I. Что такое натуропатия или

Рената Равич

КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ

Естественные (нелекарственные)

методы оздоровления при острых заболеваниях.

Москва 1991

Педиатру - натуропату, моему учителю —

Галине Федоровне Рябышевой с низким поклоном

Обзор советской и зарубежной литературы по натуропатии.

Предисловие, редакция и примечания А.М.Тимофеевой.

Предисловие, редакция и примечания А.М.Тимофеевой

ПРЕДИСЛОВИЕ

Лечение и профилактика гриппа и других острых вирусных респира­торных заболеваний является актуальной задачей современной медицины. Однако в последние годы выяснилось, что исключительно «лекарственная» методика охраны здоровья имеет свои недостатки. С одной стороны, прогресс в развитии медицины: применение антибиотиков, сульфаниламидов, всеобщая вакцинация и пр. избавили человечество от многих ранее неизлечимых болезней и существенно продлили средний срок жизни, но с другой стороны - современный человек во многом становится «таблетоманом»: он считает, что лекарства лечат. Так, например, во Франции среднесуточное потребление лекарств составляет 400 тонн -10 граммов в сутки на человека!

По мнению академика В. П. Казначеева, организм, привыкая к постоянному потреблению медикаментов, вырастает иммунологическим «недорослем», отвыкая сам бороться с болезнями. Поэтому в настоящее время особенно важными в охране здоровья людей становятся два аспекта: повышение сопротивляемости к острым заболеваниям верхних дыхательных путей с помощью различных закаливающих процедур, и с другой стороны - изучение и внедрение в широкую практику тех нефармакологических мер, которые прошли проверку временем.

Настоящая работа знакомит читателя с некоторыми методами профилактики хронических заболеваний, а также методикой, применяемой натуропатами - врачами, специалистами в области неспецифических, нефармакологических методов оздоровления при острых заболеваниях верхних дыхательных путей. Представители этого направления медицины в своей терапевтической практике предпочитают в простых случаях пользоваться не фармакологическими препаратами (оставляя их применение для сложных случаев), а подключать к работе древние, прошедшие вековую практику народные средства, с использованием естественных природных ресурсов: воды, солнца, воздуха, различных питательных веществ и лекарственных трав. Нефармакологические методы, применяемые при острых заболеваниях, в настоящее время вызывают большой интерес и у многих врачей - представителей традиционной медицины, особенно у педиатров. Это объясняется тем, что частое и, главное, бесконтрольное применение химиопрепаратов может оказать вредные побочные действия на детский организм: они снижают его реактивность, вызывают аллергические состояния, способствуют развитию дисбактериоза кишечника,

повреждению слизистой желудочно-кишечного тракта, - список отрица­тельных последствий злоупотребления сильнодействующими препаратами может быть продолжен (подробнее см. ниже).

Если пересмотреть педиатрические журналы за последние годы, то там можно встретить немало работ, посвященных поиску нефармакологических методов воздействия на детский организм. В 1985 г. одно из самых крупных обществ детских врачей - Московское - посвятило два засе­дания обсуждению нефармакологических методов лечения бронхо-легочной патологии.

Химиопрепараты должны находиться только в руках врачей. Опыт и искусство врача определяет те случаи, когда нельзя отказаться от при­менения сильнодействующих фармакологических препаратов. Однако дети не всегда болеют тяжелыми заболеваниями респираторного тракта, требующими обязательного применения интенсивной фармакологической терапии. В этих случаях разумнее и полезнее для сохранения здоровья обойтись некоторыми нелекарственными методами, которые медицина упо­требляет с тех пор, как она существует. В этом смысле методы неспе­цифического, нефармакологического воздействия на организм это то новое, которое по сути является хорошо забытым старым.

Между представителями традиционной медицины и сторонниками неспецифических методов воздействия нет различия во взглядах на болезнь. С первого дня учебы в медицинских институтах нас учит лечить не болезнь, а больного; рассматривать организм как единое целое не только теоретически, но и практически. Такой целостный или иначе системный подход к организму соответствует одному из самых современных и пере­довых направлений в отечественной и зарубежной медицине: системному, «холистическому» направлению (от английского слова «holistic», что значит «целый», «единый»). Наши учителя всегда говорили, что тяжесть любого инфекционного процесса определяется общим состоянием организма, а не только возбудителем заболевания.

