Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии»
ЗАДАЧА № 1
Больной С., 38 лет, поступил в стационар с жалобами на схваткообразные боли в животе, учащенный жидкий стул со слизью, 9 раз/сут, повышение температуры тела, общую слабость.
Свое заболевание связывает с употреблением немытых фруктов, купленных на рынке, 3 дня назад.
Объективно: температура тела 37,8С, частота дыхания 17/мин, пульс 80 уд/мин, АД -120/80 мм рт. ст. Кожные покровы чистые, влажные, бледно-розовые, Язык сухой, обложен белым налетом. Живот мягкий, болезненный в левой подвздошной области. Стул бескалового характера, слизистый.
При бактериологическом исследовании кала выделена Shigella sonnei.
Диагноз: дизентерия, средней степени тяжести.
Задания
1. Назовите проблемы пациента.
2. Составьте план сестринского ухода.
3. Дайте рекомендации больному по профилактике повторного заражения.
4. Продемонстрируйте технику взятия кала на бактериологическое исследование из прямой кишки.
Эталоны ответов
1. Проблемы пациента:
Настоящие
- боль в животе,
- жидкий стул,
- лихорадка,
- слабость.
Приоритетная:
- жидкий стул.
Потенциальные проблемы:
- развитие дисбактериоза,
- формирование носительства.
2. План ухода:
Строгое соблюдение санитарно-противоэпидемического режима, контроль за текущей дезинфекцией. | Предотвращение распространения инфекции. |
Обеспечение пациенту полупостельного режима. | Для улучшения состояния пациента. |
Оценка потери жидкости больным - каждые 2 часа измерение объема стула и диуреза. | Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи при развитии осложнений, для оценки эффективности лечения. |
Оценка характера стула, занесение информации в историю болезни. | Для оценки эффективности лечения. |
Контроль за соблюдением диеты. | Для улучшения пищеварения. |
Обучение больного правилам регидратации - больной принимает перорально «Регидрон» 1 литр в час. | Для восполнения потерь жидкости, для уменьшения интоксикации. |
Выполнение назначений врача. | Для эффективного лечения. |
Забор испражнений для бактериологического исследования. | Для оценки эффективности лечения, для выявления носительства.. |
Обучение пациента правилам личной гигиены. | Для предупреждения раздражения кожи; для профилактики кишечных инфекций. |
3. Больному следует рекомендовать:
- употреблять кипячёную или бутилированную воду;
- тщательно мыть овощи, употребляемые в пищу без термической обработки;
- тщательно мыть фрукты;
- хранить продукты в холодильнике;
- перед употреблением продуктов в пищу проверять срок годности;
- мыть руки перед едой;
- не уклоняться от профилактических медицинских осмотров;
- при появления признаков заболевания обратиться к врачу, не заниматься самолечением.
4. Студент демонстрирует алгоритм действий по технике взятия кала из прямой кишки.
ЗАДАЧА № 2
Больной М., 48 лет, поступил в стационар 3 августа в 14.00. Заболел остро, в 8.00, когда появились урчание в животе, жидкий, водянистый, обильный стул каждые 8-10 минут, рвота съеденной пищей. Через 6 часов от начала болезни появились признаки обезвоживания.
Эпидемиологический анамнез: 2 дня назад вернулся из Индии, где проводил отпуск. Питался в ресторанах и кафе, но иногда покупал продукты у уличных торговцев. Объективно: температура тела 36,6С. Акроцианоз. Язык обложен коричневым налетом. Живот урчащий, безболезненный. Стул обильный, водянистый, с хлопьями. Обильная рвота прозрачной жидкостью. Диурез снижен.
При бактериологическом исследовании фекалий выделен холерный вибрион Эль-Тор серотипа Инаба.
Диагноз: холера.
Задания
1.Назовите проблемы пациента.
2.Составьте план сестринского ухода.
3.Назовите известные вам признаки обезвоживания.
4.Расскажите о правилах забора испражнений при данном заболевании.
Эталоны ответов
1. Проблемы пациента:
Наяиоящие
- жидкий стул,
- повторная рвота.
