Особенности развития детей от 0 до 1,5 лет
В этом разделе мы постепенно разберем все этапы развития малыша. Первый период называется – младенчество. Оно включает в себя несколько возрастных периодов ребенка.
Новорожденность (0–2 месяца) как кризисный период
Появление на свет – важное событие в жизни каждого человека, некий рубеж, отделяющий один мир от другого. В постнатальный период происходит коренное изменение образа жизни ребенка, связанное с физическим отделением от материнского организма. Очень важно, чтобы ребенок, родившись, закричал. Благодаря крику у него расправляются легкие, которые запускают новую систему дыхания, кислород обогащает кровяную систему. Этот крик запускает работу головного мозга, а именно правое полушарие. Мы никогда не сможем изобразить крик новорожденного ребенка. Когда малыш кричит, работает только правое полушарие, а мы, пытаясь повторить такой крик, обязательно будем включать и работу левого полушария. Поэтому новорожденность с физиологической точки зрения – это переходный период, когда происходит приспособление к внеутробному образу жизни, становление собственных систем жизнеобеспечения организма.
Некоторые психологи придают особое значение раннему контакту мамы с ребенком сразу после рождения. Утверждается, что в первые полтора часа после появления на свет существует критический период, когда «запускается» врожденный механизм формирования привязанности у ребенка и по отношению к ребенку.
Характерные особенности периода новорожденности: малое различение сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность. Большую часть времени новорожденный погружен в себя и просыпается из‑за дискомфорта, вызванного ощущением голода, жажды, холода и др. У ребенка первых двух недель жизни единственным выражением эмоций является реакция неудовольствия на дискомфорт или насильственное пробуждение. Сигналы неудовольствия, издаваемые ребенком, привлекают внимание ухаживающих взрослых, которые и помогают ребенку избавиться от неприятных ощущений. Положительные эмоциональные реакции в ранний период новорожденности отметить не удается, поскольку удовлетворение потребностей приводит к успокоению и засыпанию ребенка.
Это очень важный момент, что человек рождается с возможностью продемонстрировать отрицательные эмоции, а положительные появляются позже. Явление это в значительной мере обусловлено химическими реакциями. Когда на человека обрушивается страх, неприятности, отвержение, в организме вырабатывается большое количество кортизола – гормона, который блокирует мыслящую часть мозга и активизирует типы поведения, направленные на самозащиту и выживание. Так и ребенок становится более чувствительным и остро реагирует на раздражители, а также на негативно окрашенную речь взрослого. Подобный эффект у взрослых затягивается на 26 часов, и неприятный разговор глубоко впечатывается в память, а потому оказывает существенное влияние на наше поведение в будущем. Кортизол – словно таблетка с пролонгированным действием: чем сильнее мы переживаем, тем длительнее будет эффект.
Позитивный настрой и добрый разговор тоже вызывают химическую реакцию, при которой вырабатывается окситоцин, гормон хорошего самочувствия, который повышает в человеке способность общаться и доверять людям. Активизируются связи в коре лобных долей головного мозга. Но период метаболизма у окситоцина значительно короче, чем у кортизола, а потому и эффект не столь силен и не столь продолжителен.
Если вы хотите чтобы ваш ребенок гармонично развивался, чтобы его головной мозг был нацелен на развитие, а не только на самосохранение, беседуйте с малышом спокойно и позитивно. Это явление называется «химией разговора», поэтому нужно очень внимательно следить за ходом общения с ребенком. Те формы коммуникации, при которых повышается уровень кортизола, ведут к снижению «интеллектуального уровня общения», и напротив, те формы поведения, которые способствуют выделению окситоцина, повышают уровень интеллекта.
Врачи рекомендуют кормить новорожденного через 3 или 3,5 часа – получается 6 или 7 раз в сутки, желателен ночной перерыв – 5–6 часов. Если ребенок проспит кормление на 20–40 минут, а в следующий раз, напротив, потребует питания на 20–30 минут раньше, вполне можно пойти ему навстречу.
Какими же способностями обладает новорожденный? Прежде всего, это определенный набор безусловных рефлексов, облегчающих приспособление к новым условиям жизни. Некоторые врожденные рефлексы остаются у ребенка на всю жизнь, а некоторые со временем исчезают. Именно по тому, как у малыша проявляеются эти рефлексы, мы можем судить об устойчивости его нервной системы.
