Понимание скрытых проблем развития

с практическими рекомендациями для родителей и специалистов

Теревинф 2009

Понимание скрытых проблем развития - student2.ru

Издание осуществлено

В рамках совместных проектов

РБОО «Центр лечебной педагогики»

С филиалом благотворительной компании «Эвричайлд» (Великобритания)

В Российской Федерации

И представительством

Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ)

В Российской Федерации

УДК 612.821.8:376+616.8-053.2-056.2/.3 ББК 28.706+74.3 А36

Айрес, Э. Дж.

Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Да­ре]. - М.: Теревинф, 2009. - 272 с. ISBN 978-5-901599-90-7

Классический труд Э. Джин Айрес - одного из самых из- Copyright © 2005 by Western Psychological Services. Translated
вестных и уважаемых в западном научном мире специа- and reprinted by permission of the publisher, Western Psychological
листов по детскому развитию - впервые публикуется на Services. Not to be reproduced in any form without written permis-
русском языке. Разработанная автором теория сенсорной sion of Western Psychological Services. 12031 Wilshire Boulevard,
интеграции, основанная на системном подходе к функци- Los Angeles, California 90025, U.S.A. All rights reserved.
онированию мозга, помогает понять связь процессов обра­-
ботки сенсорной информации с поведением и обучением © Western Psychological Services, 2005. Книга переведена
ребенка, увидеть, что школьная неуспеваемость, поведен- и издана с разрешения Western Psychological Services.
ческие трудности и многое другое - в большинстве случа- Воспроизведение в любой форме без письменного согласия
ев не результат плохого воспитания или лени ребенка, a Western Psychological Services запрещено. 12031 Wilshire
реальные проблемы, требующие пристального внимания Boulevard, Los Angeles, California 90025, U.S.A.
и планомерных занятий. Методам преодоления такого Все права защищены.
рода проблем посвящена значительная часть книги.

Книга предназначена как самым разным специали- Copyright © 2005 photos by Shay McAtee
стам (неврологам, психологам, педагогам, специалистам

по физической и социальной реабилитации, эрготерапев- ISBN 978-087424-437-3 (англ.)

там), так и родителям, которые смогут по-новому взгля- ISBN 978-5-901599-90-7 (рус.)
нуть на проблемы и трудности своих детей и выработать

стратегию их поддержки, используя рекомендации автора. © Перевод на русский язык, оформление. “Теревинф”, 2009

Осмысливая сенсорную интеграцию.................................................................................... 52

содержаниеКак мозг обрабатывает информацию 55

Почему ощущения важны.................................................................................... 58

Ощущения и мозг в целом................................................................................... 64

Как нервная система

Предисловие научного редактора......................... 7учится интегрировать ощущения........................................................................................ 65

Вступительное слово............................................. 12

Предисловие............................................................. 16

67 нарушения сенсорной
17 сенсорная интеграция интеграции

и мозг 4. Что такое нарушения сенсорной интеграции? 69

Причина проблемы.................................................................................... 71

История Брэндона ...................................................... 18 Процесс интеграции...................................................................................... 76

1. Что такое сенсорная интеграция?.................... 19Первый уровень интеграции 79

Немного о словах........................................................ 20 Второй уровень сенсорной интеграции...................................................................................... 81

Сенсорная интеграция - это........................................ 21 Третий уровень интеграции...................................................................................... 82

Нарушение сенсорной интеграции -это..................... 25 Четвертый уровень интеграции...................................................................................... 84

Осмысливая сенсорную интеграцию.......................... 27

Зачем была написана эта книга................................... 29 5. Нарушение работы вестибулярной системы...................................................................... 87

Организация вестибулярной системы.................................................................................... 88

2. Развитие сенсорной интеграции: Сниженная активность вестибулярной системы:

от рождения до школы....................................... 30история Раяна ................................................................................... 100

Основы развития ребенка............................................ 31 Сниженная активность вестибулярной системы...................................................................................... 101

Этапы развития............................................................ 34 Опросный лист «Нарушение вестибулярно-

билатеральной интеграции».............................................................................. 106

3. Нервная система: взгляд изнутри.................... 47Советы родителям 107

Как работает мозг........................................................ 47 Повышенная активность вестибулярной системы...................................................................................... 107

