Специальность: 0401 «Лечебное дело»
Под редакцией член-корр. РАМН, профессора В.И.Маколкина, профессора В.А. Сулимова и доцента Н.С.Морозовой
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов
МОСКВА – 2007г.
Составители сборника задач:
Член-корр. РАМН, проф. Маколкин В.И.
проф Сулимов В.А.
проф. Овчаренко С.И.
проф. Подзолков В.И.
проф. Махов В.М.
доц. Морозова Н.С.
доц. Чичкова Н.В.
асс. Созинова Т.Ю.
асс. Самойленко В.В.
асс. Царегородцев Д.А,
асс. Напалков Д.А.
асс. Благова О.В.
асс. Сон Е.А.
асс. Родионов А.В.
асс. Турко Т.В.
асс. Удовиченко А.Е,
аспирант Васюков С. С.
Содержание
Введение………………………………………………………………………..4
Частный модуль «Пульмонология»
Тема 1. Пневмония………………………………………………………....6
Тема 2. Хронический бронхит…………………………………………….10
Тема 3. Бронхиальная астма…………………………………………… ....14
Тема 4. Плевриты…………………………………………………………...19
Частный модуль «Кардиология»
Тема 5. Острая ревматическая лихорадка…………………………………22
Тема 6. Приобретенные пороки сердца……………………………………27
Тема 7. Инфекционный эндокардит …………………………………….....33
Тема 8. Хроническая ишемическая болезнь сердца………………………39
Тема 9. Острый инфаркт миокарда ………………………………………..43
Тема 10. Гипертоническая болезнь… ……………………………………..49
Тема 11. Нарушения ритма и проводимости………………………………54
Частный модуль «Гастроэнтерология»
Тема 12. Хронический гастрит…………………………………………......59
Тема 13. Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки……………....63
Тема 14. Хронический холецистит………………………………………...67
Тема 15. Хронический гепатит……………………………………………..72
Тема 16. Цирроз печени…………………………………………………….75
Тема 17. Хронический панкреатит…………………………………………81
Частный модуль «Нефрология»
Тема 18. Острый гломерулонефрит………………………………………...87
Частный модуль «Гематология»
Тема 19. Железодефицитная анемия ……………………………………...92
Тема 20 В-12 дефицитная анемия ………………………………………….96
Частный модуль «Ревматология»
Тема 21. Ревматоидный артрит……………………………………………..100
Тема 22. Системная красная волчанка……………………………………..104
Приложение (эталоны решения задачи №2)…………………………………...109
Введение
В процессе формирования врача в высшем медицинском учебном заведении клиническим дисциплинам принадлежит ведущая роль, и среди них особое место занимают кафедры внутренних болезней. Исторически сложилось, что формирование клинического мышления – основного «инструмента» практической деятельности - врача происходит именно на терапевтических кафедрах. Кафедре факультетской терапии принадлежит приоритет в формировании методологии построения диагноза. Кафедрой разработан и осуществляется трехэтапный подход к получению информации о больном человеке, о чем подробно изложено в учебнике, недавно изданном на кафедре. Основная задача кафедры факультетской терапии заключается в формировании у студента особого вида деятельности, называемого клиническим мышлением (конечной целью которого является постановка диагноза, назначение адекватного лечения и определение прогноза). Конкретная деятельность (клиническое мышление), в свою очередь складывается из ряда практических умений, которые состоят из сбора информации о больном человеке, получении информации, представляемой различными лабораторно-инструментальными методами исследования (все перечисленные умения является умениями вербальными, сенсорными, мануальными, умственными). Итогом всей этой деятельности является самый главный процесс в диагностике - сравнение полученных данных о больном человеке с «идеальными» образами болезней, которые студент должен знать, находя их в учебной литературе. В медицинском ВУЗе этот процесс осуществляется во время курации больного и последующего разбора на практическом занятии – основной форме обучения на клинической кафедре. Таким образом, работа студента на IV курсе ориентирована на практическую деятельность врача, вне зависимости от того, в какой области клинической медицины в последующем будет работать будущий молодой врач. На IV курсе, формируя клиническое мышление у студента, кафедра дает ему ориентировочную основу действия (ООД), являющуюся, по существу, алгоритмом диагностического поиска (ДП).
Цель создания данного сборника клинических задач обучающего и контролирующего типа - способствовать усвоению студентами знаний по внутренним болезням с использованием наиболее эффективного «деятельностного» подхода, когда приобретенные знания должны не просто воспроизводиться, а использоваться для решения конкретных профессиональных задач. Студент должен будет самостоятельно изучить теоретический материал по учебнику, проработать клиническую задачу с эталоном хода решения, а затем решить по предложенным вопросам контролирующую задачу. На практическом занятии студенты вместе с преподавателем обсуждают решение задачи, параллельно разбирая различные теоретические вопросы. После этого приступают к разбору непосредственно больного с данной патологией. Самостоятельное решение клинических ситуационных задач при подготовке к занятию выполнят своего рода и подготовительную к общению с непосредственно больным человеком. Как решение задач, так и разбор больного ведутся по этапам диагностического поиска, что способствует формированию у студентов логического и структурированного клинического мышления. Этот процесс необходимо начинать уже с 4 курса, изучая не заболевание, а больного с данным заболеванием, с учетом всех индивидуальных особенностей. Сборник содержит задачи по всем темам курса, снабжен рентгенограммами и электрокардиограммами.
В настоящее время в образовательное пространство ММА им.И.М.Сеченова внедряется модульная технология преподавания, как способствующая совершенствованию и модернизации учебного процесса. Сборник обучаящих и контролирующих материалов построен в соответствии с модульной организацией преподавания курса «Факультетская терапия» дисциплины «Внутренние болезни».
Предназначен для студентов 4-х курсов медицинских ВУЗ(ов), изучающих дисциплину «Внутренние болезни» (факультетский курс).