Дух: Эмили Джулия Стив. Пациентка: миссис Л. У.
Врач. Скажите нам, кто вы. Нас интересуют все духи, пребывающие во мраке; скажите, как давно вы уже мертвы.
Дух. Со мной, должно быть, что-то случилось.
Врач. Вы осознаете, что утратили свое бренное тело?
Дух. Пожалуйста, отпустите мои руки. Я благородная дама (выражение, часто используемое пациенткой) и вправе ожидать, что ко мне отнесутся с подобающей вежливостью и уважением, как это принято по отношению к даме.
Врач. К вам обращались миссис или мисс?
Дух. Я благородная дама и не привыкла, чтобы меня расспрашивали подобным образом; я просто вынуждена сказать вам, что я о вас думаю.
Врач. Что же вас так беспокоит?
Дух. Мне кажется, вы имеете привычку втыкать людям в спину всякие странные вещи (электротерапия пациентки), и я не могу понять, почему вы это делаете. И еще вы держали меня в камере. Это ведь вы бросили меня в тюрьму? Кто вы вообще такой?
Врач. Я друг и хотел бы немного побеседовать с вами.
Дух. Во-первых, я вас не знаю, а во-вторых, мне не о чем с вами беседовать. Кто вы? Назовите мне вашу фамилию.
Врач. Я – доктор Викланд.
Дух. Я вовсе и не хотела знать вашу фамилию, мне она совершенно безразлична.
Врач. А вы не хотите перейти на другую сторону и войти в духовную жизнь?
Дух. Я не люблю слышать о таких вещах; я – не дух.
Врач. Но посмотрите на свои руки, это ваши руки?
Дух. Вы виноваты в том, что мне так долго пришлось сидеть в тюрьме, а теперь вы еще пытаетесь уверить меня в чем-то, не имеющем ко мне никакого отношения. Я просто не желаю вас слушать.
Врач. А как вы, собственно, попали сюда?
Дух. Я сама этого не знаю. Это очень странно. Только что еще я была в тюрьме и не успела оглянуться, как оказалась здесь. Я не понимаю, как я попала сюда. Нас была целая толпа народу, но вдруг я осталась одна. Я была в тюрьме, но не знаю, что я такого сделала.
Врач. Где вы были, когда с вами были другие люди? Где вы находились? (Вопрос относится к духам одержимости в ауре пациентки.)
Дух. Я была там, где и должна была быть. Нас было там очень много, как сельдей в бочке – и мужчины, и женщины. Мы жили в доме, но не могли из него выйти. Иногда в комнатах было довольно тепло. Но с некоторых пор я оказалась одна в совсем маленьком темном помещении. Прежде чем я очутилась в тюрьме, мы могли разговаривать. Правда, говорил всегда один мужчина (который в конце концов полностью завладел больной), но теперь я совсем одна. Вы не имеете права изводить меня этими горячими штуковинами.
Врач. Этот способ электрического лечения очень хорош для привязанных к Земле духов – для невежественных!
Дух. Невежественных! Как у вас хватает наглости говорить мне подобное? Как вы себе это позволяете?
Врач. Вы разве не знаете, что покинули свое смертное тело? Вы сбросили свое бренное тело.
Дух. Откуда вы это знаете?
Врач. Потому что тело, посредством которого вы сейчас говорите, вам не принадлежит! Это тело моей жены.
Дух. Я никогда вас не видела, прежде чем вы стали обрабатывать меня этими острыми штуковинами.
Врач. Но тогда вы еще не использовали тело моей жены.
Дух. Что все это значит?
Врач. Это значит, что вы сейчас используете тело другого человека.
Дух. Что ж, это многое объясняет. Иногда мне казалось, будто я не в своей тарелке; но потом, через некоторое время, я снова становилась собой. Там был один высокий старик, большой дурак, но мы все должны были делать то, что он велел. (Другой дух одержимости, которого мы уже несколько дней назад изгнали из больной.)[10]
Мне не хотелось следовать его указаниям. У меня было столько денег, что я могла себе все позволить, и почему я теперь должна была терпеть придирки этого глупца? Но мне было ясно, что я, несмотря ни на что, обязана была делать все, что он велел, только не могла понять, почему. Это был не мой дом, но я почему-то вынуждена была там оставаться. Я так и не смогла понять, почему я не могла оттуда уйти. Он многих удерживал там.
