Глава 1 наркомания и токсикомания

ИЗ ИСТОРИИ НАРКОТИКОВ

Об употреблении наркотических веществ известно давно. В доисторические времена оно разрешалось только избранным (вождям, шаманам, жрецам), поскольку наркотики вызывают изменение душевного состояния. Простым смертным это было строго запрещено, и если кто-то нарушал запрет — его ждала жестокая кара. Наркотические вещества употреблялись толь­ко для общения с «высшими силами». Рецепты приготовления снадобий тщательно охранялись, что в известной мере огра­ничило их распространение и уберегло народы.

Кстати, врачи в древности использовали наркотические ве­щества в медицинских целях. Существует знаменитый трактат «Папирус Эберс», в котором говорится о том, что многие ле­карства, использовавшиеся в античные времена, содержали наркотики. Гиппократ считал их весьма эффективным лечеб­ным средством. Наркотические вещества использовались вра­чами древности наряду с традиционными методами для лече­ния душевных заболеваний. Приняв дозу наркотика, пациенты должны были провести ночь в храме, чтобы услышать голос божества, которое сообщит, какое лечение необходимо.

Загадка наркотических растений, их необычные действия на психику человека послужили основой многочисленных ми­фов и легенд у многих народов мира. В частности, существует Древняя легенда о гашише. Согласно ей, несколько волосков с головы божества Вишну были унесены в чудесную долину и превратились в необычные растения, которые могли рассме­шить даже самого печального человека. Так родился гашиш. Но самым первым, известным в истории растением с наркоти­ческим действием был мак. На глиняных табличках, обнару­женных на территории современного Ирака, остались рецеп­ты приготовления и употребления опиума. Шумеры — жители южной территории современного Ирака — называли его «чиль», что означает «радость». В Малой Азии служители культа пили наркотические вещества, смешивая их с вином, и утверждали, что так они постигают сущность времени. Инки жевали с этой целью листья коки, индейцы Южной Америки до сих пор кла­дут их в рот усопшего, рассчитывая таким образом на благо­склонность божества. В религиозных целях использовались и галлюциногенные грибы. Вообще вера в божественность гри­бов была широко распространена у древних народов (Мексика, Япония, Таджикистан). В Гватемале были найдены каменные грибы (насчитывающие около трех тысяч лет), и есть свидетель­ства о том, что индейцы Майя также исповедовали культ грибов.

В Европе первым лечебное средство, изготовленное из опиу­ма, применил швейцарский врач, естествоиспытатель и фило­соф Парацельс. Опий он назвал камнем бессмертия, и изго­товленные на его основе препараты широко использовались в практической медицине.

А вообще Европа узнала о наркотиках в конце XIII в., когда крестоносцы привезли опиум с Ближнего Востока. В XVII в. знаменитый английский врач Томас Сайденхэм открыл свой способ получения опиума. Первые препараты этого вещества носили название лаудан. Здесь важно отметить, что примене­нию опиатов во врачебной практике способствовало и его упо­требление в медицинских целях.

В 1805 г. аптекарь Зертюрнер выделил первый алкалоид опиума и дал ему название «морфин» в честь Морфея, грече­ского бога сна (по другим данным, морфин был открыт в 1806 г. Сегэном, химиком наполеоновской армии). Когда же была изо­бретена игла для подкожных инъекций, возникло ошибочное и опасное заблуждение, что такое введение препарата не вызы­вает привыкания, но этот метод ускорил возникновение мор­финизма, и в XIX в. можно было уже говорить о массовом упо­треблении наркотиков.

Героин, который оказался в три раза сильнее и во много раз опаснее, был впервые произведен в 1898 г. в Германии, потес­нил морфин, и его распространение приняло в Европе, а затем и в США эпидемический характер, влекущий в свои ряды все новые жертвы. В отличие от опиума, действие которого длится 10-12 часов, героин имеет быстрый и кратковременный эффект, что заставляет наркомана делать инъекции каждые три часа.

С незапамятных времен известно наркотическое действие некоторых веществ, получаемых при переработке конопли. Они имеют разнообразные названия: шарас, банг, коннабис, ма­рихуана, гашиш.

Еще в XII в. Эби Бейтар отмечал, что гашиш в больших дозах приводит к бреду и безумию, а в конечном итоге — оту­пению и слабоумию. Само название «марихуана» происходит от португальского «марижуанго», что значит отравитель. Не­смотря на достаточно известную опасность и пагубные послед­ствия употребления препаратов индийской конопли, этот вид наркомании относится к наиболее распространенным и оста­ется предметом самой широкой контрабандной торговли. Марихуану завезли в Европу в XIX в. из Египта и Индии, а в США — позднее, в годы экономического кризиса, из Мек­сики (по данным официальной статистики, число американцев, курящих марихуану, — около 8 млн). С этого времени в стране стремительно растет число преступлений, несчастных случа­ев на дорогах (препарат существенно влияет на внимание, ко­ординацию и ориентировку водителей).

