Двигательная терапия – психомоторика
В Германии и Австрии двигательные терапевты и педагоги, занимающиеся двигательным развитием, помимо основного педагогического или терапевтического образования (например, образование учителя физкультуры, воспитателя, физического терапевта и т.д.) имеют диплом школы двигательной терапии в Дортмунде. Основное содержание их работы - комплексная диагностика движений и стимуляция психомоторного развития.
«Двигательная терапия дает ребенку возможность по-новому и по-другому ощутить свое тело. Чтобы ребенок сформировал единое представление о своем теле, ему предлагаются упражнения на движение и восприятие в соответствующем помещении. При этом речь идет не об улучшении двигательных навыков, а прежде всего о развитии личности ребенка. В движении дети обретают способность лучше оценивать свое тело и самих себя. Важно то, что с улучшением моторики растет и уверенность ребенка в себе».*
В Германии этот игровой, рассчитанный на детское восприятие метод был развит профессором Эрнстом Кипхардом.
Группы по психомоторному развитию (и в некоторых случаях индивидуальные занятия) организуются при кабинетах физической терапии, народных университетах, семейных консультациях, кабинетах двигательных терапевтов, социально-педиатрических центрах и пр.
* Schmidt L. Stubenhocker und Zappelphilipp. Dortmund: Verlag Modernes Lernen, 2000.
В последние годы двигательные терапевты и педагоги, занимающиеся двигательным развитием, начали включать в свою работу и основы сенсорной интеграции по Джин Айрес.
Терапевтические игры в воде
Терапевтические игры в воде, или «занятия психомоторикой в воде», проводятся, как правило, учителями физкультуры с дополнительной квалификацией. Такие игры дают великолепную возможность работать со всеми базовыми ощущениями. Они очень занимательны и доставляют огромное удовольствие. Информацию о таких занятиях можно найти непосредственно в бассейнах.
Лечебная верховая езда (иппотерапия)
С моей точки зрения, лечебная верховая езда - это сенсорная интеграция верхом. Ребенок получает от лошади раздражители, воздействующие одновременно на вестибулярную систему, кожу и кинестетическое восприятие. Верховая езда тренирует внимание, социальное поведение, развивает уверенность в себе, ею можно продолжать заниматься всю жизнь. Как правило, девочкам конный спорт нравится больше, чем мальчикам. После занятий лечебной верховой ездой многие дети становятся совершенно другими.
Лечебное дзюдо
В дзюдо есть все, что нужно для развития базовых видов чувствительности. Катание и удары о маты стимулируют вестибулярную систему и кинестетическое восприятие. Обязательные для последовательного соблюдения правила игры воспитывают социальное поведение. В обычных школах дзюдо часто царит суровая атмосфера борьбы за каждый следующий пояс. Лучше
начать с личного разговора с тренером и пробного занятия. Иногда встречаются и занятия лечебным дзюдо.
В своей книге «Дзюдо как реабилитирующий вид спорта» К. Амирпур* пишет о работе с детьми, страдающими, в частности, спастической тетраплегией, диплегией, гемиплегией, атетозом, атаксией и их смешанными формами.
Кинезиология
«Кинезиология - это наука о мышцах, изучающая тестирование мышц и использующая приемы уравновешивания мышц с целью восстановления мышечного равновесия. Прикладная кинезиология означает, что мы интегрируем в свою работу информацию о теле и разуме, которую можно извлечь из мышц, тем самым облегчая себе выполнение поставленных задач. Согласно нашей философии, ученик - это неповторимая, развивающаяся, позитивная личность, готовая учиться, если поместить ее в способствующую развитию среду.
Рейки
Древнее учение «рейки» было вновь открыто доктором Микао Усуи в конце XIX века. Усуи руководил христианской духовной семинарией в Киото в Японии. В непрестанных поисках ключа к исцелению он обнаружил в старых буддийских сутрах сведения, полный смысл которых открылся ему в глубокой медитации, - так возникла «Система естественного исцеления Усуи». Рейки - универсальная жизненная энергия - подобно кислороду содержится в нас самих. Наложением рук я открываю доступ рейки в мою энергетическую систему (чакры, меридианы) и позволяю ей перетечь через меня в тело моего партнера. Лечить можно и самого себя.
* Amirpour Kh. Judo als Rehabilitationssport. Bonn: Rehabilitations-verlag, 1984.
Посвятить в рейки может только прошедший специальное обучение мастер рейки, просто прочесть книгу о рейки недостаточно. (Согласно мастеру рейки Инге Герлах, Гамбург.)
Натуропатия. Лотар Урсинус, гомеопат, Гамбург*