У тинэйджера еще нет ни опыта, ни уверенности в себе, любая неблагоприятная ситуация создает почву для формирования комплексов.

Потерпев неудачу, подросток не хочет больше подвергать себя повторным унижениям и избегает повторения такой ситуации. Страх перед возможным фиаско закрепляется, ‑ а это один из основных путей формирования расстройства эрекции (прежнее название – импотенция).

Объявление: “Нам нужны новые члены. Клуб импотентов”.

Д.Е.

Чем больше человек опасается, что при очередном половом сношении он окажется не на высоте, тем меньше у него сексуальное возбуждение, которое подавляется этим страхом, и соответственно, слабее эрекция. И возникает заколдованный круг. Многие мои взрослые пациенты, страдающие импотенцией, считали, что причиной был именно негативный сексуальный опыт подросткового возраста и комплекс, который сформировался на этой почве.

Один из моих пациентов рассказывал: “Мне было 16 лет. Родители уехали в отпуск, а дача была пустая, и я пригласил ребят из нашей компании. Нас было четверо парней и четыре девочки. Все уже знали, что будем парами. Мы заранее решили, кто с кем будет. Мне было и интересно, и немного страшно. На даче у нас было много домашнего вина, и мы все напились, а потом все ребята со своими девочками разошлись по комнатам, а я остался со своей. Я плохо помню, как все было, я хотел и тыкался в нее, но ничего не получалось, а она ерзала и только мне мешала. Потом она закричала, что так у нас ничего не получится, перевернулась на живот и встала на четвереньки, а у меня опять никак не получалось попасть в нее, я тыкался‑тыкался, а потом испугался, что у меня ничего не получается, и сразу мой член опал и больше не вставал. А она мне сказала, что я слабак, и если бы она это знала, то никогда не осталась бы со мной, а пошла бы с Пашей, с которым раньше встречалась, у Паши‑то все в порядке, он уже полкласса перетрахал. Я сам себя чувствовал по‑дурацки, да еще потом она рассказала всем нашим ребятам. Надо мной все насмехались, а я с тех пор больше не хотел иметь дело с девчонками, вдруг опять я окажусь слабаком. Теперь и с женщинами у меня ничего не получается. Я их просто боюсь”.

Расстройство эрекции ‑ это неспособность иметь достаточную эрекцию или сохранять достаточную эрекцию до завершения полового акта.

Полное отсутствие эрекции бывает редко. Чаще всего бывает недостаточная эрекция, слишком слабая для введения полового члена во влагалище и совершения полового акта. Или же до полового сношения эрекция нормальная, но потом она быстро пропадает.

Сидит девушка (голая) на песочке и хвалит свое тело:

‑ Ах ты, мое солнышко, все я благодаря тебе получила, деньги машину, квартиру. Что? Купаться хочешь? Сейчас солнышко сейчас!

И уходит, а рядом сидит голый мужик и ругает свои достоинства:

‑ Все я из‑за тебя потерял: машину, деньги, квартиру! Что? Купаться хочешь? Песок грызи!

Анекдот

Страх оказаться несостоятельным является основным фактором в развитии полового бессилия. Это бывает в тех случаях, когда человек сомневается в своих половых способностях и заранее говорит себе, что, возможно, у него ничего не получится. Самовнушение, как известно, великая вещь. Когда человек идет на близость, заранее настроившись на неудачу, он, как правило, обречен на фиаско.

Это свойственно не только подросткам и юношам, но и взрослым мужчинам. Если мужчина стремится к близости с женщиной, но одновременно испытывает страх, то половое сношение становится как бы сигналом опасности (боязнь беременности партнерши и ее последствий, страх быть осмеянным партнершей, потерять свою репутацию, испортить отношения). Чем ближе время интимной близости, тем сильнее становится чувство страха и тем хуже дела с эрекцией. В этих условиях половое сношение, к которому стремится мужчина, подсознательно несет в себе угрозу для него. Чем ближе цель, тем выше угроза. Когда страх превысит степень выраженности полового возбуждения, непосредственно перед половым сношением или даже во время него эрекция исчезает. Если не удается совершить первый половой акт, то это может стать психической травмой, на основе которой формируется сексуальный невроз, а каждая последующая неудача усугубляет нарушение эрекции и усиливает чувство страха. Недовольство, разочарование и страх перед реакцией партнерши неудачу могут быть столь выраженными, что даже завершенный половой акт дает ощущение лишь физического расслабления, но не дает эмоционального удовлетворения.

Он и она в постели:

‑ Дорогая! Я тебя ужасно люблю!

‑ Да уж, действительно ‑ ужасно...