Части нервной системы............................................... 49 Гравитационная неуверенность: история Шона...................................................................................... 108

Опросный лист «Гравитационная неуверенность».......113 Осмысливая сенсорную интеграцию 154

Советы родителям.................................................... 114 Опросный лист «Зрительная перцепция»..................................................................................... 156

Осмысливая сенсорную интеграцию......................... 115 Советы родителям..................................................................................... 157

Нарушения слуха и языка............................................................................. 158

Жизнь с диспраксией развития: история Тода........ 116 Осмысливая сенсорную интеграцию..................................................................................... 158

6. Диспраксия развития........................................ 117 Опросный лист «Обработка звуковых импульсов»................................................................. 160

Виды движений и их нарушения ............................... 117

Схема тела и двигательное планирование................ 122 Аутизм: история Марианны.................................................................................... 161

Осмысливая сенсорную интеграцию........................ 124 9. Ребенок с аутизмом.................................................................................... 162

Диспраксия развития: что это такое?........................ 130 Нарушение обработки сенсорных сигналов.................................................................................... 163

Что чувствует ребенок с диспраксией?.................... 134 Желание действовать .................................................................................... 167

Советы родителям................................................... 135 Осмысливая сенсорную интеграцию.................................................................................... 170

Опросный лист

«Праксис (двигательное планирование)».......... 137

173 как можно помочь

Тактильная гиперчувствительностъ:

история Ники....................................................... 138 10. Оценка и вмешательство.............................................................................. 173

7. Тактильная гиперчувствительность............. 139 Интеграция и навыки: влияние окружающей среды...…. 174

Симптомы.................................................................. 140 Природа терапии,

Осмысливая сенсорную интеграцию........................ 142 основанной на сенсорной интеграции.................................................................................... 175

Опыт ребенка............................................................. 142 Основные принципы.................................................................................... 178

Что происходит в нервной системе?........................ 143 Случай из практики.................................................................................... 187

Где произошел сбой?................................................ 146

Советы родителям................................................... 146 11. Что могут сделать родители.................................................................................... 190

Опросный лист Разберитесь в проблеме 190

«Тактильная гиперчувствительность»............. 147 Контролируйте окружающую среду.............................................................................. 195

Помогайте ребенку учиться играть............................................................................. 198

Нарушение зрительной перцепции: история Эшли …. 149 Обратитесь к специалисту 203

8. Зрительная перцепция и нарушения слухаБрэндон... продолжение (см. 1-ю главу).......................................................................................................................................................................................... 207

и речи.......150

Нарушения зрительной перцепции........................... 151

7
208 приложения Предисловие

Приложение А. Комментарии.............................. 209 научного редактора

1. Что такое сенсорная интеграция?......................... 209

2. Развитие сенсорной интеграции:

от рождения до школы........................................ 210 Готовить к изданию книгу Э. Джин Айрес - огромная честь

3. Нервная система: взгляд изнутри.......................... 212 и удовольствие. Во-первых, потому, что впервые на рус-

4. Что такое нарушения сенсорной интеграции?..... 213 ском языке выходит книга, пожалуй, самого известного в

5. Нарушение работы вестибулярной системы........ 214 мире детского эрготерапевта . А во-вторых, потому, что,

6. Диспраксия развития.............................................. 216 как я искренне надеюсь, знакомство с подходом автора к

7. Тактильная гиперчувствительность...................... 218 анализу проблем и терапии"" поможет специалистам и ро-

8. Зрительная перцепция и нарушения слуха и речи... 220 дителям по-новому взглянуть на трудности детей с нару-

9. Ребенок с аутизмом............................................... 222 шениями сенсорной интеграции и помочь таким детям.

10.Оценка и вмешательство..................................... 223 Э. Дж. Айрес начала работу над принципами терапии,

11. Что могут сделать родители............................... 224 основанной на сенсорной интеграции (сенсорно-интегра-

тивной терапии)***, в 50-х годах прошлого века. Это было

Приложение В. Обзор литературы.................... 227________________________________________________

Эволюция нервной системы...................................... 221 * Объяснение встречающихся в книге терминов дано в Словаре

Адаптивный ответ...................................................... 228 терминов на с. 249. - Прим. науч.ред.