Потенциальная проблема:
- развитие дегидратационного шока,
- присоединение вторичной инфекции.
2. План сестринского ухода:
Изоляция больного в боксе. | Предупреждение распространения инфекции. |
Строгое соблюдение правил личной гигиены медперсоналом, использование медперсоналом спецодежды. | Предупреждение инфицирования медперсонала. |
Контроль за проведением дезинфекции. | Предупреждение распространения инфекции. |
Учёт жидкости, теряемой больным с рвотой, испражнениями, мочой, каждые 2 часа. | Для оценки эффективности лечения, для коррекции лечения. |
Обучение больного правилам регидратации - прием «Регидрона» перорально по 200 мл после каждой дефекации или акта рвоты или через каждые 20 минут. | Для восполнения потерь жидкости. |
Растворы для внутривенного введения применяются подогретыми до 38С. | Для согревания пациента. |
Контроль ЧД, ЧСС, АД, температуры тела. | Для раннего выявления осложнений и оказания своевременной помощи. |
Забор испражнений для бактериологического исследования. | Для оценки эффективности лечения. |
Выполнение назначений врача. | Для эффективности лечения. |
3. Признаки обезвоживания:
- жажда;
- сухость слизистых оболочек и кожи;
- снижение тургора кожи;
- осиплость голоса, афония;
- судороги;
- олигурия, анурия;
- тахикардия, гипотония.
4. Забор материала проводит медицинский работник, выявивший больного. Медицинский работник должен иметь средства индивидуальной защиты. Посуда для испражнений не должна содержать даже остатков дезинфицирующих средств. Испражнения помещают в предназначенную емкость, обрабатывают ее снаружи дезинфицирующим средством, заворачивают в бумагу и в опечатанном биксе немедленно доставляют в лабораторию.
ЗАДАЧА № 3
В инфекционный стационар поступил больной с жалобами на желтушность кожи и склер, сильный зуд кожи, тошноту, темную мочу, обесцвеченный кал.
2 месяца назад больному переливалась плазма в связи с травмой, полученной в ДТП.
При осмотре выявлена гепатоспленомегалия.
Предварительный диагноз: вирусный гепатит.
Задания
1. Назовите проблемы пациента.
2. План сестринского ухода.
3. По каким признакам медсестра может заподозрить развитие осложнений вирусного гепатита?
4.Объясните пациенту, как правильно подготовиться к УЗИ органов брюшной полости.
Эталоны ответов
1. Проблемы пациента:
Наятоящие
- тошнота,
- кожный зуд.
Потенциальные проблемы:
- развитие острой печёночной недостаточности,
- развитие хронического вирусного гепатита.
2. План сестринского ухода:
Контроль за соблюдением диеты №5, с исключением жирной, жареной, копченой, соленой пищи, алкоголя. | Для обеспечения полноценного питания в условиях нарушенных функций печени. |
Обеспечение постельного режима. | Для полноценного лечения. |
Обильное питьё. | Для уменьшения интоксикации. |
Забор крови для серологического исследования. | Для подтверждения диагноза. |
Соблюдение санитарно-противоэпидемического режима контроль за проведением дезинфекции. | Для предупреждения внутрибольничного распространения инфекции. |
Выполнение назначений врача. | Обеспечение эффективности лечения. |
3. Осложнение вирусных гепатитов — острая печёночная недостаточность. Ранние признаки:
- кровоизлияния в местах инъекций, петехиальная сыпь;
- сонливость днём, бессонница ночью;
- нарастание желтухи;
- возбуждение/заторможенность;
- дезориентация в месте, времени;
- тремор.
4. Студент демонстрирует правильно выбранный уровень общения с пациентом, способность доступно, грамотно, аргументированно объяснять сущность и правила подготовки к УЗИ органов брюшной полости.
ЗАДАЧА № 4
Больной Р., 35 лет, предъявляет жалобы на тошноту, рвоту, режущие боли в верхней половине живота, однократный жидкий стул без патологических примесей.
Эпидемиологический анамнез: за 3 часа до заболевания ел торт, который хранился в холодильнике в течение недели. Почти одновременно заболела и жена, также попробовавшая этот торт.