Врач. А электрические разряды не помогли вам уйти оттуда?
Дух. Да, конечно, правда, это было ужасно больно. Казалось, мне вырывают нервы из тела.
Врач. Тем не менее электричество вас освободило.
Дух. Мы не могли уйти от этого человека. Мы должны были делать все, что он велел. Он все бегал и бегал (больная часто убегала), и мы все бегали вместе с ним, даже маленькая девочка, которая там была и постоянно плакала (дух одержимости, который недавно был изгнан из больной)[11]. Временами я была свободна, а потом мне опять приходилось очень плохо. Иногда я парила с одного места на другое.
Врач. Тогда вы становились свободным духом.
Дух. Не употребляйте этого выражения! Как я ненавижу это слово! С подобными явлениями я не хочу иметь ничего общего и не хочу ничего о них знать!
Врач. Вы не принимаете во внимание тот факт, что человек вовсе не умирает, когда сбрасывает свое тело, а живет дальше, становясь духом.
Дух. Вы знаете, что я не умерла. Разве вы не слышите, что я говорю с вами? И разве вы не видите, что я могу двигать руками?
Врач. Дорогая моя, мы, правда, слышим вас, но не видим. Мы видим здесь только мою жену, и вы говорите через ее тело. Это миссис Викланд. Как зовут вас?
Дух. Я – миссис Эмили Джулия Стив. Я была замужем, но мой муж умер несколько лет назад.
Врач. Вы знаете, что вы сейчас в Калифорнии?
Дух. Тут я никогда не была. Я сначала поехала в Чикаго, а потом в Сан-Луис. (Пациентка тоже жила в Сан-Луисе, и там у нее впервые наступило помутнение рассудка.)
Врач. Где именно вы жили в Сан-Луисе?
Дух. Я бывала там только проездом, а жила обычно в другом месте. Однажды я жила на Ла Саль Авеню в Чикаго, правда, очень недолго. Это было вблизи Ла Саль и Дивижен. Оттуда я направилась в Сан-Луис и дальше – куда, я теперь уже не знаю. Я только помню, что меня мучили резкие головные боли. (Пациентка жаловалась на то же самое.)
Врач. Вы помните, что были больны?
Дух. Я вообще толком ничего не помню. (Неожиданно сильно возбудившись.) Нет! Нет! Я думаю, со мной что-то случилось! Как вы думаете, не теряю ли я рассудок? Смотрите! Смотрите! Там – мой муж! Нет! Нет! Он – дух. Вы только посмотрите на него.
Врач. Мы тоже говорим с духом, когда беседуем с вами, и нам не страшно.
Дух. Тут еще мой ребенок! Это моя маленькая детка! Мне кажется, я теряю рассудок! Моя Лили, моя маленькая Лили! О моя Лили! Хьюго, мой муж! Я, наверное, схожу с ума! А вот и моя мать! Я теряю рассудок! Мне страшно – они все идут ко мне! Хьюго, мой муж, это действительно ты? Моя маленькая Лили, как я тебя люблю! Но я так пуглива!
Врач. Поймите наконец, что вы утратили свое бренное тело, и теперь вы – дух. Осознайте же это.
Дух. Пожалуйста, скажите мне только, чего хотят от меня Хьюго, моя мать и Лили? Разве они не счастливы на небе? Почему они не остались там?
Врач. Вы что-нибудь знаете о небе?
Дух. Небо – над нами, там Христос и Бог.
Врач. Иисус говорил: «Царствие Божие внутри вас», в Библии сказано: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?», «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». Бог наверху, Бог внизу, Бог везде.
Дух. Вы не верите в Бога как личность?
Врач. Бог есть Дух, он не может быть в каком-то одном месте.
Дух. Я так устала, что с трудом понимаю, что вы говорите. Если бы только нашлось местечко, где я могла бы отдохнуть, я с радостью пошла бы туда. Я не могу вам описать, как плохо я себя чувствую.