Причины нарушений сенсорной интеграции........... 233 ** Слово «терапия» здесь, как и во всей книге, используется для

Стимулирующая среда и нормальный мозг............. 234 обозначения подхода к помощи, собственно вмешательства спе-

циалистов, а также того, что происходит на занятиях. Таким об-

_ разом, «терапия» в этих значениях не имеет ничего общего ни с

Приложение С. Терапевтическое оборудование…….237разделом медицины, ни с использованием лекарственных пре-

паратов. - Прим. науч. ред.

Приложение D. Ответы на вопросы родителей....... .242*** В английском языке словосочетание sensory integration ис-

пользуется и для описания процессов обработки сенсорной инфор-

Словарь терминов…………………………………...249мации в центральной нервной системе, и для названия специ-

фического вида терапии - вмешательства, основанного на при-

влечении, стимулировании и улучшении процессов сенсорной

Предметный указатель......................................... .260интеграции. К сожалению, в русском языке такое окончание см. на с. 8

время всплеска научной мысли, когда самые разные спе- черты. Во-первых, это строгая нейробиологическая осно-
циалисты активно искали пути помощи детям и взрослым ва, обусловленная четкими теоретическими позициями
с нарушениями развития, а также с неврологическими обоих авторов. Интересно, что и идеи Карела и Берты
проблемами. Именно оттуда берут свое начало Бобат- Бобат, и взгляды Э. Дж. Айрес на работу мозга базирова-
терапия и другие нейроразвивающие методики, Войта- лись на иерархических представлениях о функциониро-
терапия и кондуктивная педагогика А. Петё. Специалис- вании центральной нервной системы. Это объясняется
ты по физической реабилитации (физические терапевты), очень просто: иных взглядов тогда еще и не существова-
эрготерапевты, педагоги и психологи пытались выявить ло! Однако и нейрофизиологические подходы к помощи
связи между представлениями о работе центральной людям с поражениями мозга, и сенсорная интеграция во
нервной системы (ЦНС), патологией, симптомами нару- многом предвосхитили принятую сейчас системную мо-­
щений, которые они наблюдали, и полученными ими эм- дель организации работы ЦНС, в основе которой лежат
пирическими данными об эффективных и неэффектив- представления о горизонтальных связях между различ-­
ных приемах помощи пациентам. Это было удивительное ными областями мозга, о взаимной зависимости и рас-
время: уже тогда специалисты высказывали идеи о рабо- пределении контроля над функциями, а также об опреде-
те мозга, которые много позже нашли экспериментальное ленной автономии отдельных функциональных областей
подтверждение и были сформулированы как новые теории ЦНС. Еще одно сходство упомянутых терапевтических
организации нервной системы. Множество разработанных подходов - их междисциплинарный характер. Самые раз-
ими подходов к помощи остаются актуальными и сейчас. ные специалисты могут использовать эти идеи, чтобы
Прежде всего, это Бобат-терапия и сенсорная интеграция лучше понять нарушения ребенка и, возможно, в чем-то
Э. Дж. Айрес. изменить свою работу. А если и физические терапевты, и
Оба эти подхода, совсем разные и адресованные лю- эрготерапевты, и психологи, и педагоги, и родители будут
дям с абсолютно несхожими проблемами, имеют и общие исходить из одних и тех же теоретических предпосылок,

____________________________________________________ объясняющих состояние ребенка, и придерживаться об-

начало см. на с.7 двойное использование термина неприемлемо. Возмож- щих практических подходов к помощи, это послужит фун-

но, через некоторое время специалисты согласятся с введением даментом эффективного взаимодействия между ними и,

термина «сенсорно-интегративная терапия» вместо крайне в конечном счете, повысит эффективность вмешательства.

неудобного как в письменной, так и в устной речи объемного и наконец, оба подхода не являются «наборами» упраж-

описательного определения, что было бы разумнее сделать и с нений, перечнями инструкций, которые подойдут любому языковой точки зрения. Пока же, в первом издании, мы исполь- ребенку, - они представляют собой системы анализа про-

зуем более громоздкие словосочетания, например, «терапия, блем и нарушений, четкие обоснования выбора вмеша-

основанная на сенсорной интеграции». - Прим. науч. ред.

