Среднего возраста с i и ii степенью ожирения

Волкова Е.Б. или

Волкова Е.Б., Бучацкая И.Н.

Актуальность. Во всем мире с каждым годом прогрессивно увеличивается количество лиц, имеющих избыточную массу телу и ожирение. В России около 40 % лиц трудоспособного возраста имеют ожирение и 30 % - избыточную массу тела [2, с.13-15; 42, с.56-58]. Обнаружено, что мужчины страдают ожирением в 2 раза реже, чем женщины, что объясняется конституциональными особенностями. В.Г. Передерий и др. [1, с.112-124] отмечают, что в связи с возрастной перестройкой организма, изменением двигательного и пищевого поведения, избыточный вес наиболее часто появляется в возрасте 30-45 лет. Наличие не корригируемого избыточного веса приводит в последствие к ожирению. В будущем оно резко снижает качество жизни и ее продолжительность в среднем на 5 - 15 лет. К тому же, данное заболевание сопровождается высоким риском заболеваемости. А именно, повышается риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета 2-го типа, дискинезии желчевыводящих путей, желчно-каменной болезни, бесплодия, заболеваний суставов и многих других. В последние десятилетия, исследованиями многих авторов доказано, что уменьшать массу тела и количество жировой массы целесообразно с помощью физической нагрузки и изменения пищевого стереотипа [6, с.6-11; 35, с.15-18; 33, с.223-225; 22, с.35-40; 31, с.234-245]. Как правило, лишние килограммы обусловлены нерациональным образом жизни и приводят к значительным изменениям в уровне здоровья, особенно у женщин возрасте от 30 до 50 лет. Именно женщины этого возраста ставят на одно из первых мест в ряду причин, побудивших их стать клиентами фитнес-центров, избавление от лишних килограмм. Несмотря на большое многообразие оздоровительных методик, они по ряду причин в полной мере не решают тех задач, которые ставят перед собой женщины с избыточной массой тела [7, с.56-58].

Цель исследования заключалась в изучении влияния различных фитнес-программ на коррекцию веса и фигуры женщин среднего возраста с 1 и 2 степенью ожирения.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы исследования

1. Метод неформализованных бесед.

2. Методы педагогического тестирования.

3. Метод эксперимента в педагогическом исследовании.

4. Метод математической статистики.

1. Метод неформализованных бесед. Заключался в установлении личного контакта с испытуемыми, возможности получить от них оперативно данные о качестве их питания, пищевых предпочтениях, уровне их двигательной активности, полноценности сна, наличии вредных привычек.

2. Методы педагогического тестирования.

По стандартным методикам с соблюдением санитарно - гигиенических норм нами было проведено тестирование морфофункциональных показателей у женщин в возрасте 30-45 лет. Определялись соматометрические показатели: длина тела стоя, масса тела; соматоскопические: толщина кожно-жировых складок: спина, плечо, талия; обхват груди, талии, обхват бедра максимальный, жировой компонент (процентное содержание жира в организме), физиометрические: АД, ЧСС и уровень физической подготовленности.

3. Метод эксперимента в педагогическом исследовании.

Тренировочные занятия подразделялись на подготовительный и основной периоды.

Экспериментальные занятия, как и стандартная тренировка, имели три части как в подготовительном, так и в основном периоде: подготовительную, основную и заключительную части. Занятия в обеих группах проходили 3 раза в неделю, продолжительностью в подготовительном периоде 50-60 минут, в основном периоде - 60-80 минут.

Женщины ЭГ№1 (экспериментальная группа №1) начинали разминку в основной период занятий с кардиоупражнений, включающие в себя езду на велотренажере продолжительностью 20-25 минут и степ-упражнения 10-15 минут, способствующие разогреванию организма. Все упражнения проходили в среднем или в быстром темпе поточным способом по принципу суперсета. В заключительной части занятия, как и в подготовительной, мы использовали кардиоупражнения. Занятие заканчивалось упражнениями на растягивание и на расслабление всех мышечных групп.

В ЭГ№2 (экспериментальная группа №2) отличительной особенностью занятий являлось: исходное положение - лежа с преимущественно поднятыми ногами, использование большего количества дыхательных упражнений и упражнений на растягивание. На всём протяжение занятия использовалось музыкальное сопровождение. Занятия начинались дыхательными упражнениями, упражнениями для мелких, средних и крупных мышечных групп. Тренировочный процесс занятий обладал спецификой постепенного и систематичного увеличения нагрузки в виде введения новых и усложнения старых упражнений, увеличения количества повторений и подходов, изменение исходного положения и темпа выполнения упражнений.

4. Метод математической статистики.

Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась на персональном компьютере с операционной системой Windows 7 при помощи пакетов программы Statistical 10.0 и Wilcoxon Matched Pairs Test.

Организация исследования

Исследование проводилось на базе спортивного клуба «Арена» г. Великие Луки. В эксперименте приняло участие 16 женщин среднего возраста (30-45 лет) с 1 и 2 степенью ожирения. Допуск к занятиям осуществлялся строго по медицинским справкам от участкового терапевта. Испытуемые были разделены на 2 экспериментальные группы: ЭГ№1 занималась по специальной фитнес-программе в тренажёрном зале, ЭГ№2 тренировались по комплексной фитнес-программе, включающей в себя методики, подробно описанные в главе 1.3.:Пилатес, стретчинг, хатха-йога и Body Flex.

Наши рекомендации