это очень распространен- научиться читать чуть позже. Для детей с определенны-
ный симптом нарушений сенсорной интеграции. Ребенок, ми видами сенсорных нарушений чтение всегда пред-
у которого не получается построить домик из кубиков, ставляет трудность. Некоторым из них особенно трудно
удержать игрушку, сложить простую мозаику, вероятно, записывать услышанные слова: они не могут интегриро-
имеет проблемы с сенсорной интеграцией. вать звуковые ощущения с ощущениями в кисти и паль-
Проблемы с обучением в школе.Если нарушение цах. Такие дети могут сказать: «Я знаю, чего вы хотите,
сенсорной интеграции в мозгу незначительно, то может но не могу это записать».
казаться, что с ребенком все в порядке, - до тех пор, пока В целом дети с нарушением сенсорной интеграции
он не столкнется со школьными заданиями. Чтение, пись- плохо ориентируются в окружающем их пространстве.
мо, математика требуют хорошей сенсорной интеграции Они то и дело натыкаются на людей или предметы, по-
и предъявляют к мозгу сложные требования. Нарушение скольку не в состоянии оценить их пространственное по-
интеграции либо прямо влияет на протекающий в мозгу ложение, а также положение собственного тела. Они в
процесс обучения, либо ведет к нарушению поведения, буквальном смысле «потерянные». Из-за этой особенности
связанного с учебой в школе, даже если способности к обу- им трудно в школе переписывать в тетрадь написанное
чению не снижены. Если задания слишком трудны, а со- на доске: возникает проблема, во-первых, с оценкой рас-
ответствующей поддержки ребенок не получает, он может стояния между собой и доской, а во-вторых, с расположе-
начать избегать посещения школы и, в конце концов, так нием букв на бумаге. Буквы выходят разного размера и
и не закончит свое школьное образование. кривыми.
_______________________________________________
Нарушение интеграции либо прямо влияет Бывают дни, когда сконцентрироваться на чем-либо и за-
на протекающий в мозгу процесс обучения, либо ведет вершить дело вообще невозможно.
к нарушению поведения, связанного с учебой в школе._
Юность.К тому времени, как ребенок с нарушением Процесс интеграции
интеграции превратится в подростка, он уже успеет, воз-
можно, приспособиться к учебному процессу настолько, Симптомы, рассмотренные в предыдущем разделе, - это
что сможет продвигаться вперед. В противном случае он не корень проблемы, это лишь «конечный продукт» неэф-
перестанет стремиться к успехам, что чревато прекраще- фективной и нестабильной работы мозга по интеграции
нием занятий в школе. Если нарушение не очень серьезно, сенсорной информации. Увидеть связь между нарушением
оно проявляется в незначительных проблемах: например, сенсорной интеграции и упомянутыми симптомами нам
ребенок время от времени путает право и лево, плохо за- поможет схема процесса сенсорной интеграции (см. рис.
поминает последовательность цифр (телефонные номера) 3), где показано, как различные виды сенсорной инфор-
или ошибается при пересчете сдачи в магазине. Подрост- мации объединяются, формируя функции, необходимые
ки с сенсорными нарушениями иногда избегают участия ребенку для достижения успеха и получения удовольствия
в определенных видах деятельности - танцах, спортивных от жизни. Эта схема пригодится и для понимания про-
играх - и иногда с трудом выстукивают простой музыкаль- блем, которые мы обсудим в последующих главах книги.
ный ритм. Очевидно, что подобные помехи формируют В крайнем правом столбце схемы («Результаты») пере-
у подростков ощущение собственной неполноценности. числены качества, необходимые человеку для общения с
Одной из самых распространенных жалоб родителей семьей и друзьями, обучения, работы. Способность к обу-
подростков с сенсорными нарушениями является несо- чению, здоровая личность и целеустремленность - вот что
бранность. Мозгу трудно организовать ощущения и, сле- делает наши действия успешными. Однако все это не па-
довательно, все остальное. Ребенку не по силам концен- дает с неба, а является результатом многолетнего развития
трировать внимание на таких задачах, как уборка комна- и интеграции мозговых процессов. Что нужно ребенку,
ты или писание сочинения по книге. Подростку с чтобы достичь этой стадии развития? Что мешает детям,
нарушением сенсорной интеграции трудно планировать неспособным ее достичь? Ответить на подобные вопросы
серии задач - аналогично тому, как в более раннем воз- нам поможет анализ процессов, связанных с интеграцией
расте он не мог усвоить серии букв или цифр. Он не зна- сенсорной информации.