тельства, проведения терапии и оценки эффективности. алисту или тому же студенту урок общения с родителя-

Этот момент часто ускользает от внимания читателей и ми? Э. Дж. Айрес последовательно и тактично учит всех

теряется при пересказе идей авторов, что приводит к нас - и опытных специалистов, и новичков, и людей, да-

ошибочному пониманию сути вмешательства. Так, кача- леких от медицины и реабилитации, - понимать пробле-

ние на мяче само по себе не имеет ничего общего с Бобат- мы, приводит удивительно образные иллюстрации, позво-

терапией, а раскачивание на качелях или катание на ро- ляющие «примерить» на себя различные нарушения сен-

ликовой доске автоматически не станет терапией, осно- сорной интеграции.

ванной на сенсорной интеграции! Именно поэтому столь Автор дает превосходный обзор процессов сенсорной

важно, что книга Э. Дж. Айрес наконец выходит на рус- интеграции, которые непрерывно протекают в ЦНС, а

ском языке, и читатели смогут узнать о теории сенсорной также анализирует, каким образом нарушения обработки

интеграции и терапии нарушений обработки сенсорной и интеграции сенсорных сигналов влияют на такие важ-

информации из первых рук. нейшие сферы жизни ребенка, как эмоции, игра, соци-

Кому же адресована книга? Коллеги автора говорят альное взаимодействие, регуляция поведения, обучение
о том, что Э. Дж. Айрес хотела написать ее прежде всего и освоение двигательных навыков. Очень хочется наде-
для родителей, которые по разным причинам не могли яться на то, что наша книга позволит расширить пред-
посещать занятия специалистов, направленные на раз- ставление читателей о проблемах школьной успеваемо-
витие сенсорной интеграции. Это определяет язык изло- сти, о процессе освоения письма, чтения и счета, о двига-
жения, которым написана книга. Возможно, кого-то из тельной неловкости и неуклюжести некоторых детей и,
неврологов, нейропсихологов или других специалистов частично, о страхах и неуверенности в себе, а также о мно-
и будут раздражать своеобразные метафоры автора, кото- гом другом. Дети с нарушениями сенсорной интеграции
рые она использует для объяснения механизмов работы и их родители получили в лице Э. Дж. Айрес прекрасного
мозга, или сознательно облегченный терминологический адвоката, который поможет им доказать, что проблемы
словарь, но для меня способность говорить просто о слож- в школе, общении со сверстниками и поведенческие труд­
ном является одним из достоинств автора и его книги. ности - не результат плохого воспитания или лени ребен-
Так ли много мы знаем изданий по нейробиологии, кото- ка, а реальная проблема, требующая пристального вни-
рые могут прочитать и студенты, и специалисты, и роди- мания и планомерных занятий.

тели, и не просто прочитать, а понять мысль автора и по- Хочется надеяться, что автор поможет и еще одной

cле прочтения «получить» общий язык для обсуждений группе читателей, а именно детским неврологам, увидеть

проблем конкретного ребенка? Много ли мы видели работ, иные перспективы помощи детям с проблемами сенсор-

которые на каждой странице давали бы молодому специ- ной интеграции, кроме назначения лекарственных пре-

паратов. Совершенно естественно, что родители ребенка, певт. В западных странах это отдельная специальность,

имеющего достаточно выраженные проблемы, особенно и эрготерапевтов готовят на специальных факультетах

такие, которые мешают учиться, будут искать помощи в университетах, начиная с первого курса. К сожалению,

специалиста. Естественно и то, что одним из первых спе- в России эта специальность до сих пор не получила офи-

циалистов на их пути может оказаться невролог. К сожа- циального статуса, несмотря на усилия многих западных

лению, чаще всего такой ребенок в результате обычного и российских специалистов. Насколько мне известно, к

неврологического обследования получит стандартные на- моменту выхода книги в России прошли два семинара по

значения витаминов, ноотропных препаратов и «препара- терапии, основанной на сенсорной интеграции. Никакой

тов, улучшающих мозговое кровообращение». Э. Дж. Айрес более основательной подготовки, специальных продолжи-

убедительно доказывает, что ребенок с нарушениями сен- тельных курсов и всего того, что автор книги описывает

сорной интеграции нуждается в целенаправленном раз- как необходимый уровень подготовки, в нашей стране

витии обработки и интеграции сенсорных сигналов, тера- нет. Иначе говоря, найти эрготерапевта, прошедшего обу-