Родители, проверьте развитие своего ребенка по приведенным ниже показателям.
В первый месяц жизни ребенка основными рефлексами являются:
1. Хватательный. Если вы коснетесь раскрытой ладошки ребенка, он рефлекторно хватает и удерживает ваш палец.
2. Сосательный. Этот рефлекс тесно связан с инстинктом питания. Если вы проведете возле рта ребенка пальцем или соской, у малыша можно будет увидеть сосательные движения губ.
3. Рефлекс Бабкина . Если надавить ребенку на ладонь в месте возвышения большого пальца, то он в ответ открывает рот и сгибает голову. Этот рефлекс должен исчезнуть к 4–5 месяцам.
4. Поисковый. Если вы коснетесь щеки ребенка, он повернет голову в сторону прикосновения.
5. Рефлекс Мора . На внезапный или громкий звук малыш реагирует разведением и сведением ручек и ножек.
6. Рефлекс Бабинского . Если провести по внешней стороне стопы от пятки к мизинцу, то у ребенка растопыриваются пальчики. Физиологический рефлекс Бабинского сопровождается сгибанием ноги в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах.
7. Плавательный рефлекс . Если положить малыша на живот, он совершает плавательные движения.
8. Рефлекс опоры . Если малыша взять под мышки и поставить на ровную твердую поверхность, он разгибает ножки и полной стопой упирается в эту поверхность, как бы стоит.
9. Рефлекс ползания Бауэра. Если ребенка уложить на живот и надавить на подошвы ног, он рефлекторно выполняет движения ползания.
10. Рефлекс ходьбы. Если ребенка держать под руки так, чтобы он касался ножками поверхности, он совершает движения, имитирующие ходьбу.
ВАЖНО! Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости центральной нервной системы новорожденного, однако на протяжении первого года жизни большинство из них угасает. При этом существует четкая связь между созреванием мозга и исчезновением большинства из этих простейших рефлексов. Причина в том, что многие из них контролируются подкорковыми структурами, в первую очередь средним мозгом, который развивается у плода с большим опережением. Простейшие рефлексы постепенно уступают место более сложным рефлекторным реакциям и условно‑рефлекторным поведенческим комплексам, в обеспечении которых решающую роль играет кора головного мозга. Как ваш ребенок развивается – гармонично или нет – можно понять, отслеживая перечисленные выше рефлексы. Если вы видите некоторый сбой, обратитесь именно с этой жалобой ко врачу.
Следующий этап развития ребенка проявляется на второй неделе – появляется слуховое сосредоточение. Так плачущий ребенок умолкает при сильном звуковом раздражителе (например, звонок) и прислушивается. К концу первого месяца жизни, а у отдельных детей и раньше, появляется возможность кратковременной фиксации взгляда на блестящем предмете.
С первых минут жизни ребенок предпочитает живые человеческие лица, а не другие зрительные изображения. Врожденные схемы взаимодействия внешне проявляются в направленности взгляда на объект, в закрывании глаз и отворачивании головы как сигналах прекращения общения. Учитывая эти механизмы развития ребенка, очень важно выполнять с ним глазодвигательные упражнения из методики «Буквограмма».
Постепенно ребенок улавливает коммуникативные послания взрослого, на 3–4‑й неделе у ребенка в состоянии спокойного бодрствования можно наблюдать так называемое ротовое внимание в ответ на обращенный к нему ласковый голос и улыбку взрослого – ребенок замирает, губы слегка вытягиваются вперед, происходит зрительный контакт. В возрасте 4–5 недель вслед за этим возникает попытка улыбнуться и наконец настоящая, так называемая социальная улыбка, или улыбка общения. Выразительная улыбка умиляет родителей, действует на взрослых воодушевляюще и приводит к ответному эмоциональному вознаграждению малыша.
Малышей в возрасте от 0 до 1,5 месяцев рекомендуется пеленать, до того момента, пока ребенок не вытянет сам ручки. Но если ваш ребенок с возбудимой нервной системой, то периодически для отдыха его можно пеленать.