ет, счего начать, или сколько времени займет каждое В крайнем левом столбце схемы («Ощущения») пере-
действие. Если его прерывают, он забывает, что он делал. числены основные сенсорные системы. Главное условие -
Что такое нарушения сенсорной интеграции? 77
их адекватная стимуляция и свободная передача импуль- ганизация его нервной системы опирается на более фун-
сов от рецепторов в мозг. У ребенка с нарушением инте- даментальные ощущения.
грации в целом это требование выполняется, помеха На третьем уровне сенсорной интеграции к процессу
заключается лишь в интеграции сенсорных сигналов. подключаются слуховые и зрительные ощущения. Слухо-
Фигурные скобки на схеме представляют «уровни» вые и вестибулярные ощущения объединяются с образом
процесса сенсорной интеграции. Недостаток схемы состо- тела, а также со связанными с ними функциями, давая
ит в том, что она не отражает непрерывность интегра- ребенку возможность говорить и понимать язык. Зри-
ции. Функции, представленные на схеме, не развиваются тельные сигналы, интегрируясь с этими тремя базовыми
волнообразно. Все происходит одновременно, хотя некото- видами ощущений, дают ребенку точное, детальное зри-
рые функции формируются раньше других. тельное восприятие и координацию глаз-рука. Достигнув
Значение скобок соответствует их виду: несколько третьего уровня, ребенок действует: он выполняет уже бо-
свойств объединяются. На первом уровне скобка после лее целенаправленные действия, например, ест ложкой
тактильной системы означает, что ощущения от прикос- или вилкой, рисует, собирает и разбирает вещи.
новения на каждом миллиметре кожи объединяются, на- На четвертом уровне все перечисленное сводится вое-
ходя применение в нескольких областях: помогая ребенку дино, формируя функции мозга как единого целого. Про-
сосать материнскую грудь и питаться и формируя связь исходящее здесь - это результат всех сенсорных процессов
мать-ребенок. Скобка, объединяющая вестибулярную первых трех уровней. Способность организовать себя и
и проприоцептивную системы, означает процесс, благо- сконцентрироваться является частью способности к школь-
даря которому организуются движения глаз, управление ному обучению. Самооценка, самоконтроль и уверенность
телом, биомеханическое равновесие, мышечный тонус и в себе коренятся в ощущении своего тела как некоего уме-
противодействие силе тяжести. лого сенсомоторного «целого», а также в хорошей инте-
Второй уровень формируется, когда три основных вида грации нервных сигналов. Раз обе стороны тела могут ра-
ощущений - тактильные, вестибулярные и проприоцеп- ботать слаженно и целенаправленно, значит, у каждой из
тивные - интегрированы, в результате мы получаем пер- них и у каждого из двух полушарий мозга есть естествен-
цептивный образ своего тела, координацию двух сторон ная специализация.
тела, двигательное планирование, определенный уровень Развитие ни одной из этих функций не ограничивает-
активности, концентрацию внимания и эмоциональную ся каким-то определенным возрастом. Мозг ребенка рабо-
стабильность. Эта скобка говорит нам, что зрительные и тает на каждом из уровней сенсорной интеграции на про-
слуховые ощущения не играют главной роли в развитии тяжении всего детства. В двухмесячном возрасте его нерв-перечисленных функций. Ребенок видит и слышит, но ор- ная система активнее всего трудится на первом уровне
Что такое нарушения сенсорной интеграции?
интеграции, чуть меньше - на втором и еще меньше - на третьем. В год самыми важными становятся первый и второй уровни, третий приобретает большую значимость. В три года он все еще продолжает работать на первых трех уровнях, но подключается и четвертый. В шесть лет первый уровень обычно уже пройден, второй - почти завершен, третий все еще развивается, а четвертый начинает играть главную роль. Ребенок снова и снова учится одним и тем же вещам, сначала ползая, затем начав ходить, а потом и ездить на велосипеде. Давайте рассмотрим каждый из уровней интеграции подробнее.
