Схема временного распределения опухолевой дозы при облучении рабдомиосарком у детей.
Дни недели | Длительность курса лучевого лечения в неделях (дозы в Гр) | ||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | 5 неделя | |
1,0 | 1,5+0,8 | 1,5+1,5 | 1,0+1,0+1,0 | 1,0+1,0+1,0 | |
1,0 | 0,8+0,8 | 1,2+1,2 | 1,2+1,2 | 1,0+1,0+0,8 | |
1,0 | 1,0+1,0 | 1,2+1,2 | 1,2+1,2 | 1,2+1,2 | |
0,8+0,8* 0,8+0,8 | 1,0+1,0 1,2+1,2 | 1,2+1,2 1,2+1,2 | 1,0+1,0+0,8 1,0+1,0+0,8 | 1,2+1,2 1,2+1,2+1,2 |
Примечание: * интервал между фракциями 4 часа.
Из табл. 36 видно, что суммарная очаговая доза 6 Гр, подведенная в течение 1-й недели, увеличивается до 14 Гр (т. е. удваивается) в конце курса. Такое решение оптимизационной задачи основывается на известных радиобиологических предпосылках — небольшие начальные дозы излучения способствуют снятию сопутствующего перифокального воспаления, следовательно, улучшению кровоснабжения опухоли и ее оксигенации. По мере повышения радиочувствительности опухоли и увеличения доли делящихся клеток (в конце курса лечения) необходимо повышение недельной очаговой дозы. Для сохранения нормальных растущих тканей ребенка предусматривалось использование гиперфракционирования. В течение 2-х лет эта схема была использована у 23 детей с местнораспространенной рабдомиосаркомой. В процессе лечения у 70% больных к концу 2-й и началу 3-й Недели развивалась местная лучевая реакция в виде гиперемии кожных покровов и/или слизистой оболочки полости рта и носоглотки. Затем, несмотря на продолжение лечения, степень ее выраженности не нарастала, но к концу курса облучения у 20% детей с опухолями, локализованными в области головы и шеи, развивался островковый эпителиит, который купировался в течение первых 3-х недель после окончания лечения.
При оценке скорости резорбции опухоли необходимо отметить, что к концу 3-й недели лучевого лечения (30 Гр) объем саркомы у всех больных уменьшился на 50—75%, при обычном фракционировании (1,8—2 Гр 5 раз в неделю) аналогичную степень регрессии опухоли наблюдали только при суммарной очаговой дозе 40 Гр. К концу курса облучения у 60% детей новообразования либо регрессировало полностью, либо более чем на 75% первоначального объема. У больных, прослеженных в сроки от 6 до 18 месяцев, клинических признаков поздних лучевых повреждений нормальных тканей мы не наблюдали.
Методика облучения рабдомиосарком определяется локализацией новообразования с учетом того, что эти опухоли склонны к местному инфильтративному росту. Даже если создается впечатление, что рабдомиосаркома ограничена псевдокапсулой, нельзя быть уверенным в том, что она не распространяется далеко за ее пределы. Поэтому Tefft et. al. (1988) в поиске рационального объема мишени провели изучение частоты местного излечения опухоли в зависимости от ее величины. Было убедительно показано, что результаты лечения одинаковы у больных при облучении всей пораженной мышцы и при облучении только «ложа» опухоли или остаточной опухоли с включением прилежащих тканей в пределах 4—5 см. Бесспорным является то, что при выборе объема облучения необходимо отталкиваться от границ саркомы, которые определялись до проведения химиотерапии.
Однако возможно исходить и из границ опухоли, которые определяются после окончания химиотерапии, если она после этого полностью удалена (что подтверждается обязательным гистологическим исследованием).