Важно не забывать давать воду с самого рождения: это не только помогает поддерживать водный баланс, но и благотворно влияет на незрелую нервную систему.
Кормить ребенка желательно по времени, таким образом мы «навяжем ритм подкорке», а это в свою очередь также будет способствовать укреплению нервной системы.
Показатели развития ребенка в 2 месяца:
• за 2‑й месяц ребенок должен набрать одну четвертую своей массы на момент конца 1‑го месяца, то есть 800 граммов (плюс‑минус 100–200 граммов). За этот период рост младенца увеличится на одну десятую, то есть на 3–4 сантиметра;
• бодрствует в дневное время 15–20 минут в час;
• питается грудным молоком или смесью по требованию (желательно кормить по времени);
• лучше контролирует свое тело, движения становятся не такими резкими;
• все тянет в рот, особенно часто во рту оказываются ручки малыша;
• может длительное время задерживать взгляд на движущемся и неподвижном предмете;
• выделяет отдельные предметы, приятные и неприятные для него;
• может притрагиваться к интересующим его предметам;
• улыбается в ответ на обращенную к нему речь, в это же время может оживленно двигать ножками и ручками, появляются первые спонтанные вокализации;
• прислушивается к звукам, поворачивает голову в направлении звука;
• на разные звуки реагирует по‑разному: плачем, бурными движениями, морщит лобик;
• произносит отдельные звуки, похожие на пение, по произносимым звукам уже можно различить, чего хочет ребенок (он голоден или ему не комфортно и т. д.);
• удерживает головку в положении лежа на животе и в вертикальном положении;
• любит, когда его берут на руки и когда рядом кто‑то есть.
К 2 месяцам ребенок должен быть осмотрен педиатром, окулистом, невропатологом и ортопедом. На приеме ребенка взвешивают, измеряют рост, окружность головы и груди.
Показатели развития ребенка в 3 месяца :
• за 3‑й месяц жизни карапуз наберет приблизительно 800 граммов массы, его рост увеличится приблизительно на 3 сантиметра;
• минутный объем дыхания у 3‑месячного малыша в два раза больше, чем таковой у новорожденного;
• спит 15 часов в сутки, днем малыш спит 3 раза;
• питается по требованию (желательно приучать к питьевому и пищевому режиму, прикорм пока не требуется);
• добавлять к грудному молоку витамин D, предупреждающий появление рахита у малыша (витамина D недостаточно в материнском молоке, поэтому рекомендуется в качестве ежедневной добавки в рацион крохи);
• следит взглядом за яркой игрушкой, если водить ею на расстоянии 2 метров перед ребенком;
• дольше бодрствует, если с ним играют;
• лежа на животе, удерживает голову на протяжении примерно 30 секунд;
• может подтянуться на локтях и несколько секунд удерживать плечи и голову;
• любит играть своими ручками, они уже не сжаты в кулачки, как раньше, а более расслаблены;
• с помощью рук изучает свое лицо, глазки, рот;
• движения становятся более контролируемыми;
• лежа на животе, поворачивает голову в сторону звука погремушки;
• начинает различать членов семьи;
• копирует мимику взрослого, который склонился над ребенком;
• среди других звуков выделяет речь;
• много улыбается;
• отвечает на звуки гулением;
• радуется, когда с ним играют, корчат рожицы, и огорчается, если его оставляют одного;
• ищет глазами источник звука, при этом поворачивая голову.
Сейчас рекомендуется формировать у ребенка связь между взглядом вниз и присаживанием (слегка подтягивать его за ручки нужно уже в 3 месяца, если малыш не научится смотреть на ноги, то в дальнейшем правильная координация движений в положении сидя будет формироваться дольше).