Первый уровень интеграции
Прикосновения крайне важны для ребенка и сильно влияют на всю его дальнейшую жизнь. Тактильные ощущения помогают младенцу сосать грудь, а позднее - пережевывать и проглатывать пищу. Плохая работа тактильной системы может затруднить сосание, а в более старшем возрасте привести к неприятию твердой пищи из-за ее структуры.
Младенцу необходимо иметь телесный контакт с матерью или с тем, кто о нем заботится, а его мозг должен правильно истолковать ощущения от этого контакта, чтобы у ребенка сформировалась первая в его жизни эмоциональная привязанность. Харлоу (Нагlow 1958, 1959) показал, что эмоциональная связь имеет в основном тактильную природу. Эту тактильно-эмоциональную привязанность иногда называют «связью мать-ребенок». Бла-
годаря ей младенец впервые ощущает себя физическим те- лом. Кожа служит для него границей его «я», и поэтому обработка тактильной информации в мозгу оказывается для малыша основным источником чувства безопасности. Харлоу показал это в эксперименте с обезьянами, поме- стив их в комнаты с незнакомыми им объектами*. Дете- ныши, воспитанные плюшевой «мамой», самостоятельно исследовали комнату и предметы, хотя в присутствии
* В эксперименте использовались специально изготовленные манекены двух типов - мягкий плюшевый и жесткий проволоч- ный. - Прим. науч. ред.
своей «мамы» время от времени поглядывали в ее сторону, словами - лишает ребенка твердого «фундамента-, необхо-
ища одобрения. Детенышам, воспитанным неприятной димого для ходьбы и поддержания тела в положении стоя.
для контакта «мамой» из проволоки, было невыносимо Следовательно, ребенок может так и не научиться управ-
находиться в незнакомой обстановке. лять положением тела, что обычно люди делают автома-
Мать обнимает малыша и возится с ним, но такого тически, его движения будут скованными и неловкими,
стимула ему будет недостаточно, если нарушение инте- равновесие - нестабильным, а мышечный тонус – низким.
грации затронет процесс обработки тактильных ощуще- Несмотря на вероятность компенсации этих проблем в бу-
ний. Слабая первая привязанность в дальнейшем затруд- душем, они могут замедлять развитие и в конечном счете
няет формирование эмоциональных связей. Не получая приводить к сильному утомлению.
ощущения безопасности от общения с матерью через при- Тактильные сигналы служат ключевым источником
косновения, ребенок впоследствии будет чувствовать себя комфорта и безопасности. Еще один такой источник - си-
эмоционально менее защищенным. Дети с нарушением ла тяжести. Гравитационная безопасность - это уверен-
работы тактильной системы эмоционально более скованны, ность в том, что ты твердо стоишь на земле и что, именно
хотя на самом деле нуждаются в привязанности сильнее, стоя на земле, ты находишься в наибольшей безопасно-
чем их типично развивающиеся сверстники. Рутинные сти. Эта уверенность появляется потому, что мы чувству -
задачи вызывают у них острую реакцию. Страдает и са- ем земное притяжение, а наш мозг организует эти ощу-
мостоятельность. щения так, чтобы мы были с притяжением «на дружеской
Интеграция вестибулярных и проприоцептивных сиг- ноге». Если сенсорная информация от внутреннего уха,
налов обеспечивает движение глаз. Без нее ребенку будет мышц и суставов интегрируется плохо, ребенок не может
трудно сфокусировать взгляд на объекте или следить за определить свое местоположение в пространстве и по-
движущимся предметом, а позднее - водить взглядом по нять, как он в нем двигается. Он все время боится упасть
строчкам. Таким образом, чтение окажется настолько из- боится, когда его переворачивают в воздухе. Лишенный
нуряющим занятием, что потеряет всякий смысл. чувства гравитационной безопасности, он чувствует себя
Недостаточная интеграция вестибулярной и проприо- незащищенным в целом. Если к этому прибавляется эмо-
цептивной систем тормозит развитие постуральных ре- циональная незащищенность, обусловленная плохой ин-
акций, таких как переворот со спины на живот или пере- теграцией тактильных сигналов, то под угрозу ставится
мещение тела в положение стоя на четвереньках, иными все эмоциональное развитие малыша. Никому из нас не
представить весь ужас, который испытывает маленький
* Постуральный (англ. postural - обусловленный положением человечек, не справляющийся с простыми тактильными
тела в пространстве, относящийся к позе. - Прим. перев. или вестибулярными сигналами.
