Биохимический скрининг наследственных болезней обмена.
Цель занятия: Изучить механизмы патогенеза моногенных заболеваний; научиться распознавать общие признаки генных болезней, изучить минимальные диагностические признаки отдельных нозологических форм с разными типами наследования. Научиться распознавать общие и частные признаки наследственных болезней обмена веществ, диагностические критерии отдельных нозологических форм, разобрать основные принципы диагностики генных заболеваний. Определить роль наследственных и средовых факторов в проявлении болезней с наследственным предрасположением; разобрать общие принципы к дифференциальной диагностике мультифакториальных заболеваний (МФЗ). Изучить этиологию, классификацию ВПР, принципы организации мониторинга в регионе.
Вопросы для самоподготовки:
1. Этиология и патогенез генных болезней.
2. Разнообразие проявлений генных мутаций на различных уровнях (клинический, биохимический, молекулярный).
3. Классификации моногенной патологии.
4. Клиника и генетика моногенных болезней, сопровождающихся врожденными пороками развития (эктодермальная дисплазия ангидротическая, синдромы Нунан, Картагенера, Меккеля, Апера, Рубинштейна-Тейби, Корнелии де Ланге, Робертса, Лоуренса-Муна-Барде-Бидля).
5. Патогенетическая классификация наследственных болезней обмена (НБО).
6. Клинические проявления некоторых болезней обмена веществ (фенилкетонурия, врожденный гипотиреоз, галактоземия, адрено-генитальный синдром, синдром Марфана, Элерса-Данло, муковисцидоз, мукополисахаридозы, болезнь Вильсона-Коновалова, альбинизм, гомоцистинурия, фосфатдиабет, несовершенный остеогенез).
7. Современные методы диагностики наследственных болезней обмена.
8. МФЗ, их генез, классификация, клинический полиморфизм.
9. Методы диагностики МФЗ человека.
10. Генетический риск ишемической болезни сердца, сахарного диабета и др.
11. Врожденные пороки развития: этиология, классификация, мониторинг.
Литература: I.1. C. 105-158, 201-246, 275-299; I.2. C. 136-209, 261-322, 365-396;
I.3. C. 136-218, 270-252, 397-433;
I.4. С. 51-125, 142-162, 200-217, 289-290, 322-339, 396-402
I.5. С. 15-17, 21-25, 43-4, 59, 67. 76-77, 88-89, 103-104, 111-112, 119-121, 144,
147-148, 153-154, 165-166, 168-174, 189-190, 194-196, 232-233, 237-238,
308-309, 313-316, 360, 363-364.
Необходимо знать:
1. Общие вопросы этиологии, патогенеза, клиническую характеристику и особенности течения различных моногенных и мультифакториальных заболеваний.
2. Орфанные наследственные болезни.
3. Показания к специальным методам обследования.
4. Принципы лечения и методы диагностики и профилактики генных болезней. Современные методы лечения основных (наиболее частых) наследственных болезней обмена.
5. Основные классы биохимических нарушений.
6. Показания к биохимическому генетическому исследованию.
7. Сущность молекулярно-генетических методов диагностики; их возможности и ограничения.
8. Использование компьютерных диагностических программ в диагностике наследственных болезней.
9. Принципы диспансеризации больных и членов их семей в группах повышенного риска развития патологии.
10. Механизмы реализации наследственного предрасположения. Понятие о предиктивной (предсказательной) медицине и генах предрасположенности.
11. Классификацию ВПР, принципы диагностики и регистрации.
Необходимо уметь:
1. Решить задачу по предлагаемой родословной с синдромом моногенной этиологии: составить схему, легенду родословной, определить тип наследования, зиготность членов родословной и провести расчёт риска моногенной патологии.
2. Устанавливать предварительный диагноз и проводить дифференциальную диагностику моногенных синдромов.
3. Определять показания для направления на консультацию к врачам других специальностей и проведения специальных исследований (молекулярно-генетическое, ультразвуковое и др.).
4. Оформлять медицинскую документацию для направления на медико-генетическое консультирование.
5. Установить предварительный диагноз.
6. Определить показания для направления на консультацию к врачам других специальностей.
7. Изложить результаты клинико-генетического и лабораторного исследования в истории болезни пациента.
8. Оценить результаты лабораторных и специальных методов исследования и провести дифференциальную диагностику НБО.
9. Обоснованно направлять пациентов на медико-генетическое консультирование.
10. Обосновать тактику лечения больного с наследственным заболеванием (на дому, в детском специализированном учреждении, стационаре).
11. Проводить профилактические мероприятия, направленные на предупреждения наследственных и врождённых заболеваний; снижение частоты широко распространённых заболеваний мультифакториальной природы.
Внеаудиторная самостоятельная работа:
1. При подготовке к занятию изучить диагностические критерии и тип наследования представленных нозологических форм генных болезней человека, внести их в таблицу.
Заболевание | Клиническая характеристика | Тип насле-дования |
Синдром Картагенера |
Синдром Нунан (тернеровский фенотип с нормальным кариотипом) | ||
Эктодермальная дисплазия ангидротическая | ||
Синдром Меккеля | ||
Синдром Апера (акроцефалосиндакти-лия, тип I) | ||
Синдром Рубинштейна-Тейби | ||
Синдром Корнелии де Ланге | ||
Синдром Робертса | ||
Синдром Лоуренса-Муна–Барде–Бидля |
2. Заполнить таблицу некоторых нарушений обмена веществ.
Заболевание | Минимальные диагностические признаки | Лабораторная диагностика |
I. Нарушение аминокислотного обмена | ||
Фенилкетонурия | ||
II. Нарушение углеводного обмена | ||
Галактоземия | ||
Мукополисахаридозы | ||
Синдром Гурлер (тип I) |
Синдром Моркио (тип IV) | |||
III. Нарушение липидного обмена | |||
Болезнь Нимана-Пика (сфингомиело-липидоз) | |||
IV.Нарушение обмена соединительной ткани | |||
Синдром Марфана | |||
Синдром Элерса-Данлоса | |||
V.Нарушение транспортных систем | |||
Муковисцидоз | |||
VI. Нарушение обмена гормонов и их транспорта | |||
Адреногенитальный синдром | |||
Гипотиреоз врожденный | |||
VII. Нарушение обмена металлов | |||
Гепатолентикуляр-ная дегенерация(болезнь Вильсона-Коновалова) | |||
3. Изучить и записать общие признаки болезней с наследственным предрасположением:
1. _________________________________________________________________________
2.__________________________________________________________________________
3. _________________________________________________________________________
4. _________________________________________________________________________