Показатели развития ребенка в 4 месяца:
• днем спит 3 раза и может спать ночью на протяжении 10–11 часов (некоторые детки ночью несколько раз просыпаются, чтобы покушать);
• кушает не меньше 6 раз в сутки;
• хорошо держит голову, крутит ею, лежа на спине поднимает ее, чтобы рассмотреть свои ножки;
• может следить глазами за движениями игрушки из стороны в сторону;
• хватает игрушки и тянет их в рот;
• хорошо удерживает погремушку в руке, ощупывает ее, рассматривает;
• высоко поднимает ноги, тянется к ним, пытаясь достать колени или пальчики;
• хорошо узнает мать, радуется ее появлению, громко гулит;
• любит «разговаривать» со всеми, кто захочет с ним поговорить;
• лежа на животе может удерживать голову и плечи, опираясь при этом на руки;
• видит на расстоянии около 3,5 метров, хорошо фокусирует взгляд, следит за движущимся предметом, пытается дотянуться до него ручкой;
• может бодрствовать на протяжении 1–2 часов (если ребенок самостоятельно может заниматься меньшее количество времени, это говорит о его экстравертированности);
• начинает переворачиваться со спины на живот и наоборот;
• проявляет двигательное оживление, если видит, что его хотят взять на руки;
• различает вкусы;
• подражает разным интонациям, произносит новые звуки;
• могут начать резаться зубки;
• пушок на голове меняется на постоянные волосы.
Визиты к педиатру и другим специалистам‑медикам в этом возрасте обязательны. Во‑первых, потому, что на этом жизненном этапе маленькому человеку предстоит серьезная вакцинация – комплекс прививок. Во‑вторых, не исключена вероятность диатеза, рахита или колик. Если малыш дает вам понять, что его беспокоит какой‑либо недуг, обязательно обратитесь к специалисту.
В этом возрасте по плачу можно уже определить состояние ребенка.
Голодный плачобычно громче всех остальных. Зачастую начинается с небольших всхлипываний и резко набирает обороты, становясь пронзительным. Такой плач обозначает, что карапуз созрел для кормления.
Сонливый плач, как правило, сопровождается потиранием ручками глаз, кручением головой. Родителям следует помочь маленькому заснуть, укачивая и соблюдая тишину.
Болевой плачначинается внезапно, часто на очень высокой ноте. У детей в этом возрасте чаще всего болят живот или уши.
Плач при повышенном внутричерепном давлении, как правило, начинается вечером в одно и то же время, на одной ноте. Самый простой способ успокоить кричащего карапуза – это дать ему соску. Иногда можно распеленать кроху, пусть пососет собственный палец.
Показатели развития ребенка в 5 месяцев:
• активен, любознателен, проявляет большой интерес к окружающим его предметам и людям;
• переворачивается со спинки на бок, затем на животик;
• любит играть со своими ножками, подтягивая их ко рту, может засунуть пальцы ног в рот;
• с легкостью стягивает носочки с ножек;
• лежа на животе и опираясь на ручки, поднимает грудь, подтягивает к себе игрушки;
• хватает погремушку сразу двумя руками, трясет ее;
• крепко удерживает погремушку, иногда ее трудно отобрать;
• перекладывает игрушку из одной руки в другую;
• лежа на животе, опирается на ладони выпрямленных рук;
• узнает родных, при виде чужого человека может нахмуриться или даже заплакать;
• гулит, старается подражать разговору старших, громко смеется, нараспев произносит разнообразные гласные звуки, в основном «а» и «о», а также звуки «д», «б», «м», «л»;
• пробует имитировать некоторые простые движения, например хлопать в ладоши; в этом возрасте можно начинать играть с малышом в «Сороку‑ворону», «Ладушки»;
• любит рассматривать яркие картинки, слушать стихи, сказки, потешки;
• рассматривает движущиеся и неподвижные предметы, когда его носят на руках (полностью зрительная кора формируется к 4‑му году жизни);
• пытается садиться, но это у него еще не очень получается;
• хорошо удерживает голову и держит ее прямо;
• ходит по твердой поверхности, если взять его под мышки.
В этот период вы можете наблюдать у малыша повышенное слюноотделение. Слюнные железы работают настолько активно, что ребенок не успевает глотать слюну. У некоторых деток могут начинать резаться первые зубки.
В 5 месяцев ребенок все больше времени проводит в вертикальном положении. Когда вы носите его на руках или полулежа, его взору открываются все новые и новые объекты.
Больше разговаривайте с ребенком, не сюсюкайте, но и как со взрослым разговаривать не стоит. Ребенок понимает мелодику речи, тональность, паузы, поэтому старайтесь говорить четко, спокойно, небыстро. Пусть вам кажется, что он ничего не понимает, но в это время он учится. Он слушает, как звучит ваша речь, ловит интонацию, учится понимать, как к нему относится говорящий. Все это очень важно для дальнейшего развития малыша.
