Глава vi деонтология и реабилитация
Вопросы врачебной деонтологии, сущность которой вытекает из сложной психологической ситуации, которая создается для врача, для больного злокачественным заболеванием, родителей и родственников заболевшего ребенка, занимают особое место в детской онкологической практике. В основе успешного решения данной проблемы, на наш взгляд, ведущая роль принадлежит врачу — педиатру-онкологу, его личности, профессиональной осведомленности как в области онкологии, так и, безусловно, педиатрии в целом. Высокая преданность и верность своему делу, чувство долга, не утрачивающегося за годы работы с онкогематологическими больными — те некоторые качества, которые способствуют практической реализации основных принципов врачебной этики.
Врач и больной ребенок, с одной стороны, и то непомерное горе, внезапно постигающее родителей, теряющих любимого, иногда единственного ребенка, с другой. Мы понимаем всю драматичность возникшей ситуации, в которой поведение ребенка, принимающего по-детски все — и хорошее, и плохое, его переживания, исходящие не только из внешних воздействий, но и обусловленные в какой-то мере внутренними изменениями, которые вызываются течением злокачественного процесса. В этом отношении совершенно справедливо высказывание известного американского гематолога, который писал: «У нас разрывается сердце при виде всей драмы, а дети улыбаются».
Улыбка ребенка, больного онкологическим заболеванием — это не только свидетельство приближающегося улучшения в состоянии, но и бессловесное выражение взаимного контакта, который установился между маленьким пациентом и лечащим врачом. И в том, как быстро будет налажен такой контакт, решающее значение принадлежит врачу.
Особенно тягостными для ребенка любого возраста являются первые дни пребывания в стационаре. Сознание того, что ребенок болен чем-то серьезным (особенно у детей школьного возраста), страх перед предстоящими обследованиями, значительно усиливающийся при общении со своим сверстниками, длительное время находящимися в клинике и хорошо осведомленными о всех лечебных и диагностических методах (стернальная и люмбальная пункции, трепанобиопсия, пункционные биопсии, внутривенные введения и т. д.), — вот те некоторые внешние факторы, «давящие» на психику ребенка, делающие его замкнутым, ушедшим в свои размышления и переживания.
Кроме того, смена привычной для ребенка любого возраста домашней обстановки на больничную, разлука с родителями и близкими друзьями накладывают определенный отпечаток на поведение больного ребенка. В такой ситуации мы не должны ни на минуту забывать, что ребенок — не миниатюрный взрослый, а сложное существо, требующее к себе сугубо тонкого и предельно индивидуального подхода.
Ничто так не вызывает негативизм к врачу, как грубый обман (обещание выписать домой через несколько дней, не проводить сложных и, порой, болезненных исследований и т. д.), безразличное отношение, приуменьшающее личность ребенка. В этом отношении с детьми раннего возраста бывает даже проще. Способность быстро переключаться, «недооценка» окружающей обстановки, заботливое и внимательное отношение окружающих позволяют малышу быстро отвлечься (но не забыть!) от только что причиненной болезненной манипуляции. Безусловно, физическая травма, нанесенная ребенку при проведении того или иного исследования или лечебной манипуляции, будет тем меньше, чем выше квалификация и практическая подготовка врача, проводящего необходимую процедуру- В некоторых случаях с маленькими пациентами приходится идти на вынужденный обман с тем, чтобы провести необходимое исследование. Но и в данной ситуации не может быть шаблона (при проведении повторных исследований), так как ребенок хорошо помнит встречавшуюся ранее обстановку в манипуляционном кабинете, подготовку и проведение исследования, и даже занимаемое положение врача, готовящегося к той или иной манипуляции.
Максимально щадящая тактика врача в такой ситуации, особенно если проведенная лечебная манипуляция принесла значительное облегчение и уменьшила страдания ребенка, позволяла, порой, стереть ту грань страха, которая возникает у малыша при переступании порога процедурного кабинета. В нашей практике было немало случаев, когда дети с нейролейкозом сами просили сделать им повторные люмбальные пункции при усилении гипертензионного синдрома и возобновлении мучительных головных болей.