пия должна быть специфичной для каждого вида наруше- чение в области сенсорной интеграции, пока весьма слож-

ний, а «традиционные» медикаменты, возможно, сгладят но. Ближе всего к подходу автора, пожалуй, нейропсихо-

на время остроту проблем, но не научат мозг ребенка сен- логи и некоторые физические терапевты. Необходимо

сорной интеграции. Кроме этого, под словом «терапия» еще раз предостеречь и родителей, которые ищут помощи

автор подразумевает отнюдь не назначение препаратов, для своего ребенка, и специалистов, которые хотели бы

а строго дозированную и четко простроенную специфиче- заниматься этой областью терапии: сенсорная интегра-

скую тренировку нарушенных функций в специально ор- ция - это сложная теоретическая и практическая область,

ганизованной терапевтической среде. Возможно, книга и чтобы заниматься ею профессионально, недостаточно

подтолкнет кого-то из специалистов к тому, чтобы начать просто пролистать эту книгу! Если вы увидели объявле-

подробно оценивать сенсорные функции и особенности ние о том, что где-то ведет прием специалист в области

сенсорной интеграции ребенка и заниматься с детьми в сенсорной интеграции, расспросите такого специалиста

«сенсорном спортзале», а может быть, работа Э. Дж. Айрес об уровне его подготовки прежде чем доверять ему своего

стимулирует развитие в нашей стране такой важной об- ребенка! Возможно, ваши собственные попытки помочь
ласти неврологии, как неврология развития.

Наконец мы подошли, пожалуй, к самому важному * Подробнее узнать о развитии эрготерапии в России и устано-

вопросу: где можно найти помощь специалистов, подоб- вить контакты со специалистами, которые развивают эту спе-

ных Э. Дж. Айрес, для ребенка с нарушениями сенсорной циальность в нашей стране, можно, связавшись с Русской ассо-

интеграции? Как я уже говорила, автор книги - эрготера- циацией эрготерапии (РАЭТ). - Прим. науч. ред.

ребенку будут более безопасными и действенными, чем рим ли мы об «обычном» ребенке или ребенке, отстающим
помощь псевдопрофессионала. При подготовке русского в учебе, с церебральным параличом или синдромом Дауна,
издания книги Э. Дж. Айрес мы сознательно оставили с нарушениями зрения или слуха. Абсолютно всем детям
в тексте контактные данные специалистов в Америке. нужны сенсорный опыт, адекватная способность обрабаты-
Очевидно, что в нашей стране нет школьного отдела и от- вать и интегрировать различные виды сенсорной инфор-
деления эрготерапии, но, возможно, описание стратегии мации, формирование адаптивных ответов. Э. Дж. Айрес
поиска специалиста даст какие-то идеи нашим родите- указывает нам, что есть путь, который может помочь
лям и профессионалам, которые стремятся организовать всем этим детям, - развитие игровых навыков. Автор со-
помощь детям с нарушениями сенсорной интеграции. В ветует присмотреться к поведению детей на детской пло-
конце концов, за последние десятилетия в помощи детям щадке или в спортивном зале, наполненном оборудовани-
с нарушениями развития произошли огромные сдвиги. ем для тренировки сенсорной интеграции. Ребенок сам
Может быть, в скором времени и для детей с нарушения- интуитивно выбирает те виды сенсорной стимуляции, ко-­
ми сенсорной интеграции, которым посвятила свою торые нужны для развития именно ему. Мы, взрослые,
жизнь Э. Дж. Айрес, появится адекватная помощь! должны лишь дать ему возможность изучать потенциал

Обратимся еще раз к тексту книги. Автор все время собственного тела, формировать адаптивные ответы и,

призывает не забывать о важной особенности нарушений главное, найти для этого время и место. Автор призывает

сенсорной интеграции: их нельзя перерасти. Значит, у всех нас внимательно отнестись к потребности ребенка к игре

нас нет времени, чтобы потихоньку и не спеша начать и не заменять ее ранним обучением, компьютером и теле-

раздумывать о «возможном оказании помощи таким де- визором. Сначала ребенок должен все попробовать, потро-

тям в будущем». Что же должны делать родители и рабо- гать, потрепать, поэкспериментировать со всеми предме-