Традиционная медицина включила в свой арсенал в качестве равно­правных с фармакологическими многие приемы неспецифического подхода, впервые предложенные сторонниками естественных методов оздо­ровления: здесь и водолечение, и грязелечение, климатотерапия, лечебная и оздоровительная гимнастика, различные виды массажа и пр.

Однако самое важное - понимать разницу между системным подходом, всесторонне учитывающим особенности неспецифического воздействия на весь организм в целом, и отдельными «рецептами», которые, хотя и считаются «народными», но могут привести к неожиданным и нежелательным последствиям, если они применяются без учета возрастного, полового и других существенных для здоровья факторов. Каждый педиатр может вспомнить о таких псевдонародных методах лечения, как лечение диспепсии яичными белками или другими закрепляющими средствами, или, наоборот, введение мыла в анус, при отсутствии стула. Подобные рецепты, ошибочно также именуемые «народными», могут привести к тяжелым последствиям. Именно такими отрывочными сведениями и питается скептическое отношение некоторых врачей к народной медицине.

В данной работе, представляющей собой обзор советской и зару­бежной литературы по неспецифическим методам оздоровления, предла­гаются только такие методы, которые не вызывают сомнения в целесообразности их применения на практике. Большинство из них апробировано временем и в течение многих лет успешно используется в повседневной врачебной практике. Предлагаемые рекомендации ни в коем случае не могут ухудшить состояние здоровья детей и взрослых. Их применение обосновано до прихода врача, и они способствуют облегчению состояния больного. Врач же, внимательно осмотрев больного, проведя ему обследование, определит дальнейшую тактику лечения.

Подобный обзор литературы дает знания, которые жизненно необхо­димы родителям, особенно молодым и неопытным, и которые облегчат им нелегкую работу - вырастить здорового ребенка. При первых же признаках недомогания, еще до прихода врача, мать и близкие, ухаживающие за больным ребенком, могут, зная эти методы, облегчить его состояние: снизить без помощи сильнодействующих препаратов температуру, остановить рвоту, предотвратить развитие токсикоза. Особенно важно, что эти неспецифические методы в силу своей безвредности могут быть рекомендованы беременным, для которых опасно применение сильнодействующих средств; их можно применять людям, страдающим лекарственной аллергией.

Всемирная Организация Здравоохранения выдвинула лозунг «Здоровье всех к 2000 году». Для реализации этого лозунга необходимо не только желание сохранить и приумножить свое здоровье и здоровье своих детей, но и знания, как это делать и как этого добиться. Девиз современной медицины: профилактика прежде всего. А для этого необходимо не только постоянное наблюдение врача, но и активное участие самого человека в укреплении своего здоровья.

Смысл данной работы именно в том, что она дает в руки родителей рабочие, практически легко выполняемые методы, усиливающие собственные защитные силы организма, укрепляющие неспецифический иммунитет, повышающие реактивность организма. Тем самым создается предпосылка для профилактики хронических заболеваний, что особенно важно для часто болеющих и ослабленных детей.

А.М.Тимофеева, к.м.н. Центр лечебной педагогики.

Оздоровления

Будущее принадлежит медицине профилактической.

Н.И.Пирогов

Долг каждого врача - взять - свои руки людей здоровых, предохранить их от болезней… предписывать им надлежащий образ жизни, ибо легче предохранить от болезной, нежели их лечить.

М.Я.Мудров

Я полагаю, что врачи будущего в равной мере будут и наставниками. Их истинным долгом будет учить людей сохранять свое здоровье. Врачи будут заняты даже в большой степени, чем в наше время, поскольку сберечь здоровье людей значительно сложней, чем только лечить их.

Д.Джарвис

Если бы врачи больше образовывали людей, им не приходилось бы так много лечить их.