С пациентами школьного возраста, подростками врачебная тактика существенно меняется. Ребенок школьного возраста, поступивший в клинику, «загруженный» своими мыслями и переживаниями, сразу же получает поток информации от своих сверстников, испытавших на себе все «тяготы» процедурного кабинета. Порой, врач не располагает достаточным временем для постепенной психологической подготовки школьника к предстоящему исследованию. Необходимость максимально быстрой постановки диагноза, решение экстренных вопросов терапевтической тактики не позволяют откладывать проведение необходимых исследований на несколько дней. В такой ситуации умелое, успокаивающее и обнадеживающее слово, насыщенное логическим содержанием о необходимости проведения той или иной процедуры, является решающим в преодолении страха. Принцип «влияния личности» врача является очень важным в налаживании полного контакта со старшими детьми. Если ребенок полностью доверяет врачу, то он согласится на любую процедуру с уверенностью в том, что она необходима для скорейшего выздоровления.
Значительные сложности встречаются при многократном поступлении больного ребенка в клинику. Тяжесть состояния больного, связанная с прогрессированием основного заболевания, значительная «усталость» от проведенных ранее процедур, сознание и еще большая боязнь (по сравнению с первичными исследованиями) повторных исследований диктуют необходимость проведения тщательной «психологической асептики» у таких пациентов. Личный авторитет врача у таких пациентов, еще больше закрепляющийся при систематических беседах с ними на самые различные темы (не касающиеся, естественно, обсуждения болезни ребенка), углубляет то взаимное доверие, которое создается между врачом и годами наблюдающимся подростком. Мы были свидетелями, как лечащий врач и школьник, длительно страдавший лимфогранулематозом, играли партию в шахматы «на стернальную пункцию», необходимость проведения которой крайне тяготила ребенка. Проиграв партию, мальчик ни одной минуты не колеблясь, пошел в процедурный кабинет. Безусловно, приведенный пример может, на первый взгляд, показаться сомнительным в этическом плане (пункция все равно была бы сделана, а в данной ситуации врач, имеющий безусловные преимущества в практике игры, заранее знающий исход партии, обыгрывает подростка). Тем не менее, на наш взгляд, сам факт такого взаимодоверяющего подхода во многом характеризует глубину отношений, которые сложились между врачом и пациентом.
Слово врача, пользующегося авторитетом у ребенка, имеет очень большое значение. Это особенно видно на клинических обходах. Умение врача пользоваться словом, вселяющим уверенность в скорейшее выздоровление, является наилучшим эмоциональным стимулом для ребенка. В то же время, нечаянно высказанное сомнение в присутствии ребенка, неуверенность интонации, растерянность могут нанести непоправимый ущерб взаимоотношениям ребенка с лечащим врачом.
Врачу, длительно работающему с онкогематологическими больными, не раз приходилось поражаться мужеству своих маленьких пациентов. Глаз ребенка не пропускает ничего, он замечает все. Перевод соседа по палате в изолированную комнату внешне не отражается на ребенке. Он продолжает играть и улыбаться, но он хорошо знает, что его товарищу стало хуже, в связи с чем его пришлось изолировать. С какой материнской трогательностью и заботой дети относятся к своим товарищам, которые в силу ряда обстоятельств находятся на постельном режиме.
Онкогематологическая клиника полна трагедий, которые могут случиться в любую минуту. Порой бывает, что трагедия разыгрывается внезапно, на глазах многих детей. Но ни в одном случае нам не приходилось (и не было к этому повода) объяснять подростку причину невозвратного отсутствия его товарища среди детей клиники. Такое мужество детей как ничто другое помогает сохранять жизненный тонус, является тем стимулом в работе, который необходим врачу-онкогематологу.
Следующий, не менее важный раздел деонтологии — это взаимоотношения врача и родителей больного ребенка. Любая болезнь ребенка является «терзанием души» для родителей, не говоря уже о таком заболевании, каким является острый лейкоз. В связи с этим, родителей заболевшего острым лейкозом ребенка надо щадить всеми мерами. Нам нередко приходилось встречаться с родителями, получившими прямой, натуралистический ответ врачей некоторых медицинских учреждений в отношении окончательного диагноза и прогноза болезни своего ребенка. Вся драма болезни ребенка превращается для родителей в «кромешный ад». В такой ситуации мы видим перед собой людей, уже потерявших только что заболевшего ребенка. К сожалению, как нередко еще бывает, постоянное чувство возможной потери любимого ребенка, сохраняющееся порой в сознании родителей долгие годы, наносит непоправимый вред не только самим родителям, но и заболевшему ребенку, близким родственникам и, конечно, врачам клиники. В данном случае необходимая для врача активная помощь в борьбе за жизнь ребенка наталкивается на прямое созерцание заранее внушенной безысходности.