У меня нет дома, куда я могла бы пойти, нет даже подушки для моей уставшей головы. Я бродила из одного места в другое, но не смогла найти ни дома, ни покоя. Я молилась, чтобы хотя бы ненадолго обрести покой, но всегда кто-то приходит и беспокоит меня. Здесь побывало столько людей, что один вытеснял другого. Я была, наверное, не очень обходительна и дружелюбна, но ничего не могла с собой поделать. Казалось, во мне сидит дикий зверь, и я бросалась на каждого как тигр. А когда это все закончилось, я много дней и недель была совсем истощена. Я страшно страдала. Этот ужасный человек постоянно гонялся за нами, и бедная малышка все время кричала, она была так напугана. Как бы я хотела иметь маленький собственный дом, куда бы я могла спрятаться от этого человека. Он был настоящим чудовищем, вы даже не можете себе этого представить. Он был немыслимым грубияном; но однажды он исчез, и мы давно не видели его.
Маленькая девочка, которая так много плакала, тоже куда-то ушла. Она постоянно страдала головными болями. Я могу сказать про себя, что совсем не сварлива, но этот человек так нас всех мучил, что мы не знали, куда деваться.
Врач. Вы не хотите пойти вместе с мужем, матерью и дочкой, которые с радостью будут заботиться о вас, чтобы вы наконец обрели покой? Попытайтесь понять, что вы утратили свое бренное тело.
Дух. А когда же это произошло?
Врач. Этого мы вам сказать не можем.
Дух. Иногда я чувствовала себя большой сильной женщиной и легко могла бы справиться с кем угодно, но потом я опять казалась себе маленькой и слабой. От всего этого у меня просто голова шла кругом.
Врач. Причина этого, вероятно, в том, что вы были одержимы совершенно разными людьми. Вы можете освободиться от этого состояния.
Дух. И тогда я наконец обрету покой? А может быть, я просто проснусь и увижу, что все это был сон, а потом вновь появятся этот ужасный человек и плачущий ребенок? Я не хочу никогда больше видеть этого человека. Он всегда затевал свары с женщинами, будто был их духом-мучителем. Он был так зол и обращался с маленькой девочкой так плохо, что она очень боялась его.
Врач. А теперь попытайтесь забыть все, что было, и подумайте о будущем. Идите с вашим мужем – он покажет вам красоты духовного мира.
Дух. Мой муж, Хьюго! Я так люблю его, и, когда он умер, мне просто не хотелось жить. Мое милое дитя последовало за ним всего месяц спустя. Ей было три года. Хьюго, мой муж, был для меня всем. Я никогда не задумывалась о том, что со мной станет, когда он покинет меня. Мы много путешествовали, пока он был жив. Мы побывали везде. Мы ездили на Аляску, там он простудился и заболел воспалением легких; моя маленькая дочка тоже тяжело заболела. Мне так тяжело внутренне пережить все это еще раз.
Врач. Да почему вы должны еще раз терзать себя этими грустными воспоминаниями, если ваши родные все здесь и хотят взять вас с собой!
Дух. Я бы очень хотела пойти с ними, но боюсь, потому что они же мертвы. Хьюго говорит, что много лет искал меня, но не мог найти, а я не могу ему сказать, где была. Когда Хьюго и Лили умерли, я тяжело заболела и помню только, что меня отправили в городок под названием Элджиен (вероятно, в психиатрическую лечебницу). От пребывания там у меня остались очень смутные воспоминания. Когда я выздоровела (очевидно, умерла), я отправилась в Сан-Луис, где у меня жила сестра. С тех пор как я начала говорить с вами, у меня резко переменилось настроение, и теперь я решилась пойти вместе с моими родными. Видите эту прекрасную постель! Теперь я могу отдохнуть, теперь Хьюго со мной, и мне нечего бояться.
Господь да благослови вас и помоги вам. Хьюго еще просит сказать вам, как он безмерно счастлив, что наконец нашел меня; мы теперь опять все вместе и никогда больше не расстанемся. Благослови, Господь, вас всех.
Глава 5