Показатели развития ребенка в 6 месяцев:
• самостоятельно поворачивается с одного бока на другой;
• самостоятельно садится, сидит с ровной спинкой без поддержки взрослых;
• делает попытки ползать (если этого не происходит, помогайте ребенку, подставляя ладонь под пяточки, когда он лежит на животе);
• ребенок без помощи делает повороты в горизонтальной плоскости во все стороны, практически на 360°;
• уверенно стоит на ровной поверхности при поддержке под мышки;
• самостоятельно берет предметы из любого положения, трясет ими, стучит, сжимает;
• способен 1–3 минуты заниматься одним предметом (если не может, это говорит о его экставертированности);
• выражает недовольство, если у него отбирают игрушку, которой он играл уже несколько минут;
• ищет потерявшийся предмет, поворачиваясь из стороны в сторону;
• хорошо различает вкус, что‑то ему нравится больше, что‑то меньше;
• хорошо снимает с ложки пищу губами, ест полужидкую и густую еду, пьет из чашки, которую держит взрослый (обязательно приучайте в этом возрасте ребенка к чашке, ложке, это укрепит его артикуляционный аппарат);
• активный, «поет», любит музыку, прислушивается к ней, затихает;
• на свое имя реагирует оживлением;
• настораживается в присутствии незнакомых людей;
• любит наблюдать за двигающимися объектами;
• требует к себе много внимания, не отпускает от себя маму надолго;
• начинает лепетать; теперь вы можете услышать: «вау‑вау‑вау» или «бу‑а‑а», «бу‑бу‑б», «ва‑ва‑ва», «м‑м‑ма», этот этап речевого развития очень важен, потому что малыш начинает овладевать звуками (фонемами) родного языка, их артикуляцией (если этого нет, как можно чаще гулите с ребенком);
• некоторые дети 4–6 месяцев начинают днем меньше спать, родители, видя это, уменьшают количество дневных снов, не учитывая, что для ребенка крайне важна периодичность дневного сна даже при его сокращении (дневной сон – трехразовый, по 1,5–2 часа, продолжительность ночного сна – 10 часов).
Вам следует показать ребенка к специалисту, если:
1. Ребенок безразличен к кормлению, игре и общению.
2. У ребенка подергиваются ручки или лицо.
3. У ребенка наблюдается постоянное нарушение сна.
В 6 месяцев самое время вводить в рацион малыша новые продукты. Перед тем как вводить прикорм, убедитесь, что ваш ребенок абсолютно здоров. Не стоит знакомить малыша с едой, если у него поднялась температура или ему нездоровится.
Не рекомендуется также вводить прикорм до и после профилактических прививок. Подождите 7–10 дней, так как после введения новой пищи родителям необходимо наблюдать за поведением и реакцией малыша, которая после прививки может измениться. Заведите себе специальный пищевой дневник и записывайте туда, какие продукты, когда и в каком количестве вводили в рацион, какая была реакция.
Обязательное условие правильного и полезного прикорма – начинайте вводить новую пищу с одного вида продукта (монопродукта), постепенно добавляя новые. Начинайте с одной чайной ложечки, постепенно увеличивая объем. Не нужно доводить объем до определенного количества. Это ошибка многих мам, которая ведет к перекорму ребенка и последующему отказу от еды. Не стремитесь кардинально разнообразить питание вашего чада. Для начала достаточно 2–3 наименований нового продукта, которые нужно вводить постепенно (один в неделю).