Независимо от уровня интеллектуального развития, степени осведомленности в той или иной области медицинских знаний, родителей с первых дней пребывания ребенка в клинике интересует только один вопрос: окончательный диагноз и откровенное мнение врача в отношении прогноза заболевания. Наиболее ответственной является первая встреча врача с родителями больного ребенка. Нет надобности говорить о том, что врач заранее должен находиться в «полной готовности» к предстоящей беседе. Такт врача, его умение правильно, в нужном направлении вести разговор с родителями, не допуская поспешных заключений (хотя окончательный диагноз врачу уже известен) создают тот благоприятный фон, на котором основываются взаимоотношения.
В памяти встают многие случаи гипердиагностики. Когда диагноз острого лейкоза, как приговор ребенку и родителям, произнесен кем-то вслух, или выдано направление на госпитализацию в специализированную гематологическую клинику с таким направляющим диагнозом, полностью деморализующим родителей, сложность первой встречи с родителями особенно остро ощутима. Нам известны многочисленные случаи, когда диагноз острого лейкоза был поставлен ошибочно. В такой ситуации только полное выздоровление ребенка (инфекционный мононуклеоз, лейкемоидные реакции и т. д.) может быть той частицей компенсации всему пережитому родителями за дни (кажущиеся годами), необходимые для выяснения окончательного диагноза. И, если после состоявшейся первой встречи врача с родителями один из основных принципов гуманности — надежда на лучшее — будет достигнут, в этом несомненная заслуга врача.
Последующие встречи также не менее сложны, так как они затрагивают вопросы предстоящих методов исследования и лечения. Термины «стернальная пункция», «люмбальная пункция», «пункционная биопсия» и т. д. ассоциируются у многих родителей с вмешательствами, наносящими еще больший вред и так тяжело больному ребенку. Терпеливое разъяснение необходимости проведения данных исследований (без которых, естественно, не может обойтись современная онкогематологическая клиника) всегда дает положительный результат.
Вопросы прогноза заболевания, как правило, все чаще обсуждаются уже в процессе проводимого лечения. В этом отношении время оказывает значительную помощь врачу. В процессе проведения современной полихимиотерапии при острых лейкозах в большинстве случаев отмечается довольно быстрый положительный клинический эффект, хотя гематологические показатели продолжают отражать остроту лейкемического процесса. Врачам-гематологам хорошо известны механизмы развития медикаментозной гипопластической фазы заболевания, неизбежность наступления которой диктуется самой противолейкозной терапией. Объяснение родителям этих положений в доступной форме позволяет подчеркнуть, что проводимая терапия является эффективной. В процессе таких бесед вопросы прогноза заболевания уже являются доминирующими среди вновь возникших общих вопросов, касающихся болезни ребенка. Значительным подкреплением появившейся у родителей надежды на благоприятный ближайший исход заболевания как нельзя лучше служат клинические примеры из опыта лечения больных с подобным заболеванием. Ссылка на возможное появление новых, еще более эффективных противолейкозных препаратов, усовершенствование тактики лечения, успехи, достигнутые за последние годы в лейкозологии, позволяют добиться, пожалуй, наиболее существенного — понимания родителями необходимости «выиграть» у болезни время и осознанной убежденности в продолжении активной борьбы за жизнь ребенка.
По мере наступления клинико-гематологического благополучия, бремя установленного диагноза постепенно перестает занимать давлеющее положение в сознании родителей. Полученный эффект от проводимой терапии, с одной стороны, и сохраняющееся в большинстве случаев, к сожалению, представление о заболеваниях крови, как о неизлечимых, — с другой, вносят определенную долю сомнений у родителей и родственников больного в правильности установленного диагноза. Нет надобности говорить о предпринимаемых родителями отчаянных попытках организовать повторные консультации, консилиумы, разборы и т. д. Заслуга врача, врача высокой квалификации, тонко понимающего специфику своей профессии, а значит лишенного всяческих самолюбивых предубеждений — всецело содействовать этому, вполне объяснимому, желанию родителей. Такие консилиумы способствуют еще большему повышению авторитета лечащего врача.
Период выписки ребенка домой является очень ответственным в онкогематологической клинике. Ведь, по существу, почти такая же активная терапия должна продолжаться и в домашних условиях, где роль лечащего врача во многом ложится на плечи родителей. Если в такой ситуации в каждом из родителей врач видит частицу себя, значит, он с полной уверенностью может рассчитывать на строгое соблюдение всех рекомендаций по дальнейшей терапии.
Период пребывания ребенка в клинике, а он бывает достаточно продолжительным, невольно способствует тому, что среди родителей так же устанавливаются определенные взаимные контакты.
Если в самом начале они касаются обсуждения состояния детей, проводимого лечения, проводимых дополнительных исследований, то в последующем круг вопросов, обсуждаемых между родителями, значительно расширяется. Такая связь сохраняется и после выписки детей из клиники и поддерживается письмами, телефонными разговорами и личными встречами. Все то, что кто-нибудь из родителей узнает о «новом» в лечении острых лейкозов (от родственников и знакомых, в научно-популярной литературе, в передачах по радио и телевидению и т. д.) очень быстро становится общим достоянием. Как чаще всего бывает, отсутствие критического подхода (в силу, естественно, своей некомпетентности) к услышанному и прочитанному сводится, в основном, к одному — поиску сенсационных сообщений. При этом невольно возникают мысли о том, правильно ли лечили моего ребенка, достаточно ли современными методами, а почему моему ребенку была применена данная схема лечения, а не другая и т. д. Весь этот поток вопросов «обрушивается» на врача на первом же амбулаторном приеме, в первом письме или телефонном разговоре. Несомненно, каждый заданный вопрос требует исчерпывающего ответа. Однако, на наш взгляд, нет ничего более убедительного, чем наглядный пример. В этом отношении огромное значение имеет правильный подбор больных, приглашенных на контрольный осмотр в поликлинику. Родители недавно выписавшегося ребенка непременно должны попасть на прием вместе с «долгожителем». «Эмоциональный психологический заряд», полученный на таком приеме, послужит наглядной иллюстрацией современных возможностей в области лечения острых лейкозов, а также критическому пересмотру возникших сомнений.
К сожалению, тесная взаимосвязь между родителями имеет и отрицательные стороны. Часто бывает, что родители раньше нас, врачей, узнают о трагическом исходе заболевания. Однако правильно построенная с самого начала работа с родителями способствует тому, что это крайне тяжелое известие воспринимается ими чаще вне связи со своим собственным ребенком. Вера в то, что именно их ребенок попадет в число «долгожителей», а за это время в лечении острых лейкозов произойдет дальнейший прогресс, является «защитным барьером», «охранительным торможением» в восприятии полученного известия.
Как известно, у части детей в различные сроки наступает обострение заболевания, что вносит новые, еще большие трудности во взаимоотношения с родителями. Эти трудности обусловливаются тем, что с наступлением обострения заболевания у родителей теряется то главное, что приобреталось с таким большим трудом — надежда на полное исцеление ребенка. В этот период, как никогда, все действия врача должны подчиняться принципу гуманизма. Соблюдение этого принципа в течение всего периода болезни, каким бы продолжительным он ни был, позволит родителям погибшего ребенка осознать, что они со своей стороны, а лечащий врач со своей, сделали все, что в их силах в тяжелейшей борьбе за максимальное продление жизни больного ребенка.
Сегодняшний день в лечении лейкемии у детей — это не день 15—20-летней давности, когда речь могла идти лишь о продлении срока болезни. Каждый вновь поступивший в специализированную онкогематологическую клинику больной с острым лейкозом должен рассматриваться только с позиции возможного полного излечения.