При опухоли, расположенной в зоне мягких тканей конечности, облучение проводится с 2-х или 3-х полей на гамма-терапевтических установках типа «РОКУС», «АГАТ» или на линейных ускорителях с использованием тормозного излучения энергии 5—10 МэВ. При этом опухоль полностью входит в зону 80—90%-й дозной кривой. У маленьких детей с небольшими новообразованиями возможно использование одного входного поля, особенно при использовании быстрых электронов, генерируемых ускорителями элементарных частиц. Когда опухоль локализуется на туловище, при дистанционной гамма-терапии можно использовать два входных поля, расположенных под углом друг к другу с клиновидными фильтрами (угол между центральными лучами 110°, угол клина 45°). Возможно применение однопольного облучения электронами с энергией, выбираемой в зависимости от глубины залегания опухоли.
Облучение опухолей орбиты требует особой тщательности из-за возможности переоблучения таких жизненно важных органов, как головной мозг, глазное яблоко и др. Поэтому при данной локализации, применяя гамма-терапию, широко используют различные формирующие устройства (коллиматоры, клиновидные фильтры и др.). Можно использовать два входных поля, расположенных под углом в 90°. Для формирования равномерного дозного поля с резким спадом дозы по его краям нами применялись специальные коллиматоры. Они представляют собой сменные свинцовые цилиндры высотой 165 и 195 мм с внешним диаметром 85 мм и внутренним 20 и 30 мм, что подходит к размеру диаметра входных полей соответственно, 28 и 40 мм при расстоянии от источника излучения до внешнего края коллиматора 53 см. При этом удается уменьшить расстояние от 90% до 20%-ной изодозы с 16 мм при работе без коллиматора до 6 мм — с коллиматором, т. е. сократить ширину полутени. Анализ лучевых нагрузок на хрусталик, здоровый глаз, головной мозг показал, что они снижаются на 80% при использовании коллиматоров по сравнению с методикой обычного двухпольного облучения.
При опухолях больших размеров облучение лучше осуществлять с помощью клиновидных фильтров под углом 45°. В этом случае два входных поля располагаются под углом 80—90° друг к другу. В послеоперационном периоде возможно облучение с одного переднего поля (после удаления глаза вместе с опухолью) (рис. 50).
Rasek (1980) рекомендует облучать рабдомиосаркомы орбиты, используя тормозное излучение энергией 4 или 6 МэВ, с двух полей (переднего и бокового). Для снижения лучевой нагрузки на роговую оболочку и конъюнктиву при облучении с переднего поля, глаз должен быть открытым (этот же прием мы рекомендуем использовать при дистанционном гамма-облучении). При этом 2/3 очаговой дозы подводятся спереди и 1/3 — с бокового поля.
Мы имеем опыт облучения больных с опухолью орбиты электронным пучком, генерируемым линейным ускорителем. Быстрые электроны дают возможность создания выгодного дозного распределения, при котором вся опухоль вписывается в 80—90%-ную изодозную кривую с минимальной нагрузкой на прилегающие нормальные ткани. Наиболее часто использовались быстрые электроны с энергией 9, 15 и 19 МэВ, обычно облучение проводилось с одного переднего поля, а при местнораспространенных опухолях — с 2-х полей, расположенных под углом 90°. При этом практически в зону облучения не попадают здоровый глаз и головной мозг.
Рабдомиосаркома носоглотки, как все параменингеальные опухоли, имеет склонность к распространению в полость черепа с поражением мозговых оболочек. Этот факт необходимо учитывать при дозном планировании облучения этих новообразований. При дистанционной гамма-терапии определенное преимущество имеет методика трехпольного облучения (с двух боковых и одного переднего). При облучении с переднего поля по его краям для защиты глаз помещаются свинцовые блоки. При облучении с боковых противолежащих полей рекомендуется использовать клиновидные фильтры с углом 60°. При этом первичная опухоль и необходимый объем нормальных тканей вписываются с пределах 90%-ной кривой.
При рабдомиосаркоме мочевого пузыря можно использовать два встречных поля. При этом удается создать условия для хорошей и простой защиты тазобедренных суставов при помощи защитных свинцовых блоков.
