Мандала в качестве проективного средства

Чтобы моя интерпретация мандалы была точна и содержательна, я стараюсь рассматривать ее «свежим взглядом», «наивно», восприни­мать ее не разумом, а чувствами, так, как воспринимают музыку. Часто я располагаю лишь самыми краткими сведениями о пациенте — я знаю только, мужчина это или женщина и в каком положении следует рас­сматривать работу. Также на рисунке обычно ставится дата. В тех же случаях, когда я имею опыт личного общения с пациентом, я пытаюсь соотнести свои впечатления о нем с его работой. И в той, и в другой ситуации есть свои преимущества и недостатки.

В процессе восприятия работы пациента, я думаю, у меня проис­ходит изменение состояния сознания и я становлюсь с ней одним це­лым. Мандала становится для меня своеобразным катализатором: воз­никают определенные ощущения, чувства, мысли и ассоциации. Я на­чинаю испытывать глубокую эмпатию к автору рисунка. Мандала воспринимается мной как моментальный снимок, фиксирующий один из моментов жизненного процесса, и в этом смысле имеющий времен­ные границы.

Мандала также может восприниматься как капля взятой на анализ крови, по которой можно определить, что за изменения происходят в организме и каков эффект лечения. И это — не единственная аналогия с биологическими пробами: мандалу можно рассматривать еще и как живую клетку, обладающую целостностью и жизнеспособностью. Гар­мония и красота присущи «здоровым» мандалам, так же как они прису­щи здоровым живым организмам.

Восприятие мандалы представляет собой процесс, предполагаю­щий некий диалог и взаимодействие. Невербальный, иррациональный, интуитивный способ познания может быть при этом столь же валид­ным, как и рациональный, аналитический.

- 32 -

Одна из книг, оказавших на меня большое влияние, — это книга «Символическое и реальное» Иры Прогофф (Progoff, 1963). Говоря об интеграции, Прогофф приводит хасидский текст: «Это дорога, но не та дорога, по которой просто идут. Это дорога, которую ты создаешь сво­ими руками. Один за другим ты носишь тяжелые камни и потом мос­тишь ими свой путь. Дорога возникает у тебя под ногами, ибо реаль­ность - это не символ, который ты интерпретируешь. Реальность, как и отношения человека с истиной, растет как ткань его жизни» (Progoff, 1963, р. 212). Этот текст в свое время поразил меня, и я продолжаю обращаться к нему до сих пор. Он помог мне понять многие вещи, свя­занные с восприятием мандалы и внутренним диалогом с нею. Боль­шее значение в ходе последнего имеет символическая коммуникация. Чтобы эффективно использовать мандалу в качестве психотерапевтического и диагностического средства, психотерапевт должен обладать двумя важнейшими качествами — развитым эстетическим чувством и толерантностью к неопределенности. Иногда, глядя на мандалу, невоз­можно в ней уловить никакого смысла. Тогда я останавливаю свое ра­циональное мышление и просто жду. Такое ожидание в состоянии по­коя, так же как пауза в музыкальном произведении (или как пустота в сосуде), предполагает временное подавление потребности в понима­нии (в данном случае, визуального материала) и часто оказывает интег­рирующее воздействие. Моменты тишины и «молчания» разума обыч­но предшествуют переходу на новый, более глубокий, уровень воспри­ятия и понимания работы.

Для понимания содержания мандалы — как психотерапевтом, так и пациентом — бывает полезно представить, что созданный пациентом визуальный образ — это один из моментов сновидения. Иногда на ри­сунок нужно помедитировать, прежде чем он откроет свой смысл. Иног­да изображение вызывает у психотерапевта и у пациента волну разных чувств и мыслей. Открывая свое сознание для всей этой информации, ее следует затем подвергнуть вторичной «переработке».

Иногда, если пациент создает за определенный период времени Целую серию мандал, можно видеть, как цвета из внутренней части изображения перемещаются во внешнюю его часть или наоборот, что отчасти напоминает то, как распускается цветок. В других случаях оп­ределенные цвета и формы с течением времени перемещаются из левой нижней части мандалы (той части, которая отражает преимуще-

- 33 -

ственно бессознательные процессы) в ее верхний левый сектор и да­лее — в ее верхнюю точку и в правую часть (те части, которые отража­ют сознательные процессы и трансформацию сознания).

Мой опыт показывает, что существуют две основные категории изображений. Одна из них включает симметричные мандалы, напоми­нающие цветок или апельсин в разрезе. Такие мандалы отражают ис­ключительно текущий момент времени; при этом отсутствующие в ри­сунке цвета и формы связаны с тем психическим материалом, который в настоящий момент находится за пределами осознания. Композицион­но более сложные мандалы, в разных секторах которых представлены разные цвета и формы, относятся ко второй категории изображений. Такие мандалы часто отражают как осознаваемый, так и неосознавае­мый материал, который, возможно, более полно раскроется в дальней­шем.

- 34 -

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФОРМЫ

Наши рекомендации