Объективно: температура тела 37,1С, пульс - 90 уд/мин.Язык сухой, обложен белым налетом. Живот при пальпации болезненный в эпигастральной области.
Предварительный диагноз: пищевая токсикоинфекция.
Задания
1. Назовите проблемы пациента.
2. Составьте план сестринского ухода.
3. Проведите с пациентом беседу о профилактике данного заболевания.
4. Продемонстрируйте технику промывания желудка.
Эталоны ответов
1. Проблемы:
Наятоящие
- тошнота,
- рвота,
- боль в животе,
- жидкий стул.
Приоритетная проблема:
- боль в животе.
Потенциальная проблема:
- обезвоживание.
2. План сестринского ухода:
Промыть желудок под контролем врача. | Устранение токсинов из ЖКТ. |
В первый день не разрешать прием пищи. | Уменьшение нагрузки на органы пищеварения. |
Объяснить пациенту, как правильно принимать жидкость; лучше пить «Регидрон» по 200 мл каждые 20 мин. | Профилактика обезвоживания. |
Выполнение назначений врача. | Для эффективности лечения. |
Забор материала для лабораторного исследования. | Для подтверждения диагноза. |
Контроль пульса, АД, температуры тела, характера стула. | Для оценки эффективности лечения, для раннего выявления осложнений. |
3. Больному следует рекомендовать:
- употреблять кипячёную или бутилированную воду;
- тщательно мыть овощи, употребляемые в пищу без термической обработки;
- тщательно мыть фрукты;
- хранить продукты в холодильнике;
- перед употреблением продуктов в пищу проверять срок годности;
- мыть руки перед едой;
- не уклоняться от профилактических медицинских осмотров;
- при появления признаков заболевания обратиться к врачу, не заниматься самолечением.
4. Студент демонстрирует технику промывания желудка согласно алгоритму.
ЗАДАЧА № 5
Студент Е., 20 лет, поступил в стационар на 3-й день болезни с предварительным диагнозом «Менингококковая инфекция, смешанная форма (менингококкемия, менингит)».
Жалобы: озноб, сильная головная боль, повторная рвота, не приносящая облегчения, мышечные боли, сыпь на голенях, бедрах.
Эпидемиологический анамнез: на курсе есть студенты с явлениями ОРВИ.
Объективно: температура тела 39,5С. Ригидность затылочных мышц. На голенях, бёдрах — геморрагическая сыпь.
Пациенту назначено: люмбальная пункция, забор слизи из носоглотки на менингококк.
Задания
1. Назовите проблемы пациента.
2. Объясните пациенту необходимость проведения люмбальной пункции.
3. Составьте план сестринского ухода при спинномозговой пункции.
4. Продемонстрируйте технику забора слизи из носоглотки на менингококк.
Эталоны ответов
1. Проблемы пациента
Настоящие
- озноб,
- головная боль,
- мышечные боли,
- рвота.
Приоритетная проблема:
- рвота.
Потенциальная проблема:
- развитие инфекционно-токсического шока,
- отёка головного мозга,
- менингоэнцефалита.
2. Студент демонстрирует правильно выбранный уровень общения с пациентом, способность грамотно, доступно, аргументированно объяснить необходимость проведения люмбальной пункции.
3. План сестринского ухода:
М/с укладывает больного на правый бок, просит больного согнуть ноги в коленях и подтянуть их к животу, голову больной должен наклонить вперед; левую руку просовывает под бок больного ладонью вниз и захватывает край стола, правой рукой фиксирует ноги пациента. | Для обеспечения максимального сгибания позвоночника. |
Место пункции обрабатывает йодом и спиртом. | Предупреждение инфицирования. |
М/с подает инструменты врачу, подставляет пробирки. | Обеспечение забора ликвора для лабораторного исследования. |
После пункции м/с следит, чтобы больной лежал на животе 2 часа и сутки не вставал с постели. | Профилактика осложнений. |
4. Студент демонстрирует технику забора слизи из носоглотки согласно алгоритму.