Б.Иенсен

Настоящие заметки представляют собой записи цикла бесед об естественных (нефармакологических) методах оздоровления, в том числе и при острых респираторных заболеваниях, которые автор проводила ежегодно, начиная с 1976 г. в клубе «Здоровая Семья» (Москва, Парк культуры им. Горького). Этот цикл по существу является образом отечественной и зарубежной литературы, посвященной нефармакологическим, естественным (от слова «натура», «природа» - nature), т.е. натуропатическим методам оздоровления, практикуемым в различных странах за последние 200-300 лет. Иначе эти методы называются неспецифическими, т.е. направленными на весь организм человека в целом. По сути своей естественные, нефармакологические методы - это сокровищница народной медицины. В настоящее время Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) выдвинула лозунг «Интеграция классической и народной медицины». Нельзя безнаказанно пренебрегать народной мудростью, которая помогала нашим предкам в те времена, когда врачей было крайне мало. В наше время соединение в единое целое серьезных успехов классической медицины, значительных достижений мирового здравоохранения и ценного опыта прошлых поколений - золотой россыпи народной мудрости - поможет укрепить здоровье людей, детей в первую очередь.

Следует учесть, что данный цикл бесед проводит не врач, а библиограф и переводчик, много лет собирающая и изучающая старые, «забытые» методы, а также реферирующая иностранную литературу (преимущественно на английском языке) по нефармакологическим методам оздоровления, таким как водолечение, диететика, мегавитаминная терапия и многие другие.

В настоящее время на первый план выходят задачи профилактики болезней. Во многих странах, в том числе и у нас, огромными тиражами издается научно-популярная литература, главная цель которой - обучение людей методам профилактики болезней, т.е. методам самопомощи, методам самосохранения и самоукрепления здоровья.

В этом море литературы - недаром сейчас всюду наблюдается информационный взрыв! - очень трудно ориентироваться, а главное - трудно отсеять «зерна от плевел» и найти разумный, подходящий именно для данного ребенка, для данного человека путь к здоровью. Поэтому, с нашей точки зрения, обзор литературы, предлагающей много разных вариантов, из которых (обязательно посоветовавшись с врачом!) можно выбрать приемлемый для вас лично (ведь и лекарства врач должен подбирать с учетом индивидуальной непереносимости!), может принести пользу.

Сейчас на первый план в профилактической медицине выходит индивидуальное здравоохранение, особенно в нашей стране, где социальное здравоохранение достигло некоторых успехов. Для индивидуального здравоохранения важен принципиально новый подход, когда больной не взваливает всю ответственность за свое выздоровление на врача, не пассивно и со «смаком» болеет, а сам активно борется за свое здоровье и за здоровье своих детей. А для этого мало одного желания быть здоровым, необходимы знания и ежедневная работа по оздоровлению. В настоящее время на первый план в индивидуальном здравоохранении выходит работа по обучению широких масс здоровому образу жизни, куда входит не только физкультурная работа, но и обучение правилам здорового, рационального питания, а также обучение некоторым простым приемам самопомощи в случае острых простудных заболеваний, которые могут принести облегчение страдающим еще до прихода врача; во многих несложных случаях оказывается, что такие навыки самопомощи в самом зародыше заболевания являются наиболее эффективным методом профилактики осложнений и хронических состояний. Крайне важно, что при этом зачастую отпадает надобность применять сильнодействующие медикаменты.

К сожалению, надо признать, что, несмотря на прогресс медицины, количество больных и больниц растет с угрожающей быстротой. Тысячами появляются новые лекарства, разрабатываются все более совершенные методы лечения, все более виртуозные операции поражают воображение людей. Искусственные почки, чудодейственные аппараты искусственного кровообращения, спасающие людей от смерти, полное переливание крови новорожденным, диагностика внутриутробных дефектов и т.д. Прогресс медицины восхищает, радует, ошеломляет. Средняя продолжительность жизни растет, но как мало людей среднего, а тем более старшего поколения живут активной жизнью! Как мало крепких пожилых людей, не обремененных физическими недугами и психической неуравновешенностью, увы, характерной для старческого возраста.