Анекдот

Свои сексуальные неудачи, даже если они случались эпизодически, человек никогда не забывает. Даже спустя десятки лет, когда с потенцией все благополучно, мужчина отчетливо помнит свое состояние беспомощности и униженности и подсознательно боится повторения такой ситуации.

Расстройство эрекции может развиться из‑за того, что “в самый ответственный момент” кто‑то входит в комнату, или партнеров застают где‑то в неподходящем месте.

Тинэйджеры не имеют возможности для уединения; половой акт у несовершеннолетних обычно осуществляется в каком‑то случайном месте или в квартире родителей. Соответственно, риск оказаться “застигнутыми” очень высок. А это сильный стрессовый фактор.

Даже взрослый мужчина испытывает психологический шок, если посторонние застают его в неподходящем месте полуобнаженным и в недвусмысленной позе, а уж подросток ‑ тем более. Непрошеные “зрители” скорее всего, разразятся гневной тирадой, а для тинэйджера, который и так осознает, что они с подружкой занимаются запретным делом, к чему взрослые отнесутся с явным неодобрением, ‑ это стресс вдвойне.

Саша и Нина встречались около года. Родители смотрели на их отношения благосклонно. Они, конечно, не подозревали, что подростки давно близки.

Днем, когда родители Нины были на работе, ребята оставались в пустой квартире, а когда родители приходили с работы, делали вид, что только что закончили уроки и шли гулять.

Однажды, в самый пикантный момент юные любовники услышали, что открылась входная дверь и вошел отец Нины, переговариваясь с каким‑то мужчиной, очевидно, коллегой с работы. Подростки отпрянули друг от друга и замерли, не зная, что делать. Их одежда валялась на полу, но они так растерялись, что даже не пытались одеться. Нина уткнулась лицом в коленки и причитала: “Ой, что же теперь будет?!”, а Саша все же спохватился и успел натянуть трусы.

Когда отец Нины вошел в комнату, он вначале оторопел, а потом набросился на Сашу, осыпая его ругательствами, надавал ему пощечин и вышвырнул его за дверь, а следом бросил его одежду. Саша кое‑как оделся и убежал домой, а потом трясся от унижения, что с ним обошлись, как с нашкодившим щенком.

Нина училась в другой школе, родители запретили ей после занятий выходить из дома, и бывшие “любовники” виделись лишь издалека. У Саши уже не было желания с ней встречаться.

Со временем все забылось, Саша влюбился в другую девушку. Она была старше его, жила одна и казалось бы, ему ничто не угрожало. Однако в аналогичной ситуации он постоянно ловил себя на том, что помимо своей воли прислушивается к шагам на лестнице, к шуму лифта, вздрагивал от любого звука, от скрипа кровати и даже от голоса своей партнерши. Конечно, у него ничего не получилось. Так повторялось несколько раз, в конце концов девушка разозлилась и обозвала его “импотентом”. Они поссорились и перестали встречаться.

Несколько лет у Саши никого не было. Он закончил школу, поступил в институт, влюбился. Но как только доходило дело до интима, Саша весь покрывался гусиной кожей, боялся каждого резкого звука и опять оказывался бессильным. Он пытался сам себя уговаривать, что теперь он уже взрослый, и никто его уже не вышвырнет за шкирку, но ничего не мог с собой поделать. Из‑за этого он расстался с одной девушкой, потом с другой.

Окончательно уверовав, что он “сексуальный инвалид”, Саша махнул рукой на женщин. Лишь в 30‑летнем возрасте он решил, что так дальше продолжиться не может, и пришел ко мне на консультацию.

Нарушение эрекции, независимо от ситуации, в которой это произошло, может привести к депрессии, чувству вины, ощущению своей несостоятельности и является стрессовым фактором.

Страх оказаться бессильным испытывают многие неуверенные в себе подростки и юноши, имеющие комплекс неполноценности, даже не связанный с сексуальной жизнью.

На вопрос “Что вы делаете вечером?” 72% респондентов ответили отрицательно.

Д.Е.

Среди подростков есть такие, кто меняет сексуальных партнерш “как перчатки” ‑ сегодня одна, завтра другая, послезавтра третья. Они хвастаются своими сексуальными “подвигами” перед приятелями, а те им тайно завидуют и комплексуют.

На самом же деле завидовать тут нечему. Психиатры называют это синдромом донжуанизма. Он свойственен именно тем, кто не уверен в своих сексуальных способностях. Именно эти сомнения побуждают его постоянно менять сексуальных партнерш, чтобы “проверить себя”. Тем самым подросток самоутверждается, пытаясь доказать самому себе и окружающим, что его сексуальные возможности высоки. А в действительности далеко не все в порядке. К тому же, частая смена сексуальных партнерш является одной из причин возникновения в последующем сексуальных нарушений, а риск неудачи с новой партнершей повышается.

