Если ребенок начал заикаться
Заикание - такое нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растяжение слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением - судорогой произносительного аппарата (органов артикуляции, дыхания, голоса). Говорящий с трудом передает сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь. Попытка преодолеть запинки обычно усиливает заикание.
Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет. Это период становления фразовой речи, во время которого запинки (внезапные остановки в речи) отмечаются у большинства детей. Они называются физиологическими. Кроме того, в данном возрасте дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять эмболы (лишние звуки и слова: "а", "ну", "вот" и т.п.). Это нормальный процесс становления ритмичной речи. Когда ребенок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже. Если же они становятся настолько частыми, что затрудняют общение, появляется основание для беспокойства. Не думайте, что такие запинки пройдут сами по себе, тем более, если заметно, как ребенок старается скрыть их. Не откладывайте свой визит к логопеду и психиатру.
Знайте, чем раньше подобрано необходимое лечение, тем благоприятней прогноз! Меры, принимаемые для восстановления нарушенной плавности речи, определяются в первую очередь тем, когда возникло заикание. Если заикание отмечается не более двух месяцев, оно считается инициальным (начальным), если больше - закрепившимся.
При остро возникшем заикании в первую очередь надо устранить ситуацию, травмирующую психику. Если это произошло в детском саду, сделайте все возможное, чтобы ребенку не надо было туда ходить. Нужно обеспечить домашний режим минимум на два месяца. Чем быстрее удастся восстановить нарушенную плавность речи, тем благоприятнее прогноз. При инициальном (начальном) заикании специальные занятия, улучшающие речевые способности, не проводятся. Но нужно помочь ребенку изменить манеру речи. Помните, что дети подражают речи окружающих взрослых!
Постарайтесь говорить неторопливо, короткими предложениями без лишней эмоциональности. Употребляйте простые слова.
Требование говорить медленнее создает у ребенка впечатление, что он делает что-то неправильно. Важно в целом организовать режим так, чтобы реже возникала необходимость говорить (конечно, это не значит, что нельзя отвечать на вопросы ребенка или разговаривать с ним).
ЗАДАНИЯ
- Приучите ребенка к настольным играм (лото, мозаика), занятиям с конструктором. Это не только успокаивает, но и развивает тонкую моторику пальцев рук.
- Полезно петь, двигаться под музыку.
- Поощряйте игры с водой, песком. Они увлекают детей и укрепляют нервную систему.
- Привлекайте детей к спокойным домашним делам.
Режим должен быть щадящим, но основная установка - ведите обычный образ жизни. Единственное ограничение - не следует посещать шумные зрелищные мероприятия до шести лет. Домашний режим намного предпочтительнее детского сада.
В три года многие дети могут начать занятия с логопедом.
Необходимо помнить, что для течения заикания характерна волнообразность. В моменты так называемого ухудшения предпочтительнее неречевые занятия. Постарайтесь ограничить речевое общение, отложить все занятия, которые могут усилить заикание.
В периоды улучшения нужно заниматься как можно больше: читать, беседовать на разные темы, пересказывать короткие рассказы, инсценировать стихи, сказки.
ЗАДАНИЯ
- Постарайтесь организовать домашний театр, можно кукольный. Это не только даст возможность перевоплотиться, почувствовать себя другим, - незаикающимся персонажем, но и улучшают умение высказываться.
- Упражняйте ребенка в пересказе различных литературных произведений. (Сказки В.Сутеева, рассказы Н.Носова и др.).
- Чрезвычайно полезно научить заикающегося ребенка читать по слогам. Овладение чтанием по слогам помогает увидеть ритмический рисунок слова и нормализовать ритм устной речи, предотвратить нарушения слоговой структуры, научиться правильно делить слова на слоги.
Родители могут обучить детей выполнять многие задания, но моделировать индивидуальную программу обучения ребенка лучше доверять специалистам.
Занимаясь с ребенком самостоятельно, учитывайте его состояние и возможности (работоспособность, внимание, память). Занятия могут быть непродолжительными, но частыми. Успех любых начинаний зависит от систематичности работы!!!
Не стоит ругать ребенка при неудачах. Исследования психологов свидетельствуют, что при отсутствии стресса, критического отношения у детей повышается работоспособность, они легче справляются с интеллектуальными и творческими заданиями.
