Идет отбор тех особенностей представителей противоположного пола, которые в будущем закрепятся в зрелом либидо.

Формируется идеал возлюбленной (возлюбленного).

Чем более широк у подростка выбор в периоде становления сексуальности, тем легче ему будет в будущем.

Взрослый человек тем быстрее и точнее найдет свой идеал, чем больше у него было влюбленностей в подростковый период.

Постоянство, “вечная любовь еще со школы”, длящаяся годами безответная любовь ‑ все это показатель трудности сексуальной адаптации; в последующем это проявится резко ограниченным индивидуальным выбором при вступлении в пору зрелой сексуальности.

При отсутствии правильной реализации платонического либидо все трудности, сомнения и неуверенность, свойственные этой стадии, перенесутся на более поздние этапы, а потом, когда подросток повзрослеет, могут быть трудности в общении с противоположным полом.

До тех пор, пока либидо не реализовано в половой близости, всегда существует вероятность отклонения от нормального психосексуального развития.

Впоследствии это может проявиться самыми разнообразными сексуальными нарушениями.

По мере формирования эротической стадии либидо появляется потребность в ласке, в прикосновениях, в телесном контакте. Подросток хочет остаться наедине с объектом любви, прикоснуться, обнимать и целовать.

При переходе либидо из платонической в эротическую стадию у подростков возникает интерес к интимной стороне полового общения, эротической литературе, фотографиям, фильмам эротического содержания. В книгах им нравится описание сцен свидания и объяснений в любви. На взгляд взрослого человека, в этих описаниях нет и намека на сексуальность, но эти, вроде бы невинные сцены подстегивают воображение тинейджеров, побуждая к эротическому фантазированию.

Фантазии девочек чаще всего имеют романтическое содержание ‑ в нее влюбляется прекрасный незнакомец или известный киноактер, он умирает от любви и часами простаивает под ее окнами в надежде увидеть ее силуэт, пишет ей любовные послания с пылкими признаниями в любви, а потом увозит ее в прекрасную страну.

Девочки более склонны к фантазированию, чем мальчики, и вместе с тем им труднее реализовать свое влечение.

Чем меньше проходит времени между началом фантазирования и его реализацией, тем гармоничнее формирование влечения. И наоборот, чем дольше откладывается реализация фантазий и мечтаний, тем более вычурными и трудноисполнимыми они становятся.

Если эротические фантазии не реализуются, в последующем, когда мальчик или девочка станут взрослыми, могут быть отклонения в психосексуальном развитии.

Тайны интимной жизни должны привлекать нормально развивающихся подростков.

К ним остаются равнодушными лишь дети с задержкой психосексуального развития и гормональной недостаточностью.

Внезапный интерес к интимным отношениям может, как эпидемия, распространиться в коллективе совершенно нормально развитых подростков.

Одна девочка завела специальный блокнот, куда записывала ”любовные” слова, встретившиеся в романах, переписывала фразы и даже целые абзацы (там были такие “перлы” как: “Он коснулся ее и она затрепетала всем телом”, “Возьми меня! Я принадлежу тебе навеки всей своей душой и телом!” ‑ и тому подобное), другая девочка рисовала обнимающиеся и целующиеся парочки, третья сама сочиняла “истории про любовь”. Их примеру последовали одноклассницы. Вскоре они собирались где‑нибудь в укромном уголке и, хихикая, показывали друг другу рисунки в своих блокнотиках, шепотом читали отрывки из своих произведений, быстро пряча все при появлении учителей.

Такие “вспышки” обычно тревожат педагогов и родителей, но не стоит волноваться. Со временем это пройдет. Как ветрянкой, этим просто надо переболеть.

На эротической стадии либидо подросток уже хочет не только духовного общения, но и нежных слов и прикосновений.

Для того, чтобы эта стадия благополучно завершилась, обязательно нужна реализация, а именно, прикосновения к объекту обожания, объятия, поцелуи и (или) признания любви.

Женщина на приеме у врача:

‑ Доктор, у моего сына прыщи. Чего мы только не перепробовали ‑ и “Клерасил”, и “PH‑5,5”, и “Сейфгард”, и “OXY‑10”. Мария посоветовала дать детский панадол, но и это не помогло. Что делать?

‑ Попробуйте дать ему Марию.

Анекдот

На эротической стадии либидо даже при тесном общении с объектом любви реализация обычно обходится без сексуальной близости. У мальчика это вызывает фрустрацию ‑ чувство неудовлетворенности, недовольства. Врачи расценивают фрустрацию как нормальное, даже прогрессивное явление: организм готовится к переходу в следующую стадию ‑ сексуальную.

