Кинестетический кистевой, пальцевый, ножной, жестово-мимический праксис
Задача 1. Выявить состояние способности воспроизводить простые действия с реальным и воображаемым предметом.
Задача 2. Выявить способность воспроизводить по подражанию непредметные кистевые и пальцевые позы.
Тест 1. Манипуляции с предметом (для детей 3—4 лет)
1. Для детей 2—3 лет. Ребенка просят поймать мяч (с близкого расстояния).
2. Для детей 3—4 лет. Ребенка просят показать, как ударяют ножкой по мячу (для детей 3-4 лет).
3. Для детей 4—6 лет — те же действия, но с более далекого расстояния.
Оценка в баллах.
Легко ловит мяч — 3 балла.
Ловит мяч не всегда, но движения правильные — 2 балла.
Пытается ловить мяч, но движения неловкие — 1 балл.
Отказывается ловить мяч — 0 баллов.
Тест 2. Манипуляции без предмета (для детей, начиная с 3,5—4-летнего возраста)
Просят показать жестами:
1) ряд символических действий, а именно: как хмурят брови, улыбаются, здороваются, прощаются, едят, пьют, рубят дрова, водят машину, посылают воздушный поцелуй;
2) ряд описательных действий, а именно: какой формы яблоко, арбуз, мяч, огурец, палочка; как показать, что человек высокий, низкий, худой и прочее.
Задача. Выявить состояние способности использовать жесты и мимику для коммуникации с окружающими.
Оценка в баллах.
Здесь и далее в данном разделе — принцип оценки тот же, что и в задании поймать мяч.
Диагностическое значение тестов 1 и 2. Неспособность воспроизводить заданные позы свидетельствует о недостаточной сформированности кистевых и пальцевых афферентаций.
Область недостаточного функционирования в мозге. Недостаточная зрелость неречевой праксической коры постцентральных (нижнетеменных) зон, по сравнению с ответственными за собственно предметные действия.
Приоритетные методы коррекционной работы.
1.Игры с предметами, фиксирующими те или иные позы; предметно-практическая деятельность, имеющая ту же цель.
2.Упражнения по формированию кистевого, пальцевого, жестово-мимического праксиса (те же задания, что и при диагностике, только в тренинговом варианте).
3.Выполнение под музыку отрабатываемых праксических поз.
Закрепление правильных кистевых и пальцевых поз в действиях со спортивными снарядами (мячом, веревкой и пр.).
1.2.2. Кинетический кистевой и пальцевый праксис
Тест. Воспроизведение кистевых и пальцевых поз
Дается задание повторить ряд поз: сжать ручку в кулачок, распрямить ладошку и т.п., привести кисть в положение вверх, вниз, повернуть вправо, влево, поднести к подбородку, к уху с монолатеральной и контрлатеральной стороны, ко лбу («отдать честь»), воспроизвести позу «козы» (вытянуть вперед два пальчика — указательный и средний).
Диагностическое значение теста. Неспособность выполнить действия с предметом свидетельствует о недостаточной сформированности предметного праксиса.
Область недостаточного функционирования в мозге. Недостаточная зрелость определенных отделов постцентральных (нижнетеменных) зон мозга; неспособность совершать эти же действия без предмета (по представлению об их обобщенном образе) свидетельствуют о незрелости более высоких по иерархии отделов нижнетеменной зоны. Предпочтение правых или левых конечностей трактуется так же, как и в предыдущем тесте.
Приоритетные методы коррекционной работы
1.Проведение игр, состоящих из ряда действий, например «поймай мяч», «брось его мне, а сам отбеги в кружок, нарисованный на полу».
3. Выполнение под музыку отрабатываемых праксических действий, требующих переключения с одной позы на другую
4. Выработка умения правильно держать карандаш, класть его в коробку, закрывать коробку и прочее.
5. Выполнение правильных переключений в действиях со спортивными снарядами (мячом, веревкой)
Оральный праксис
Тест. Воспроизведение оральных поз
Дается задание воспроизвести ряд оральных поз (подуть, поцокать, пощелкать, посвистеть, надуть обе щеки, каждую щеку поочередно и т.д.): а) по оптическому образцу; б) при открыванировании рта, демонстрирующего позы, в) по словесному заданию.
Примечание Проба проводится при отсутствии параличей и парезов мышц артикуляционных органов
Диагностическое значение теста Может выступать в качестве причины затруднений в овладении звукопроизношением, хотя вероятность компенсации нарушении орального праксиса достаточно велика за счет смысловых и оптических опор
Область патологического функционирования в мозге Нижнетеменная область левого полушария (вторичных полей коры)
Приоритетные методы формирования и коррекции функции.
1.Стимуляция рефлекторных движений оральных органов, например, задувание горящей спички.
2.Перевод реальных действий на уровень осмысления, формировать способность подуть через дутье на что-либо горячее, надувание воздушного шарика, выдувание мыльных пузырей,
движения языка через «слизывание» с губ пищи и прочее
3.Отработка оральных поз и движений во время еды
4.Выполнение под музыку отрабатываемых действий орального праксиса (дутья, щелканья, цоканья и пр.)
Звукоподражательные навыки