Многообразие индивидуальных подходов к переживаниям сцен первопричины
Варианты подходов к переживаниям сцен первопричины крайне многочисленны. Так, например, одна пациентка в начале курса терапии вела себя так, словно пыталась заново родиться на свет. На первом терапевтическом сеансе она сжалась в комок и начала попеременно напрягать и расслаблять мышцы, говоря, что чувствует порывы холодного воздуха, а затем вдруг закричала, как новорожденный младенец. Она не могла объяснить, что с ней происходило, сказав лишь, что это был некий подсознательный процесс. Конечно, не все пациенты могут углубиться в такое далекое прошлое. Другая пациентка, у которой были подавлены воспоминания первых десяти лет жизни, начала оживлять события, происходившие с ней в четырнадцать лет, и, постепенно спускаясь по возрастной лестнице, в итоге смогла восстановить в памяти ужасное событие, ставшее причиной ее расщепления в десятилетнем возрасте. После этого, однако, она продолжала оживлять все более ранние переживания сцен первопричины, пока не достигла трехлетнего возраста, в котором начала испытывать «естественную» неудовлетворенную потребность в родительской любви. Позднее она говорила, что эта сцена первопричины оказалась самой мучительной — поскольку, признавшись себе в этой физической неудовлетворенности, она осознала и всю многолетнюю боль, которую никто не мог успокоить. Во время оживления этой сцены первопричины не было произнесено ни слова, это было чисто внутреннее переживание, проявлявшееся в напряженных и судорожных телодвижениях, сжимании кулаков, стонах и скрипе зубов.
Пути восстановления сцен первопричины зависят от возраста, в котором произошло расщепление личности, и от глубины боли. Некоторые пациенты способны сразу восстановить основную сцену, ставшую причиной расщепления; но бывают случаи, когда для этого требуется несколько месяцев. Некоторые пациенты говорят, что не могут определить, какая сцена первопричины была главной; то есть, вероятно, многие сцены имеют равное значение для возникновения невроза. Если раскол произошел в раннем возрасте и боль была крайне мучительной, пациент может многократно возвращаться к этой сцене. Например, один пациент довольно быстро вспомнил, что в возрасте девяти месяцев он долго лежал в какой-то больничной кроватке. Родителям было запрещено посещать его, поскольку у него было инфекционное заболевание. На очередном сеансе, вновь вернувшись к этой сцене, он узнал, какая это была больница. Затем он мысленно увидел лицо своей матери; и наконец он увидел, как родители уходят, и почувствовал, что они бросают его. Вся его последующая невротическая деятельность была направлена на то, чтобы найти какого-то верного друга или подругу жизни, а в дальнейшем постараться сделать все возможное, чтобы она не бросила его. Он не имел представления, что в основе его поведения лежали чувства, зародившиеся в раннем детстве; фактически Он вообще не помнил об этой больнице. Придя на первый прием, он испытывал сильное напряжение из-за того, что его последняя подруга ушла от него. Боль этой потери помогла оживить давние больничные воспоминания. Переживание этой больничной сцены сопровождалось только детским плачем. У него было несколько подобных бессловесных сцен первопричины. И завершающая сцена выразилась в пронзительном и громком крике, призывавшем его родителей вернуться к нему, — том крике, который он по каким-то причинам не смог издать в детской больнице.
Как правило, мы можем понять, когда человек уже прошел через сцену первопричины. Он открывает глаза и моргает, как будто только что вышел из своеобразного гипнотического состояния. Иногда возвращение к реальности не столь драматично;
возможно просто вместо детского лепета вновь появится нормальный взрослый голос, и мы поймем, что человек уже пережил свои давние подавленные чувства. Неизменно удивляет то, почему, пережив достаточно боли для одного дня, организм зачастую остается напряженным. Прочувствовав мучительную боль, человек может по-прежнему испытывать необъяснимое напряжение и сказать, что он больше ничего не в силах вспомнить, А иногда, пережив всю глубину одного критического события, он чувствует полное расслабление. Мы понимаем, что если после сцены первопричины пациент ощущает повышенное напряжение, то это означает, что он оживил еще не все подавленные чувства. Остаточное напряжение после сцены первопричины является важным свидетельством того, что невроз был нашим давним благодетелем и защитником. Он неусыпно оберегает нас от тех жизненных ситуаций, которые могли бы стать непереносимыми без его участия, и именно этот защитник повышает напряжение пациента, который пережил достаточно боли для одного дня.
Бывают случаи, когда сцены первопричины переживаются преимущественно физическим путем; один пациент в конце курса терапии пережил сцену первопричины, во время которой его тело изгибалось в разные стороны, принимая самые причудливые позы. Он ложился на живот, поднимал и сгибал ноги к спине, одновременно закидывая назад голову (по-моему, в гимнастике эта поза называется позой «рыбки»). Такая гимнастика продолжалась около часа в непроизвольной манере. Затем он поднялся на ноги, выпрямился и сказал, что чувствовал, как распрямлялась его сгорбленная спина, из-за которой он мучился большую часть жизни. Он .описывал это следующим образом:
«Наверное, не только мое сознание, но и тело было искривленным. Мне показалось, что я должен пройти через ряд последовательных выпрямлении, чтобы исправить главные искривления — изменить тот искаженный облик, который я придумал для себя, — и после этого начался какой-то непроизвольный процесс моего воссоединения. Непосредственно перед началом этих действий я продолжал говорить себе, что, вероятно, схожу с ума. А потом что-то словно разорвалось в моей голове, и я начал делать эту гимнастику. По-видимому, это произошло после того, как мой рассудок отказался от борьбы за собственную нереальность, и вследствие этого мое тело наконец смогло стать реальным и совершенно прямым. Теперь я могу свободно двигаться, точно стал другим человеком. Никогда прежде я не мог достать пальцами ног до спины, а теперь с легкостью делаю это упражнение, и — конечно, это может показаться странным — я впервые смог свободно сделать круговое движение шеей. Иными словами, на мне была не только психическая смирительная рубашка, ограничившая мою восприимчивость, но и само мое тело, казалось, было заключено в некие сдавливающие и тесные доспехи, которые мешали мне нормально двигаться».