В норме эякуляция должна происходить через 2‑6 минут после начала полового акта, в среднем, после 30‑50 фрикций. Преждевременное семяизвержение (преждевременная эякуляция) ‑ это возникновение оргазма и эякуляции почти сразу же после введения полового члена во влагалище или еще до этого. При раннем семяизвержении (еще до введения полового члена во влагалище) осуществить половой акт невозможно, так как после эякуляции эрекция пропадает.

У подростков из‑за сильного полового перевозбуждения первый половой акт обычно заканчивается уже после нескольких фрикций, а у некоторых эякуляция возникает перед введением полового члена в вагину, при соприкосновении пениса со входом во влагалище, но может наступить и в период предварительных эротических ласк, даже тогда, когда они не связаны с прикосновением к его половым органам. Семяизвержение может произойти при поцелуях, при прикосновении к половым органам партнерши и даже в то время, когда она раздевается перед половым сношением. Эрекция при этом может быть нормальной или частичной. В некоторых случаях семяизвержение наступает даже при полном отсутствии эрекции.

Подростки, с которыми я беседовала, говорили, что в первый раз все закончилось слишком быстро, даже не было никаких особенных ощущений, а всего лишь несколько судорог и все, ничуть не лучше, чем при мастурбации. Это их обескуражило. Партнерши тоже были разочарованы. Ребята, наслышанные от приятелей, что кто‑то способен “пилить” по полчаса, чувствуют себя несостоятельными и боятся, что в следующий раз все опять закончится слишком быстро. Именно так чаще всего и бывает. Чем больше подросток боится и сомневается в своих возможностях, тем больше шансов потерпеть фиаско. Подросток со страхом ожидает неудачи, а от волнения у него либо нет эрекции, либо он эякулирует еще до начала полового акта или через несколько секунд после начала сношения. Со временем сексуальная дисфункция приобретает стойкий характер.

Алексей, один из моих пациентов, обратился с жалобами на преждевременную эякуляцию. Он рассказал, что, будучи подростком, влюбился в подругу своей сестры, которая была старше его на 6 лет. Сначала он тихо страдал, не смея признаться, но однажды набрался храбрости и признался ей в любви. Та над ним посмеялась, сказав, что ему еще надо подрасти. Но все же ей нравилось, что в нее так трогательно влюблен подросток. Девушка кокетничала с ним, как бы ненароком прикасалась к нему, необидно подшучивала. В мечтах Леша представлял себе ее обнаженной, как он уверенно берет его, а она млеет от счастья в его объятиях.

Однажды она под каким‑то предлогом пригласила его к себе в гости. На подгибающихся от волнения ногах он пришел с букетом цветов. Девушка не стала терять время зря и тут же увлекла его в спальню.

Леша растерялся, весь вспотел, запутался в рукавах рубашки, никак не мог расстегнуть молнию на джинсах, ее заело, а он злился и торопился. Расправившись с молнией, он был страшно горд, представ перед будущей любовницей уже с эрекцией. Но его хватило ненадолго. Как только он к ней прикоснулся, тут же все и закончилось. Она старалась не показывать своего разочарования и утешала его, что он просто переволновался. Но чем больше она его утешала, тем больше Леша себя жалел и в конце концов расплакался.

Через несколько дней она опять пригласила его к себе и опять все повторилось. Он чувствовал себя таким униженным и несчастным, что не стал выслушивать ее сочувствующих слов и сразу ушел. По дороге домой он в отчаянии бормотал про себя: “Ненавижу, ненавижу, всех вас ненавижу!” Кого именно он ненавидит и за что, ‑ он и сам не знал. Больше всего он презирал самого себя. Потом эта девушка не раз приходила к его сестре, а Леша прятался в своей комнате.

Позже у него было еще несколько партнерш, и все повторялось, как и в первый раз. Прошло пять лет, Леша познакомился с девушкой, она ему очень нравилась, но он боялся, что опять опозорится, и старался избегать ситуаций, предполагающих близость. Дело шло к свадьбе, Леша понял, что эту проблему надо решать, и обратился за помощью.

По аналогичному механизму эта сексуальная дисфункция возникает, когда половой акт происходит в неподходящей ситуации, если рядом находятся другие люди, или в комнату может кто‑то войти, а также в случаях, когда половой акт прерывается каким‑то внешним вмешательством.

Наши рекомендации