3. Подберите ролевую игру для детей дошкольного возраста, направленную на формирование умения менять свое поведение в зависимости от ситуации.
Конспект
Сюжетно-ролевой игры
в старшей логопедической группе (5-6 лет)
«Морское путешествие»
Задачи:
· формировать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игры; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками;
· развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и диалогическую речь;
· закреплять знания о морских путешествиях, растительности и животном мире теплых морей;
· воспитывать у детей уважение к труду работников морского флота, культуру поведения.
Словарная работа: камбуз, кок, акваланг, морская звезда, морская капуста, кораллы, морской еж, радиограмма, водолазный костюм, десерт.
Предварительная работа: чтение художественной литературы о морских путешествиях и подводном мире, рассматривание иллюстраций, беседа по организации и проведению сюжетно-ролевых игр, изготовление атрибутов для игр.
Оборудование: атрибуты для игр: тельняшки, морской воротник, фуражка капитана, бескозырка, медицинский халат, радионаушники, компьютеры, руль, водолазный костюм, бинокль, микроскоп, пробирки, фотоаппарат, швабра, кухонный набор, игрушка-дельфин, сеть, рыбки.
Организованная деятельность детей во время проведения сюжетно-ролевой игры:
Тай-тай, налетай
В интересную игру поиграй,
Всех приглашаем и не обижаем
А кто опоздает - тот с нами не играет.
Логопед:
- Ребята, мы с вами очень любим играть в игры – путешествия. Сегодня отправимся в морское путешествие по теплым морям и узнаем, какие животные и растения обитают в этих морях.
- Назовите какие моря вы знаете? (ответы детей)
логопед:
-Представьте, что мы команда на научно-исследовательском судне «Искатель»
- Вы хотите искать и находить чудеса? Ведь море – это странаневедомых чудес, даже ученые не все знают о морях и океанах. Чтобы отправиться в путешествие нам нужна команда.
Распределение ролей между детьми.
Логопед:
- А какую роль вы мне можете предложить? (журналистом)
- Хорошо , я буду журналистом и напишу репортаж о нашем путешествии, сделаю фотографии, а потом мы все это разместим в альбом «Наши путешествия».
-Товарищ капитан, командуйте!
Капитан:
- Команда стройся! Сегодня мы отправляемся в путешествие по Черному морю. На борту нашего корабля находятся ученые и журналисты.
- Команде занять свои места согласно расписанию.
Боцман:
-приступить к погрузке.
( матросы заносят груз на корабль)
Боцман :
- Кок получите продукты и отнесите на камбуз.
- ученые получите свой груз. Осторожно не разбейте аппаратуру.
- товарищ капитан погрузка окончена.
Капитан:
-Команде по местам стоять!11
- С якоря сниматься.
- От винта.
-Права руля.
-Полный вперед! Так держать!
Рулевой:
-Есть от винта!
- Есть права руля!
-Есть полный вперед!
-Есть так держать!
Боцман:
-Команде приступить к выполнению своих обязанностей;
Матросам – надраить палубу, коку – приготовить обед, врачу произвести медицинский осмотр, радисту следить за эфиром.
Радист:
- Товарищ капитан получена радиограмма.
Капитан:
- Зачитайте.
Радист:
Берег сообщает, что погода хорошая и желает нам счастливого пути.
Капитан:
- Спасибо, можете идти.
Беседа журналиста с капитаном, коком.
Ученый:
- Товарищ капитан, бросьте , пожалуйста, якорь, нам предстоит обследовать глубину моря.
Врач обследует ученого, матросы помогают одеваться водолазу.
Ученый опускается под воду и достает животных и растения.
Журналист:
-Как много интересных животных вы достали с морского дна. Расскажите нам о них.
Ученые рассказывают про морского ежа, его помощники о морской звезде и водорослях, кораллах (заранее подготовленные дети)
Кат\питан:
-Боцман, отметьте на карте, где ученые нашли морские водоросли.
-Радист, передайте радиограмму и сообщите координаты, где ученые нашли морскую капусту.
