Шкала Апгар-Аршавского для экспресс-диагностики физиологической зрелости новорожденных
Признак | 0 баллов | 1балл | 2 балла |
Сердцебиение (пульс) | Отсутствует | Менее 100 в минуту | 100-140 в минуту |
Дыхание | Отсутствует | Редкие, единичные дыхательные движения | Хорошее. Крик |
Окраска кожи | Белая или синюшная | Розовая, конечности синюшные | Розовая всюду |
Мышечный тонус | Отсутствует | Снижен, слабая степень сгибания | Высокий. Активные движения |
Рефлекторная возбудимость | Нет реакции на раздражение подошв | Гримаса или слабые движения | Резкие движения, крик. Начал сосать грудь в первые 30 минут* |
* «Начал сосать грудь в первые 30 минут» — добавлено мною как один из дополнительных признаков физиологической зрелости.
Обязательны ли родовые боли? Нет!
До сих пор распространено мнение, что родовые боли всегда были, есть и будут. Да и как им не быть, казалось, если голова новорожденного имеет 36 сантиметров в окружности. В действительности же — это старый предрассудок, распространенный в странах с христианской религией.
В 60-х годах в Чехословакии при сплошном опросе женщин, занятых тяжелой физической работой, 14 процентов сказали, что роды у них протекали безболезненно, большинство считали боли вполне терпимыми и лишь немногие назвали их сильными.
Европейский врач, отправившийся к индейцам Северной Америки (племена сиу и кутенайсов), был поражен необычностью того, что он увидел там. Одна из женщин должна была вот-вот родить, но, посмеявшись над предостережением врача, отправилась в лес за хворостом. Врач тоже отправился с ней. Насобирали уже по вязанке, и тут индианка сказала: «Доктор, мне сейчас родить надо, вы отойдите подальше!» Врач отошел, а женщина оторвала кусок тряпки, присела на корточки и, держась одной рукой за молодое деревце, родила сынишку. Ни страха, ни признаков боли врач не заметил. Молодая мать вскоре направилась к своим в деревню сообщить о появлении сына. Характерно, что женщины племени, обсуждая рождение ребенка, говорили лишь о ритуальных моментах, которые необходимо соблюсти, о праздничных приготовлениях, но ни слова о болях или страданиях. Рождения ребенка все племя ждало с нетерпением, а женщина-мать стала после этого более уважаемой соплеменниками.
Видимо, это и есть естественная картина родов. Ее можно наблюдать и у домашних животных. Все совершается тихо, в укромном месте. Кошка может ласково мурлыкать в течение рождения пятерых котят, прерывая свою «песенку» только в те секунды, когда надо напрячься и вытолкнуть очередного котенка или когда вылизывает новорожденного.
Моя невестка, зная мой интерес ко всему, что касается рождения детей, однажды призналась: «Вторые роды у меня прошли не только совершенно безболезненно, но, я бы сказала, — очень приятно».
Вывод напрашивается сам собой. Европейским женщинам разговорами о болях просто внушают, что роды болезненны: ведь слышат они об этом, еще будучи девочками, и не один раз. Свой вклад в это внесла и Библия, где сказано: «...в болезни будешь рождать детей» (Быт. 1.3, 16).
В результате у женщин заранее появляются страх и тревога. Усугубляются боли и от неумения расслабляться и отдыхать между схватками, правильно дышать, естественно себя вести.
Стремясь помочь женщинам, облегчить их страдания, врачи в меру своего разумения перепробовали много средств и способов, вплоть до ведения родов под общим наркозом. К счастью, сразу убедились, что мать после этого наркоза проснуться может, а новорожденный ребенок — нет, и прекратили эти попытки. Наиболее дальновидные, конечно, понимали, что лекарственные вмешательства и противоестественны, и небезвредны, и искали пути психологической подготовки к родам. В 1957 году парижский акушер Ламаз, объединив метод англичанина Рида (1933) и русского Вельвовского (1949), изобрел способ, превосходивший ранее существовавшие. Он широко распространен уже в 44 странах. У нас он называется психопрофилактической подготовкой беременных к родам, но... слишком часто выполняется чисто формально. Эффективность его намного ниже теоретически возможной; впрочем, сама акушерская практика приобрела ныне «механистичность» и беспечность, которые характерны для бюрократических искажений нашей жизни.
А между тем на Западе акушеры приблизились к пониманию того, что рождение ребенка — не только медицинская проблема, но очень важная часть сексуальной и эмоциональной жизни супругов. В клинике доктора Ф. Лебойе (Париж) роды стали проводить в спокойствии и тишине, в полумраке и атмосфере полной сосредоточенности на матери и ребенке. Еще дальше пошел Мишель Оден из Пицивьерса (близ Парижа), назвавший свою книгу «Возрожденные роды» (впервые издана на русском языке в 1994 году*). Он, видимо, первым из акушеров приблизился к пониманию роли медицины в естественном акте родов и, отодвинув вмешательство специалистов к тем границам, где оно может принести минимум вреда, подготовил отцов и особенно женщин к принятию новой веры: рождение ребенка — великая радость и торжество жизни.
* См.: приложение № 5