Двигательная терапия – психомоторика

В Германии и Австрии двигательные терапевты и педагоги, занимающиеся двигательным развитием, помимо основного пе­дагогического или терапевтического образования (например, образование учителя физкультуры, воспитателя, физического терапевта и т.д.) имеют диплом школы двигательной терапии в Дортмунде. Основное содержание их работы - комплексная диа­гностика движений и стимуляция психомоторного развития.

«Двигательная терапия дает ребенку возможность по-ново­му и по-другому ощутить свое тело. Чтобы ребенок сформировал единое представление о своем теле, ему предлагаются упраж­нения на движение и восприятие в соответствующем помеще­нии. При этом речь идет не об улучшении двигательных навы­ков, а прежде всего о развитии личности ребенка. В движении дети обретают способность лучше оценивать свое тело и самих себя. Важно то, что с улучшением моторики растет и уверен­ность ребенка в себе».*

В Германии этот игровой, рассчитанный на детское вос­приятие метод был развит профессором Эрнстом Кипхардом.

Группы по психомоторному развитию (и в некоторых слу­чаях индивидуальные занятия) организуются при кабинетах физической терапии, народных университетах, семейных кон­сультациях, кабинетах двигательных терапевтов, социально-педиатрических центрах и пр.

* Schmidt L. Stubenhocker und Zappelphilipp. Dortmund: Verlag Modernes Lernen, 2000.

В последние годы двигательные терапевты и педагоги, зани­мающиеся двигательным развитием, начали включать в свою работу и основы сенсорной интеграции по Джин Айрес.

Терапевтические игры в воде

Терапевтические игры в воде, или «занятия психомоторикой в воде», проводятся, как правило, учителями физкультуры с дополнительной квалификацией. Такие игры дают великолеп­ную возможность работать со всеми базовыми ощущениями. Они очень занимательны и доставляют огромное удовольствие. Информацию о таких занятиях можно найти непосредственно в бассейнах.

Лечебная верховая езда (иппотерапия)

С моей точки зрения, лечебная верховая езда - это сенсорная интеграция верхом. Ребенок получает от лошади раздражи­тели, воздействующие одновременно на вестибулярную систе­му, кожу и кинестетическое восприятие. Верховая езда трени­рует внимание, социальное поведение, развивает уверенность в себе, ею можно продолжать заниматься всю жизнь. Как пра­вило, девочкам конный спорт нравится больше, чем мальчикам. После занятий лечебной верховой ездой многие дети становят­ся совершенно другими.

Лечебное дзюдо

В дзюдо есть все, что нужно для развития базовых видов чув­ствительности. Катание и удары о маты стимулируют вестибу­лярную систему и кинестетическое восприятие. Обязательные для последовательного соблюдения правила игры воспитывают социальное поведение. В обычных школах дзюдо часто царит суровая атмосфера борьбы за каждый следующий пояс. Лучше

начать с личного разговора с тренером и пробного занятия. Иногда встречаются и занятия лечебным дзюдо.

В своей книге «Дзюдо как реабилитирующий вид спорта» К. Амирпур* пишет о работе с детьми, страдающими, в част­ности, спастической тетраплегией, диплегией, гемиплегией, атетозом, атаксией и их смешанными формами.

Кинезиология

«Кинезиология - это наука о мышцах, изучающая тестирование мышц и использующая приемы уравновешивания мышц с це­лью восстановления мышечного равновесия. Прикладная кине­зиология означает, что мы интегрируем в свою работу инфор­мацию о теле и разуме, которую можно извлечь из мышц, тем самым облегчая себе выполнение поставленных задач. Согласно нашей философии, ученик - это неповторимая, развивающая­ся, позитивная личность, готовая учиться, если поместить ее в способствующую развитию среду.

Рейки

Древнее учение «рейки» было вновь открыто доктором Микао Усуи в конце XIX века. Усуи руководил христианской духовной семинарией в Киото в Японии. В непрестанных поисках ключа к исцелению он обнаружил в старых буддийских сутрах сведе­ния, полный смысл которых открылся ему в глубокой медита­ции, - так возникла «Система естественного исцеления Усуи». Рейки - универсальная жизненная энергия - подобно кис­лороду содержится в нас самих. Наложением рук я открываю доступ рейки в мою энергетическую систему (чакры, меридиа­ны) и позволяю ей перетечь через меня в тело моего партнера. Лечить можно и самого себя.

* Amirpour Kh. Judo als Rehabilitationssport. Bonn: Rehabilitations-verlag, 1984.

Посвятить в рейки может только прошедший специальное обучение мастер рейки, просто прочесть книгу о рейки недо­статочно. (Согласно мастеру рейки Инге Герлах, Гамбург.)

Натуропатия. Лотар Урсинус, гомеопат, Гамбург*

Наши рекомендации