Это тяжелый и длительный путь, даже при применении самых современных программ лечения, где базисным методом является использование комбинаций химиотерапевтических препаратов. Реальное достижение конечной цели — полного излечения ребенка от острого лейкоза и других онкологических заболеваний во многом обусловлено прочностью и надежностью связей своеобразного треугольника, вершиной которого является больной ребенок, а его углами — высококвалифицированный врач-онкогематолог, с одной стороны, и родители и родственники ребенка — с другой.
Реабилитация детей
Реабилитация в детской онкологии также имеет свои особенности. Они обусловлены тем, что восстановительное лечение направлено на пациента, который еще не занимается профессиональной деятельностью, не несет материальной ответственности, не сформирован до конца как личность. Ребенок и подросток — это развивающийся, растущий организм с несформированными анатомическими и физиологическими функциями. В психологическом плане пациент не имеет жизненного опыта; мировоззрение его еще не устоялось, так же, как и отношение к окружающему, психика крайне ранима. В наш век акселерации вступают в противоречие достаточно рано развивающиеся анатомические и физиологические функции, хотя далеко не зрелые, с еще менее зрелой психикой. Ребенок во многом зависит от окружающих и прежде всего от родителей. Все это должно учитываться при проведении реабилитационных мероприятий.
Дети с большой степенью переживания относятся к своему внешнему виду и внутреннему состоянию. Наличие видимых и значительных внутренних повреждений может явиться причиной психических расстройств и даже серьезных психических заболеваний.
Реабилитация тесно сплетается с деонтологией. Хорошие взаимоотношения врача, больного ребенка, его родителей создают лучшие условия для реабилитации. Весь опыт детских онкологов учит, что достижение хороших результатов лечения зависит не только от терапевтических мероприятий, но и от взаимоотношений ребенка с врачом, умения последнего внушить надежду ребенку и его родителям.
Принципы реабилитации применительно к ребенку, страдающему злокачественной опухолью, можно сформулировать следующим образом:
1. Начинать реабилитацию следует при постановке диагноза. Ибо психическое воздействие врача должно быть активно уже при первых встречах с ребенком и его родителями.
2. Проводить реабилитационные мероприятия необходимо постоянно и обеспечивать их непрерывность в тех случаях, когда ребенок находится вне больничного учреждения.
3. Реабилитация должна быть комплексной и направленной как на восстановление анатомических и физиологических функций, так и на психику ребенка и его родителей. С этой целью для работы должны быть привлечены специалисты различного профиля (психологи, методисты лечебной физкультуры, педагоги, воспитатели и др.).
4. Важно обеспечить сочетание индивидуального и коллективного в системе реабилитационных мероприятий. При этом доля того или иного компонента зависит от личности больного ребенка (и его родителей).
5. Возвращение в коллектив больного ребенка должно быть подготовлено. Педагоги должны быть осведомлены о болезни ребенка и снабжены рекомендациями по обращению с ним. В любом случае, нельзя выделять ребенка с опухолью, подчеркивая его особое положение среди здоровых детей. Обязанности педагога и воспитателя — максимально обеспечить нормальное отношение к нему со стороны окружающих.
Реабилитация в детской онкологии должна быть рассчитана на значительно больший срок. В отличие от взрослых, у ребенка впереди большая жизнь, в которой он должен приобрести профессию, обзавестись семьей, воспитать детей, т. е. быть полноценным человеком.
Задача врача и цель проводимых им реабилитационных мероприятий — вывести ребенка в полнокровную жизнь, убрав как можно больше препятствий на его трудном и долгом пути.
В процессе лечения врачи должны выбрать наиболее рациональные методы, которые при прочих равных условиях могут дать минимальные осложнения и побочные эффекты. Изучение программ лечения злокачественных опухолей у детей в настоящее время направлено на поиски таких методов. Следует указывать, что многие калечащие операции, которые проводятся у взрослых, в детском возрасте в ряде случаев не являются необходимыми в связи с высокой чувствительностью большинства новообразований у детей к лучевой и лекарственной терапии.