Радист:
-Товарищ капитан, принята радиограмма. Рыбаки сообщают, что дельфин попал в беду, запутался в рыбацкой сети, ему требуется помощь.
Водолаз:
-Я готов опустится на дно моря и освободить дельфина.
Водолаз надевает акваланг.
Капитан:
-Удачи вам, а мы будем наблюдать за вами по компьютеру.
Команда наблюдает за действиями водолаза.
Радист:
-Смотрите, он освободил дельфина.
Капитан:
-Спасибо! Вы спасли дельфина.
Кок:
-Обед! Члены команды пройдите в кают компанию.
Когда все члены команды соберутся , раздается телефонный звонок. У капитана день рождения, его поздравляет мама.
Капитан:
-Спасибо, мама, за поздравление!
Матросы
- Мы хотим поздравить нашего капитана и исполнить для него матросский танец.
Дети-матросы исполняют танец.
Капитан:
-Спасибо за поздравления. Нам пора возвращаться на свои рабочие места.
Радист:
- Товарищ капитан, получена срочная радиограмма. Изменились погодные условия. Будет сильный шторм. Нам предписано вернуться в порт.
Капитан:
- Боцман, ложимся на обратный курс.
- Поворот на 180.
- Лево руля! Так держать!
Боцман смотрит в бинокль:
- Товарищ капитан , на горизонте показался порт..
Капитан:
-Стоп машина!
-Бросить якорь!
-Команда стройся!
-Наше путешествие подошло к концу, спасибо за хорошее плавание.
Журналист:
-Товарищ капитан, я сделала фото и хочу подарить их вам на память о нашем путешествии. Разрешите ?
Капитан:
-Разрешаю!
-Команде сойти на берег!
Дети рассматривают фотографии, делятся впечатлениями об игре.
4.
Игра-драматизация «Телефон» (по стихотворению К. Чуковского)
Программное содержание:
Обучать детей речевым средствам общения.
Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходится в любом обществе.
Прививать навык правильного ведения диалога по телефону.
Формировать у детей умения и навыки практического овладения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимой) - средствами человеческого общения.
Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувство понимания и потребности в общении, устанавливать эмоциональные личностные контакты между детьми.
Организация
Ічасть. Ознакомительная.
Помещение оформлено в виде театра.
Дети входят под музыку, логопед обращается к детям:
- Дети, посмотрите внимательно вокруг. Как вы думаете, где мы оказались? (В театре).
- А как вы догадались? (есть сцена, касса, места для зрителей).
- Скажите, пожалуйста, а чего здесь все-таки не хватает? (артистов, зрителей, кассира).
- А вы хотели ими стать? Но, прежде чем выбрать роли, нужно угадать, какой спектакль будет показан. (Телефон,
- Как вы догадались? (Портрет Чуковского, книги с его произведениями, телефон.)
- Молодцы! Ну, а теперь давайте зайдем за кулисы и вы выберете себе костюмы тех героев, которых хотели бы сыграть.
Дети самостоятельно выбирают себе костюмы и готовятся к спектаклю.
ІІчасть. Игра- драматизация но стихотворению
З. Машковской «Вежливое слово» (отрывок).
ЛОгопед: Театр открывается.
К началу все готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово!
Олень:
Добрый день!
Если только вам не лень,
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил
Мне, жене и дочке
Во втором рядочке
Дайте лучшие места.
Вместе с женой и дочкой:
Вот наше
Пожалуйста!
Собака:
Говорит Дворовый Пес
Поглядите, что принес!
Вот мое Здорово-
Вежливое слово.
Логопед:
Вдруг ворвался косолапый,
Отдавил хвосты и лапы,
Стукнул зайца пожилого.
Медведь: Касса, выдай мне билет.
Кассир:
Ваше вежливое слово?
Медведь: У меня такого нет.
Кассир: Ах, У вас такого нет,
Не получите билет.
Медведь: Мне - билет!
Кассир: Нет и нет!
Медведь: Мне - билет!
Кассир:
Нет и нет!
Не стучите — мой ответ
Не рычите — мой совет.
Не стучите, не рычите.
До свидания, привет.
Логопед:
Ничего кассир не дал,
Косолапый зарыдал
И ушел он со слезами
И пришел к мохнатой маме.