Хотелось бы также отметить, что при некоторых локализациях новообразований необходимо использовать методы контактного облучения. К ним можно отнести саркомы мочеполового тракта, забрюшинного пространства, конечностей и туловища. Наш опыт и опыт ряда зарубежных авторов показал, что использование этого метода облучения позволяет достичь высокой частоты местного излечения опухолей с минимальным облучением прилегающих нормальных тканей (Flamaut et al., 1979; Goffinet et al., 1981 и др.). При этом для детей рекомендуется использовать источники излучения с низкой мощностью дозы (Gerbaulet et al., 1988). Currant et al. (1988) провели внутритканевую терапию у 12 больных мягкотканными саркомами в возрасте 4—7 лет. Из них у 8 детей она была компонентом их начального лечения и у 4-х использовалась по поводу рецидива болезни. Опухоль располагалась у 6 больных в области головы и шеи, у 4-х — в зоне малого таза, у 1 — на конечности и у 1 — ретроперитонеально. В кчестве радиоактивных источников применялись ирридий-192, йод-125 и калифорний-252. Из 8 больных, которым внутритканевое облучение проводили по поводу первичной опухоли, 7 имели стойкое местное излечение, б из них прожили без рецидива заболевания в среднем 5,8 года. Серьезных отдаленных изменений нормальных тканей у них не было отмечено.
Как правило, «профилактическое» облучение регионарных лимфатических узлов проводить не рекомендуется. Вопрос об их облучении решается положительно только при наличии клинических, лучевых или гистологических данных об их метастатическом поражении (это касается и рабдомиосарком, расположенных в паратестикулярной зоне).
Химиотерапия
Рабдомиосаркома относится к химиочувствительным новообразованиям. Отмечена высокая ее чувствительность к ряду химиопрепаратов, таких как винкристин (59%), циклофосфамид (54%), адриамицин (31%), актиномицин-Д (24%) и DTIC (11%) (Green, Jaffe, 1978). Позднее была отмечена чувствительность этих опухолей к другим препаратам: цисплатине (Ваши et al., 1981), этопозиду (Schniall, 1982), ифосфамиду (Stuart-Harris et al., 1982), высокодозному метотрексату (Bode, 1986) и мелфалану (Horowitz et al., 1988). В последние годы наиболее широко используются комбинации двух, трех и четырех лекарственных препаратов .
Maurer et al. (1988, 1991) отметили 30% полных клинических ремиссий заболевания после 6—8 недельной полихимиотерапии, проведенной по схеме VAC + адриамицин.
Ряд авторов рекомендуют после выполнения первичной терапии системную полихимиотерапию по схеме VACA, которая повторяется в I—Ill клинических группах. У больных IV группы и детей, у которых первый курс оказался малоэффективным, циклофосфамид заменяют на цис-платин (120 мг/м2 3-й день 1-й и 7-й недели).
В дальнейшем противоопухолевая лекарственная терапия у больных I и IIА клинических групп состоит из 6 перемежающихся курсов
Таблица 37 Схемы полихимиотерапии больных рабдомиосаркомой.
Препараты | Дозы |
Винкристин Актиномицин -Д | VA 1,5 мг/кв. м (тах — 2 мг) 1,5 мг/кв. м (тах — 2 мг) |
Винкристин Актиномицин-Д | или 1,5 мг/кв. м/неделя х 6 недель 0,015 мг/кг/день х 5 дней |
Винкристин Адриамицин Циклофосфамид | VADRC 2 мг/кв. м 30 мг/кв. м/день х 2 дня 10 мг/кг/день х 3 дня |
Винкристин Адриамицин Циклофосфамид Актиномицин-Д | VACA 1,5 мг/кв. м/неделя 30 мг/кв. м/день х 2 дня 1200 мг/кв. м/день 0,5 мг/кв. м/день х 3 дня |
Винкристин Актиномицин-Д | PulseVAC 1,5 мг/кв. м (тах — 2 Mr) 0,015 мг/кг/день х 5 дней |
Актиномицин-Д Циклофосфамид | или 1,5 мг/кв. м (тах — 2 мг) 250 мг/кв. м/день х 5—7 дней |
по схеме VA с 3-х недельными интервалами. У детей IIB и III группы проводятся два цикла по схеме VACA, а затем 6 циклов по схеме VAC.
В IV клинической группе адриамицин заменяется на этопозид (150 мг/м2 1-3 дни 1-й и 7-й недели третьего цикла схемы VACA). Лечение длится 36 недель для больных I и НА групп и 56 недель для больных групп IIB, III и IV.
Позднее были предложены новые схемы полихимиотерапии (Carli et aL, 1992) (табл. 38).
Была отмечена высокая эффективность схем полихимиотерапии, содержащих ифосфамид (полная регрессия или уменьшение объема опухоли на 2/3 была у 71% детей). Далее была найдена зависимость эффекта лечения от дозы этого препарата. Так, после предоперационной полихимиотерапии по схеме VA1A, в которой доза ифосфамида достигла 10 г/м2, значительная или полная регрессия опухоли наблюдалась в 83% случаев; если доза этого препарата была 6 г/м2, аналогичный эффект был в 68% (Carii et aL, 1991). Otten et al. (1989) доложили о высоком числе полных регрессий сарком после противоопухолевой лекарственной терапии по схеме IVA (59% в течение года).
Таблица 38 Схемы полихимиотерапин больных рабдомиосаркомой.
Препараты | Дозы |
IVА | |
Ифосфамид Винкристин Актиномицин-Д | 3,0 г/кв. м/день х 2 дня 1,5 мг/кв. м (max — 2 мг) 0,9 мг/кв. м х 2 дня |
или | |
Ифосфамид Винкристин Актиномицин-Д | 3,0 г/кв. м/день х 3 дня 1,5 мг/кв. м (тах — 2 мг) 1,5 мг/кв. м (тах — 2 мг) |
VA1A | |
Ифосфамид Винкристин Актиномицин-Д | 2,0 г/кв. м/день х 5 дней 1,5 мг/кв. м (тах — 2 мг) 1,5 мг/кв. м (тах — 2 мг) |
Интратекальная химиотерапия, включающая метотрексат или комбинацию последнего с цитозин-арабинозидом и гидрокортизоном, использовалась Maurer et al. (1991) вместе с облучением головного мозга у больных с поражением менингеальных оболочек, признаками разрушения костей основания черепа, с параличом черепных нервов и интракраниальной инвазией опухоли. Однако значимость такой химиотерапии еще не ясна.
В последних сообщениях обсуждаются проблемы повышения интенсивности полихимиотерапии путем увеличения доз противоопухолевых препаратов (De Vita, 1986). При этом полагают следующее:
— совместное использование большого числа эффективных противоопухолевых препаратов и преодоление лекарственной резистентности;
— использование химиотерапевтических схем, включающих препараты в высоких дозах.
Основываясь на этих концепциях, лекарственное лечение, как первоначальный этап мультимодальной терапии, применяется с целью достижения максимального эффекта для снижения роли других более агрессивных методов местного лечения опухоли (уменьшение объема операции, отказ от лучевой терапии). Так, например, в исследовании SIOP (МММ-89) рекомендуется продолжать начальную химиотерапию до тех пор, пока на нее имеется реакция опухоли. Оперативное вмешательство или лучевая терапия проводятся только у больных с неполной регрессией рабдомиосаркомы после химиотерапии. Однако из этого правила исключаются больные с опухолями параменингеальной области, у которых облучение обязательно проводится на 40-й день после лекарственной терапии и в возрасте 3-х лет и старше.
В общем, почти все исследователи считают, что интенсивная химиотерапия (IVA или VAIA) должна проводиться до достижения возможности выполнения органосохранной операции. Некоторые из них полагают, что лучевое лечение (проводимое с использованием гиперфракционирования) должно проводиться у всех больных, если у них не было отмечено полной регрессии рабдомиосаркомы после 6-недельной первичной химиотерапии. Облучение обычно рекомендуют начинать на 7-й неделе в дозах, величина которых зависит от степени регрессии опухоли после лекарственной терапии. Другие онкологи предлагают обязательно после первичной химиотерапии проводить повторное оперативное вмешательство на 9-й неделе после ее завершения с целью радикального удаления остаточной опухоли или гистологического подтверждения полного местного излечения опухоли. В последних случаях облучение не проводится, и этим больным продолжают только противоопухолевое лекарственное лечение. У всех детей химиотерапия дополняется облучением, которое сейчас проводится с использованием методики гиперфракционирования. Оно начинается с 11-й недели после окончания лечения. И здесь величина дозы излучения выбирается в зависимости от эффективности химиотерапии (Carli et al., 1992).
