Коррекция уровня детской тревожности с помощью директивного метода игровой терапии
После завершения коррекции уровня тревожности у детей методом игровой терапии директивного типа (программа которой была представлена в предыдущей главе) и в контрольной группе, и во второй экспериментальной подгруппе также была проведена повторная диагностика тревожности у детей. Для того чтобы определить, как изменился уровень тревожности каждого ребенка, мы сравнили показатели детей контрольной группы и второй экспериментальной подгруппы до коррекции и после нее (рис. 3.2).
Глава 3. Эффективность коррекции тревожности с помощью игровой терапии
показатели уровня тревожности {%) 70
коррекции □ после коррекции
Экспериментальная группа
Группа испытуемых
Контрольная группа
Рис. 3.2. Изменение показателей уровня тревожности у детей контрольной группы и второй экспериментальной подгруппы до и после коррекции методом директивной игровой терапии
Из рис. 3.2 видно, что у детей второй экспериментальной подгруппы, прошедших курс директивной игровой терапии, уровень тревожности снизился с 60,78 до 40,18% (р < 0,05)! В качественной характеристике после коррекции у детей этой подгруппы наблюдался средний уровень тревожности, в то время как до коррекции все показатели детей соответствовали высокому уровню.
К тому же дети этой подгруппы показали некоторые изменения в поведении дома и в детском саду, а также и в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми. Они стали более самостоятельными, активными, решительными и менее боязливыми. Хотя у них пока отсутствует внутренний источник оценки и они все еще ориентированы на реакцию окружающих, теперь у этих детей нет постоянного ожидания негативной оценки их поведения и результатов деятельности. Кстати, говоря о результатах деятельности, нельзя не привести здесь разговор, который произошел между воспитателем и девочкой, прошедшей курс директивной игровой терапии.
Пример 13
Воспитатель. Какая Оля у нас молодец! Почему же ты не играла со всеми детьми раньше?
Оля. Просто я боялась.
Воспитатель. А теперь не боишься?
Оля. Ну как же? Я же так много играла, играла. Теперь я совсем не боюсь это делать.
Пример показывает, что в результате проведения директивной игровой терапии дети осваивают навык взаимодействия со сверстниками, который переносят из игровой деятельности в реальную жизнь.
Таким образом, коррекция тревожности у детей выпускных групп дошкольных учреждений, проведенная с помощью директивного метода игровой терапии, позволила снизить ее уровень до средних показателей, что позволяет говорить об эффективности данного процесса.
КОРРЕКЦИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА СМЕШАННОЙ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ
Далее мы определяли эффективность коррекционной работы по снижению уровня тревожности у дошкольников методом смешанной игровой терапии (который описан в предыдущей главе). Для этого у каждого ребенка третьей экспериментальной группы был повторно диагностирован уровень тревожности. Как и в предыдущих двух случаях, между собой сравнивались результаты уровня тревожности до и после коррекции у детей экспериментальной подгруппы и контрольной группы (рис. 3.3).
коррекции □ после коррекции
Экспериментальная группа
Группа испытуемых
Контрольная группа
Рис. 3.3. Изменение показателей уровня тревожности у детей контрольной группы и третьей экспериментальной подгруппы до и после коррекции методом смешанной игровой терапии
Каквидно из рис. 3.3, уровень тревожности у детей третьей экспериментальной группы, прошедшей курс смешанной игровой терапии, снизился до средних показателей с 60,78 до 39,32% (р < 0,05). Здесь у детей наблюдались изменения в двух направлениях. С одной стороны, дети данной экспериментальной группы овладели навыками общения, совместного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. На поведенческом уровне это выражалось в большей заинтересованности в коллективной деятельности, в появлении большей уверенности при обращении к другим людям, лучшем понимании реакции окружающих на их поведение и т.д. С другой стороны, детям удалось сформировать некоторую внутреннюю шкалу оценки действий, что давало им возможность прогнозировать реакцию других людей на свои поступки, конечно, при условии, что поведение этих людей отличалось постоянством! Синтез техник и приемов директивного и недирективного методов игровой терапии позволил детям наряду с отыгрыванием тревожности и состояний тревоги овладеть некоторыми конкретными навыками и способами взаимодействия с людьми. Это является отличительным новообразованием у детей именно третьей экспериментальной группы, прошедших курс коррекции высокого уровня тревожности методом игровой терапии смешанного типа.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОРРЕКЦИИ