Две крайности неправильного воспитания

Мать ругает дочь, а та отвечает:

‑ Это вы плохие, а я хорошая! Ни одна домработница у нас больше месяца не задерживается, а я с вами уже пятнадцать лет мучаюсь!

Анекдот

Психосексуальное развитие (а по большому счету ‑ и судьба) во многом зависит от влияния ближайшего окружения (родителей, сверстников) и условий воспитания в детском и подростковом возрасте.

Есть две крайности неправильного воспитания:

1. Безнадзорность, гипоопека (недостаточная опека), отсутствие родительского контроля за времяпрепровождением ребенка, что бывает в пьющих семьях, в семьях низкого интеллектуального и социального статуса;

2. Деспотизм родителей, подавляющих любую инициативу и требующих беспрекословного послушания, гиперопека (чрезмерное опекание ребенка), чересчур строгий контроль, ограничение контакта со сверстниками, строгий отбор друзей, запрещение общения с ровесниками противоположного пола.

В первом случае велик риск раннего начала сексуальной жизни со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

Вторая крайность неправильного воспитания обычно приводит к задержке формирования либидо.

Ребенок обязательно должен общаться со своими сверстниками ‑ и с детьми одного с ним пола, и с детьми противоположного пола. Только так он научится строить правильные отношения с людьми. В детстве и подростковом возрасте отрабатываются многие модели поведения, которые закладывают основу для взаимоотношений с людьми во взрослой жизни.

Конечно, родители не желают зла своему ребенку. Применяя свои воспитательные меры, контролируя круг общения, опекая и давая советы, они руководствуются самыми благими побуждениями, надеясь оградить сына (дочь) от “дурного” влияния сверстников, от пьянства или раннего начала половой жизни.

Однако порой они даже не предполагают, к чему это может привести.

Многие сексуальные проблемы взрослых людей являются следствием неправильного полового воспитания в детские и подростковые годы.

Постоянная опека и контроль, запрещение общения с кем‑либо из сверстников и навязывание иного круга общения, и даже полная изоляция от сверстников, отрицательное отношение к любым проявлениям сексуальности ребенка, естественным для его возраста, наказания и другие жестокие “воспитательные” меры, ‑ искажают этапы психосексуального развития ребенка и деформируют его личность.

Основным стержнем задержки психосексуального развития, на который впоследствии нанизываются другие сексуальные нарушения, являются трудности общения (коммуникации) и нарушения поведения, вызванные неправильным воспитанием.

Встревоженный отец спрашивает жену:

‑ Ты заметила, что у нашей дочери за последнее время увеличился живот?

‑ Ну и что?

‑ Мне кажется, что вечером, когда мы ложимся спать...

‑ На что ты намекаешь?

‑ ... она встает и ест пирожные.

Анекдот

На этапе, когда ребенок 2‑4 лет проявляет естественное и нормальное для его возраста любопытство к своему телу и телу сверстников, суровые родители расценивают это как “распущенность” и строго наказывают его за это. Точно так же чересчур строгие родители реагируют и на стремление ребенка общаться с детьми противоположного пола, и на его первую детскую влюбленность.

Запрет на общение приводит к тому, что у ребенка не развивается навыков общения и нормального поведения с представителями противоположного пола. Из‑за этого становление сексуальности отстает от своих нормальных сроков.

Сын спрашивает у матери:

‑ Мам, а кто такая старая дева?

Та смущенно:

‑ Да как тебе сказать...

‑ Это жена старого холостяка, да?

Анекдот

У таких детей отсутствует любопытство к половым отношениям. Они не играют в типичные игры: в «дочки‑матери», в «семью», в «доктора», где нужно брать на себя определенную половую роль, означающую принадлежность либо к мужскому, либо к женскому полу (такие игры называются полоролевыми). В норме девочки должны играть роль “жены”, “матери”, “сестры”, “невесты”, а мальчики соответственно ‑ “мужа”, “брата”, “жениха”, ‑ уже в столь нежном возрасте у детей четко заложено осознание своей принадлежности к определенному полу, ‑ то есть, осознание половой роли.

Правда, есть дети, которым все равно, какую роль играть. А есть такие, которые предпочитают играть роль противоположного пола ‑ мальчики сами вызываются быть “женой”, “невестой”, а девочки ‑ “жениха”, “мужа”.

На первых порах родители не замечают, что с ребенком что‑то неладно. Наоборот, они считают отсутствие интереса к проблемам пола свидетельством хорошего воспитания. Нарушения становятся более явными лишь в пубертатном периоде.