Психическая реабилитация, как мы уже указывали, взаимосвязана с деонтологией и начинается с момента установления диагноза злокачественной опухоли. Уже в этот период ребенок (речь, конечно, идет о детях школьного возраста) должен быть готов ко многим испытаниям, но в то же время верить в свое выздоровление. Задача врача существенно облегчается тем, что ребенок и подросток более внушаемы и оптимистичны, чем взрослые. Однако следует учитывать, что дети обладают меньшей волей, жизненным опытом, чем взрослые, и за них приходится решать многие вопросы. Дети не должны ощущать даже малейшей неполноценности. Необходимо вселить в них уверенность в том, что они ничем не отличаются от сверстников и могут прожить жизнь так же; как и их товарищи. Кстати, опыт детских онкологов учит тому, что правильная ориентация ребенка и подростка позволяет ему не обращать внимание на некоторые анатомические и физиологические утраты.
Ни в коем случае нельзя выделять больного ребенка в семье, где имеются другие дети, внимание семьи должно быть равным для всех: больных и здоровых. В этом состоит искусство воспитателя, родителя и врача.
Выписывая ребенка из стационара, врач должен провести беседу с родителями, а лучше и с педагогами школы или детского сада, чтобы при наличии определенных дефектов, вызванных болезнью и лечением (ампутация, энуклеация, алопеция и т. д.), педагоги нашли наиболее разумную манеру поведения и обращения со школьником или ребенком младшего возраста. «Незаметность» этого отношения и есть наиболее заметная помощь ребенку. Поведением окружающих должна руководить не жалость, а разумная поддержка. В процессе лечения дети должны периодически прерывать учебу, посещение детского сада, отрываться от семьи и дома. В таких случаях необходимо обеспечить преподавание на дому или в больнице, это дает им дополнительные силы в борьбе за жизнь. Но и в больничном коллективе при помощи воспитателей, педагогов, психологов и, в первую очередь, врачей и медицинских сестер необходимо создать такую обстановку, чтобы ребенок как можно меньше ощущал свою оторванность от семьи, школы, товарищей.
Следует указать на важность так называемой косметической реабилитации. Многие дети, получающие лучевое и лекарственное лечение, лысеют. Обычно это очень переживается детьми, особенно девочками. Необходимо убедить ребенка в том, что это явление временное (еще лучше привести в пример детей, у которых волосы восстановились). Во многих случаях депрессию, которая нередко возникает у облысевших девочек старшего возраста, можно устранить временным использованием париков.
Дети весьма болезненно (иногда сильнее, чем взрослые, вплоть до явлений дисморфизма) относятся ко всем дефектам на лице, возникающим после различных операций по поводу опухолей, расположенных в области головы и шеи (резекция челюсти, энуклеация). В таких случаях необходимо как можно раньше провести протезирование, современные методы которого позволяют получить хорошие косметические результаты. При операциях на лице необходимо использовать материалы и швы, наиболее удовлетворяющие в косметическом отношении.
Как видим, психическая реабилитация тесно смыкается не только с деонтологией, но и с физической реабилитацией. Необходимо учитывать, что детский онколог имеет дело с растущим организмом, поэтому, по возможности, следует -выбирать методы операций и оперативных доступов, учитывающие это обстоятельство.
Именно потому, что детская онкология имеет дело с растущим и развивающимся организмом, в котором постоянно меняются соотношения и пропорции частей тела, реабилитация детей протекает сложнее, чем взрослых. Так, операция замещения удаленной кости эндопротезом у детей до 10 лет затруднительна, так как интенсивный рост здоровой конечности приводит к значительной разнице в их длине, выраженному уродству и невозможности пользоваться эндопротезированной конечностью. Правда, сейчас разработан специальный эндопротез, раздвигающийся по мере необходимости, но он еще недостаточно совершенен, поэтому эндопротезирование у детей до 10 лет пока не рекомендуется. Лучше всего проводить его, когда заканчивается интенсивный рост.
Сложность протезирования детей усугубляется тем, что протезы приходится менять несколько раз по мере роста пациента, но оставлять детей без протеза нельзя, так как он необходим не только для физической реабилитации, но, в значительной мере, для психической. При этом хорошо выполненное протезирование служит благоприятным психологическим фактором и для окружающих детей. Они видят, что у товарища по палате имеется протез, которым он легко и с успехом пользуется, и с меньшей боязнью идут на подобную операцию. Необходимо всегда помнить, что наиболее убедительным для ребенка является наглядный пример.