тающие с семьей специалисты, как только они заметили тами, которые его окружают, подвигаться в пространстве,

у ребенка проблемы? Автор говорит о следующих важных проползти, подлезть или залезть на все, что манит, -

вещах: об анализе проблем, поддержании позитивной са- только так он приобретет опыт, необходимый для разви-

мооценки ребенка, развитии у ребенка навыков игры и - тия. Последнее время я все чаще и чаще пытаюсь срав-

лишь в последнюю очередь - о поиске профессиональной нить жизнь детей поколения шестидесятых-семидесятых

помощи. Для меня это значит, что даже не имея квалифи- годов и жизнь нынешних малышей. Многие ли из сегод-

цированных специалистов, мы можем выполнять первые няшних дошкольников смогут придумать, как сделать все

три пункта и приносить ощутимую пользу детям! оборудование магазина из подручных средств и «доста-

Мне хотелось бы остановиться еще на одном моменте: вить» туда продукты из песка, глины, листьев, палочек и

сенсорная интеграция нужна всем детям. Не важно, гово- прочего мусора и грязи, сколько мальчишек в три года су-

меют придумать, как приладить ложку к грузовику, чтобы

получилась снегоуборочная машина? Сколько малышей Вступительное слово

смогут все это до того, как родители купят им блестящие
пластмассовые игрушки, в которых за них всё уже сдела-­
ли, - и игрушечные пакетики, и весы для магазина, и все Вот уже более тридцати лет я питаю глубочайшее уваже-
виды уборочной и прочей техники? Мне кажется, что ес- ние к Энн Джин Айрес (Аnna Jean Ayres) и бесконечно
ли родители и педагоги прочитают книгу Э. Дж. Айрес, ценю ее работу. Хорошо помню свою первую встречу с ней
они смогут по-другому оценить важность игры, активно- в 1973 году, когда я возглавила отделение эрготерапии в
сти ребенка и всего многообразия его взаимодействия с государственной школе и клинике «Пенхёрст» (Pennhurst
окружающей средой. State School and Hospital), штат Пенсильвания. В этом

Как было сказано выше, сенсорная интеграция нужна учреждении жили более тысячи детей и взрослых с нару-
всем детям. Конечно, ребенку с двигательными нарушени- шениями развития. Именно против него был начат судь­-
ями или с нарушениями зрения нужна будет дополнитель- боносный судебный процесс о «праве на образование».
ная помощь специалистов, чтобы дать ему необходимый Фактически такие меры по улучшению качества жизни
сенсорный опыт, помочь «изучить» окружающую среду, схе- пациентов «Пенхёрста», как создание отделения эрготе-
му тела, понять, как он может двигаться в пространстве. рапии, упрочение его профессионального статуса, расши-
Однако несомненно одно: и специалисты, и родители най- рение этого отделения и мое назначение туда, явились
дут в книге Э. Дж. Айрес множество важной и полезной результатом того судебного разбирательства.
информации для занятий с «особым» ребенком. Может Спустя несколько недель после вступления в должность
быть, скоро в каждой школе или детском саду, куда ходят мне довелось наблюдать потрясающий пример работы с
дети с нарушениями развития, появится сенсорный спорт- пациентом: тогда, на заре моей карьеры, я еще такого не
зал, оборудованный так, как хотела бы этого автор книги. встречала. Вмешательство, которое проводила команда

В заключение еще раз поздравляю нас всех с выходом высококвалифицированных эрготерапевтов, стало для ме-

этой прекрасной книги и надеюсь, что у самого знамени- ня введением в терапию с использованием сенсорной ин-

того детского эрготерапевта появятся сторонники и по- теграции. Я видела, как после сессии пациенты с сильной

следователи и в нашей стране. склонностью к самоповреждению и агрессии успокаива-­
лись и начинали более осмысленно взаимодействовать с

Екатерина Клочкова, окружающим миром. Я видела взрослых с тяжелыми нару-

директор АНО «Физическая реабилитация», шениями развития, годами сопротивлявшихся вмешатель-

Санкт-Петербург ству и социально изолированных: они уже сами искали

сенсорной стимуляции, которую давали им терапевтиче- ведения исследования нам придется консультироваться

ские сессии, и тянулись к терапевтам, работавшим с ни- с каким-либо экспертом. Команда, с которой я работала.