Врачи делают все, что в их силах - а зачастую и сверх сил - само­отверженно борются за здоровье людей, но что делаем мы сами для того, чтобы меньше болеть, быть крепче и выносливее? Действительно, смертность среди детей снизилась, сейчас благодаря усилиям врачей и эффективным препаратам выживают младенцы, еще 10 лет назад обреченные на неминуемую смерть, при этом почти 90% детей рождаются физиологически незрелыми (данные профессора И.А.Аршавского). Инфаркт «помолодел», даже у школьников стали встречаться так называемые «молодежные» язвы 12-перстной кишки[1] Статистика утверждает, что в США у каждого восьмого - рак, а и Японии каждый пятый - кандидат в психиатрическую больницу; 30% детей - близоруки, 90% - имеют кариес зубов. Дело не столько в статистике, сколько в том очевидном факте, что если просто посмотришь вокруг и поговоришь с людьми, то убеждаешься, что состояние здоровья старшего, и, увы, большей части среднего поколения - удручающе. Конечно, современная медицина способна творить чудеса, но мы сами, что мы делаем для того, чтобы сохранить и не «промотать» здоровье, унаследованное от родителей? Уверены ли мы в самом деле, что заботиться о нашем здоровье, о здоровье наших детей должны только врачи, а не мы сами? Как мы помогаем нашим детям стать здоровее, чем мы, и если уж им «суждено» заболеть, знаем ли мы, в чем состоят наши обязанности как родителей, что мы должны знать и что делать, чтобы не просто автома­тически выполнять предписания врача, а в самом деле помочь ребенку после болезни стать крепче?

Никому не придет в голову оспаривать важность и необходимость медикаментозного лечения, но «фармакологический разгул XX века» (как сказал известный французский врач-натуропат Вивини) привел к бесконтрольному поглощению лекарств при любом, самом легком недомогании[2].

В последние годы увеличилось количество научных работ, описывающих вредные побочные последствия при длительном приеме многих лекарств, в том числе и таких популярных, как аспирин, антибиотики, сульфаниламиды.

Всюду в мире появляются врачи, которые предостерегают против безответственного поглощения лекарств без строгого контроля, особенно детьми: «Многие лекарственные вещества, наряду с полезными (жела­тельными) действиями, вызывают вредные побочные эффекты нарушают течение обменных процессов, деятельность различных органов, эндокринных желез. К примеру: такие всем известные "безобидные" лекарства, как амидопирин, салициловый натрий (аспирин), широко при-' меняемые не только для лечения, но и для консервирования фруктов и овощей, могут вызвать более или менее тяжелые побочные действия. Эти медикаменты очень медленно выводятся из организма и накапли-ваются во внутренних органах в концентрациях, опасных для здоровья.

Поэтому бесконтрольное применение амидопирина иногда способствует развитию малокровия. Препараты салициловой кислоты (аспирин) даже в небольших дозах сильно раздражают слизистую оболочку желудка. Известны случаи, когда частое употребление салицилатов приводило к язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки. Лекарственные препараты, содержащие атропин (бесалол, бикарбонат), кроме своего прямого действия - уменьшения болей в желудочно-кишечном тракте, -оказывают побочное влияние на внутриглазное давление у людей, больных глаукомой. Наиболее опасные побочные реакции могут возникнуть при неумелом использовании сульфаниламидов и антибиотиков. Например, длительное применение пенициллина нередко сопровождается тяжелыми поражениями слизистой оболочки ротовой полости, кожных покровов. внутренних органов, системы крови». З А. Васильева; С.М.Любинская. Резервы здоровья. Ленинград, «Медицина», 1981.)

Именно потому, что лекарства являются таким мощным оружием, нам кажется разумным вспомнить некоторые старые, давно «забытые», но не устаревшие, прошедшие проверку временем и опытом поколений, а главное, ценные своей доказанной долгими годами применения безвредностью методы оздоровления без лекарств, т.е. передать современным людям эстафету народной мудрости.