Что такое нарушения сенсорной интеграции? 81
Второй уровень сенсорной интеграциисхемы тела. Если ребенок слишком полагается на зрение,
вероятно, его образ тела неполон.
Тактильные, вестибулярные и проприоцептивные функ- Недостаток точных и надежных данных об отношени-
ции являются кирпичиками здания эмоциональной ста- ях между правой и левой сторонами тела чреват для ре-
бильности. Если все эти три главные системы не работают бенка трудностями при выполнении задач, требующих
должным образом, ребенок, скорее всего, будет реагиро- скоординированных действий обеих рук или обеих ног.
вать на окружающее слабее, чем следует. Некоторые дети Особенно это касается игры на барабане или танцев.
уходят в себя, становятся тихими и стараются угодить лю- Расстройство координации между сторонами тела неред-
дям, которые их окружают. Другие гиперактивны и реаги- ко наблюдается у детей с вестибулярными нарушениями.
руют на каждый слуховой или зрительный стимул. Одна- Если мозг не имеет точной «карты» тела, он не может
ко проблема здесь не в зрительных и слуховых ощущени- осуществлять «навигацию», то есть планировать движе-
ях: ребенок чрезмерно активен потому, что его основные ния. Большинство взрослых пользуются вилкой или наде-
сенсорные процессы не дают ему остановиться. Несмотря вают одежду автоматически, однако маленькому ребенку
на активность, он не концентрирует внимание на том, для этого приходится составлять план движений. Двига-
что делает, поэтому редко доводит дело до конца. Сфоку- тельное планирование - это сенсорный процесс, позволя-
сироваться на чем-либо ему не под силу. С такими детьми ющий нам адаптироваться к незнакомым задачам и затем
трудно справляться как дома, так и в школе. учиться выполнять их спонтанно. Ключом к двигательно-
Подобное мы наблюдаем у детей с плохо организован- му планированию служит схема тела с точной тактиль-
ным перцептивным образом, или схемой тела. Схема (об- ной, проприоцептивной и вестибулярной информацией.
раз; тела состоит из «карт» тела, хранящихся в мозгу. Не имея хороших «карт» своего тела, ребенок не в состоя-
Этикарты содержат информацию о каждой из частей те- нии направлять движения, которых он ранее не делал, и
ла, отношениях между ними, а также о движениях, за ко- осваивает их очень долго. В то же время плохо организо- торые они отвечают. Схема тела дополняется в мозгу по ванная нервная система заставляет его выполнять мно-
мере того, как ощущения, связанные с кожей, мышцами, жество плохо спланированных движений. Возня с игруш-суставами, силой тяжести и движениями, организуются ками превращается в трудную задачу, и ребенок часто их и накапливаются в результате ежедневных действий ре- ломает. Он не стремится ломать игрушки, но не чувствует,
бенка. Хорошо организованный образ собственного тела как с ними обращаться, и поэтому его движения слишком позволяет человеку чувствовать, что делает та или иная резки, а усилия - чрезмерны. часть его тела, не глядя на нее и не прикасаясь к ней. О том, как организована работа мозга ребенка, позво-
Зрительная информация не так уж важна для создания ляет судить уровень активности и концентрации внимания.
6 Ребенок и сенсорная интеграция
Неупорядоченные ощущения не дают малышу сконцентрироваться и придать своим действиям целенаправленный характер. Слуховые и зрительные стимулы нередко отвлекают или перевозбуждают ребенка: именно так обычно и происходит, когда телесные и гравитационные ощущения недостаточно интегрированы (организованы).
Третий уровень интеграции
Сенсорная интеграция - процесс непрерывный. Каждый предыдущий уровень интеграции открывает дорогу к следующему. Прежде чем ребенок научится понимать слова, ему необходимо научиться сосредотачивать внимание на говорящем человеке. Освоить произнесение слов можно, лишь получив надежные сенсорные данные от ротовой полости. Отдел мозга, отвечающий за связь слуха с речью, нуждается также в вестибулярных ощущениях. На рис. 3 показано, что речь и язык зависят от интегра- ции слуховых сигналов с вестибулярной системой.