Некоторые девочки, будучи уже в подростковом возрасте, как бы “спохватившись”, начинают играть в полоролевые игры, свойственные 5‑7‑летным детям. Девочка‑подросток общается с детьми дошкольного возраста и с увлечением играет с ними в куклы, “дочки‑матери” и другие игры, в которые она “не доиграла” в положенном возрасте.

Однако это весьма чревато. Дело в том, что подростковому возрасту свойственен иной гормональный фон и большая осведомленность по вопросам пола. Совпадение таких запоздалых игр с высокой гормональной активностью может привести к развитию гомосексуального влечения. Например, девочка‑подросток с задержанным психосексуальным развитием не обращает внимания на мальчиков, а играет только с девочками младшего возраста, тискает, гладит, целует и ласкает их. Взрослые полагают, что она любит детей вообще и, в частности, своих маленьких подружек. Это влечение к представительницам своего пола, пока еще не сексуальное, совпадая с развитием гормональной системы девочки‑подростка, может закрепиться. В дальнейшем формируется интерес только к женскому полу и развивается лесбиянство.

Праздник феминисток и лесбиянок ‑ 23 февраля.

Д.Е.

По аналогичному механизму происходит инверсия полового влечения у мальчиков‑подростков.

Итак, неправильное воспитание в условиях изоляции от ровесников противоположного пола ‑ путь к гомосексуальному влечению.

Социальная изоляция, и в первую очередь, от сверстников, приводит к искажению сексуального поведения, нарушению реализации влечения.

На этапе формирования психосексуальных ориентаций половое влечение может задержаться на платонической или эротической стадии. Сексуальная стадия либидо не формируется. Это является одной из причин расстройства сексуального влечения. Став взрослой, такая женщина будет равнодушна к сексу.

Деформируется половое развитие и у детей, растущих в семьях, где деспотичная, властная мать является лидером и полностью отстраняет мягкого, подчиняемого мужа от влияния на детей. В данном случае родители меняются ролями: мать выполняет мужскую роль, отец ‑ женскую.

Соответственно, у детей, растущих в такой семье, не формируется правильное представление о половой роли ‑ что мужчина должен быть сильным, мужественным и вести себя по‑мужски, а женщина ‑ быть женственной, мягкой и вести себя по‑женски.

Девочка, глядя на мать, никогда не будет женственной. Либо она вырастет мужеподобной, если пошла характером в мать, либо задавленной, забитой, пугливой, неинициативной, ‑ если она слабого характера.

Еще хуже обстоит дело с мальчиком, растущим в семье с перераспределением половых ролей у родителей. Даже если сын обладает сильным характером, ему не с кого брать пример. Не с матери же! А его отец ‑ отнюдь не образец мужественности.

Один парнишка говорит другу:

‑ Вон там, в парке, двое голые и такое вытворяют! И как не стыдно! Вот бы их сфотографировать и показать моему отцу!

‑ А почему ‑ твоему отцу?

‑ А он такие снимки любит.

Анекдот

Дети бессознательно подражают родителям одного с ними пола. При всем уважении к матери сын не будет перенимать ее манеру поведения. То же самое с девочками ‑ они подражают матери, но не отцу, даже если почитают его.

Если сын пошел характером в мягкого отца, то мать‑тиран полностью подавляет и мужа, и сына. Такие женщины не удовлетворены в сексуальном отношении, поэтому все, что связано с сексом, вызывает у них непреодолимое отвращение. Точно такое же отношение к взаимоотношениям полов мать навязывает сыну, подавляя любые проявления нормальной сексуальности ребенка и формируя у него комплексы. Став взрослыми, такие люди страдают от различных сексуальных дисфункций: отсутствия интереса (или отвращения) к сексу, слабого полового влечения, аноргазмии (невозможности достичь оргазма), расстройства эрекции (импотенции) и прочих.

Все этапы психосексуального развития взаимосвязаны. Существует преемственность стадий этого процесса. На каждом из этапов становления сексуального развития имеются задатки последующего. Если выпадает какой‑либо этап, то это искажает течение последующих стадий, а в целом влияет на сексуальность человека.

Если ранние этапы нормального психосексуального развития отсутствуют или нарушаются, то возникают грубые нарушения, деформация сексуальности, которые затрагивают ядро личности. Если отрицательные факторы влияют на личность уже на завершающих стадиях развития сексуальности, то это приводит к более легким нарушениям.

Сын просит:

‑ Папа, пойдем в цирк.

‑ Да ну, сынок, там одну ерунду показывают.

‑ А я рекламу видел, там тети голые на львах ездят.

‑ Ну, может, и стоит сходить, давненько я львов не видал.

Анекдот

Наши рекомендации