Мы настоятельно хотим подчеркнуть, что ни в коем случае не ставим себе целью заменить врача. Необходимо обращаться к врачу за помощью при всех случаях недомогания, и, если состояние больного тяжелое, то нужно полностью полагаться на врачебный опыт и советы. Мы призываем только к тому, чтобы, по словам одного детского врача - сторонника нефармакологических методов оздоровления, «не бить из пушек по воробьям», т.е. не принимать сильнодействующие и очень эффективные лекарства, особенно антибиотики, без крайней необходимости, при малейших признаках простуды и в некоторых простых случаях пользоваться нефармакологическими «старыми» методами, которые сейчас вновь завоевывают права гражданства. По сути дела, противопоставление натуропатии, т.е. нефармакологических методов, и аллопатии, т.е. фармакологических методов, в корне неправильно. Надо помнить, что медицина - одна, это - искусство помочь больному, облегчить его страдания, используя основной врачебный критерий «не вреди». Необходимо варьировать при надобности и мягкие методы, действующие медленно, но дающие длительный оздоровительный эффект без побочных вредных для организма последствий: водолечение, различные лечебные диеты, травяные чаи и - в случае серьезной необходимости сильнодействующие препараты. В книге доктора Монтегю об Альберте Швейцере и его врачебной деятельности приводятся следующие сведения: «Из тех лекарств, которые употреблялись в середине пятидесятых годов нашего века к середине шестидесятых, употреблялось лишь 10-25%. Из новых же лекарств тогда не существовало 70% Представьте себе, какой это гигантский поток лекарств, не успевающих себя зарекомендовать или скомпрометировать?» (Великий Доктор Альберт Швейцер, работавший в тяжелых условиях габонского климата тщательным наблю­дением отделял истинную находку от простого увлечения новой меди­цинской модой. Он говорил, что несколькими старыми испытанными лекарствами можно добиться куда больших успехом, чем новейшей аппаратурой и сверхсовременными лекарствами[3].)

За последние годы возобновился интерес к нефармакологическим методам оздоровления в нашей стране. Появляется много статей, в попу­лярной форме разъясняющих вред самолечения лекарствами без строгого медицинского контроля; в «Медицинской газете» даже организован раздел «Не лекарством единым».

Примером современной книги, замечательно суммирующей «старые» методы, является монография З.А.Васильевой и О.А.Пуховой «Неспецифическое лечение хронических заболеваний» (Ленинград, «Медицина», 1972), к сожалению, быстро ставшая библиографической редкостью. Вот что в ней говорится: «Использование неспецифической терапии предусматривает не отказ от медикаментозных средств, но максимальное уменьшение количества сильнодействующих лекарств, обладающих вредными побочными влияниями и тормозящих собственные приспособительно-компенсаторные реакции организма. Кроме того, применение водолечебных процедур (а это один из ведущих раздело» неспецифической терапии), возможно, будет способствовать снижению терапевтических доз многих лекарственных средств, т.к. эти процедуры повышают восприимчивость клеток и тканей к действию различных веществ. Мы надеемся, что эффективность и в то же время доступность и простота неспеци­фической терапии, отсутствие при ее применении вредных побочных осложнений будут способствовать ее широкому внедрению в практику» (Указ, соч., стр. 191).

Настоящие заметки и есть практический путь внедрения в массы методов неспецифической терапии именно через обучение. В течение нескольких лет автор ведет цикл бесед с молодыми родителями, сначала в «Клубе для родителей» в доме культуры «Созидатель», а потом в клубе «Здоровая семья» при Детском городке парка им. Горького. Записи этих бесед предназначены всем, кто готов учиться всю жизнь, тем думающим родителям, которые хотят сами что-то делать для укрепления здоровья своих здоровых детей и для оздоровления своих ослабленных детишек: таких много среди родителей нашего клуба. Эти беседы - часть Школы Здоровья в нашем клубе, где рассказывают и о разных оздоровительных мероприятиях, о рациональном питании, о психологии взаимоотношений детей и родителей и многое другое, - все это рассчитано прежде всего на конкретную помощь молодым родителям, а также молодым бабушкам, которые теперь с пламенным энтузиазмом - куда большим, чем при воспитании собственных детей, - растят внуков. В клуб приходят те родители, которые ищут новые пути для воспитания здоровых детей, и цель этих бесед-обзоров и бесед врачей и психологов - научить их методам самопомощи и возможностям обходиться практически без лекарств. И пусть взрослые направят всемогущую родительскую любовь на активную помощь больному ребенку, а не на поиски «дефицитных» новомодных лекарств и дорогих деликатесов, которые не лезут в горло больному ребенку. И если найдется хоть один врач, который пропишет при ОРЗ не олитетрин и сульфадиметоксин[4], а потогонный чай (а такие врачи уже есть!), и хоть одна мама и бабушка, которые вместо антибиотиков при гриппе сначала попробуют сделать обертывание своему больному малышу - при полном одобрении лечащего врача, а папа, вместо того, чтобы бегать за черной икрой, - принесет побольше моркови, и больной ребенок выпьет целебный морковный сок, наша скромная цель будет достигнута.