В исследовании IPS-111 использовали комбинацию из 7 химиопрепаратов (винкристин, актиномицин-Д, циклофосфамид, адриамицин, цис-платин, этопозид (вепезид), имидазол-карбоксимид (ДТУС). Ионизирующее излучение применялось у всех больных, кроме пациентов I клинической группы с благоприятной гистологией (Maurer et al., 1989). В план лечения также включались повторные оперативные вмешательства для определения эффективности лечения и радикального удаления остаточной опухоли. Весь курс лечения длился в пределах 1—2 лет в зависимости от клинической группы и морфологического строения саркомы.
Для примера можно привести основную схему плана лечения больных рабдомиосаркомой, предложенную в программе SIOP (ММТ-89).
Необходимо привести некоторые общие рекомендации по лечению больных детей с рабдомиосаркомой некоторых локализаций.
Орбита. При опухолях этой локализации оперативное вмешательство обычно ограничивается биопсией. Удаление регионарных лимфатических узлов обычно не производится. Основным методом лечения является химиолучевая терапия. Особое внимание необходимо уделять предупреждению поздних повреждений, связанных с лечением.
Параменмнгеальная область головы и шеи. Первичное оперативное вмешательство заканчивается биопсией (только в некоторых случаях возможна эксцизия опухоли при повторной операции). Лучевое лечение начинается после окончания 6—10-недельной начальной химиотерапии. Облучение головного мозга показано у больных с признаками интракраниального роста рабдомиосаркомы. В других случаях в зону облучения включают основание черепа и весь объем опухоли с 2-3 см прилежащих нормальных тканей. Полагают, что облучение необходимо проводить у детей в возрасте старше 3-х лет. У детей младше предпочтение отдается более интенсивной химиотерапии.
Мочевой пузырь — простата. При планировании лечения больных рабдомиосаркомой этой локализации максимальные усилия должны быть направлены на сокращение опухоли мочевого пузыря и уменьшение объема и дозы излучения при лучевом лечении. Степень регрессии первичной опухоли на начальную химиотерапию (обычно через 6 недель) определяет план последующего лечения. Дети, у которых достигнута морфологически подтвержденная полная регрессия опухоли после химиотерапии (+ сохранная операция), в дальнейшем получают только лекарственную противоопухолевую терапию.
Облучение небольших объемов мишени, лучше с использованием контактных методов, показано при наличии остаточной опухоли, определяемой либо после микроскопического исследования тканей, либо макроскопически при цистоскопии. Необходима, по-видимому, максимально возможная протяженность химиотерапии, пока она оказывает положительный эффект, а если такой не наблюдается, возможен переход ко второй линии лекарственного лечения до выполнения калечащей операции.
Паратестикулярная область. Опухоли данной локализации имеют очень благоприятный прогноз. Первоначально у больных выполняется паховая орхидофуниколэктомия. Удаление регионарных лимфатических узлов производится только тогда, когда имеются сомнительные данные лучевой диагностики об их метастатическом поражении. У больных с первичным диагнозом поражение регионарных узлов хирургическое их удаление выполняется после химиотерапии для определения показаний к лучевому лечению.
Результаты лечения
Адекватно проведенное лечение позволяет достигать полного местного излечения опухоли у 80—83% больных рабдомиосаркомой. При этом более 5 лет живут 70% детей без признаков рецидива — 63%. Наилучшие результаты получены при лечении больных I и ПА клинических групп (86% живы в течение 5 лет). Более низкая продолжительность жизни регистрируется среди больных рабдомиосаркомой, имеющей метастазы в регионарные лимфатические узлы (3 года прожило 54% детей). Наихудший прогноз заболевания у больных с IV клиническое стадией.
Продолжительность жизни больных в зависимости от локализации опухоли представлена в табл. 39.
Таблица 39