ми. В течение последующих трех лет я наблюдала у этих составила список потенциальных консультантов и клас-

пациентов значительные и неуклонные улучшения: как сифицировала их в соответствии с опытом, предполагае-

представляется, они были связаны с тем самым иннова- мой занятостью и гонораром. Безусловно, доктор Айрес,

ционным подходом в эрготерапии. которая открыла этот вид вмешательства и уже опубли-

Однако я понимала, что просто наблюдать подобные ковала работы о его воздействии на детей с проблемами

положительные результаты в клинической работе недоста- в обучении, была первой в списке, но мы полагали, что ее

точно. Как директор отделения эрготерапии «Пенхёрста» я гонорар превысит наши финансовые возможности, да и

стремилась проверить эффективность этого вида вмеша- времени на поездку в Спринг-Сити (Пенсильвания) у нее

тельства научными методами. Помехой служило то, что не найдется. Я обзвонила несколько консультантов, и, к

отделение крайне плохо финансировалось, и никто из его нашему удивлению, Дж. Айрес не только проявила наи-

сотрудников не обладал достаточным опытом научных ис- больший энтузиазм и готовность работать с нами, но и

следований (на уровне Ph.D.*). Мы понимали, что для про- попросила гораздо меньшее денежное вознаграждение,

чем остальные, менее квалифицированные потенциаль-

* Системы научных степеней в США и России различаются. Сте- ные «эксперты». В итоге моим первым впечатлением от

пень Ph.D. обычно переводится как «кандидат наук», но факти- доктора Айрес стало осознание того, что во главу угла она

чески занимает промежуточное положение между степенями ставила поддержку научных исследований и разработку

кандидата и доктора наук, ее точный перевод – «доктор филосо- более эффективной системы вмешательства, которая по-

фии» - дань историческому названию научной степени в старых зволила бы улучшить качество жизни людей с нарушени-

европейских университетах. Степень ScD присуждается за дис- ями и их семей.

сертационные работы, которые вносят существенный вклад в "Королева-мать прибыла в отдаленное местечко Бри-
фундаментальную науку. Эта степень хоть и близка к российской танского Содружества» - примерно так выглядел в наших
степени доктора наук, но не идентична ей: чтобы претендовать глазах приезд Э.Дж. Айрес в «Пенхёрст». Она провела с

на степень ScD, не обязательно сначала получать степень Ph.D. нами всего несколько дней, но я была ослеплена точностью

Степень EdD (дословно – «доктор образования» - звучит по-русски ее клинических выводов, сверхъестественной способно-

несколько странно) соответствует степени Ph.D. Разница в том, стью помогать самым сложным из наших пациентов, ко-

что степень PhD первоначально ввели в Великобритании, а сте- торые, стремясь получить определенные виды сенсорной

пень EdD - в Гарвардском университете в США. Чтобы избежать стимуляции, успешно справлялись с трудными задачами,

неточностей, мы сохранили оригинальные названия научных и ее знанием неврологии и исследовательского процесса.

степеней в их английском написании. - Прим. науч. ред.

Выступая в качестве консультанта, она щедро тратила ла одним из четырех записавшихся на него клиницистов

время на общение с персоналом и взяла на себя часть кли- с соответствующим опытом. Тогда я еще не знала, что обу-

нической работы, привлекая к участию в ней пациентов, чение на курсе ОТ 610 сыграет ключевую роль в моем

оценивая работу их сенсорной системы и формулируя те- становлении как ученого-клинициста, каковым я и явля-

рапевтические подходы, связанные с нашим исследова- юсь сегодня.