Как уже говорилось в 3-й главе, слуховая и вестибуляр-ная системы тесно связаны. Слушать человеческую речь, безусловно, очень важно для развития понимания языка и для речевого развития, но вестибулярная система долж- на помогать мозгу обрабатывать услышанную информа-
Зрительный анализ пространства (зрительная перцепция
пространства) говорит нам об окружающем мире многое:
перевернута ли чашка, войдет ли колышек в выемку,
куда должен лечь фрагмент мозаики.
Что такое нарушения сенсорной интеграции? 83
цию. У детей с определенными видами вестибулярных на- тям с вестибулярными нарушениями нелегко разобраться
рушений речь развивается медленнее, хотя обычно, когда в том, что же они видят. В особо серьезных случаях ребе-
они начинают говорить, она не выходит за рамки нормы. нок не воспринимает глубину пространства: ему трудно
Для артикулирования, то есть произнесения слов, не- ходить по лестнице и оценивать высоту предметов. Если
обходима слаженная работа всех трех основных сенсор- к этому добавляется плохая работа проприоцептивной си-
пых систем. Даже простейшее односложное слово, напри- стемы, то такие действия, как наливание молока из кув-
мер мяч или кот, требует очень точных движений языка шина или сервировка стола, оказываются непосильными.
и губ. Многие дети с нарушением сенсорной интеграции На третьем уровне интеграции действия ребенка ста-
не чувствуют, где именно находится язык и как «работа- новятся более целенаправленными. Он теперь выполняет
ют» губы, поэтому их слова бывает трудно разобрать. задания, понимая, что они имеют начало, длятся и закан-
Подобно речи и языку, зрительная перцепция - резуль- чиваются, и он уже способен отслеживать процесс, направ-
тат предшествующей сенсорной интеграции. Она пред- ляясь к поставленной цели. Тянуться за погремушкой,
ставляет собой смысл, который мы извлекаем из увиден- ползти по комнате к игрушке, поднимать ее, вставлять
ного. Самая простая зрительная перцепция - это когда палочку в отверстие, взбираться куда-то - все это целена-
мы распознаем, что, собственно, мы видим. Более слож- правленные действия. Типично развивающиеся дети мо-
ная - это восприятие объекта в связи с другими объекта- гут действовать целенаправленно, так как их основные
ми и фоном. Зрительный анализ пространства (зритель- сенсорные процессы стабильны, непрерывны и надежны.
ная перцепция пространства) говорит нам об окружающем Ребенок же с нарушением сенсорной интеграции стол-
мире многое: перевернута ли чашка, войдет ли колышек кнется с трудностями, пытаясь завершить начатое, по-
в выемку, куда должен лечь фрагмент мозаики, как вло- скольку его многое смущает, отвлекает, возбуждает или
жить письмо в конверт так, чтобы адрес на бумаге оказал- расстраивает.
ся напротив прозрачного окошка в конверте, и так далее. Многие виды деятельности мы выполняем, глядя на
Очевидно, что для ответов на подобные вопросы мы свои руки. Движениями рук руководят вестибулярные и
должны видеть, что происходит. Но одного зрения тут не- проприоцептивные ощущения, однако нам обязательно
достаточно. Для развития зрительной перцепции нужно надо смотреть на то, что мы делаем, если задача нам не-
также иметь солидный опыт взаимодействия с предмета- знакома или требует очень точных движений. Хорошая ми: прикосновения, удержание предметов в руке, их пе- координация глаз-рука означает, что руки и пальцы за-
ремещение, ощущение их веса (с помощью мышц и суста- нимают именно то положение, которое им приказывает вов), а также силы тяжести, действующей на предмет, и занять мозг. Одной лишь интеграции зрительных сигна-
инерции, возникающей при его движении. Поэтому де- лов и сообщений, предназначенных для рук, мало: мозгу
необходима соответствующая информация о действии си- лы тяжести, движениях, работе мышц, суставов и кожи всех частей тела. Мозг так устроен, что он работает как единое целое, и это единственно возможный способ работать хорошо. Если сигналы от любого из органов чувств беспорядочны, страдает все остальное. Следовательно, у детей с вестибулярными, тактильными или проприоцеп-тивными нарушениями координация глаз-рука часто да- ет сбои. Им трудно разобраться, где и как нужно провести линию или закрасить фигуру. Позднее они не смогут выполнять точную работу с помощью ручных инструментов.