I БЛОК. Общие мероприятия. Оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом.
Используем гигиенические средства достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий, содействующих укреплению здоровья и стимулирующих развитие адаптивных свойств организма:
1. Выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных санитарными правилами и нормами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.); проветривание и влажная уборка помещений;
2. Соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т. д.; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.
Режим дня и рационального питания. Режим дня предусматривает определенный ритм жизни ребенка, правильное чередование сна и бодрствования, разных видов труда и отдыха. Установлено, что систематическое чередование различных видов деятельности, определенный ритм жизни имеют чрезвычайно важное значение, так как способствуют нормализации и облегчению работы высших отделов нервной системы и всего организма в целом.
Поскольку многие заикающиеся дети являются соматически ослабленными, в составлении распорядка дня детей, склонных к заиканию, прежде всего, важно предусматривать достаточное время для отдыха, не перегружать их домашней работой и пр.
Важное значение для детей имеет разнообразие видов деятельности: переключение с одного вида деятельности на другой вызывает у ребенка интерес, играет роль своеобразного (активного) отдыха. Для детей возбудимых, подвижных следует подбирать занятия или игры спокойные, нешумные. Заторможенных детей нужно больше активизировать, развивать у них самостоятельность, уплотнять сроки заданий.
Огромное оздоровительное значение для нервной системы имеет сон. Он охраняет нервные клетки от истощения, способствует снабжению их питательными веществами, кислородом и выведению из них продуктов обмена. В режиме дня ребенка-дошкольника, предрасположенного к заиканию, на сон должно быть отведено не менее 10— 11 часов ночью и 2 часов днем.
От состояния питания ребенка зависит стойкость образующихся у него рефлексов, и оно же влияет на течение всех биохимических процессов в организме. Необходимо больше внимания уделять витаминизации пищи заикающегося ребенка. Витамины как биологические катализаторы всех ферментных систем благоприятно влияют на высшую нервную деятельность, реактивные силы и иммунологическое состояние организма.
Режим дня в нашем учреждении разработан на основе санитарно – гигиенических норм и правил содержания детей в образовательном учреждении для каждой возрастной группы в соответствии с реализуемой Программой в дошкольном звене.
Режим дня утверждается на учебный год ГЦСЭН в г. Сыктывкаре. В режиме дня четко регламентируется содержание и продолжительность каждого вида деятельности, отведено время для организованных групповых, подгрупповых, индивидуальных занятий, игры, получения необходимого сна, приема пищи, гигиенических процедур, прогулки.
Согласованность в работе специалистов позволяет режим сделать гибким в целях индивидуального подхода и учета особенностей каждого ребенка.
Питание организуется в соответствии с утвержденным 10-дневным меню. Ежедневно соблюдается и документально фиксируется баланс белков, жиров и углеводов в рационе, а так же поддерживается необходимая калорийность. Набор и выполнение процента натуральных норм продуктов питания анализируется еженедельно. Особое внимание уделяется микроэлементному составу пищи, ее достаточной витаминной обеспеченности и сезонной витаминизации.
Закаливающие процедуры. В режим дня ребенка с факторами риска по заиканию включаются и закаливающие процедуры. Ежедневное пребывание на свежем воздухе благотворно воздействует на ребенка. Оздоровительные силы природы, использование которых происходит во время прогулки, игр на свежем воздухе, различных спортивных развлечений (санки, лыжи) также успокаивают нервную систему, создают эмоциональный подъем, бодрое настроение. Перестройка организма при этом происходит естественно и просто. Воздушные ванны оказывают активное воздействие и на сердечно-сосудистую систему, нормализуют ее.
Солнечные ванны при осторожной и продуманной дозировке усиливают и повышают обмен веществ в организме. Важное значение для закаливания организма ребенка имеют водные процедуры: обтирание, обливание, душ и купание.
Наиболее целесообразны и применимы в ДОУ воздушные и водные методы закаливания:
- Босохождение по ребристой доске, аппликаторам и массажным коврикам перед сном
- Прогулки, соответствующие по времени режиму дня.
- Одежда по погоде, а не по времени года.
- Строгий режим проветривания.
Проводится достаточно большая работа с родителями воспитанников по выработке единых требований для проведения закаливающих мероприятий в домашних условиях, индивидуальный подход к выбору и назначению закаливающих процедур с учетом особенностей состояния здоровья ребенка.
Физическая культура. Физические упражнения, развивая в целом мышечную систему, усиливают работу важнейших жизненных органов — легких и сердца, повышают обмен веществ. Эти упражнения у детей, предрасположенных к заиканию, способствуют укреплению силы и морального духа, развивают координированные и точные движения, помогают избавиться от скованности или, наоборот, от расторможенности движений, содействуют воспитанию дисциплинированности и собранности.
Все это является необходимой предпосылкой для лучшего функционирования речевых органов ребенка и оказывает положительное влияние на выработку у него правильных речевых навыков. Как указывалось ранее, заикание у детей обычно сопровождается различными нарушениями моторики. Поэтому физические упражнения для детей, предрасположенных к заиканию, приобретают важное значение.
К здоровьесберегающим средствам двигательной направленности относятся:
- Физкультурные занятия, которые проводятся в группах по расписанию НОД. Нагрузка, на занятиях дозированная в зависимости от возможностей, противопоказаний, ограничений, степени физической подготовленности.
- Физкультминутки
- Эмоциональные разрядки и «минутки покоя»
- Су-джок терапия
- Подвижные игры на прогулке и в режиме дня, в том числе во время праздников и развлечений.
- Ежедневная утренняя гимнастика.
- Ежедневная гимнастика после сна.
- Дыхательная гимнастика
- Артикуляционная гимнастика
- Самомассаж рук, пальчиковая гимнастика