Натуропатия ведет свою родословную от Гиппократа. Ведь еще он говорил: «Ваша пища должна стать лекарством, а ваше лекарство должно быть пищей». Убеждение в том, что целебные силы скрыты внутри самого организма, что лечит Природа, а врач только помогает, лежала в основе принципов врачевания Авиценны, Парацельса и других знаменитых врачей прошлого. Многое сторонники нелекарственных методов взяли из восточной медицины. С середины XVIII века в Германии стало развиваться водолечение. В начале XX века к водолечению было подключено лечение воздержанием от пищи, в современной терминологии - «лечебное голодание» или разгрузочно-диетическая терапия (РДТ). В Швейцарии, Германии, Англии и Америке стали разрабатываться научные принципы (Бихнер-Беннер и др.), а также практические реко­мендации диететики, т.е. науки о рациональном питании (Тильден, Келлог и др.) и оздоровлении организма с помощью различных естественных методов с использованием воды, воздуха, солнца, массажа, гимнастики и пр. Было открыто несколько санаториев и клиник натуропатического направления в Германии, Швейцарии, США (Бихнор Боннер, Тильден, Алиса Чейс, Вивини - все это врачи, добившиеся выдающихся успехов в деле оздоровления людей). Герберт Шелтон, американский врач-натуропат и гигиенист за 45 лет клинической практики провел 50 тысяч курсов лечебного голодания. Катастрофы мировых войн, когда на медленные, хотя и верные методы лечения без лекарств не было времени и когда пенициллин и другие антибиотики во время Второй мировой войны спасли миллионы раненых от смерти, заставили всех заново уверовать в магическую силу лекарств, производство которых стало расти в геометри­ческой прогрессии.

Однако в настоящее время можно видеть возрождение интереса к «старым» нелекарственным методам (в частности, в связи с тем, что постепенно выясняются вредные побочные эффекты приема многих лекарств) в полном соответствии с принципом: «все новое - хорошо забытое старое». В последние десятилетия возродился интерес к восточной медицине, основанной на других принципах, нежели западная. Проводятся международные конференции по иглорефлексотерапии, семинары по неспецифическим методам оздоровления, снова начинают работать в разных странах натуропатические клиники, в том числе и лечебного голодания, создана Международная Ассоциация натуропатов, разрабатываются методы диагностики, связанные с системным подходом к организму как к единому целому: иридодиагностика (по радужной оболочке глаза), диагностика по пульсу, диагностика по капиллярам слизистой оболочки губ, по биологически активным точкам, по биополю и пр.

В России в начале XX века идеи нефармакологических, естественных методов оздоровления были весьма популярны, чему способствовало опуб­ликование целого ряда книг по водолечению. В тридцатые годы одним из энтузиастов был И.М.Саркизов-Серазини, очень много сделавший для пропаганды профилактического аспекта медицины. В последние годы снова оживился интерес к естественным методам; в печати выступают известные врачи - Н.М.Амосов, Ю.С.Николаев и многие другие, -подчеркивая важность обучения людей культуре сохранения и восстанов­ления здоровья. Публикуется много книг, посвященных этим вопросам.

Но все-таки большинство людей еще свято уверено в том, что пока они здоровы, думать о своем здоровье не имеет смысла, а потом пусть врач сам решает, что надо делать, а пациент безропотно откроет рот, чтобы принять любое лекарство, и чем оно дороже и моднее, тем «эффективнее»; он подставит себя под любой укол в полной уверенности, что этим и исчерпывается его роль в «лечении».

Только тогда, когда люди поймут, что не следует полностью перекладывать на медицину заботу о своем здоровье, и осознают, насколько необходимо подключить во время болезни и свои собственные внутренние ресурсы, собственную энергию, собственную волю к жизни, когда они проникнутся важностью и необходимостью самим бороться за свое здоровье (а это принципиально другая психологическая установка: одни люди с удовольствием или с неудовольствием заняты своей болезнью, а другие - борются за свое выздоровление), - только тогда им будет обеспечена полноценная активная жизнь долгие годы.