Показатели развития ребенка в 7 месяцев:
• много «говорит», повторяя одни и те же слоги, типа «ба‑ба‑ба» или «ма‑ма‑ма», любит имитировать звуки (подкрепляйте это чтением книг с повторами, например, «Колобок», потешками);
• может подтягиваться и вставать в кроватке, держась за поручни;
• свободно сидит прямо или опираясь на опору;
• хорошо ползает, пока еще на животе;
• часто меняет позы во время кормления, так что приходится к нему приспосабливаться;
• уже может вас покусывать во время кормления, так как у многих детей в этот период уже есть первые зубы;
• любит стучать одним предметом по другому, любит играть игрушками, издающими звуки;
• знает, что, если нажать на резиновую собачку, – она запищит или, если потрясти погремушкой, – она загремит (зная некоторые особенности предметов, малыш пользуется этими знаниями);
• начинает анализировать собственные действия;
• знает, что значит слово «нет»;
• изучает предметы, пробуя их на вкус: облизывает, грызет, сосет, таким образом у ребенка происходит накопление личного опыта;
• тянется к желаемому предмету, а добравшись – радуется;
• узнает свое имя и реагирует на него;
• находит взглядом предметы, о которых вы спрашиваете, может показать, где у него носик, глазки, ротик и т. д.
В этом возрасте уже можно дать крохе крупные цветные кубики, шары, первые коробочки‑вкладыши или первые большие рамочки. Начинайте воспитывать ребенка.
Он уже понимает значение слов «можно» и «нельзя», так что сейчас самое время устанавливать правила и учить малыша их придерживаться.
В 7 месяцев обычно режутся зубки. Этот период может сопровождаться бессонными ночами, капризами, плохим аппетитом. Наберитесь терпения, купите ребенку прорезыватель, пусть чешет о него десны. Если у малыша прорезался хотя бы один зуб, ни в коем случае не давайте ему бублики, морковку и прочее, как любят делать некоторые родители. Малыш может отгрызть маленький кусочек и подавиться.
Развивайте речь малыша. Читайте ему книжки, стишки, потешки. Рассказывайте обо всем, что происходит вокруг, комментируйте все действия. Малыш уже ест взрослую пищу. У него есть любимые и нелюбимые блюда. Не забывайте, что он должен не только насыщаться, но и получать удовольствие от еды. Не заставляйте ребенка, если он не хочет есть.
Показатели развития ребенка в 8 месяцев:
• различает все больше предметов, его интересует все, что находится вокруг;
• часто отвлекается от своего занятия, но учится к нему возвращаться;
• любыми доступными способами учится преодолевать препятствия, которые перед ним возникают;
• сам встает и ходит, держась за опору, садится, ложится, встает;
• подтягивается в стоячее положение из сидячего;
• может активно ползать, иногда очень даже быстро;
• любит играть в «ладушки», «сороку‑ворону», «ку‑ку», любит потешки, где нужно что‑то простенькое делать;
• при игре в прятки с интересом смотрит в том направлении, где должно появиться лицо взрослого, а когда оно появляется – радуется;
• хорошо манипулирует предметами: закрывает/открывает крышку, вставляет предметы в нужные отверстия (вкладыши Монтессори), нанизывает крупные предметы;
• подбирает с поверхности маленький предмет большим и указательным пальцами (развивайте мелкую моторику ребенка, массируйте пальчики);
• хватает вторую погремушку, не теряя при этом первую;
• понимает некоторые простые просьбы: например, «дай», «на» и т. д.;
• много «говорит» (лепечет);
• громко повторяет слоги и серии слогов (ай, хэ, аля, адять, бидеде, адеде, баба), соотнесения слогов с понятием еще нет;
• по просьбе взрослых машет рукой на прощание;
• понимает слово «нельзя» (но не всегда повинуется);
• четко делит людей на своих и чужих, а предметы – на свои и чужие;
• узнает близких людей на фотографии;
• тяжело переносит разлуку с матерью, боится оставаться один (в этом возрасте ребенок настороженно относится к чужим людям, особенно если остается с ними наедине);
• пугается громких и резких звуков;
• переходит на измельченную пищу;
• может откусывать мягкую пищу.
В это время у ребенка интенсивно формируются и развиваются зоны коры головного мозга: речевая, двигательная, общая моторика и моторика пальцев и т. д. Начинает проявляться ведущая рука. Он подражает взрослым и пытается делать так же: есть из ложки, пить из чашки, спать на подушке. Таким образом он приобщается к социальной культуре.