В системе реабилитационных мероприятий важной составной частью является лечебная физкультура, которая применяется не только в случае утраты детьми конечности, но и для всех пациентов, лечившихся по поводу злокачественной опухоли. В специализированных клиниках детской онкологии (да и не только в них) для этого должны быть созданы все условия. Занятия лечебной физкультурой, улучшая общее состояние гребенка, предупреждают развитие многих осложнений болезни и лечения и исправляют последствия различных видов терапии (сколиоз, деформация грудной клетки и т. д.). Дозированная лечебная физкультура должна проводиться еще до начала интенсивного лечения, в послеоперационном периоде (дыхательные упражнения, иногда массаж и другие процедуры) и являться обязательным мероприятием в течение длительного времени.
Выздоровевшие дети, достигшие репродуктивного возраста, ставят перед врачом вопросы о возможности иметь в будущем ребенка. В задачу реабилитации входит и эта проблема. Для профилактики лучевой кастрации необходима не только рациональная методика облучения, но и хирургическая защита яичников (с этой целью яичники оперативным путем перемещаются и метятся танталовыми скрепками), что позволяет провести щадящее лучевое лечение.
Излеченные дети способны в дальнейшем не только к половой жизни, но и к рождению нормального потомства.
Реабилитация в детской онкологии приобретает все большее значение в связи с увеличивающимся числом выздоровевших детей.
ЧАСТЬ II. ЧАСТНАЯ ОНКОЛОГИЯ
ГЛАВА VII. ЛЕЙКОЗЫ У ДЕТЕЙ
Острый лейкоз у детей — это системное злокачественное заболевание кроветворной ткани, морфологическим субстратом которого являются незрелые бластные клетки, поражающие костный мозг.
К середине 70-х годов были получены исчерпывающие доказательства клоновой природы лейкозной инфильтрации при острых лейкозах и миелопролиферативных заболеваний у человека. К такого рода доказательствам относятся прежде всего генетические исследования, обнаружившие одни и те же хромосомные аберрации в кариотипе подавляющего большинства клеток лейкозной опухоли при острых лейкозах. Это свидетельствует о том, что в момент исследования ( в клинически выраженной стадии болезни) большинство клеток лейкозной опухоли являются потомками одной генетически измененной клетки-предшественника, являющейся родоначальницей данного клона (Е. Б. Владимирская, 1985).
Исходя из современных представлений о кроветворении, острые лейкозы делятся на лейкозы лимфоидного и миелоидного происхождения. Среди острых лейкозов у детей отмечается резкое преобладание случаев острого лимфоидного лейкоза, частота которого, по данным различных авторов, составляет 75—85%. В связи с этим, основное внимание детской лейкозологии уделяется острому лимфобластному лейкозу.
Установлено, что пик заболевания приходится на возраст от 2 до 5 лет с постепенным уменьшением числа заболевших в возрасте 7 лет и старше. Менее заметный рост числа заболевших приходится на возраст 10—13 лет. Мальчики болеют острым лейкозом чаще, чем девочки. Эта закономерность особенно отчетливо прослеживается в возрастном периоде от 2 до 5 лет, когда формируется так называемый младенческий пик возрастной заболеваемости острым лейкозом. В возрасте 10—13 лет заболеваемость острым лейкозом имеет примерно одинаковый уровень.
Частота лейкозов у детей составляет 3,2—4,4 на 100 000. В целом эти цифры остаются стабильными на протяжении последних лет.
До настоящего времени этиология острого лейкоза окончательно не установлена. Современная концепция этиологии и патогенеза основана на предположении об этиологической роли различных эндо- и экзогенных факторов (онкогенные вирусы, неблагоприятные факторы внешней среды, ионизирующая радиация и т. д.), приводящих к мутации соматических или зародышевых клеток, относящихся к системе кроветворения.
Согласно кленовой теории, рост лейкозной популяции происходит из одной клетки, и скорость роста зависит от доли активно пролиферирующих клеток, их генерационного времени, числа клеток с ограниченной продолжительностью жизни, скорости потери клеток. Когда лейкемическая популяция достигает определенной массы, происходит торможение дифференцировки нормальных стволовых клеток и резко падает нормальная продукция. A. Mauer (1973), построив математическую модель пролиферации при остром лимфобластном лейкозе, с учетом этих условий, вычислил время, необходимое для наработки из одной патологической клетки лейкемического клона массой 1 кг (1012 клеток), т. е. для манифестации болезни, — 3,5 года. Это время хорошо согласуется с клиническими данными: пик заболеваемости острым лимфобластным лейкозом у детей приходится на возраст от 2 до 5 лет. «Взрыв» заболеваемости острым лейкозом у перенесших атомную бомбардировку жителей Хиросимы также произошел через этот же промежуток времени (Е. Б. Владимирская, 1985).