Пока еще подросток снимает сексуальное напряжение мастурбацией, которая сопровождается эротическими фантазиями. В них, впрочем, присутствует объект влюбленности.

Парочки могут заниматься петтингом ‑ поцелуи и тесные объятия, трение половыми органами до оргазма.

Сексуальность ‑ естественный элемент взросления, а сексуальное любопытство и сексуальные действия ‑ естественные следствия полового созревания.

Молодо, но уже не зелено.

Д.Е.

Либидо становится зрелым и достигает своей завершающей, сексуальной стадии к 18‑19 годам. Однако современные подростки‑акселераты не желают ждать, пока их либидо полностью “созреет” и начинают жить половой жизнью гораздо раньше.

‑ Наташ, ты знаешь разницу между танком и мужским членом?

‑ Нет.

‑ А вот попробуй языком заставить танк стоять!

Анекдот

А что делать родителям?..

Отец воспитывает сына:

‑ В твои годы Линкольн был лучшим мальчиком города!

‑ А в твои, папа, он был уже Президентом!

Анекдот

Уважаемые мамы‑папы! Учтите нюансы формирования либидо. Для того, чтобы сексуальность вашего сына (дочери) развивалась нормально, а в будущем не было проблем (задержка психосексуального развития неминуемо скажется на всем жизненном пути), не препятствуйте нормальному развитию сексуальности. В этой книге вы постоянно будете сталкиваться с проблемами взрослых людей, которые возникли по вине их родителей.

Если ваш сын‑подросток ходит в обнимку с девушкой и целуется с нею, то в этом ничего страшного нет. Это нормальное поведение, свойственное эротической стадии либидо. То есть, в данном случае имеет место реализация эротического либидо, что свидетельствует о правильном психосексуальном развитии. Многим подросткам вполне достаточно такого телесного контакта (объятия, поцелуи, танцы), и они даже не помышляют о половой близости.

Но некоторые взрослые, увидев на улице целующихся или обнимающихся подростков, приходят в ужас и обвиняют их в “разврате”. На самом же деле, вполне возможно, у ребят нет никаких “грязных” помыслов. Поцелуи и объятия, а тем более, на людях, как раз свидетельствуют о том, что это еще эротическая стадия либидо.

Подростки, которые живут половой жизнью, уже прошли эротическую стадию, поэтому не размениваются на такую “мелочь”, как поцелуи. В отличие от взрослых, которые в объятиях и поцелуях видят предварительную эротическую игру, и для которых это необходимая прелюдия к интимной близости, ‑ подростки, когда у них возникает желание, стараются немедленно его реализовать. Если подросток‑мальчик имеет опыт интимных отношений, то он вместе с партнершей постарается где‑то уединиться (например, в квартире, пока родители на работе, или ребята прячутся по подвалам, чердакам, подъездам, или другим укромным метам, где можно осуществить половой акт), но не станет целоваться на улице, так как это ему уже “неинтересно”.

16‑летний пацан приходит домой наутро после встречи Нового года. Мать:

‑ Ну как, сынок, отпраздновал?

Сын:

‑ Как всегда, перепились, потом перетрахались.

Мать:

‑ А девочки были?

‑ До того как перетрахались ‑ были...

Анекдот

Поэтому, если вы застанете сына целующимся или обнимающимся с девочкой, то не стоит негодовать. Тяга к противоположному полу в этом возрасте вполне естественна. И желание телесного контакта на уровне эротики тоже. Главное, чтобы не появился ранний интерес к интимной близости, когда либидо еще не сформировано, а физически, психологически и социально подросток еще не готов к полноценной половой жизни.

Объятия и поцелуи могут перейти в поверхностный петтинг. При поверхностном петтинге раздражаются эрогенные зоны, в обычной жизни обнаженные (например, губы), а другие эрогенные зоны, в том числе и половые органы, раздражаются через одежду. Наиболее частый случай поверхностного петтинга ‑ страстные поцелуи и тесные объятия до получения эякуляции и оргазма.

Раннее начало половой жизни чаще всего вызвано не сексуальным влечением ‑ у подростка оно еще довольно слабое, ‑ а неправильным половым воспитанием в семье (точнее ‑ отсутствием такового), отрицательным примером взрослых, подражанием сверстникам, а иногда ‑ растлением или совращением ребенка (подростка).

Многие родители крайне отрицательно относятся к мастурбации своего ребенка. Безусловно, в детском возрасте это нежелательное явление, и родители должны сделать все возможное, чтобы ребенок не начал мастурбировать. Советы родителям, как избежать мастурбации в детском возрасте, даны в соответствующей главе.