ВИЧ-инфекция
ЗАДАЧА № 6
При посещении на дому ВИЧ - инфицированного пациента медицинская сестра обнаружила, что больной жалуется на температуру и чувство страха смерти, выражает опасение в связи с возможным заражением членов семьи.
Объективно: состояние средней степени тяжести за счёт интоксикации. Кожные покровы гиперемированы. Температура тела 37,8С. Пульс - 86 уд/мин.
Задания
1. Сформулируйте проблемы пациента.
2. Составьте план сестринских вмешательств.
3. Назовите методы по предотвращению распространения ВИЧ-инфекции для данного пациента.
4. Продемонстрируйте технику обработки кожных покровов при повреждении их инструментом, загрязненным кровью.
Эталоны ответов
1. Проблемы пациента
Наятоящие
- лихорадка,
- чувство страха смерти,
- боязнь заражения членов семьи.
Приоритетная:
- страх смерти.
Потенциальная:
- присоединение вторичных инфекций.
2. План ухода:
Вызвать врача. | Для выявления причины повышения температуры тела, своевременного назначения лечения. |
Оказать пациенту психосоциальную помощь. | Для дачи пациенту возможности высказаться. |
Рекомендовать обильное питье. | Для уменьшения интоксикации. |
Измерять температуру тела каждые 4 часа. | Для контроля динамики температурной кривой. |
Обеспечить постельный режим. | Для улучшения самочувствия. |
Выполнять назначения врача. | Для эффективности лечения. |
Провести беседу с пациентом о профилактике ВИЧ-инфекции. | Для уменьшения страха заражения членов семьи. |
3. Для предотвращения распространения ВИЧ-инфекции в этой ситуации пациент должен:
- при половых контактах предупредить партнёра о своём статусе, использовать презерватив;
- при обращении за медицинской помощью сообщать лечащему врачу о своём статусе;
- принимать назначенные врачом противоретровирусные препараты для уменьшения вирусной нагрузки;
- в домашних условиях для уборки использовать хлорсодержащие дезинфицирующие средства;
- бельё, загрязнённое выделениями пациента, стирать отдельно, используя любой стиральный порошок.
4. Студент демонстрирует технику обработки повреждённых кожных покровов.
ЗАДАЧА № 7
В инфекционный стационар поступил пациент К., 22 лет, с жалобами на многократный жидкий стул с небольшой примесью крови в течение недели.
Анамнез заболевания: 2 года назад поставлен диагноз «ВИЧ-инфекция».
Эпидемиологический анамнез: в течение 3-х лет принимает наркотики внутривенно.
Объективно: кожные покровы бледные, по ходу вен на передней поверхности левого предплечья имеются многочисленные следы от инъекций. Температура тела 37,2 С, пульс - 58 уд/мин, АД - 100/70 мм рт. ст.
Задания
1. Проблемы пациента.
2. Составьте план сестринского ухода.
3. Дайте рекомендации больному по предотвращению распространения ВИЧ-инфекции.
4. Продемонстрируйте технику забора кала на бактериологическое исследование.
Эталоны ответов
1. Проблемы пациента:
Настоящие
- многократный жидкий стул с примесью крови,
- потеря аппетита,
- слабость;
Потенциальные
- ухудшение состояния пациента, связанное с присоединением вторичных заболеваний.
2. План сестринского ухода:
Уход за кожей перианальной области после каждого акта дефекации - промывание теплой водой с мылом, просушивание мягкой тканью, смазывание вазелином; обучение больного правилам гигиены. | Для профилактики осложнений: вторичного инфицирования. |
Посоветовать пациенту принимать жидкость небольшими порциями, но часто. | Профилактика обезвоживания. |
Принимать небольшими порциями пищу каждые 2 часа, исключить молочные продукты, капусту, свеклу, соленья , копчености. | Уменьшение проявлений диареи. |
Провести забор кала для бактериологического исследования. | Для уточнения диагноза и правильности лечения. |
Проследить за приемом лекарственных препаратов. | Для эффективности лечения. |
Контроль за проведением дезинфекции. | Для предупреждения внутрибольничного распространения ВИЧ-инфекции; для профилактики вторичного инфицирования. |
3. Для предотвращения распространения ВИЧ-инфекции в этой ситуации пациент должен:
- при половых контактах предупредить партнёра о своём статусе, использовать презерватив;
- при обращении за медицинской помощью сообщать лечащему врачу о своём статусе;
- принимать назначенные врачом противоретровирусные препараты для уменьшения вирусной нагрузки;
- в домашних условиях для уборки использовать хлорсодержащие дезинфицирующие средства;
- бельё, загрязнённое выделениями пациента, стирать отдельно, используя любой стиральный порошок;
- использовать одноразовые шприцы.
