Структура непсихотических форм психических расстройств у участников ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Важной проблемой является изучение длительного воздействия экологически неблагоприятных факторов в процессе профессионального труда и формирования синдрома хроничес­кой усталости у лиц опасных профессий.

Изучение динамики нарушений психической адаптации в слож­ных условиях жизнедеятельности позволило установить харак­терные закономерности их развития. Во-первых, они выражались в постепенном усложнении психических нарушений - от астени­ческих и психовегетативных к аффективным, в ряде случаев -к патохарактерологическим, а при дополнительных вредных воз­действиях - к интеллектуально-мнестическим. Во-вторых, в ус­ловиях продолжительных ЧС, при отсутствии своевременной психолого-психиатрической помощи, при неблагоприятных со­циально-психологических обстоятельствах такие нарушения проявляли способность к стабилизации - от эпизодических про­явлений к устойчивым образованиям, сопоставимым с клиничес­ки очерченными синдромами. На основе данных клинического анализа и результатов психологического, психофизиологическо­го, электрофизиологического и биохимического обследования лиц, работающих в сложных и специфических условиях, нами выделяется шесть основных симптомокомплексов: астенический, психовегетативный, неврозоподобный, психопатоподобный, де­прессивный и психоорганический. Возникновение непсихотическихформ психоорганического симптомокомплекса чаще всего связано с профессиональной дезадаптацией, вплоть до снижения квалификации или утраты возможности работы по специальности.

Принципиальные особенности такого рода психических нарушений:

  • независимо от характера профессиональной деятельности изменения психического здоровья отмечаются в среднем у 30% специалистов;
  • нарушения психической адаптации находятся в причинно-следственной связи с воздействующими средовыми факторами, отличаются характерным стереотипом динамики и способностью ж быстрому обратному развитию в благоприятных условиях, при своевременном оказании адекватной помощи;
  • возникновение и развитие психических нарушений определя­ется не только биологическими механизмами, но в значительной степени предшествующим опытом, социальными установками, морально-волевыми качествами, ценностными ориентирами;
  • глубина и выраженность проявлений психической дезадапта­ции зависят от индивидуально-типологических особенностей центральной нервной системы человека, пластичности регулиру­ющих систем его организма, черт характера, индивидуальной устойчивости к воздействиям средовых и социально-психологических факторов.

Следует особо подчеркнуть, что широкий спектр психических нарушений у пострадавших в ЧС и у членов аварийно-спасатель­ных формирований с позиций системно-динами-ческого подхода расцениваются нами не как очерченные варианты психической патологии, а как этапы адаптационной стратегии организма и лич­ности, которые отражают тесную взаимосвязь между комплексом воздействующих в ЧС факторов, адаптивными ресурсами орга­низма и общепатологическими механизмами развития заболе­ваний. При системных взаимодействиях на разных этапах ЧС определяющим становится совокупный эффект, обусловленный внешними влияниями и «внутренними» условиями и проявляю­щийся в структурно-динамических особенностях психических нарушений в ЧС.

Под «внутренними» условиями понимается один из вариантов причинно-следственных взаимосвязей, определяющих защитно-приспособительные и резервные возможности организма и лич­ности. К ним, в частности, относятся:

  • личностные особенности, способствующие «выбору» способов реагирования и являю-щиеся фактором риска возникновения по­веденческих нарушений и собственно психических расстройств в ЧС, особенно в остром ее периоде;
  • соматическая ослабленность, исходная или приобретенная при действии астенизирующих факторов (недоедание, нарушения режима труда и отдыха, недосыпание и др.), повышенная «рани­мость» психики, способствующая возникновению различных реакций и состояний, преимущественно с астеническим и аффективным компонентами;
  • резидуальная церебрально-органическая недостаточность, обу­словливающая психическую инертность, склонность к «застреванию» на отрицательных переживаниях, повышенную эмоцио­нальную возбудимость, конфликтность, лабильность вегетатики и аффекта, что способствует неадекватному реагированию при действии факторов ЧС и фиксации болезненных реакций в по­следующем.

Как показывает практика, для адекватной оценки структуры и особенностей динамики нарушений, возникающих при ЧС, необходим учет всего спектра формирующихся на разных ее этапах психических расстройств, которые, как правило, прояв­ляются в рамках реакций, состояний и развития. Все они в за­висимости от типа подразделяются на патологические и непато­логические. Непатологический тип психического реагирования, в значительной степени присущий членам аварийно-спасатель­ных формирований, характеризуется определенной адекватнос­тью ответной реакции на чрезвычайную ситуацию, психологи­ческой понятностью, кратковременностью своих проявлений, их неразвернутостью и обратимостью. Вместе с тем, при отсутст­вии своевременной психиатрической помощи и социально-пси­хологической поддержки такого рода нарушения обнаружива­ют тенденцию к утяжелению и стабилизации проявлений, наблюдается их способность к переходу в последующем в синдромально-очерченные формы психических и психосоматичес­ких расстройств.