Самый важный аспект естественных методов оздоровления именно психологический - человек помогает себе сам. «Воля к жизни - не теоретическая абстракция, а физиологический фактор терапевтического значения. Врач должен понять, что его важнейшая задача всячески активизировать ресурсы организма и волю пациента к жизни, чтобы победить болезнь». Эти слова принадлежат известному американскому писателю Норману Казинсу, автору книги «Анатомия болезни с точки зрения пациента» (М., Физкультура и спорт, 1991); отрывок из нее под красноречивым названием «Резервы человеческого духа» опубликован в журнале «Иностранная литература» (№ 3, 1981). Норман Казинс был тяжело болен (коллагиноз) и обречен на неподвижность, но решил бороться: он использовал огромные дозы витамина С (до 20 г в день!), натуральную диету и - что самое главное - положительные эмоции, стремление активно противостоять своей болезни, радостное настроение и смех. Он говорит: «Я не принял приговор врачей, признавших мою болезнь прогрессирующей и неизлечимой, и поэтому не оказался в капкане страха, депрессии и паники, которые нередко сопутствуют заболеваниям, предположительно признанным неизлечимыми». И далее: «Медицина — не только наука, но и искусство. Самое главное, чему можно научиться или научить в медицине, - это способ, с помощью которого человеческий дух и тело в критической ситуации призывает на помощь все, даже глубинные резервы своего организма». Когда Норман Казинс (писатель, а не врач!) опубликовал свою книгу, она вызвала бурю положительных откликов со стороны врачей всего мира. И тот факт, что три тысячи врачей (среди множества писем были письма от трех тысяч врачей) вполне активно поддержали его концепцию: «Больной - равноправный, а может быть, даже главный участник союза "врач-пациент" в борьбе за выздоровление» - и был стимулом для меня, библиографа и переводчика рассказать о тех естественных путях к выздоровлению, которые помогли сотням родителей во многих, самых неожиданных ситуациях справиться с болезнями детей без применения лекарств, теми естественными методами, которые сначала были вычитаны из книг. Многолетняя работа клуба «Здоровая семья», ежегодные летние семейно-трудовые оздорови­тельные лагеря - все это та живая практика, которая подтвердила: родителей надо учить, родителей надо убеждать, родителям надо показывать, как делать те или иные процедуры, позволяющие вообще обойтись без лекарств в тех случаях, когда ребенок не настолько серьезно болен, что нуждается в госпитализации.

Естественные методы оздоровления предлагают некоторые способы, позволяющие человеку оживить свои внутренние ресурсы, разбудить свою жизненную энергию, обычно подавленную во время хронических заболе­ваний, укрепить свою силу воли и желание выздороветь Но для этого надо действовать самому. Натуропаты справедливо считают, что на долю врача приходится лишь 10% лечения: советы, что надо делать, помощь и ободрение в трудную минуту, эмоциональный контакт врача с пациентом, участие и сочувствие в реальных трудностях. На долю пациента прихо­дится самое главное: 90% действий, борьбы, работы, необходимых для того, чтобы выздороветь. Конечно, такой путь но для всех. Неспеци­фическая практика оздоровления, безусловно, не рассчитана на людей, которые предпочитают пассивно плыть по воле обстоятельств, считают себя обреченными на болезни и не ищут самостоятельно способов с ними справиться. Но всегда есть люди, которые сами ищут, пытаются сами бороться за свое выздоровление, за здоровье своих детей, стремятся активно вернуться к деятельной жизни. Они готовы на ограничения в питании, на активную ежедневную работу: гимнастику, самомассаж и пр., на борьбу за свое место в жизни, им не нравится «смотреть на жизнь через окно» (Как говорил Эмиль Верхарн: «в тебе прокиснет кровь твоих отцов и предков, ты будешь как больной смотреть на жизнь через окно...»). Такие больные сами душевно страдают от того, что близкие должны тратить свои силы и свое время на заботу о них, находящихся в немощном состоянии, но они не знают, что делать. На них-то и рассчитаны эти заметки. Знания, накопленные тысячелетиями, не должны пылиться на полках только потому, что важнейшая тема - тема борьбы человека со своей болезнью, проблема существенной роли пациента в его противостоянии боли и страданиям, в его желании преодолеть себя и свою слабость - не входит в реестр диссертационных тем. Мы уверены, что в ближайшем будущем вырастут тысячи врачей, сочетающих в себе знания специфической и неспецифи­ческой терапии, что они придут на помощь тем, кто хочет бороться за свое здоровье, но не знает, как найти правильный путь. Пусть же пока эти записи помогут тем, кто ищет, найти знания, облегчающие им путь борьбы при желании свести лекарства к минимуму.