4. Студент демонстрирует технику забора кала для бактериологического исследования согласно алгоритму.
ЗАДАЧА № 8
В отделении пульмонологии на лечении находится женщина с затяжной пневмонией. За последние полгода по поводу пневмонии лечится повторно. Больная предъявляет жалобы на выраженный кашель с небольшим количеством мокроты, одышку при ходьбе, слабость, потливость, повышение температуры тела.
Эпидемиологический анамнез: имела большое количество половых партнеров, в том числе и среди иностранцев.
Объективно: температура тела 38С. Больная пониженного питания. Кожные покровы бледные, сухие. Частота дыхания - 26/мин. Шейные, подчелюстные, подмышечные лимфатические узлы увеличены до 2 см в диаметре, безболезненные, между собой и с окружающими тканями не спаяны.
Пациентка проконсультирована инфекционистом. Предварительный диагноз: ВИЧ-инфекция, стадия 4Б, пневмоцистная пневмония.
Задания
1.Назовите проблемы пациентки.
2.Составьте план сестринского ухода.
3.Укомплектуйте аварийную СПИД-аптечку.
4.Продемонстрируйте технику обработки неповрежденных кожных покровов при попадании на них мокроты с примесью крови.
Эталоны ответов
1. Проблемы пациента:
Настоящие
- кашель,
- одышка,
- слабость,
- потливость,
- лихорадка.
Приоритетная проблема:
- одышка.
Потенциальная проблема:
- прогрессирование дыхательной недостаточности,
- прогрессирование ВИЧ-инфекции.
2. План ухода:
Обеспечить проведение оксигенотерапии. | Для устранения гипоксии. |
Обеспечить регулярное проветривание. | Для уменьшения гипоксии. |
Обеспечить постельный режим. | Для улучшения самочувствия. |
Контроль пульса, ЧД, АД, температуры тела. | Для оценки эффективности лечения, для выявления осложнений. |
Обеспечить смену нательного, постельного белья, уход за кожей. | Профилактика вторичного инфицирования, создание комфорта. |
Выполнение назначений врача. | Для эффективности лечения. |
Контроль за проведением дезинфекции. | Профилактика вторичного инфицирования. |
Проведение ингаляций по назначению врача. | Для уменьшения выраженности кашля. |
3. В состав входят:
- инструкция на случай аварийной ситуации;
- 70% спирт;
- 5% раствор йода;
- лейкопластырь.
4. Студент демонстрирует технику обработки неповрежденных кожных покровов при попадании на них мокроты с примесью крови согласно алгоритму.
СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ХИРУРГИИ
ЗАДАЧА № 1
В хирургическом отделении находится пациент с подозрением на опухоль желудка. Пациента беспокоит боль в эпигастрии, не связанная с приемом пищи. За последние 3 месяца похудел на 8 кг. Отмечает снижение аппетита, отвращение к мясной пище, чувство переполнения в желудке после приема пищи. Иногда сам для облегчения вызывает рвоту.
На обходе врач сказал пациенту, что ему предстоит операция, после чего пациент стал волноваться, в разговоре с сестрой высказал опасения, что вряд ли перенесет операцию, так как его знакомый, якобы, умер от подобной операции.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Составьте план подготовки пациента к операции.
3. Соберите оснащение для определения группы крови.
Эталоны ответов
1. Проблемы пациента.
- Снижение массы тела.
- Постоянная боль в эпигастральной области.
- Снижение аппетита.
