Какие структуры ЦНС относят к системам «продуктивной» и «непродуктивной» активации?
Система продуктивной активации обеспечивает активацию деятельности с одновременным ростом ее успешности (таламус, Ретикулярная Формация среднего мозга, симпато-адреналовая система).
Система непродуктивной активации обеспечивает развитие отрицательных эмоциональных состояний, стресса, не сопровождающихся ростом успешности деятельности (миндалевидный комплекс, гипоталамус, гипофиз).
Какова роль специфической и неспецифической активации нервных центров в формировании функционального состояния?
Возбуждение сенсорных систем ведет к специфической активации нервных центров и повышению уровня бодрствования на короткий период. От специфических проекционных путей любая сенсорная информация по коллатералям доходит до РФ среднего мозга и неспецифических ядер таламуса, формируя неспецифические пути. Эти структуры являются одним из отделов модулирующих систем мозга, которые влияют на тонус коры и ближайшей подкорки и оптимизируют уровень функционального состояния в отношении выполняемой деятельности.
6: Как изменяется функциональное состояние у студентов во время экзаменов?
Происходит активация симпато-адреналовой системы, которая способствует мобилизации ресурсов организма для выполнения деятельности. Часто функциональное состояние студентов во время экзаменов можно назвать стрессовым, поэтому для него будут характерны все признаки стресс-реакции.
Задача 2. Правитель Бухары Нух II был нестарым, но очень больным человеком. Тогда Авиценна намекнул ему, что многие его болячки происходят от боязни потерять деньги и власть. Эмир пообещал лишить врача головы, если приведенные им примеры будут неубедительны. Авиценна так проиллюстрировал свою мысль: на площади поставили три клетки. В две из них посадили по барану, а в третью - волка. Один из баранов не видел хищника, второй же был вынужден все время ощущать на себе заинтересованный взгляд серого врага. Животные вдоволь получали еды и питья, однако баран, трясшийся в ужасе рядом с волком, умер через две недели без видимой причины.
Объясните, почему умер этот баран?
От постоянного воздействия стресса и, как следствие, истощения ресурсов организма и снижения устойчивости к внешним воздействиям (3 стадия по Селье)
2: Что такое стресс?Стресс - это неспецифический ответ организма на действие достаточно сильных неблагоприятных факторов - стрессоров.
Какие виды стресса вы знаете?
1. Острый и хронический (в зависимости от времени действия стрессора),
2. Физический (защита от воздействия физических факторов) и эмоциональный, или психогенный (защита от воздействия психогенных факторов, вызывающих отрицательные эмоции),
3. Эустресс («хороший стресс» - защитные реакции протекают без потерь для организма, безболезненно) и дистресс («чрезмерный стресс», защитные реакции протекают с ущербом для организма и ослаблением его возможностей)
4: Какой вид стресса имеет место в данном примере?
Эмоциональный хронический дистресс
Каково биологическое значение стресса?
Стресс имеет адаптационную направленность, так как активирует защитные механизмы организма для предотвращения патогенного действия неблагоприятных факторов. В результате вырабатывается устойчивость к действию повреждающих факторов.
6: Почему стресс называется неспецифической реакцией организма?
Стресс называется неспецифической реакцией организма, потому что в ответную реакцию организма вовлекаются одни и те же механизмы независимо от специфики действующего стрессора, а также вырабатывается устойчивость не только к данному стрессору, но и к другим неблагоприятным факторам.
Почему, несмотря на то, что стресс-реакции способствуют выработке устойчивости организма к неблагоприятным факторам, животное все же погибло? Для ответа на этот вопрос вспомните стадии развития стресса по Г. Селье.
1) Тревоги - происходит активная мобилизация адаптационных процессов в организме в ответ на всякое смещение гомеостаза при стрессе. Устойчивость организма к данному стрессору быстро возрастает;
2) Резистентности - устанавливается повышенная сопротивляемость не только к действующему стрессору, но и к другим (неспецифический характер);
3) Истощения - когда стрессор оказывается слишком сильным, как в ситуационной задаче, или длительно действующим, защитные приспособительные механизмы истощаются, снижается резистентность организма как к данному, так и к другим стрессорам, может наступить смерть.