Мама шлепнула слегка
Косолапого сынка
И достала из комода
Очень вежливое что-то.
Раз! Два!
Все слова хорошенько вымыла,
Медвежонку выдала:
До свиданья,
До скаканья,
А еще до кувырканья,
Уважаю очень вас.
И десяток про запас.
.
Вот уже второй звонок!
Медвежонок со всех ног
Подбегает к кассе.
Медведь:
До свиданья! Здрасьте!
Доброй ночи и рассвета!
Замечательной зари!
Воспитатель:
И кассир дает билеты –
Не один, а целых три!
Воспитатель обращается к детям (зрителям):
- Дети, а почему кассир дал медвежонку три билета? (Потому что он сказал много вежливых слов).
- А какие необычные вежливые слова выдала мама медведица медвежонку? (Дети отвечают).
- Скажите, пожалуйста, кому можно сказать: «До свиданья?», «До кувырканья?» (Ответы детей).
- Ну, а теперь усаживайтесь поудобнее и смотрите спектакль.
ІІІчасть. Игра- драматизация «Телефон»
(По стихотворению К. Чуковского).
Открывается занавес. Комната. За столом сидит рассказчик (ребенок). На столе стоит телефон. Немного подальше - лес. В лесу тоже есть сказочный телефон для зверей. В комнате раздается звонок. Рассказчик берет трубку:
1. Диалог со слоном
У меня зазвонил телефон:
- Кто говорит?
- Слон.
- От куда!
- От верблюда.
- Что вам надо!
- Шоколада,
- Для кого?
- Для сына моего.
- А много ли прислать?
- Да пудов этак пять
Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня еще маленький.
2. Диалог с крокодилом
- А потом позвонил
Крокодил
И со слезами просил:
- Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
- Постой, не тебе ли
На прошлой неделе
Я выслал две пары
Отличных калош!
- Ах, те что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели
И ждем не дождемся,
Когда же ты снова пришлешь
К нашему ужину
Дюжину
Новых и сладких калош!
3. Диалог с зайчатками и мартышками
- А потом позвонили зайчатки:
- Нельзя ли прислать перчатки?
- А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, книжки!
4. Диалог с медведем
- А потом позвонил медведь,
Да как начал, как начал реветь.
Погодите, медведь, не ревите,
Объясните, чего вы хотите?
Но он только "му" да "му",
А к чему, почему - Не пойму!
Повесьте, пожалуйста, трубку!
5. Диалог с цаплями
- А потом позвонили цапли:
- Пришлите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись!
6. Диалог со свиньёй
А потом позвонила свинья:
- Нельзя ли прислать соловья?
Мы сегодня вдвоем
С соловьем
Чудесную песню споем.
- Нет, нет! Соловей
Не поет для свиней!
Позови-ка ты лучше ворону!
7. Диалог с медведем
- И снова медведь:
- О, спасите моржа!
Вчера проглотил он морского ежа!
8. Диалог с газелями
- И такая дребедень
Целый день:
Динь-ди-ленъ,
Динъ-ди-лень,
Динь-ди-лень!
То тюлень позвонит, то олень.
А недавно две газели
Позвонили и запели:
- Неужели в самом деле
Все сгорели карусели?
- Ах, в уме ли вы, газели?
Не сгорели карусели,
И качели уцелели!
Вы б, газели, не галдели,
А на будущей неделе
Прискакали бы и сели
На качели-карусели!
Но не слушали газели
И по-прежнему галдели:
- Неужели в самом деле
Все качели погорели?
- Что за глупые газели!
9. Диалог с кенгуру
- А вчера по утру Кенгуру:
- Не это ли квартира Мойдодыра?
Я рассердился да как заору:
- Нет! Это чужая квартира!
- А где Мойдодыр?
- Не могу вам сказать.
Позвоните по номеру
Сто двадцать пять.
10. Диалог с носорогом
Я три ночи не спал,
Я устал.
Мне б заснуть, отдохнуть.
Но только я лег -
Звонок!
- Кто говорит?
- Носорог.
- Что такое?
- Беда! Беда!
Бегите скорее сюда!
- В чем дело?
- Спасите!
- Кого?
- Бегемота!
Наш бегемот провалился в болото.
