Обследование импрессивной речи — понимания

(фонологическая система языка)

Обследуемые функции Пробы Оценка це нка 3
Неречевой слух Узнавание невербальных шумов      
    Восприятие неречевых ритмов      
Речевой слуховой гнозис Повторение звуков речи      
    Повторение слогов      
    Повторение бессмысленных слов      
Слухо-речевая память Повторение ряда из 3 звуков речи      
    Повторение ряда из 4—5 звуков речи      
    Повторение ряда из 4—5 слов      
    Повторение бессмысленных слов      
Фонематиче­ский слух Повторение слов с оппозицион­ными фонемами      
Отнесенность слова к конкрет­ному предмету Показ реальных предметов по на­званиям      
    Показ частей тела по названиям      
Отнесенность слова к классу предмета Показ на картинках редко и часто употребляемых предметов (по на­званиям)      

   
Обследуемые функции Пробы Оценка
Буквенный гнозис Показ букв разных шрифтов и сти­лизаций      
Симультанный буквенный гнозис Чтение слов и фраз      
Звуко-буквен-ный анализ состава слова Определение количества букв      
    Вычленение заданной буквы      
Письмо под диктовку Букв и слогов      
    Слов и фраз      
Спонтанное письмо Изложений      
    Сочинений      
Чтение Глобальное (идеограммных слов)      
    Букв      
    Слов и фраз      
Переносные значения слова Объяснение антонимов      
    Объяснение синонимов      
    Объяснение метафор      
    Объяснение абстрактных слов      
Понимание вопросов ситуативного диалога Ответы на ситуативные вопросы      
    Выполнение ситуативных устных инструкций      
Понимание вопросов неситуативного диалога Ответы на неситуативные вопросы      
    Выполнение неситуативных инст­рукций      
Понимание монологиче­ской речи Ответы на вопросы по прослушан­ному тексту      
    Пересказ прослушанного текста      


Обследование экспрессивной устной речи (фонологическая система языка)  
Кинестетиче­ский праксис Воспроизведение различных пальцевых поз на      
    правая рука      
    левая рука      
Кинетический (динамический праксис)     Кулак-ладонь-ребро      
Вспроизведение орнамента с тупыми и острыми углами      
    Воспроизведение ритмов      
Символический праксис Воспроизведение отдельных символических актов      
    Воспроизведенеие серии симво­лических актов      
Оральный праксис Цоканье      
    Щелканье      
    Дутье      
    Надувание щек      
    Надувание губ      
Афферентный— артикуляционный праксис     Повторение дискретных звуков речи      
Повторение гоморганных звуков речи      
Эфферентный артикуляционный праксис     Повторение серий слогов      
Повторение серий      
Кинестетиче­ский праксис письма     Поза кисти при держании ручки      
Нажим руки при письме      
Кинетический буквенный праксис     Списывание слов      
Списывание фраз      

Таблица 2

Обследование лексической системы языка

Обследуемые функции Пробы Оценка
       
Обобщенный зрительный образ предмета Узнавание реалистических изо­бражений предметов      
    Узнавание стилизованных, пе­речеркнутых, наложенных пред­метов      
    Рисование предметов      
    Рисование человека      
Категориальная отнесенность предмета Недостающие детали      
    Тест «предметная классифика­ция»      
    «4-й лишний»      
Словесные обобщения Различие между понятиями      
    Сходство (подобие) понятий      
    Обобщенные категориальные понятия      
Называние   Предметов      
    Частей тела      
    Пальцев      
    Цветов      


Обследование морфологической системы языка

Обследуемые функции Пробы Оценка
Тактильный гнозис Узнавание качеств предмета на (Стереогноз) ощупь      
Арифметически счет и решение задач Разрядное строение числа      
Схема тела Показ частей тела по их назва­ниям      
Представления о времени Определение времени по часам      
Расстановка стрелок на часах      
Расстановка цифр по стрелкам      
Пространственное соотношение объектов Географическая карта      
Симультанный зрительный гнозис План пути      
Зрительный гнозис Пересчет точек      
Конструирование Кубики Кооса      
Пространственные взаимоот­ношения между объектами Переворачивание фигур      
Понимание смысла сюжетных картинок      
Словообразование и словоизме нение Множественное число существительных      
Употребление предлогов      
Употребление приставок      
Употребление рода прилага­тельных      
Образование времен глагола      

Таблица 3

Наши рекомендации