Препарирование зубов с сохранением центрального соотношения челюстей
При необходимости одновременного препарирования моляров и премоляров вначале нужно продумать, как сохранить центральное соотношение челюстей и межальвеолярное расстояние. Можно снять слепок до препарирования, а после препарирования одномоментно сделать временный мостовидный протез из самотвердеющей пластмассы.
Если необходимо препарирование зубов под мостовидные протезы большой протяженности, лучше сначала препарировать зубы на гипсовых моделях, а изготовленные лабораторным путем мостовидные протезы уточнить после препарирования самотвердеющей пластмассой.
Рис. 10.10. Продолжение.
Д — готовые постоянные мостовидные протезы на моделях челюстей в артикуляторе «Стратос 200»: а — центральная, б — передняя, в — правая боковая, г — левая боковая окклюзии; Е — вид протезов в полости рта; Ж — графическая регистрация движений нижней челюсти: функциограммы (вверху) и аксиограммы (внизу). Улучшение всех показателей после лечения (а — до, б — после лечения).
При отсутствии большого количества зубов до препарирования нужно определить центральное соотношение (центральную окклюзию) жесткими базисами с валиками, а во время и после препарирования эти валики дополнять пластмассовыми накладками на препарированные зубы. Для этой цели можно сделать временный съемный протез или окклюзионную шину.
Более сложный метод — сохранение межальвеолярного расстояния с помощью центрального опорного штифта функциографа, который устанавливают на небной пластинке (он концом упирается в площадку на нижнем базисе). До препарирования устанавливают нужную длину штифта до его упора в площадку, затем препарируют зубы. С помощью этого приспособления сохраняется необходимый зазор между препарированными зубами и их антагонистами.
Если после препарирования жевательных зубов межальвеолярное расстояние уменьшается, то возникает та же ситуация, как при потере боковых зубов: смещение суставных головок (одно- или двустороннее), травма мягких тканей сустава, дислокация суставного диска, мышечно-суставная дисфункция с болевым синдромом, структурные изменения внчс.
При изучении положения центра тяжести тела на горизонтальной биометрической площадке было установлено, что одностороннее уменьшение межальвеолярного расстояния и потеря боковых зубов приводят к тому, что при сжатии челюстей голова отклоняется в соответствующую сторону. При отсутствии боковых опорных зон у исследуемого во время сжатия челюстей наблюдается отчетливое дистальное перемещение центра тяжести тела. После восстановления опорных зон локализация центра тяжести тела восстанавливается [Lotzmann U., 2000].
Приводим пример осложнений после чрезмерного препарирования зубов.
Пациентка X., 42 лет, обратилась на консультацию из районной поликлиники по поводу резких болей в околоушно-жевательной области.
Объективно: двустороннее отсутствие всех моляров на верхней и нижней челюстях. Все премоляры по высоте чрезмерно препарированы и на них изготовлены золотые штампованные коронки. Съемными протезами больная не пользуется из-за боли и неудобств.
На томограммах ВНЧС справа и слева в привычном прикусе обнаружено резкое смещение обеих суставных головок назад и вниз (рис. 10.10).
Проведена коррекция имеющихся съемных пластиночных протезов, а затем на них изготовлены окклюзионные накладки на премоляры верхней и нижней челюстей.
Томографический контроль ВНЧС показал двустороннее центрированное положение суставных головок. Через несколько дней жалобы больной значительно уменьшились. Через 3 мес после получения стойкого эффекта были изготовлены бюгельные протезы с окклюзионными накладками на премоляры.
Боли, возникшие после потери межальвеолярного расстояния, были обусловлены смещением нижней челюсти и суставных головок назад, травмой задисковых зон ВНЧС, поэтому возник болевой синдром мышечно-суставной дисфункции.
5.3. Самостоятельная работа по теме:
- курация больных;
- заполнение историй болезни;
- разбор курируемых больных.
5.4. Итоговый контроль знаний:
- ответы на вопросы по теме занятия;
- решение ситуационных задач, тестовых заданий по теме.
Контрольные вопросы по теме занятия:
1. Опишите метод работы с лицевой дугой.
2. Метод регистрации резцового пути.
3. Понятие окклюзии.
4. Методы моделирования окклюзионной поверхности.
5. Окклюзионные движения нижней челюсти.
Тестовые задания по теме.