Глава i. особенности детской онкологии
История детской онкологии
Остеогенная саркома или опухоль Юинга, столь часто встречающаяся у детей и подростков, были, по-видимому, обнаружены при изучении останков древних египтян в Некрополе, расположенном вблизи Гизы, на берегу Нила, недалеко от Каира. Исследования показали, что опухоли были у людей, живших 5 000 лет назад (2715 г. до н. э.) . Но привлекать к себе внимание опухоли у детей стали лишь с конца XIX века, а начало истории детской онкологии следует считать с конца 40-х годов нашего столетия.
После Второй мировой войны, когда мир стал оправляться от болезней голода и разрухи, начали появляться многочисленные публикации о злокачественных опухолях у детей. Силы врачей были брошены на ликвидацию эпидемий, распространенных детских инфекций, которые уносили десятки тысяч жизней. В результате достигнуты большие успехи: почти ликвидирована смертность от полиомиелита, дифтерии, скарлатины, туберкулезного менингита и многих других детских болезней. В экономически развитых странах на передний план стали выходить заболевания, на которые раньше не обращали внимания. К 1975 году смертность от злокачественных опухолей детей от 1 года до 16 лет вышла на второе место. Эти данные привлекли пристальное внимание общества.
С 60-х годов начали организовываться детские онкологические отделения. Так, в США педиатрическая онкология стала создаваться как специальность сразу же после окончания Второй мировой войны. До этого в США дети с опухолями лечились у педиатров и терапевтов, при участии хирургов, радиологов и патологоанатомов. Уже в это время проводилось комбинированное лечение опухолей у детей. Первая попытка лучевого лечения опухоли у ребенка (и успешная) была осуществлена A. Friendlender в 1915 г. Внедрение лекарственного лечения имеет свою историю. Использование во время войны химического оружия, в частности, применение во время Первой мировой войны немецкой армией иприта, так же, как и во время Второй мировой войны, обратило на себя внимание ряда исследователей. Поражение ипритом вызвало большое число инфекций в связи с подавлением гемопоэза.
На аутопсии погибших солдат находили пораженную аплазию кроветворения. Сидней Фарбер, детский патологоанатом в Бостонском детском госпитале, используя эти факты (уже были проведены исследования на животных и взрослых людях), применил производные иприта при детском лейкозе. В 1948 году он с сотрудниками сообщил о быстрых ремиссиях при применении химиотерапии при лейкозе у детей, а затем и при других опухолях детского возраста. К 1954 году было показано успешное применение гормональных препаратов при различных новообразованиях у детей, а в устных сообщениях того времени Фарбер докладывал о применении актиномицина Д, который показал высокую активность при опухоли почки (нефробластоме).
В то же время в нашей стране была опубликована первая монография, посвященная злокачественным новообразованиям у детей: «Злокачественные опухоли почек у детей». Ее автором была К. А. Москачева, много сделавшая для становления детской онкологии в нашей стране.
20 января 1962 года было организовано первое в нашей стране детское онкологическое отделение на базе 1-й детской городской клинической больницы им. Морозова в Москве. Надо сказать, что в архиве этой больницы хранились истории болезни детей, которым еще в 1905 году Т. П. Краснобаев поставил диагноз остеогенной саркомы. Там же, в 1951 году был открыт первый в стране кабинет для лечения опухолей у детей.
В декабре 1966 года директор Ленинградского института онкологии им. Н. Н. Петрова А. И. Раков объявил о создании в составе института отделения детской онкологии. В 1968 году в Санкт-Петербурге при активном участии заведующего этим отделением Г. А. Федореева был проведен симпозиум по детской онкологии, посвященный вопросам онкологической помощи детям. Г. А. Федореев отдал много сил для организации онкологической помощи детям не только в Санкт-Петербурге, но и по всей стране. В то же время было открыто (1967 г.) отделение детской онкологии в Московской области.
В 80-х годах в США началось активное изучение различных опухолей у детей, разрабатывались программы комбинированного и комплексного лечения. Было создано несколько национальных программ, которые осуществлялись различными группами специалистов. Многие из них становились интернациональными. Такая группа под руководством D. D. Angio образовала Международный комитет по изучению нефробластомы. Официальное признание детской онкологии, а также программы обучения педиатров, онкологов и гематологов по этой специальности в США впервые состоялось лишь в 1987 году. В 1981 году было создано американское общество педиатрической гематологии и онкологии, а также «Американский журнал педиатрической онкологии».
В нашей стране в 1965 году была организована проблемная комиссия по детской онкологии при- Научном совете по злокачественным новообразованиям при АМН СССР (теперь РАМН). Проблемная комиссия осуществляла координацию исследований в области детской онкологии (сначала в СССР, затем в России).
В 1967 году небольшая группа педиатров, хирургов, патологоанатомов и других специалистов встретилась в педиатрическом отделении онкологического Института Gustav-Ruossy в Париже для организации педиатрического онкологического клуба. Два года спустя, в Мадриде клуб был преобразован в Международное общество онкологов-педиатров (SIOP). На первом этапе общество имело, большей частью, клиническую ориентацию, способствуя активному развитию клинического изучения и лечения таких опухолей, как медуллобластома, нефробластома, рабдомиосаркома. В последние годы в повестке ежегодных собраний SIOP рассматриваются фундаментальные научные исследования в области детской онкологии. Членами SIOP являются и отечественные онкологи. В 1976 году был создан Комитет по раку у детей при Международном противораковом союзе, в который вошел и представитель нашей страны (Л. А. Дурнов). В 1978 году создана проблемная комиссия по детской онкологии при СЭВ. Она стала изучать различные вопросы детской онкологии, волнующие детских онкологов стран Восточной Европы.
В эти же годы в нашей стране параллельно проводились такие же исследования. Было организовано 18 детских онкологических отделений в различных регионах бывшего Советского Союза. Ими руководили детские онкологи, воспитанные в созданном на базе детских отделений Онкологического научного центра РАМН в 1990 году Научно-исследовательском институте детской онкологии (НИИ ДО ОНЦ РАМН). После распада СССР в России осталось 9 детских онкологических отделений, которые объединены Комитетом по раку у детей при Всесоюзном (теперь Всероссийском) научном обществе онкологов, созданном в 1988 году.
В 1990 году впервые организован курс детской онкологии при Центральном институте усовершенствования врачей (ЦОЛИУв), а с 1993 года он преобразован в кафедру детской онкологии при Российской медицинской академии последипломного образования (бывший ЦОЛИУв). С 1993 года стал издаваться журнал «Детская онкология».
В 1996 году в мировой компьютерной сети «Интернет» создан «Клуб детских онкологов».
История детской онкологии только начинается — впереди длинный и нелегкий путь борьбы за детские жизни.