Показатели развития ребенка в 9 месяцев :
• начинает понимать взаимосвязь между предметами: ставить меньший предмет в больший, строить башню из 2 кубиков;
• может какое‑то время находиться в комнате один, но ему время от времени нужно убеждаться в том, что вы где‑то рядом;
• может говорить отдельные слоги, которые в его понимании обозначают определенные слова, появляются первые слова (особенность этих слов в том, что они носят характер указательных жестов; эта речь специфическая по своей структуре, состоящая из обрывков слов; в этот период становится понятно, начнет он вскоре говорить или этот процесс затянется еще до 1,5 или даже 2 лет);
• копирует действия другого ребенка;
• может играть несколькими предметами одновременно;
• маленькие предметы берет пальцами, а большие – двумя руками;
• карабкается на диван или стул;
• подолгу стоит или ходит, держась за стул или другую опору;
• когда ползает, может разворачиваться;
• изучает содержимое ящиков;
• ищет глазами запрашиваемый вами предмет;
• показывает на картинках известных ему животных;
• понимает слова «сиди», «иди», «лежи» и т. д.
В этом возрасте ребенок начинает исследовать все, что его окружает. Может «залазить» во все ящики и тумбочки. Пищевой рацион остается в основном прежним. Если в 9 месяцев у малыша нет диатеза, можно раз‑два в неделю заменять мясо нежирной рыбой, например треской. Овощи уже не протирайте, а разминайте вилкой. Важно активизировать жевательный процесс, что укрепит артикуляционный аппарат.
Обратите внимание: если ребенок активнее работает левой рукой, то необходимо дополнительно массажировать правую руку, так как речевой центр, находящийся в левом полушарии головного мозга, связан с активностью правой руки.
Показатели развития ребенка в 10 месяцев:
• ползает по квартире на четвереньках (если ребенок не ползает, необходимо активно использовать двигательные упражнения из «Буквограммы»);
• любит копировать чужие движения;
• смеется над словами и фразами, которые кажутся ему смешными;
• любит играть мелкими предметами больше, чем крупными, только нужно следить, чтобы эти предметы не попали в рот, нос или уши;
• манипулирует предметами (катает машинку, мячик, толкает неваляшку), но количество движений, которые он совершает, напрямую зависит от вас и тех движений, которые вы показывали малышу;
• проявляет интерес к другим детям, самое время водить малыша на детскую площадку и знакомить его с другими детьми;
• проявляет интерес к «внутренностям» игрушек, ломает их с целью посмотреть, что там внутри;
• использует одни предметы, чтобы воздействовать на другие, например толкает палочкой мячик или придвигает к себе лопаткой формочку;
• выделяет какой‑то один любимый вид деятельности: рисует, лепит, пересыпает песочек из одной формочки в другую, переливает водичку;
• охотно выполняет различные несложные поручения;
• знает, для чего предназначены предметы (трясет колокольчик, потому что знает, что он должен зазвенеть, или нажимает на кнопочку на игрушке, потому что она издает определенные звуки);
• умеет пользоваться ложкой и чашкой, знает, для чего они предназначены (важно обучать этим навыкам ребенка);
• умеет играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;
• может выражать свои желания другим способом, кроме плача;
• произносит еще одно слово, кроме «мама» или «папа», – «дай».
Играйте с ребенком в игры на развитие мелкой моторики рук:
• рисование пальчиками на рассыпанной крупе;
• рисование пальчиковыми красками;
• нанизывание предметов на палочку или на веревочку;
• выкладывание фигур из палочек или спичек;
• отщипывание мелких кусочков бумаги, теста и др.
Пришло время позаботиться о приобретении обуви для малыша. Детская обувь не должна быть на 2–3 размера больше ноги ребенка, но и не должна быть малышу «впритык». Идеальным вариантом будет расстояние в 1–1,5 сантиметра от пальчиков ребенка до носка ботинка. Нельзя покупать ребенку обувь (даже летние сандалии) с открытым задником или вовсе без него. Каблук не должен иметь выступающих частей сзади и по бокам. Каблук у детской обуви должен быть обязательно, но он должен быть прямым. У первых башмачков каблук не должен быть выше 5 миллиметров. По мере роста ребенка и каблук будет выше. От того, правильно ли подобрана обувь, будет зависеть правильное развитие стопы, походка и состояние позвоночника, а это напрямую связано с нормальным кровообращением и питанием головного мозга.
