Биохимический скрининг наследственных болезней обмена.

Цель занятия: Изучить механизмы патогенеза моногенных заболеваний; научиться распознавать общие признаки генных болезней, изучить минимальные диагностические признаки отдельных нозологических форм с разными типами наследования. Научиться распознавать общие и частные признаки наследственных болезней обмена веществ, диагностические критерии отдельных нозологических форм, разобрать основные принципы диагностики генных заболеваний. Определить роль наследственных и средовых факторов в проявлении болезней с наследственным предрасположением; разобрать общие принципы к дифференциальной диагностике мультифакториальных заболеваний (МФЗ). Изучить этиологию, классификацию ВПР, принципы организации мониторинга в регионе.

Вопросы для самоподготовки:

1. Этиология и патогенез генных болезней.

2. Разнообразие проявлений генных мутаций на различных уровнях (клинический, биохимический, молекулярный).

3. Классификации моногенной патологии.

4. Клиника и генетика моногенных болезней, сопровождающихся врожденными пороками развития (эктодермальная дисплазия ангидротическая, синдромы Нунан, Картагенера, Меккеля, Апера, Рубинштейна-Тейби, Корнелии де Ланге, Робертса, Лоуренса-Муна-Барде-Бидля).

5. Патогенетическая классификация наследственных болезней обмена (НБО).

6. Клинические проявления некоторых болезней обмена веществ (фенилкетонурия, врожденный гипотиреоз, галактоземия, адрено-генитальный синдром, синдром Марфана, Элерса-Данло, муковисцидоз, мукополисахаридозы, болезнь Вильсона-Коновалова, альбинизм, гомоцистинурия, фосфатдиабет, несовершенный остеогенез).

7. Современные методы диагностики наследственных болезней обмена.

8. МФЗ, их генез, классификация, клинический полиморфизм.

9. Методы диагностики МФЗ человека.

10. Генетический риск ишемической болезни сердца, сахарного диабета и др.

11. Врожденные пороки развития: этиология, классификация, мониторинг.

Литература: I.1. C. 105-158, 201-246, 275-299; I.2. C. 136-209, 261-322, 365-396;

I.3. C. 136-218, 270-252, 397-433;

I.4. С. 51-125, 142-162, 200-217, 289-290, 322-339, 396-402

I.5. С. 15-17, 21-25, 43-4, 59, 67. 76-77, 88-89, 103-104, 111-112, 119-121, 144,

147-148, 153-154, 165-166, 168-174, 189-190, 194-196, 232-233, 237-238,

308-309, 313-316, 360, 363-364.

Необходимо знать:

1. Общие вопросы этиологии, патогенеза, клиническую характеристику и особенности течения различных моногенных и мультифакториальных заболеваний.

2. Орфанные наследственные болезни.

3. Показания к специальным методам обследования.

4. Принципы лечения и методы диагностики и профилактики генных болезней. Современные методы лечения основных (наиболее частых) наследственных болезней обмена.

5. Основные классы биохимических нарушений.

6. Показания к биохимическому генетическому исследованию.

7. Сущность молекулярно-генетических методов диагностики; их возможности и ограничения.

8. Использование компьютерных диагностических программ в диагностике наследственных болезней.

9. Принципы диспансеризации больных и членов их семей в группах повышенного риска развития патологии.

10. Механизмы реализации наследственного предрасположения. Понятие о предиктивной (предсказательной) медицине и генах предрасположенности.

11. Классификацию ВПР, принципы диагностики и регистрации.

Необходимо уметь:

1. Решить задачу по предлагаемой родословной с синдромом моногенной этиологии: составить схему, легенду родословной, определить тип наследования, зиготность членов родословной и провести расчёт риска моногенной патологии.

2. Устанавливать предварительный диагноз и проводить дифференциальную диагностику моногенных синдромов.

3. Определять показания для направления на консультацию к врачам других специальностей и проведения специальных исследований (молекулярно-генетическое, ультразвуковое и др.).

4. Оформлять медицинскую документацию для направления на медико-генетическое консультирование.

5. Установить предварительный диагноз.

6. Определить показания для направления на консультацию к врачам других специальностей.

7. Изложить результаты клинико-генетического и лабораторного исследования в истории болезни пациента.

8. Оценить результаты лабораторных и специальных методов исследования и провести дифференциальную диагностику НБО.

9. Обоснованно направлять пациентов на медико-генетическое консультирование.

10. Обосновать тактику лечения больного с наследственным заболеванием (на дому, в детском специализированном учреждении, стационаре).

11. Проводить профилактические мероприятия, направленные на предупреждения наследственных и врождённых заболеваний; снижение частоты широко распространённых заболеваний мультифакториальной природы.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

1. При подготовке к занятию изучить диагностические критерии и тип наследования представленных нозологических форм генных болезней человека, внести их в таблицу.

Заболевание Клиническая характеристика Тип насле-дования
Синдром Картагенера        
Синдром Нунан (тернеровский фенотип с нормальным кариотипом)    
Эктодермальная дисплазия ангидротическая      
Синдром Меккеля        
Синдром Апера (акроцефалосиндакти-лия, тип I)      
Синдром Рубинштейна-Тейби        
Синдром Корнелии де Ланге        
Синдром Робертса        
Синдром Лоуренса-Муна–Барде–Бидля    

2. Заполнить таблицу некоторых нарушений обмена веществ.

Заболевание Минимальные диагностические признаки Лабораторная диагностика
I. Нарушение аминокислотного обмена
Фенилкетонурия        
II. Нарушение углеводного обмена
Галактоземия    
Мукополисахаридозы
Синдром Гурлер (тип I)        
Синдром Моркио (тип IV)        
III. Нарушение липидного обмена
Болезнь Нимана-Пика (сфингомиело-липидоз)      
IV.Нарушение обмена соединительной ткани
Синдром Марфана    
Синдром Элерса-Данлоса    
V.Нарушение транспортных систем
Муковисцидоз      
VI. Нарушение обмена гормонов и их транспорта
Адреногенитальный синдром    
Гипотиреоз врожденный        
VII. Нарушение обмена металлов
Гепатолентикуляр-ная дегенерация(болезнь Вильсона-Коновалова)    
       

3. Изучить и записать общие признаки болезней с наследственным предрасположением:

1. _________________________________________________________________________

2.__________________________________________________________________________

3. _________________________________________________________________________

4. _________________________________________________________________________

Наши рекомендации