Это нормальный этап развития ребенка, который называется “половым любопытством”.

Но чтобы этот этап прошел нормально, вы должны подготовить к нему своего ребенка.

Спокойно ответьте на все интересующие его вопросы, старайтесь делать это кратко и очень конкретно. Не нужно пускаться в пространные и отвлеченные рассуждения. Ребенок задал вопрос ‑ вы на него ответили. Обычно малыш бывает этим удовлетворен. Если он что‑то не понял или ему требуются дополнительные сведения, ‑ отвечайте опять‑таки только в русле нового заданного вопроса.

Вовочка ‑ отцу:

‑ Пап, а правда, что мы от обезьян произошли?

‑ Правда.

‑ Жалко...

‑ Чего жалко‑то?

‑ Да обезьян после этого совсем мало осталось...

Анекдот

Лишняя информация ребенку не нужна. Однако, обдумывая ответ, имейте ввиду: не получив от вас исчерпывающих сведений, он пойдет искать их у своих сверстников.

Если ребенок задает вопросы, значит, проблемы пола его уже интересуют, поэтому не стоит отделываться фразой, что он еще слишком мал и ничего не поймет.

Зачастую родителям трудно произносить “взрослые” слова в разговоре с маленьким ребенком. Ничего страшного. На первых порах вполне допустимо употреблять привычные для вас и вашего ребенка обозначения половых органов, которыми вы пользовались до этого. Постепенно вы объясните ему, что взрослые люди применяют иные слова.

Дети повторяют за родителями все, что тем не стоило говорить.

Д.Е.

Вполне можно опустить детали, касающиеся сексуальной жизни мужчин и женщин. Но об анатомическом строении их тел, а также о том, что ребенок до своего рождения находится в животе у мамы, ‑ обязательно расскажите. И о том, что мамы рожают своих детей, а не покупают их в магазине, не ждут “аиста”, ‑ он тоже должен знать с самых ранних лет. Встретив вместе с ребенком на улице беременную женщину, объясните, что у нее в животе находится будущий мальчик или девочка, и когда он (или она) подрастет и сможет жить уже без мамы, она его родит. Как дальше продолжить разговор, подскажут вам интуиция и те вопросы, которые задаст ребенок. Если с самых ранних лет он будет уверен, что на любой вопрос сможет получить у вас исчерпывающий ответ, ‑ он всегда будет с вами откровенен.

Мальчик сломал ногу и говорит врачу:

‑ Я жертва преступления на сексуальной почве.

‑ Как это?

‑ Мой отец поставил пособие по сексу на самую верхнюю полку шкафа. Я хотел его достать и упал со стула.

Анекдот

Проиллюстрирую сказанное историей женщины, которая постигала науку сексуального воспитания дочери самостоятельно, учась на собственных ошибках.

Итак, Марина К. Сейчас ей 36 лет, а ее дочери Наташе 15 лет.

До 3‑летнего возраста Наташа воспитывалась дома, потом ее отдали в детский сад. Однажды она пришла из садика домой вся в слезах и рассказала, что мальчишки в туалете сняли с нее трусики и трогали половые органы. Наташа еще не понимала, что произошло, но то, что ее насильно удерживали и причинили ей боль, напугало девочку.

Марина объяснила дочери, что ничего страшного не произошло, возможно, мальчикам было просто любопытно узнать, чем они отличаются от девочек, на что Наташа радостно сказала, что она и сама видела, что мальчики писают по‑другому, и практически тут же успокоилась. Негативное впечатление от случившегося сгладилось.

Мать объяснила, в чем состоит различие строения половых органов девочек и мальчиков. Она рассказала дочке, что люди носят одежду не только для тепла, но и для того, чтобы прикрыть свое тело. Поэтому раздеваться можно только в определенных ситуациях ‑ когда человек принимает ванну, в кабинете врача и т. д.

Марина посоветовала дочери впредь именно так все объяснить мальчикам, если они опять будут проявлять любопытство, а если они будут слишком настойчивы, то следует обратиться за помощью к воспитательнице.

На следующий день Марина поговорила с воспитательницей и попросила ее водить детей в туалет раздельно и присутствовать и по возможности сделать так, чтобы подобное не повторилось.

Года через четыре Марина однажды заметила, что дочь рассматривает альбом с репродукциями, на которых были изображены обнаженные мужчины и женщины. Она забрала у нее книгу, сказав, что она совсем не для детей. Но девочка увидела, куда мать положила книгу. И потом тайком от нее доставала и разглядывала картинки.

Марина поняла, что была неправа, запретив дочери брать эту книгу, тем самым вызвав у нее повышенный интерес к этой теме. Тогда она сама предложила дочери вместе посмотреть репродукции, и девочка охотно согласилась. Несколько вечеров они посвятили этой книге. И хотя книга была явно не детской, но раз уж так случилось, мать решила, что лучше ей самой все подробно объяснить девочке.

Муж Марины возражал, считая, что ребенку знать это еще рано. Возражала и мать Марины, мотивируя тем, что лично она ничего Марине не объясняла; что в результате такой “пропаганды” Марина воспитает “распущенную дочь”.

Но Марина настояла на своем. Сначала ей было трудно подобрать слова, чтобы объяснить ребенку все необходимые понятия, ‑ ведь у нее не было опыта. Но со временем она стала увереннее и просто называла вещи своими именами. (Естественно, с поправкой на юный возраст дочери).

Она сразу предупредила девочку, что объяснит ей самое необходимое, а потом, если будет что‑то непонятно, то пусть обращается с вопросами к маме, а не слушает то, что говорят другие дети.

Девочке оказалось вполне достаточно того объема сведений, который ей дала мать, она сказала, что ей все понятно, и больше интереса к этой книге не проявляла. Марина не прятала книгу, сказав, что если у ее еще что‑то заинтересует, то лучше спросить у мамы.

Как‑то раз Наташа рассказала матери, что после уроков одноклассник показывал ей свой половой член и просил, чтобы она тоже сняла трусики. На что Наташа спокойно ответила, что видела много пенисов мужчин в книгах, поэтому пенис мальчика ей совсем неинтересен. Мать похвалила ее, сказав, что она поступила правильно, а мальчику, видно, родители ничего не объяснили. Впредь никаких эксцессов подобного рода не было.

Со временем Марина стала покупать девочке различные детские энциклопедии с изображением анатомического строения женских и мужских половых органов и объясняла, как происходит зачатие и деторождение, без излишних подробностей, лишь в чисто физиологическом аспекте. Девочка слушала спокойно, как необходимую информацию.

Наши рекомендации