Режим питания ребенка в 10 месяцев остается пятиразовым. Кормления производятся через каждые 4 часа. Не забывайте про питьевой режим.
Показатели развития ребенка в 11 месяцев :
• пытается копировать голоса птиц и животных;
• понимает многое из того, что говорят вокруг;
• много «говорит» на своем языке, меняя интонацию в зависимости от настроения;
• хоть и чувствует себя более самостоятельным, но при появлении чужого человека замолкает, настораживается и может не отходить от матери, пока этот посторонний не уйдет;
• расстраивается, если мама или папа куда‑то уходят;
• уверенно ходит, держась за руку;
• ближе к 12 месяцам может самостоятельно пройти от одной опоры к другой;
• выполняет такие простые просьбы, как «дай», «принеси», «возьми», «положи»;
• машет головой из стороны в сторону в знак отрицания и вверх‑вниз – в знак согласия;
• играет кубиками, ставит один на другой, затем обычно их валит, но со временем малышу все интереснее будет наблюдать, как его башня становится все выше и выше;
• сам залезает на ступеньки и спускается с них на четвереньках или держась за руку взрослого;
• хорошо пьет из чашки и пытается пользоваться ложкой;
• очень чувствителен к похвале: если вы за что‑то похвалите ребенка, он с удовольствием будет делать это и дальше, совершенствуя свои навыки (готовя обед, вы можете предложить малышу складывать кусочки овощей в кастрюлю, он также с удовольствием поможет вам мыть посуду).
В этом возрасте у детей появляются первые обобщения в понимании речи. По просьбе взрослого ребенок дает любую куклу, любой мяч, машину. Находит 2–3 игрушки одного вида. По просьбе без показа выполняет разученные действия (поводи куклу, покачай, дай пить кукле). Выполняет любые 2–3 действия. Приучайте ребенка говорить «спасибо». Он еще говорить не умеет, но ему вполне под силу кивнуть в знак благодарности.
В 11 месяцев ребенок проявляет большой интерес к другим детям. На детской площадке он может выделить кого‑то одного, кто ему больше по душе. Может дергать, разбрасывать его игрушки и, отходя, играть в другом месте. В 11 месяцев ребенок предпочитает своим игрушкам предметы, принадлежащие взрослым. Например, пульт от телевизора или телефон, или клавиатуру от компьютера. Ему очень интересно, что это такое и как оно устроено. Для этого малыш пытается разобрать тот или иной предмет с целью посмотреть, что же там внутри. Это обычная детская любознательность, не стоит за нее наказывать ребенка. Просто объясните ему, что так делать нельзя, и убирайте эти вещи в недоступное для ребенка место.
Показатели развития ребенка в 12 месяцев:
• может начать ходить, в норме считается, что ребенок должен пойти до 1,5 лет;
• часто падает, так как еще не полностью контролирует свои движения и не всегда смотрит под ноги;
• двигательная активность ребенка сильно увеличивается, поэтому он уже не набирает вес так стремительно, как раньше.
• старается быть похожим на взрослых: он и веник принесет, и тряпочкой шкаф вытрет;
• предложите ему кушать самостоятельно. Дайте ему ложку или вилку в руку и пусть сам попробует;
• пассивный словарный запас ребенка все время растет, ребенок широко использует лепетную речь;
• приучайте малыша к чтению; вам больше подойдут книжки с твердыми страницами, которые малыш не сможет быстро порвать, а учить ребенка относиться бережно к книгам нужно как можно раньше. Читайте малышу сказки, стишки с разными интонациями. Не рекомендуется обучать малыша буквам, если у него устная речь еще не в полном объеме запущена.
Речь развивается так: сначала появляются существительные (предмет), затем глаголы (действие), а потом прилагательные (признак предмета).
Изучите внимательно таблицу по общему физическому развитию ребенка до года.
Общая таблица физического развития ребенка от 0 до 1 года
Напоминаю, что здесь приведены средние показатели.
Обращайте внимание на гендерные различия, ведь мальчики по сравнению с девочками формируются чуть позже.
Необходимо контролировать не только физическое, но и психическое развитие ребенка. Очень важно отмечать, как проходит формирование познавательных функций у малыша.