Если подросток уже начал мастурбировать, то убеждения, уговоры бесполезны. А что прикажете делать подростку, который видит эротические сны, испытывает психическое напряжение, но не может реализовать половое влечение другим способом?! Неужели лучше, если он начнет в этом возрасте искать сексуальных контактов с кем попало для удовлетворения своей потребности? Не подавлять же его либидо!

Ваша задача:

‑ Объяснить сыну, что в этом возрасте происходит половое созревание, накапливаются половые гормоны, вырабатывается сперма, возникает сексуальное напряжение (весь “механизм” этого далее подробно описан). Если он не будет прибегать к мастурбации, то сперма удалится при ночных поллюциях, и сексуальное напряжение спадет до следующего раза.

‑ Обязательно объясните, что многие ребята начинают мастурбировать только потому, что этому их обучают сверстники. На самом деле мастурбировать совсем не обязательно, организм сам способен регулировать сексуальное напряжение.

‑ Убедите сына, что только лишь ради подражания сверстникам или из любопытства не стоит начинать мастурбировать, если у него самого нет подобного желания.

Но если сексуальное напряжение у подростка чрезвычайно интенсивно, то тут разговоры не помогут. Поэтому относитесь к этому разумно, предупредив сына, что мастурбация не должна быть чрезмерной. Не пугайте его “страшными” последствиями (что он облысеет, оглохнет, ослепнет или станет импотентом), ‑ во‑первых, это неправда, а во‑вторых, вы сделаете гораздо хуже, сформировав у сына комплексы и чувство вины.

Несколько парней собрались в поход. Отъехали уже на почтительное расстояние от дома, как вдруг один спохватился:

‑ А для отдыха мы все взяли? Надувной круг взяли?

‑ Да!

‑ Надувной матрац взяли?

‑ Да!

‑ А надувную женщину?

‑ Забыли...

‑ Вот болваны!

‑ Да ладно, обойдемся кругом...

Анекдот

Разговаривая с родителями, которые были крайне обеспокоены мастурбацией подростка, я выясняла, что и сами родители тоже не остались в стороне от самоудовлетворения. Смущаясь и краснея, они признавались, что когда‑то давно они тоже пробовали мастурбировать, но начинали с жаром приводить какие‑либо оправдания. Так почему же, оправдывая себя, они винят свое чадо? К тому же некоторые отцы и в настоящее время прибегают к самоудовлетворению. Но почему‑то они считают, что взрослым мужчинам “иногда можно”, а сыну ни в коем случае нельзя.

Отец полагает, что при перерывах в половой жизни, если жена больна или отказывает мужу в близости, то мужчине ничего иного не остается, как удовлетворять себя самому. “Это все же лучше, чем искать случайных связей и рисковать заразиться венерическим заболеванием”, ‑ говорил мне один обеспокоенный папаша.

Получается, что сыну, который вступает в пору половой зрелости, и организм которого насыщен гормонами не меньше, а то и больше, чем у 40‑летнего папы, ‑ надо искать разрядки именно в случайных связях, рискуя заболеть сифилисом или того хуже, СПИДом?! Или у папы есть возможность предложить сыну иной вариант половой разрядки?

Раннее начало половой жизни чревато еще большими нежелательными последствиями. В первую очередь это сказывается на психическом развитии подростка. Переориентируются все интересы подростка, излишне активная сексуальные жизнь может быть в ущерб его учебе и социальному развитию. Неумение правильно строить свои отношения с сексуальной партнершей, правильно вести себя во время полового сношения затормозит развитие его сексуальности, и он, даже став взрослым, будет относиться к сексу как к явлению, имеющему чисто физиологический, а не психологический аспект. Вряд ли, повзрослев, он станет ласковым и нежным любовником и хорошим мужем, сможет бережно и внимательно относиться к своей партнерше. А к чему приводят беспорядочные половые связи в столь незрелом возрасте, ‑ вы и сами прекрасно знаете.

Не ругайте, если подросток все время проводит с одной и той же девочкой (или девочка с мальчиком), звонит по телефону, провожает в школу. Это вполне нормальный этап психосексуального развития подростка. Если родители будут запрещать контакты с противоположным полом, аргументируя, что еще слишком рано, ‑ то это вызовет лишь негативизм (отрицательное отношение, противодействие), протестную реакцию, а запретный секс покажется привлекательным.

Сами родители должны уяснить для себя, что телесные контакты в этом возрасте вполне естественны и даже необходимы для нормального психосексуального развития. Причем, при правильном половом воспитании от тяги к представителю противоположного пола до интимной близости, ‑ могут пройти годы.

В телесном контакте с представителем противоположного пола происходит не только реализация эротического либидо, но и удовлетворяется естественное любопытство подростка. Подросток‑мальчик учится чувствовать свою возлюбленную, изучает собственные реакции и реакции девочки в процессе контакта.