Дифференцированный подход к оценке психических наруше­ний, развивающихся в ЧС, позволяет сделать следующие выводы:

  • реакции являются наиболее распространенной (97,4% случаев) и, независимо от типа, глубины и выраженности проявлений, на­иболее благоприятной формой психического реагирования на факторы ЧС, в условиях которой реализуются основные меха­низмы физиологической и психологической защиты;
  • состояния, как более устойчивые формы, встречаются чаще (51.9%), чем случаи развития (20,3% случаев) и прямо зависят от своевременности и адекватности помощи пострадавшим и спа­сателям.
  • Особенности нервно-психических расстройств у спасателей
  • Общие тенденции возникновения и развития нарушений, возникающих у спасателей, подчинены закономерностям, описываемым теориями эмоционального стресса и психической адаптации. Динамика снижения работоспособности и развития утомления хорошо прослеживается при анализе семи фазизменения уровня функциональных резервов организма спасателя в процессе профессиональной деятельности.
 
  • • Фаза мобилизации.В это время происходит подготовка организма к выполнению определённой работы (предстартовый период). Фаза характеризуется энергетической мобилизацией резервов, повышением тонуса центральной нервной системы, формированием плана и стратегии поведения, внутренним «проигрыванием» ключевых элементов деятельности.
  • • Фаза первичной реакции(период врабатываемости) типична для момента начала деятельности и характеризуется кратковременным снижением почти всех показателей функционального состояния.
  • • Фаза гиперкомпенсации.Происходит приспосабливание организма человека к наиболее экономичному оптимальному режиму выполнения работ в конкретных условиях. Фаза характеризуется
  • оптимизацией ответных реакций организма в соответствии с характером работы и величиной нагрузки.
  • • Фаза компенсации(период максимальной работоспособности) характеризуется наиболее экономичным использованием функциональных резервов организма. Однако при длительной работе к концу этой фазы могут появляться признаки нарушения субъективного состояния (снижение работоспособности, усталость).
  • • Фаза субкомпенсации(период дестабилизации). Снижаются функциональные резервы организма. Поддержание работоспособности происходит за счёт энергетически некомпенсируемой мобилизации резервов. Сначала проявляется скрытое, а затем заметное снижение эффективности работ, развиваются явные признаки утомления. В этой фазе за счёт непродуктивных усилий возможна компенсация на непродолжительное время с дальнейшим ухудшением.
  • • Фаза декомпенсациихарактеризуется непрерывным снижением функциональных резервов организма, дискоординацией функций, выраженным снижением профессиональной эффективности, нарушением мотивации. Данные проявления характерны для выраженного острого переутомления.
 
  • • Фаза срывапроявляется при очень интенсивной и продолжительной работе. Характеризуется значительными расстройствами жизненно важных функций, ярко выраженной неадекватностью реакций организма на характер и величину выполняемой работы, резким падением работоспособности. Эти изменения типичны для выраженных форм хронического утомления и переутомления.
  • При ведении спасательных операций даже у хорошо подготовленных, опытных спасателей, особенно в начальный период, могут возникать кратковременные реакции, связанные с восприятием катастрофы: заторможённость или, напротив, возбуждение, слёзы, слабость, тошнота, сердцебиение и другие. Их не следует воспринимать как срывы. Эти явления достаточно хорошо можно корригировать мерами психологической поддержки и помощи, а при необходимости - фармакологическими препаратами. Как правило, такие явления быстро проходят, не дезорганизуя деятельность спасателей, и не становятся основанием для отстранения их от участия в аварийно-спасательных работах.
  • В условиях длительного ведения спасательных работ может присутствовать весьма характерная динамика состояния их участников, связанная с хронизацией переживаемого ими стресса. При этом чувство опасности, мотивация на оказание помощи, сначала игравшие
  • роль активирующих стимулов, в связи с истощением функциональных резервов и астенизацией уходят на второй план. Снижаются активность и работоспособность, повышается уровень тревоги, напряжён- ности, могут возникать затруднения в принятии решений, анализе ситуации, вычленении главного из множества обстоятельств.
  • Независимо от характера профессиональной деятельности изменения психического здоровья возникают в среднем у 30 % специалистов. Опыт психиатрии катастроф свидетельствует о том, что в возникновении психических нарушений ведущая роль принадлежит не столько самой ЧС, сколько тому, как личность воспринимает, переживает и интерпретирует данное событие. Любая ситуация как многофакторное явление может стать в психолого-психиатрическом плане чрезвычайной, если она воспринимается, переживается и интерпретируется как личностно значимая, а её переживание может превысить индивидуальные компенсаторные ресурсы данной личности.

Наши рекомендации