Как научиться добиваться своего
Любовь ‑ битва двух полов. Женщине надо защищаться сперва, мужчине ‑ после, и горе побежденным.
А. Дюма‑сын
Уверенную в себе женщину трудно выбить из седла. Вы думаете у уверенных в себе, сильных женщин не бывает неприятностей? Еще как бывают. Они не боятся трудностей и конфликтов, поэтому и того, и другого в их жизни предостаточно.
Однако уверенная в себе женщина не пасует перед неожиданной проблемой и знает, как ее преодолеть. Она не впадет в отчаяние и депрессию по пустяку, не перекладывает свои проблемы на чужие плечи и не ищет опоры в других. Нет, я говорю не о тех женщинах, которых обычно называют “мужиком в юбке”, чересчур решительных, негибких и бескомпромиссных. Я имею в виду самых обычных женщин, с присущими женщинам слабостями, но лишь теми слабостями, которые являются чисто женскими. В остальном она сильная женщина, и сила ее в том, что она высоко оценивает себя и сохраняет чувство собственного достоинства в любой ситуации.
Конечно, такая женщина не будет выполнять чисто мужские обязанности. Она со спокойной совестью переложит их на плечи мужчины. Но что касается защиты собственного достоинства, то тут она не станет дожидаться, когда мужчина проявить свои рыцарские качества. Она сама заставит его быть рыцарем и считаться с нею, как с личностью. В результате выигрывают оба ‑ она остается настоящей женщиной, позволяя себя опекать и казаться слабой, а он чувствует себя сильным.
Я полагаю, что имею моральное право давать женщинам некоторые рекомендации не только потому, что я психиатр, и вот уже более четверти века учу людей строить взаимоотношения с другими людьми и преодолевать трудности, но и потому, что в личной жизни я благополучная женщина. Была бы я сама несчастной, закомплексованной, неуверенной в себе ‑ разве имела бы я моральное право давать советы другим? Как говорили древние: “Врач, исцелись сам!”
Не могу сказать, что моя жизнь была очень легкой и безоблачной. Всякое было. Но я считаю себя счастливой женщиной и в жизни намного чаще улыбаюсь, чем хмурюсь. Я оптимистка и всегда борюсь до последнего. Меня очень трудно выбить из колеи, потому что я уверена, что найду выход даже из безвыходного положения. Я, как говорят американцы, “self made women”, ‑ то есть, женщина, которая сделала себя сама.
Мне всегда везло на мужчин. Конечно, встречались и мерзавцы, но их я быстро отметала и около меня они не задерживались. Я умею прощать очень многое, но есть три недостатка, которых я никому не прощаю, ни мужчинам, ни женщинам ‑ жадность, подлость и лицемерие. Их я чувствую подсознательно, и такой человек никогда не будет рядом со мной.
Дело не в том, что мне “попадались” только хорошие мужчины. Я их сама такими сделала. Главное, чтобы материал был благодатный, тогда из мужчины можно слепить все, что угодно. Просто надо знать, что ты хочешь.
Мой муж уверен, что я совершенно не приспособлена к жизни, рассеянная и непрактичная. Он каждый раз спрашивает, не забыла ли я ключ и напоминает: “Положи в кармашек сумки и не потеряй”. Если идет дождь, он проверяет, не забыла ли я зонт, так как я непременно его забуду. Когда я выхожу из дома, он проверяет, тепло ли я одета и не забыла ли свою сумочку. Он следит, чтобы в моей комнате была закрыта форточка, иначе я простужусь. “Не лезь на подоконник, упадешь!”, ‑ говорит он и закрывает форточку сам. Он не дает мне есть соленое, так как у меня больные почки, следит, чтобы я принимала лекарства и витамины, а то я забуду. Он уверен, что если он мне не напомнит, то я забуду и поесть. Он не позволяет мне стирать, потому что потом у меня будет болеть поясница. Я никогда не открываю консервы, так как мой муж уверен, что я непременно порежусь. Он не разрешает мне прикасаться к бытовой технике, потому, что уверен, что я ее сломаю. Я не знаю, как включается пылесос и не хочу этого знать. Он не позволяет мне покупать продукты, так как считает, что я вечно покупаю не то, поэтому он сам ходит и в магазин, и на рынок. Он абсолютно уверен, что без него я умру с голода, так как не умею экономить и вечно покупаю “не то”. Муж снисходительно относится к моим слабостям, к тому, что я транжирка, потому что после набега в магазины у меня поднимается настроение, а это для него главное. Возможно, вы думаете, что мы еще молодожены? Нет, я замужем более двадцати лет, и все эти годы муж именно так ко мне относился и заботился обо мне.
Вы спросите, как я этого добилась? А очень просто. Я ломала бытовую технику, забывала и теряла ключи, зонты, сумочки и перчатки, падала с табуретки, резала себе пальцы, покупала не те продукты, делала вид, что ничего не умею и пасую перед малейшим препятствием и ждала, когда он мне поможет. Специально? Конечно, специально. Каждой женщине надо быть чуть‑чуть актрисой. Я создала у него иллюзию, что я слабая и неприспособленная к жизни женщина, которую он должен опекать, и что он все сделает лучше меня. При том, что он младше меня почти на четыре года. Он совершенно искренне уверен, что я без него пропаду. И я его в этом не разубеждаю, хотя любой человек, который встречался мне по работе, скажет, что мне палец в рот не клади, я умею постоять за себя. Я не боюсь ни бешеных собак, ни уголовников, ни рэкетиров, ни насильников, я десять лет работала в отделении для лечения наркоманов, а они все с уголовным прошлым. Но я делаю вид, что боюсь всего на свете, ничего не умею и нуждаюсь в защите мужа. Он сильный, а я слабая, хотя кто из нас сильнее, ‑ это еще надо посмотреть.
Все, кто меня знает, считают меня очень уверенной в себе. Что у меня в душе на самом деле, ‑ никто не знает, и я не даю им возможности это узнать. Моя самооценка не всегда была такой высокой. В молодости у меня был целый букет всевозможных комплексов. Почему? По той же причине, что и у остальных людей, ‑ издержки нашего “совкового” воспитания по принципу: “Не высовывайся, не выделяйся, ты ничем не лучше других, ты все делаешь не так”, ‑ когда родители больше ругали и подавляли, чем поддерживали и придавали уверенности. Когда я почти тридцать лет назад переехала в Москву, то ужасно комплексовала, что я провинциалка, москвичи казались мне высокомерными снобами, я не знала, о чем с ними говорить, не умела поддержать разговор, мне нечем было заинтересовать своего собеседника. Мои родители жили в другом городе, у меня не было ни связей, ни поддержки, а в то время все решал “блат”. И тем не менее, я сумела преодолеть свои комплексы и горжусь тем, что сделала себя сама.