- Отвращение к мясной пище.
- Страх перед предстоящей операции.
Приоритетная проблема
- страх перед предстоящей операцией.
Цель краткосрочная: пациент преодолеет страх перед предстоящей операцией.
2. План подготовки
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
План | Мотивация
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. М/с ежедневно по 5-10 мин. будет об- |- оказать моральную поддержку
суждать с пациентом его страхи и волнения.
2. М/с отвечая на вопросы пациента, оз- |- вселить уверенность пациента
накомит его с методами обезболива- | в том, что все действия мед-
ния, планом предоперационной подго- | работников направлены на про-
товки, течением послеоперационного | филактику осложнений во время
периода. | наркоза и послеоперационного
| периода
3. М/с, познакомит пациента с больным, |- подкрепить свои слова устами
перенесшим удачно подобную операцию | перенесшего операцию
4. М/с обеспечит моральную поддержку |- оказать моральную поддержку
пациента со стороны родственников. | пациенту близкими людьми
5. М/с организует досуг пациента. |- отвлечь пациента от мыслей
| о неблагоприятном исходе
6. К моменту операции м/с убедится, |- оценить свои действия
что пациент преодолел страх. |
Студент составит план предоперационной подготовки:
а). Накануне операции вечером покормить легким ужином, предупредить пациента, чтобы утром он не принимал пищу и питье.
б). На ночь сделать очистительную клизму.
в). Вечером провести полную санитарную обработку.
г). По назначению врача, на ночь дать прием снотворных препаратов.
д). Утром в день операции:
- измерить температуру
- поставить очистительную клизму
- побрить операционное поле
- по назначению врача, промыть желудок через зонд
- перед премедикацией предложить пациенту помочиться
- провести премедикацию
- подать пациента на каталке в операционную
3. Студент демонстрирует оснащение для определения группы крови согласно перечню.
ЗАДАЧА № 2
У пациентки по поводу рака молочной железы проведена радикальная мастэктомия. В послеоперационном периоде предложено провести курс химиотерапии. Пациентка расстроена, так как проведенный предоперационный курс химиотерапии перенесла плохо. Во время химиотерапии выпали волосы, отмечала слабость, тошноту, рвоту. В общем анализе крови отмечались изменения. В разговоре с м/с высказывает сомнение в необходимости проведения химиотерапии.
Задание
1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Составьте план беседы с пациенткой о необходимости продолжения химиотерапии в соответствии с рекомендациями врача.
3. Продемонстрируйте технику наложения повязки на молочную железу.
Эталон ответов
1. Проблемы пациентки.
Настоящие:
- Сомнения в необходимости проведения химиотерапии.
- Страх по поводу возможных осложнений предстоящей химиотерапией.
- Выпадение волос.
Потенциальная проблема
- риск метастазирования.
Приоритетная проблема
- страх по поводу возможных осложнений предстоящей химиотерапии.
Цель краткосрочна: пациентка убедится в необходимости проведения химиотерапии и преодолеет страх по поводу возможных ее осложнений.
2. План
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
План | Мотивация
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. М/с 1 раз в день будет проводить |- убедить пациентку в возможности
беседу с пациенткой в течение 5-10 | снятия негативных проявлений
минут о необходимости лечения хи- | химиотерапии
миопрепаратами, уверяя ее в том, |
что многие негативные проявления |
(тошноту, рвоту) можно сгладить ме- |
дикаментозной терапией. |
2. М/с убедит пациентку, что после хи- |- морально-психологическая поддержка
миотерапии волосы восстановятся. По- | пациентки
знакомит пациентку с больной прошедшей |
ранее химиотерапию.
3. М/с порекомендует пациентке носить парик |- уменьшение косметического
пока не отрастут волосы |дефекта, и поддержание
| психологически комфортного
| состояния
4. М/с ответит на вопросы пациентки в |- расширить уровень знаний пациентки
отношении цели проведения химиоте- | о возможностях химио-
рапии. Подберет пациен- | терапевтического лечения
тке необходимую литературу. |
5. М/с проведет беседу с родственника- |- моральнопсихологическая под-
ми пациентки. | держка пациентки
6. К 4-5 дню пациентка согласится с |- определить эффективность меро-
мнением м/с о необходимости химио- | приятий м/с.
терапии. |
3. Студент демонстрирует технику наложения повязки на молочную железу в соответствии с алгоритмом.
ЗАДАЧА № 3
Пациентка прооперирована по поводу механической непроходимости кишечника. Во время операции обнаружена опухоль сигмовидной кишки и наложена колостома. На 2-ой день после операции повязка обильно начала промокать кишечным содержимым. Пациентка расстроена, угнетена, ее беспокоит отношение родственников к ней. Она считает, что она будет обузой семье дочери, с которой проживает. Больше всего ее беспокоит наличие кишечного свища. Она сомневается, что сможет сама обеспечить уход за кожей в области свища.
Задания
1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Составьте план ухода за пациенткой с колостомой.
3. Соберите набор инструментов для операции на органах брюшной полости.
Эталоны ответов
1. Проблемы пациентки.
Настоящие:
- каловый свищ
- нарушение целосности кожных покровов (операционная рана)
- ограничение двигательной активности
- дефицит самоухода
- дефицит знаний по уходу за колостомой
- ощущение ущербности
- страх перед предстоящей жизнью в семье
Потенциальные
- риск изъязвления кожи вокруг свища,
Приоритетная проблема
- кишечный свищ.
Цель краткосрочная - у пациентки не возникнет за время пребывания в стационаре грубых изменений кожи.
Цель долгосрочная - к моменту выписки пациентка и ее дочь смогут самостоятельно осуществлять уход за кожей вокруг свища, после обучения, проведенного медсестрой.
2. План ухода
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
План | Мотивация
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. М/с по мере загрязнения повязки бу- |- предохранить кожу пациентки
дет проводить смену ее с обработкой | от раздражения, мацерации,
кожи вокруг свища. | изъязвления
2. М/с обучит пациентку и ее дочь ухо- |
ду за кожей вокруг свища: |
1-2-3 день будет проводить перевяз- |- обучить пациентку и дочь уходу за
ки в присутствии родственников, | кожей и пользованием
объясняя им необходимость частых | калоприемником
перевязок, способы удаления каловых |
масс с кожи, знакомя с препаратами |
для защиты кожи, демонстрируя изго- |
товление импровизированного кало- |
приемника из перевязочного материала;
в течение 4-5 дней проконтролирует правиль- |
ность действий пациентки и дочери, |
внесет коррективы; |
в течение 7-8-9 дней обучит пациентку и дочь |
пользоваться калоприемником, проко- |
нтролирует их действия. |
3. М/с проведет беседу с пациенткой о |
характере питания и приеме жидкости. |
4. М/с проведет беседу с родственника- |- психологическая поддержка
ми о необходимости моральной поддержки | пациентки
пациентки.
5. Перед выпиской пациентки м/с проко- |- оценить эффективность своей
нтролирует правильность выполнения | работы и уровень знаний пациентки
манипуляций. |
3. Студент демонстрирует набор инструментов для операции на органах брюшной полости согласно перечню.
ЗАДАЧА № 4
В стоматологическое отделение поступил пациент с диагнозом закрытый перелом нижней челюсти справа. М/с при расспросе выявила, что пациента беспокоит боль, самостоятельно не может жевать.
При осмотре обнаружены гематома и отек в области угла нижней челюсти, нарушение прикуса. После R-контроля врач провел шинирование нижней челюсти. Зайдя в палату м/с обнаружила, что пациент расстроен, не представляет, как он будет питаться, чистить зубы.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Составьте план ухода за полостью рта в данной ситуации.
3. Продемонстрируйте технику наложения повязки «уздечка».
Эталоны ответов
1. Проблемы пациента:
Настоящие
- Боль в месте повреждения.
- Невозможность самостоятельно жевать пищу.
- Трудности общения.
- Дефицит знаний по уходу за полостью рта.
Потенциальные:
- Риск развития стоматита.
- Риск замедленной консолидации.
- Снижение массы тела.
Приоритетные проблемы
- невозможность самостоятельно жевать, дефицит знаний по уходу за полостью рта.
Краткосрочная цель - пациент к концу 2 суток будет самостоятельно принимать пищу, обрабатывать полость рта после приема пищи.
Цель долгосрочная - к моменту выписки потеря веса пациента будет не более 2 кг, стоматит у пациента не разовьется.
2. План ухода
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Планирование. | Мотивация
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. М/с закажет на пищеблоке челюстной |- обеспечить питание пациента
стол. |
2. М/с в первые сутки проведет беседу с па- |- обучить пациента приему пищи
циентом о характере принимаемой пи- |
щи и условиях ее приема, проконтро- |
лирует прием пищи пациентом с |
помощью поильника |
3. М/с проведет беседу с родственника- |- обеспечить полноценное питание
ми о характере передач. |
4. М/с проведет беседу с пациентом о |- предупредить развитие стоматита
необходимости обработки ротовой по- |
лости после приема пищи с помощью кружки |
Эсмарха |
5. В первые сутки м/с окажет помощь при об- |- оказание помощи при обработке рта
работке ротовой полости пациентом. |
6. М/с обеспечит пациента растворами |- предупредить развитие стоматита
для обработки ротовой полости. |
7. М/с будет проводить контроль веса |- контроль эффективности действий
пациента за время пребывания в ста- | м/с
ционаре. |
3. Студент демонстрирует технику наложения повязки «уздечка».
ЗАДАЧА № 5
В нейрохирургическом отделении находится пациент с диагнозом "Закрытый перелом 4-5 поясничных позвонков с повреждением спинного мозга. Рваная рана правой кисти". М/с, заступившая на дежурство, во время расспроса выявила, что травма произошла 2 недели назад. В настоящее время боль пациента не беспокоит, стул был сегодня после клизмы. При осмотре пациента м/с обнаружила наличие постоянного катетера в мочевом пузыре, под голени подложены поролоновые прокладки. Для профилактики развития контрактур голеностопных суставов медсестра поставила под стопы упор. Осматривая кисть отметила, что повязка сухая, лежит хорошо.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Составьте план мероприятий по профилактике пролежней.
3. Продемонстрируйте технику наложения повязки "варежка".
Эталоны ответов
1. Проблемы пациента:
Настоящие
- Отсутствие движений и чувствительности в нижних конечностях.
- Дренированный мочевой пузырь.
- Нарушение целостности кожи правой кисти.
Потенциальные:
- Риск возникновения недержания кала и мочи.
- Риск развития пролежней.
- Высокий риск инфицирования дренированного мочевого пузыря.
- Риск развития атрофии мышц и порочного положения стоп.
- Риск развития пневмонии.
Приоритетная проблема
- дренированный мочевой пузырь, высокий риск его инфицирования.
Цель – У пациента не произойдет инфицирования мочевыделительной системы за время пребывания в стационаре.
2. План ухода
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
План | Мотивация
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. М/с ежедневно будет проводить про- |- для профилактики воспаления
мывание мочевого пузыря мочевого пузыря
2. М/с обеспечит отток мочи в мочепри- |- для предупреждения попадания
емник. | инфекции восходящим путем
3. М/с визуально контролирует цвет и |- для выявления изменения мочи
количество выделяемой за сутки мочи | (хлопья, муть)
4. В течение суток не реже 6 раз обес- |- для предупреждения попадания
печит опорожнение мочеприемника с | инфекции в мочевыделительные
последующей дезинфекцией его. | пути
|
5. М/с не реже 1 раза в 5 суток обес- |- ранней диагностики воспалите-
печит исследование мочи в лаборато- | льного процесса в мочевыделите-
рии. | льной системе
3. Студент демонстрирует технику наложения повязки «варежка» в соответствии с алгоритмом.
ЗАДАЧА № 6
В хирургический кабинет обратилась женщина с жалобами на сильную боль в области правой молочной железы. Кормит грудью, ребенку две недели.
При осмотре: определяется болезненный 6 см в диаметре инфильтрат в верхне-наружном квадранте правой молочной железы, над ним гипе