- Провалился в болото!
- Да! И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете, -
Он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет Бегемот!
- Ладно! Бегу! Бегу! Если могу, помогу!
11.
Рассказчик вместе с животными вытаскивают бегемота.
Все: Ох, не легкая это работа - из болота тащить бегемота!
После того, как звери вместе с рассказчиком вытащили бегемота из болота, бегемот благодарит их.
Іv часть. Итог.
Воспитатель спрашивает детей.
- Понравилось вам быть артистами?
- Хотели бы вы еще сыграть в каком-либо спектакле?
- Какую сказку вы бы хотели обыграть? (Дети делятся своими мыслями).
Тема: Комплексный подход к устранению заикания
Цель: закреплять знания о принципах комплексного лечебно-педагогического воздействия на лиц с заиканием, формировать умение отбирать методы, приемы и средства коррекции заикания в соответствии с поставленными задачами и содержанием работы.
Вопросы для обсуждения
1. Принципы комплексного лечебно-педагогического воздействия на лиц с заиканием
2. Основные направления преодоления заикания: клиническое, психотерапевтическое, логопедическое.
3. Основные задачи логопедической работы: формирование навыка плавной речи, воспитание личности заикающегося, профилактика рецидивов и хронификации заикания.
4. Направления логопедической работы: торможение патологических речедвигательных стереотипов, регуляция эмоционального состояния, развитие координации и ритмизации движений, формирование речевого дыхания и навыков рациональной голосоподачи и голосоведения, развитие просодической стороны речи, развитие планирующей функции речи.
5. Этапность логопедической работы.
Задания для подготовки к занятиям:
1. Составить таблицу «Основные направления и задачи комплексной лечебно-педагогической работы с заикающимися детьми»
Направления работы | Задачи работы |
клиническое: | создание благоприятной обстановки, организацию необходимого режима дня и рационального питания, закаливающие процедуры, лечебную физкультуру и ритмику, медикаментозное лечение, физиотерапию и психотерапию. Лечение направлено на нормализацию центральной и вегетативной нервной системы заикающегося, ослабление судорог речевого аппарата, оздоровление организма в целом. |
психотерапевтическое | Принято различать прямую и косвенную психотерапию. Под косвенной психотерапией понимается создание благоприятной обстановки, окружающей природы, дружеское отношение обслуживающего персонала, положительный настрой коллектива, различные виды игр и многое другое. Прямая психотерапия подразумевает лечебное воздействие словом, в виде разъяснения, убеждения, внушения и обучения. |
логопедическое | Решает задачи приобретения правильной речи за счет логопедической работы с использованием специализированных методов и приемов, логоритмической работы. Основной задачей ставит – исправление нарушения или его коррегирование до речевой нормы, устранения логофобии. |
3. Определите, к какому из направлений логопедической работы относятся следующие упражнения:
Упражнение 1.
Повторение вместе, а затем вслед за логопедом одного слова с одновременным показом наглядного материала. Название предмета на картинке начинается с гласного звука (утка, аист).
(Работа над сопряженной речью)
Упражнение 2.
«Как гудит большой паровоз (на звук У-У-У), а как маленький паровозик? (произношение звука на выдохе – работа над речевым дыханием)
Упражнение 3.
Дети стоят по кругу и бросают мяч вправо (влево), а затем через круг любому, при этом говорят «Я бросаю мяч вправо (влево), я катаю через круг»
(согласование движения и слова)
Упражнение 4.
Мальчики поссорились. Они сердиты, сдвинули брови, размахивают руками, наступают друг на друга…(упражнение на развитие мимической мускулатуры )
2. Проанализировать конспект логопедического занятия с точки зрения реализации принципов коррекционно-педагогической работы с детьми с заиканием, задач логопедической работы, этапа работы и реализуемого на данном этапе содержания работы логопеда, используя предложенную схему.
Тема: Особенности логопедической работы с заикающимися дошкольниками
Цель: закреплять знания содержания методик коррекционно-педагогической работы с заикающимися дошкольниками, формировать умение отбирать и реализовывать методы, приемы и средства коррекции заикания у детей дошкольного возраста.
Задания для подготовки к занятиям:
1. Раскройте содержание понятий: