Общие закономерности роста и развития детского организма.
К закономерностям роста и развития относятся:
1. Единство роста и развития. Количественные изменения всегда сопровождаются качественными изменениями. Например, наращивание мышечной массы сопровождается увеличением силы мышц;
2. Непрерывность роста и развития в течение онтогенеза. Количественные и качественные изменения продолжаются в течение всей жизни, но могут быть более или менее интенсивными, могут носить прогрессивный (приводящий к созреванию, к расцвету) и регрессивный (сопровождающийся инволюцией органа, угасанием функции) характер;
3. Надежность роста и развития. Концепция биологической надежности сформулирована А.А.Маркосяном. Под ней понимают наличие резервных возможностей организма, которые обеспечивают рост и развитие в разных обстоятельствах (травма, болезнь и т.д.) и в меняющихся условиях существования. В основе надежности лежат механизмы: а) дублирования функций (2 почки, 2 глаза, 2 уха и т.д.); б) дублирования механизмов достижения адаптивного эффекта (для поддержания температуры внутренней среды организм использует мышечное сокращение, в ходе которого выделяется тепло; гормоны щитовидной железы, которые усиливают энергетический обмен в организме; механизмы теплопродукции, связанные с работой печени и почек; механизмы теплоотдачи, связанные с изменением просвета кожных сосудов, деятельность потовых желез, реакциями волосяного покрова); в) избыточности (избыточное число нервных клеток в ЦНС, многие из которых существуют как бы «про запас») и г) пластичности (одни структуры ЦНС могут брать на себя функции утраченных в результате травмы, инфекции и т.д. Например, функции мозжечка по регуляции координации движений могут брать на себя большие полушария);
4. Гетерохронность – разновременное созревание функциональных систем, под которыми понимают совокупность органов и систем органов, необходимых для достижения «полезного» для организма результата, другими словами, адаптивного результата. Положение о гетерохронности развития впервые сформулировано П.К.Анохиным, который назвал свою теорию созревания организма теорией системогенеза. Под системогенезом понимается поэтапное включение и смена функциональных систем в процессе индивидуального развития. Примером гетерохронности в развитии организма может служить тот факт, что в онтогенезе сначала созревают функциональные системы, регулирующие вегетативные функции организма, а позже – регулирующие двигательные функции. Новорожденному необходимо дышать, переваривать пищу, выделять мочу и т.д., а способность к передвижению появляется позже.
Гетерохронность характерна не только для организма, но и для возрастной группы: в каждой возрастной группе примерно15-20% детей опережает своих сверстников в развитии и примерно столько же отстает. Отставание в развитии носит название ретардации. Развитие ребенка идет согласно генетической программе и условиям среды, в которых живет ребенок, поэтому темпы и показатели развития всегда имеют индивидуальные отличия, которые могут соответствовать и не соответствовать среднестатистическим данным, полученным для данного возраста (см. лабораторную работу «Критерии школьной зрелости»).
Гетерохронность имеет место и в масштабе поколений: дети разных поколений могут развиваться разными темпами и в истории человечества периоды ускоренного развития (акселерация) постепенно сменялись периодами замедленного развития (деселерация). Под акселерацией понимают ускоренное физическое развитие и биологическое созревание по сравнению со сверстниками из предшествующих поколений. Деселерация – обратное акселерации явление. Последний пик акселерации имел место в 70-ые г.г. 20 века. В настоящее время наблюдается постепенное падение темпов развития – движение к деселерации. Причины этих явлений до сих пор окончательно не выяснены, но, вероятнее всего, в их основе лежат какие-то процессы (биоритмы) глобального биосферного, а, возможно, космического масштаба;
5. Гармоничность роста и развития. Очередность созревания функциональных систем определяется задачами очередного этапа развития: вслед за функциональной системой акта сосания созревает функциональная система акта жевания и слюноотделения, что знаменует переход с молочного вскармливания на смешанное питание. Таким образом, на каждом этапе онтогенеза уровень развития организма соответствует требованиям среды и задачам дальнейшего развития. Н.П.Гундобин утверждал, что про ребенка нельзя говорить, будто он «слаб» и «немощен». Все функциональные системы маленького ребенка обладают достаточным уровнем надежности для функционирования в тех конкретных условиях, в которых ребенок живет, т.е. обеспечивают его приспособленность к реалиям окружающего мира. На этом же настаивал и И.А.Аршавский. Однако, границы адаптивных возможностей ребенка существенно уже, чем у взрослых. По этой причине ребенок предъявляет повышенные требования к условиям обитания, что определяет особые гигиенические и психолого-педагогические характеристики среды, в которой проходит рост, развитие, обучение и воспитание ребенка;
6. Гетеросенситивность роста и развития – различная чувствительность развивающихся систем к разным внешним воздействиям на отдельных этапах онтогенеза. Известно, что депривация, т.е. исключение некоторых внешних факторов в определенные этапы развития может фатально сказываться на развитии соответствующих функций. Например, отсутствие общения с человеком в возрасте до 3-5 лет приводит к необратимой утрате членораздельной речи и никакие последующие воздействия не могут компенсировать этот недостаток. Поиск сенситивных периодов для развития тех или иных качеств с целью его эффективного использования в учебном процессе – одна из важных современных задач физиолого-педагогических психолого-педагогических исследований.
Помимо сенситивных, выделяют также критические и кризисные периоды развития. Вся траектория развития характеризуется чередованием состояния устойчивого состояния и неустойчивого состояния, когда перед системой (организмом, органом, клеткой) открывается возможность выбора одного из нескольких вариантов будущего. Критический период – переломный этап в морфофункциональном развитии организма. Он завершает предыдущий период онтогенеза и начинает качественно новый этап развития. Кризисный период – период выраженных перестроек личности, происходящих в определенное время (изменение жизненной позиции, появление новых мотивов и т.д.). В таблице 1 приводится сравнительная характеристика сенситивных, критических и кризисных периодов развития.
3. Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза.