Консультирование и посредничество
Информировать родителей важно не только при рождении малыша, но и в дальнейшем. Так, в первые месяцы жизни ребенка важно уделить внимание его развитию. Помощь в успешном развитии ребенка может оказать целая команда специалистов. Социальный работник в данном случае может выступить посредником между семьей и следующими специалистами:
- психологом, который поможет членам семьи справиться со стрессом и принять ребенка
- педагогом-психологом, который составит программу развития ребенка, осуществит контроль за её исполнением, даст рекомендации родителям
- медик/ специалист по физическому развитию, составляющий программы и дающий рекомендации по развитию двигательных навыков ребенка.
При этом специалист по социальной работе не только осуществляет посредничество, но и проводит промежуточные консультации, осуществляя консультирование по возникшим вопросам, подводя итоги работы.
Формирование позитивного образа ребенка с синдромом Дауна
Вышеописанный случай рисует перед нами картину не принятия ребенка с синдромом Дауна обществом. Дети во дворе не хотят с ним играть, прохожие оборачиваются и пристально разглядывают, даже собственные отец и брат считают, что он ничего не понимает, и не любят его. Проблема непринятия «солнечных детей» обществом остро стоит и в настоящее время. Необходимо формировать позитивный образ детей с синдромом Дауна. Конечно, в одиночку социальному работнику с такой задачей не справиться. Но сейчас появляется множество общественных организаций, которые осуществляют и данную работу в том числе. Важно обеспечить взаимодействие государственного и негосударственного сектора, в том числе взаимодействие специалистов по социальной работе с людьми, осуществляющими деятельность в общественных организациях. Совместная работа может быть направлена на изменение отношения работников родовспомогательных учреждений к вопросу принятия ребенка с синдромом Дауна. В качестве мероприятий могут быть проведены семинары для работников родовспомогательных учреждений, а также семинары для студентов медицинских колледжей и вузов. Кроме того, при таком сотрудничестве можно, к примеру, организовать встречи семей, в которых недавно родился ребенок с синдромом Дауна с другими семьями, дети которых постарше. На подобных встречах, люди могут делиться опытом, рассказывать, как преодолевали те или иные трудности. При условии обеспечения сотрудничества специалиста по социальной работе со специалистами общественной организации, он будет владеть информацией о социальных проектах и акциях, осуществляемых данными организациями. Он всегда сможет подсказать клиенту, в каких мероприятиях тот может принять участие.
Заключение
Проанализировав ситуацию, можно сделать вывод о том, что семьи, в которых появляется ребенок с синдромом Дауна, сталкиваются с большим количеством трудностей. И первая проблема – проблема принятия ребенка. На этом этапе очень важно оказать психологическую поддержку и предоставить всю необходимую информацию. Именно на этом этапе семьи, оказавшиеся в данной ситуации, наиболее остро нуждаются в помощи и поддержке, которую могут оказать специалисты по социальной работе. Соответственно, анализ данного случая представляет интерес для специалистов по социальной работе, осуществляющих свою профессиональную деятельность в родовспомогательных учреждениях. Кроме того, работа с «солнечными детьми» осуществляется также в реабилитационных Центрах, Центрах социальной помощи семье и детям и других учреждениях. Представленные возможные пути решения проблем могут быть полезны специалистам данных учреждений, способствовать повышению эффективности их деятельности. Таким образом, предприняв вышеописанные действия, можно было бы справиться со многими проблемами, с которыми пришлось столкнуться героям: скорректировать отношение отца и брата к Костику, снизить эмоциональное напряжение его мамы, организовать для Костика досуг и общение с более широким кругом людей, которые бы его приняли. Благодаря этому можно было бы избежать многих негативных последствий и столь трагического финала. Данный случай представляет интерес для не только для специалистов по социальной работе, но и для медицинских работников, а также семей, в которых есть ребенок с синдромом Дауна.
Список литературы:
1.Айвазян Е. Б. Феномен «непрерывающийся диалог» и его роль в развитии ребенка раннего возраста с синдромом Дауна/ Е. Б. Айвазян// вестник Даунсайд АП «Сделай шаг». – 2012. - №1. –с.12-14
2.Большая медицинская энциклопедия [Б. В.Петровский и др.].- М: «Эксмо», 2008. – 8206с
3.Киртоки А. Е. Особенности психологической поддержки семьи. Опыт Центра ранней помощи «Даунсайд Ап» / А. Е. Киртоки// Синдром Дауна XXI век. – 2011.- №4. – с.47-51
4.Материалы сайта downside up. Режим доступа:[ http://downsideup.org/sindrom.php]
5.Поле Е. В. Сотрудничество Даунсайд Ап с украинскими специалистами и родителями/Е.В. Поле // Синдром Дауна XXI век. – 2010.- №4. – с.60-62
6.Разенкова Ю.А. Материнство: восприятие себя и ребенка /Ю. А. Разенкова// Синдром Дауна XXI век. – 2012.- №2. – с.34-37
7.Ремер М. Даун/М. Ремер. – М.:РИПОЛ-классик, 2009.- 256с.
8.Семейно-центрированная модель ранней помощи
П.Л. Жиянова. – М.: Монолит, 2006. – 288 с.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