тельским проектом. Перед нами был эрготерапевт, подоб- Быть студентом Э. Дж. Айрес оказалось делом непро-
ного которому я до той поры не встречала: она была масте- стым. Это означало ежедневно перерывать горы научных
ром, наставником с большой буквы, дотошным ученым, публикаций из ее «практической» библиотеки, слушать ее
которым двигало исключительно сострадание к людям. лекции, тщательно подготовленные и записанные от ру-
В течение последующих шестнадцати лет, по мере ки в больших желтых блокнотах, наблюдать, как она об-
укрепления нашего профессионального партнерства, мое щается с родителями — крайне деликатно и участливо,
первое впечатление обретало все больше подтверждений. быть свидетелем ее потрясающего профессионализма в
Мне хотелось работать рядом с ней, поэтому в 1976 году я терапевтической работе с детьми, демонстрировать свои
приняла предложение занять должность ассистента про- навыки оценки пациентов под ее тщательным наблюде-
фессора отделения эрготерапии Университета Южной нием и получать от нее подробные письменные критиче-
Калифорнии. В мои обязанности входили преподавание ские разборы и оценки наших действий и успехов. Помню,
и исследовательская работа в области сенсорной интегра- она рассказывала, что как-то провела бессонную ночь, мыс-
ции. Доктор Айрес, содействовавшая мне в получении этой ленно разбирая проблемы одного ребенка, чтобы утром
должности, в то время открывала свою частную практику прийти на работу с уже найденным, неврологически обо-
в Торрансе, штат Калифорния, и одновременно занимала снованным и оптимальным для него решением. Мы с кол-
пост адъюнкт-профессора в том же отделении. Одним из легами видели, как она чинила оборудование и изобрета-
моих первых заданий в новой профессиональной роли ла новые приспособления, которые удовлетворяли бы
стала разработка - в тесном сотрудничестве с Дж. Айрес определенные сенсорные потребности конкретных детей.
- нового курса для аспирантов и опытных врачей, целью Она не теряла ни секунды, помогая нашему становлению
которого была интенсивная теоретическая и практическая как ученых и клиницистов. Исследования всегда были
подготовка в области сенсорной интеграции. Этот курс, связаны с тем, что она преподавала, и на определенном
известный как ОТ 610 («Эрготерапия - 610 часов»), вклю- этапе клиническая работа уже шла в русле ее следующих
чал 20 часов работы с пациентами под руководством Дж. исследовательских проектов. Проще говоря, доктор Айрес
Айрес на базе ее практики и 6 часов семинарских заня- подходила к своей работе как наставник и учитель, демон-
тий. Первые занятия курса начались в 1977 году, и я бы- стрируя поразительную профессиональную проницатель-

Вступительное слово 15

ность, преданность делу, научную тщательность и участие сомневались, что столь сложную теорию и подходы к вме-

к людям. шательству можно описать просто и доступно. Однако,

Уоррен Беннис (Warren Bennis), известный эксперт по прочтя работу, мы были более чем когда-либо поражены

лидерству, говорил о нехватке людей, которые бы могли талантом автора. Она сделала невозможное - в этом не

внести уникальный вклад в жизнь американского общест- было сомнений. Излагая ключевые идеи теории сенсорной

ва. Он описывает их как мужчин и женщин, обладающих интеграции и терапии простым языком, она написала ше-

«неповторимым голосом» и одновременно способностью девр. В книге ясно и доступно описывалась природа сен-

предложить нам нестандартную перспективу и жизнен- сорных нарушений, их влияние на повседневную жизнь

ную достоверность (предисловие к S. Sample. The Contra- детей с такими нарушениями и на их родителей, а также

rian’s Guide to Leadership. San Francisco: Jossey-Bass, пути и средства помощи. Одновременно ей удалось на-

2002). Именно благодаря огромному таланту Э. Дж. Айрес писать книгу, которая могла бы помочь и взрослым, всю

и ее преданности профессии ее теоретические работы и жизнь страдавшим от последствий нарушений сенсорной

терапевтический подход совершили революционный пе- интеграции, лучше понять свои проблемы и успешнее с

реворот в практике эрготерапии и повлияли на терапию ними справляться.

аутизма, нарушений развития и проблем в обучении, ко- Вклад Э. Дж. Айрес в понимание сенсорных механиз-

торыми занимались другие специалисты. Сегодня в боль- мов определенных поведенческих и эмоциональных про-

шинстве подходов к поведенческим и эмоциональным блем у детей безоговорочен, а ее профессиональная чест-

проблемам детей признается ключевая роль регулирова- ность в стремлении отыскать научную истину безупреч-

ния сенсорной сферы на подкорковом уровне в развитии на. Написать предисловие к 25-му, юбилейному изданию

ребенка, влияние механизмов сенсорной интеграции и книги «Сенсорная интеграция и ребенок» - это действи-

веетибуло-церебеллярных механизмов под

Наши рекомендации