Клиническая практика показала, что острый лейкоз у детей неоднороден как по клиническим проявлениям, реакции на терапию, так и по прогнозу заболевания. Это послужило основанием к попыткам разделить острый лейкоз на более однородные по течению и прогнозу группы. Такое разделение было необходимо и для более четкого планирования и индивидуализации лечебной тактики с целью повышения ее эффективности.
В 1976 году была принята франко-американо-британская (FAB) классификация острых лейкозов на основании цитоморфологических и цитохимических исследований с выделением острых лимфоидных лейкозов 3-х типов: LI, L2, L3 и Ml (малодифференцированный миелобластный лейкоз), М2 (высокодифференцированный миелобластный лейкоз), МЗ (промиелоцитарный лейкоз), М4 (миеломонобластный лейкоз), М5 (монобластный лейкоз), Мб (эритромиелоз), М7 (мегакариоцитарный лейкоз), М8 (эозинофильный лейкоз). Отдельно выделяется недифференцированный острый лейкоз с типом клеток LO/MO.
Согласно этой классификации, острый лимфобластный лейкоз с клетками типа L1 чаще встречается у детей и имеет лучший прогноз. Лимфобластный лейкоз L2 встречается как у детей, так и у взрослых. У детей возможно сочетание вариантов, типа L1/L2; L2/L1. Лимфобластный лейкоз типа L3 встречается у детей довольно редко и по своему течению и клиническому оформлению напоминает лимфому Беркита.
Разработка гибридомной технологии с использованием спектра высокоспецифических моноклональных антител для идентификации дифференцировочных антигенов лимфоцитов позволила выявить значительное число генетически более однородных субвариантов острого лимфобластного лейкоза (ОЛЛ) у детей, при которых фенотип бластных клеток соответствует ранним стадиям онтогенеза лимфоидных клеток-предшественников. Выделяют такие субварианты как T1, T2, ТЗ, общий, la-подобный, пре-В, В, «нулевой». Было показано, что среди всей популяции ОЛЛ в 70—75% случаев встречается «нулевой» вариант заболевания, дающий 90% полных ремиссий. Этот вариант является «благоприятным» по своему течению и ответу на терапию. Большинство детей с данным вариантом имеет 5-летнее безрецидивное течение заболевания. В 20% случаев встречаются Т-ОЛЛ с достижением полных ремиссий в 80—85% случаев. Еще более редко встречается В-ОЛЛ (4—5% случаев), характеризующийся неблагоприятным прогнозом.
Прогноз острого лейкоза (помимо определяющего цитоиммунологического варианта) зависит и от других факторов, наличие или отсутствие которых в момент диагностики заболевания позволяет разделить больных с ОЛЛ на группы с прогностически благоприятными (стандартный риск) и неблагоприятными факторами (высокий риск).
К группе высокого риска относятся дети, заболевшие острым лейкозом в возрасте до 2-х лет и старше 10 лет, имеющие в момент установления диагноза увеличение периферических лимфатических узлов более 2 см в диаметре, увеличение размеров печени и селезенки — более 4 см, количество лейкоцитов более 20,0x109/л, количество тромбоцитов менее 100,0х109/л, инициальные проявления нейролейкоза. Наиболее значимыми неблагоприятными факторами прогноза являются инициальный бластный гиперлейкоцитоз (значительная опухолевая масса), нейролейкоз в дебюте заболевания, Т- и В-клеточные предварианты ОЛЛ и различные аномалии кариотипа лейкозных клеток.
Однако, по мере совершенствования протоколов лечения ОЛЛ, представление о значимости неблагоприятных факторов в отдаленном прогнозе заболевания несколько изменилось. В этом плане хотелось бы обратить внимание на высказывание известного американ