Рассмотренные в данной работе вопросы касаются неспецифических методов, применяемых при так называемых «острых» заболеваниях. Нефармакологические методы основаны на следующем принципе: болезнь следует выводить изнутри наружу, а здоровье восстанавливать, опираясь на способность каждого живого организма к регенерации тканей и восстановлению функций (до известного предела!). С помощью ряда процедур больному организму создают такие условия, при которых он сам начинает бороться за свое выздоровление (если, конечно, болезнь не запущена до необратимой стадии). Недаром представители этого направления считают, что пока человек не прибегнул к естественным методам оздоровления, его нельзя считать безнадежным[5]. Книга Марка Герзона «Лечение рака», где описаны по преимуществу нефармакологичес­кие методы, позволившие ему вылечить 50 безнадежных раковых больных, служит тому ярким примером. Но рак - это «чудовище цивилизации» - крайний предел необратимого разрушения организма, и хотя даже тут возможна надежда, но может быть можно попытаться предотвратить такие дегенеративные заболевания рациональным образом жизни. Что думают об этом сторонники нефармакологических методов оздоровления?

Бернард Иенсен говорит: «Рак надо наесть, надышать, нанервничать в течение 20 лет». Излагая основные принципы естественных методов оздоровления, Бернард Иенсен, врач-натуропат с сорокалетним стажем, подчеркивает, что состояние здоровья взрослого человека - это результат не только наследственных характеристик и наследственного предрасположения к болезням (первым слагаемым в сумме здоровья будущего ребенка), не только результат поведения будущей матери во время беременности (вторым слагаемым), но и результат практики ухода за ним с раннего детства, результат привычки к здоровью на всю жизнь.

Если с самого рождения ребенка кормят правильно, биологически полноценной («живой») пищей, приучают к контрастам холода и тепла, всесторонне укрепляют физически, закаляют, создают у него иммунитет к болезням, а главное - правильно ухаживают за ребенком во время его болезни, основываясь на укреплении его иммунитета, активизации его сопротивляемости, усилении защитных реакций его организма, тогда он вырастет с наивысшим физическим потенциалом, какой возможен при его наследственных данных.

В настоящих заметках и рассказывается о тех первичных правилах самопомощи и помощи больным детям, которую должны осуществлять их близкие, пока не пришел врач; эти методики позволят не ослаблять их иммунитет, не подрывать их защитные силы и обеспечат возможность обойтись в простых случаях без сильнодействующих медикаментов, опираясь на вековой опыт народной медицины.

Что важнее: сохранить здоровье или восстановить уже утраченное в тех случаях, когда это возможно? Люди, много и тяжко болевшие, знают, какого долгого труда, страданий, терпения требует возврат к полноценной деятельной жизни здорового человека.

Где истинные корни хронической болезни? Когда она закрадывается, сколько времени проходит, пока не проявятся внешние болезненные симптомы? Какова роль наследственных факторов, препятствующих или способствующих заболеванию? Насколько важна роль врожденного и - что гораздо существеннее для нас - приобретенного иммунитета?

Японская народная пословица гласит: «Простуда - корень всех болезней». Попробуем воспользоваться этой народной мудростью и расскажем о тех правилах поведения во время простудных заболеваний, которые рекомендуются при неспецифическом подходе к оздоровлению. При таком подходе считается, что разумное поведение во время острого состояния позволит организму справиться с болезнью в самом зародыше, не прорастить корни болезни и не переродить банальную простуду в хроническое заболевание, которое может пустить корни в наследственно слабом органе.

Мы не собираемся пускаться в теоретические рассуждения и не можем взять на себя смелость объяснять все принципы и все методики, которыми пользуются врачи - сторонники неспецифического подхода во всем мире. Безусловно, у них есть свои успехи и свои неудачи, свои достижения и свои трудности, свои неразрешимые проблем<

Наши рекомендации