Родителям следует объяснить, что еще до интимной близости есть возможность изучить собственную сексуальность и реакцию партнера на ласки, что и помимо полового акта есть другие варианты сексуального общения, которые принесут ему немало приятного и гораздо меньше огорчений, чем преждевременная половая жизнь.

Отец должен объяснить сыну физиологию полового акта, рассказать, что ожидает сына при интимной близости и чем обычно заканчивается первый неудачный опыт. Объяснить, что такой половой акт принесет ему одни разочарования, и он ничем не лучше мастурбации, а в будущем первая неудача может негативно отразиться на его сексуальности.

В этом возрасте подросток уже должен знать как можно больше информации о нормальной половой жизни.

Если есть личностные аномалии и нарушения психосексуального развития, то надо обратиться к психиатру. В этих случаях даже если родители будут скрывать от него всю информацию по проблемам пола, он сам найдет, как реализовать свое влечение, и скорее всего, оно у него примет суррогатные или извращенные формы.

Парню уже восемнадцать, а сексуального опыта нет. Ему дают адрес и говорят:

‑ Иди туда, там девки всякие, и дешево, они тебя всему научат.

‑ А мне только рыжие нравятся…

‑ Подберут тебе и рыжую.

Приходит он по адресу и просит рыженькую. Ему отвечают:

‑ Пожалуйста, пройди вот в эту комнату.

Через минуту парнишка возвращается и жалуется:

‑ Я ведь просил рыженькую, а она на голове рыженькая а "там" ‑ черненькая!

Ему говорят:

‑ А ты в ладоши хлопал?

Он:

‑ Нет, не хлопал.

‑ А ты похлопай!!!

Парень возвращается в комнату, хлопает в ладоши, и мухи разлетелись!

Анекдот

РОДИТЕЛЕЙ НЕ ВЫБИРАЮТ...

* * *

Дети пьющих родителей чокаются.

*

Чудо ‑ это когда в твоем дневнике сплошь двойки, а родители тебе за это ни слова.

*

Детям нужна любовь, даже если они ее не заслуживают.

*

Мать хотела, чтобы сын поступил в институт и стал врачом, однако сын решил повторить трудный жизненный путь своего отца: пьет, гуляет, нигде не работает...

*

Вечно юн тот, кто задержался в развитии.

*

Взрослые ‑ те же дети, лишь стоимость игрушек разная.

*

Родители, не забывайте: когда‑нибудь ваш малыш будет управлять, в том числе и вами.

*

Все отцы хотят, чтобы дети переняли от них не пороки, а лишь достоинства.

*

“Мои родители в самом расцвете дряхлости”.

*

Розги ‑ полезная вещь, когда идет о взрослых людях и при взаимном согласии.

*

Старение – превращение прыгучести в скрипучесть, и скрипучести – в сыпучесть.

*

“Гормональный бунт”

Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, не вкуса и не замедлят испортиться. Дайте детству созреть в детях.

Жан‑Жак Руссо

Многие процессы в организме регулируются гормонами, которые вырабатываются эндокринной системой. Гормоны управляют сексуальным поведением и либидо, стимулируют развитие половых желез (гонад) и развитие вторичных половых признаков (тех, что позволяют определить мужчина это или женщина).

Период полового созревания называется пубертатным периодом (от латинского “pubertas” половая зрелость). Он характеризуется пробуждением полового влечения (либидо). Это происходит примерно в 12‑14 лет. В этом процессе принимают участие определенные отделы мозга, а затем другие отделы гормональной регуляции. В процессе полового созревания происходит ускорение роста тела, изменение физического облика и психики.

Мужские половые гормоны называются андрогенами, женские ‑ эстрогенами. Самое большое количество андрогена в мужском организме содержится в виде тестостерона.

Во внутриутробной жизни у плода начинают развиваться структуры мозга, ответственные за половое поведение, происходит половая дифференцировка мозга, выделяются половые гормоны, формируются половые органы. Если все происходит правильно, то рождается мальчик (или девочка) с правильно сформированными половыми железами и половыми органами, и он(а) ведет себя в соответствии со своей половой ролью. Но если половая дифференцировка мозга из‑за каких‑то причин нарушается, то дальше возникают проблемы.

В периоде полового созревания у девочек‑подростков появляются менструации, оволосение на лобке и под мышками, формируется женская фигура, она округляется, появляются бедра и талия, развиваются молочные железы.

В мужском организме самый важный половой гормон ‑ тестостерон. После рождения мальчика количество тестостерона держится примерно на одном уровне до начала периода полового созревания.

Наши рекомендации