Все мы привыкли наблюдать нормальные проявления эмоций, и поэтому очень трудно передать огромное эмоциональное напряжение сцен первопричины. Глубина и диапазон их чувственных выражений почти не поддается описанию. Не менее сложно обрисовать их бесконечное и зачастую удивительное качественное разнообразие. Достаточно сказать, что если некое чувство вызывает конвульсии и судороги, если оно может породить некий первобытный крик ужаса, то это свидетельствует о том огромном давлении, которое постоянно испытывал невротик. Как ни странно, большинство невротиков не могут непосредственно почувствовать его; вместо этого они ощущают тяжесть в груди, вздутие живота или мучительную головную боль.
Первичная терапия помогает пациентам войти в мир, о котором они едва ли имели представление, даже если посещали психоаналитика. Но еще труднее понять этот мир. Восстанавливая свой реальный мир, человек совершает некие систематические походы в прошлое — и это не случайный истерический полет, а именно постепенные познавательные путешествия в глубины самого себя. Когда пациенты наконец полностью открывают для себя то детское катастрофическое чувство и осознают, что их не любят, ненавидят или никогда не поймут, когда переживут то эпифаническое (внезапно озарившее сознание) чувство отчаянного одиночества, тогда они приходят и к полному пониманию того, почему произошло подавление, почему маленький ребенок не мог продолжать жить, противостоя этому чувству. Наблюдая, как пациенты в пароксизмах боли переживают подавленное чувство первопричины, понимаешь, насколько глубоким может быть человеческое чувство. Долгие годы занимаясь традиционным психоанализом, я никогда не наблюдал и даже не представлял себе, что такое реальное чувство. Конечно, видел, как сильно страдают и плачут пациенты, но между таким плачем и переживанием сцены первопричины — целая вселенная.
Интенсивность восстановленных болей первопричины, вероятно, почти невозможно описать. Посмотрев на пациентов, переживающих сцену первопричины, любой человек с уверенностью сказал бы, что они испытывают страшные мучения. Я сам был настолько убежден в этом, что неустанно интересовался, насколько болезненным было это испытание, даже спустя несколько месяцев после того, как начал заниматься первичной терапией. Но к моему большому удивлению, пациенты говорили, что, несмотря на все стоны, крики и конвульсии, эта боль не травмировала их! Один пациент так рассказывал об этом: «Эти ощущения совсем не похожи на ту боль, которая бывает, например, когда вы порезали руку, смотрите на рану и говорите: «Ой-ой, как болит моя рука!» Переживая сцену первопричины, вы даже подумать не можете о том, где у вас болит. Вы просто ощущаете некое скверное чувство всем своим существом. Но оно не травмирует вас. Вероятно, даже можно сказать, что эти боли приятны, поскольку в конце наступает облегчение и вы обретаете способность реально чувствовать».
Я полагаю, он хотел сказать, что сцена первопричины не подвергается никакой мысленной обработке, человек не задумывается о том, что делает, и у него нет осознанной потребности высказать свои переживания. Есть только некое существо, впервые со времен детства целиком захваченное неким событием. Чувство полностью завладевает человеком. И такому совершенному чувственному процессу, в частности, способствует то, что пациент не просто сидит в кресле и напряженно вспоминает о чем-то. В этом процессе участвует все его тело, так же и маленький ребенок когда-то был полностью поглощен чувством до того, как подавил его. Пациенты вспоминают, как они выражали свой гнев в ранние годы, — ложились на пол, стучали ногами, размахивали руками и вопили. Они были полностью увлечены этим занятием, и если бы вы спросили ребенка, имевшего только что вспышку раздражения, было ему больно (конечно, если он смог бы понять вопрос), то я сомневаюсь, что он дал бы положительный ответ.
Рассмотрим еще одно описание сцены первопричины, которую пациент пережил на последней неделе курса терапии. Я привожу его здесь, поскольку оно поможет объяснить феномен некой безболезненной боли:
«Для более понятного описания этого переживания, по-моему, надо сказать, что я не осознавал ни своего чувства, ни его причины — скорее всего, я вообще ничего не осознавал. Казалось, я просто стал моей болью, и мне не нужны были никакие причинные связи (никакого посредника между нами, который бы говорил: «Тебе больно»). Для продолжения моего существования мне необходимо было только пройти через это переживание и не свернуть с полдороги, как я делал это прежде, в итоге став невротиком. И это существо, полностью отдавшееся чувству, было моим реальным „я"».
Таким образом, исходя из описаний боли первопричины, мы должны отметить тот важный момент, что это переживание не вредит никаким чувствам. Если что и повреждается, так это напряжение или противодействие чувствам. Разумеется, это не означает, что восстановление личности проходит без каких-либо неприятных ощущений, но если они прочувствованы и осознаны, то уже не смогут трансформироваться в боль. Печаль не вредна для человека. Однако он будет травмирован в том случае, если ему не разрешают проявить свою печаль, если его лишают возможности выразить свое горе. То есть чувство есть антитеза боли. Диалектика первичной методики состоит в следующем: чем больше боли человек прочувствует, тем меньше он будет страдать от боли. В сущности, нельзя повредить чувства здорового человека, но можно повредить невротику, затронув его подавленные чувства.