В 1938 г. швейцарский химик Альберт Хоффман из ржаной спорыньи получает лизергиновую кислоту, что придает нарко­мании размах, доселе не известный в мире (ЛСД в 4000 раз силь­нее других наиболее известных наркотиков). Этот препарат относится к группе психотомиметиков — наркотиков, способ­ных вызывать психозы, сопровождающиеся грубыми наруше­ниями ориентировки, бредом, галлюцинациями, чувством тре­воги и страха. Оказалось, что этот препарат может также влиять на хромосомы и ведет к рождению неполноценного потомства.

Эта особенность — влиять на развитие потомства — отме­чена и у других наркотических веществ. По данным статистики, в 70% семей наркоманов рождаются дети-уроды, но процесс синтеза новых наркотических веществ не останавливается. Од­новременно с ростом потребления сильных наркотических средств растительного происхождения все более популярны­ми становятся у наркоманов синтетические препараты и — прак­тически ежегодно — на черном рынке появляются новые силь­нодействующие наркотики, еще более усугубляя и без того сложную ситуацию.

До конца XIX в. наркомания не входила в орбиту серьезных международных медицинских проблем. Но с развитием техни­ческого прогресса и началом лабораторного производства ал­калоидов опиума и кокаина наркомания получает эпидемиче­ское распространение. Если десяток лет тому назад слова «нар­котики», «наркобизнес», «наркоманы» у нас существовали исключительно в качестве красочных мазков к западному образу жизни, то потом проблему открыли в России и изуми­лись ее масштабу.

Развитие транспорта, открытость границ, международная торговля сократили расстояние между странами и народами, что также способствовало распространению наркомании.

Употребление наркотиков — явление повсеместное. Оно встречается у мужчин и женщин, во всех этнических и соци­альных группах.

Особую боль вызывает распространенность нарко- и токси­комании в подростковой среде. С каждым днем в безумный омут вовлекается все больше и больше молодых людей, все чаще связаны с этими явлениями факты смерти и насилия.

Ведь наркомания как социальное явление живет и развива­ется за счет вовлечения в процесс потребления наркотиков но­вых жертв. Поскольку особенно быстро наркомания распро­страняется среди молодежи, то отсюда и такие последствия, как ВИЧ-инфекции, гепатит С, рождение больных детей, сни­жение продолжительности жизни. В России число ВИЧ-инфи­цированных потребителей наркотиков может приблизиться к миллиону человек.

Стремительное распространение наркомании несет за со­бой угрозу национальной безопасности России.

О НЕКОТОРЫХ ТЕРМИНАХ

Дадим определение ряда терминов, употребляющихся в нар­кологии.

Слово наркоманиясостоит из двух корней. «Narke» — оцепе­нение, онемение; «mania» — безумие, сумасшествие, болезненное пристрастие. Можно сказать, что наркомания — это добро­вольное сумасшествие.

Наркомания— это заболевание, характеризующееся злоупот­реблением наркотическими веществами и болезненным при­страстием к ним. В результате образуется стойкая психиче­ская и физическая зависимость от наркотика с развитием аб­стинентного синдрома при прекращении его приема. При дан­ном заболевании возникает состояние, изменяющее психику и поведениенаркомана.

Полинаркомания— это заболевание, при котором выявля­ется зависимость от двух и более наркотических веществ, при­меняемых одновременно или в различной последовательности.

Если наркомания возникает в результате злоупотребления лекарственными или иными средствами, занесенными в спи­сок наркотиков,то болезнь, связанная со злоупотреблением ле­карственными или иными веществами (ацетон, бензин, клеи, растворители, нитрокраски и др.), не отнесенными к наркоти­кам, называется токсикоманией.

С точки зрения юридической и социальной, больные нарко­маниями и токсикоманиями являются разными контингентами. В то же время с позиции медицины, с позиции клиники — это одна группа больных, требующая единого терапевтического и реабилитационного подхода.

Наркотизм- это эпизодическое или умеренное употребле­ние наркотических веществ. При этом отсутствует или в не­значительной степени имеется потребность в увеличении дозы, отсутствуют элементы психической зависимости, нет компульсивного влечения к наркотику.

Наркотики— это вещества, включенные в список Постоян­ного комитета по контролю за наркотиками, который утвер­жден Минздравом Российской Федерации.

Таким образом, к наркомании относятся только те случаи немедицинского употребления веществ или лекарственных средств, которые в установленном порядке отнесены к нарко­тическим средствам.

Наркотическое вещество включает в себя три критерия:

• медицинский

• социальный

• юридический, или правовой

Медицинский критерий наркотического вещества состоит в том, что употребляемое вещество приводит к специфическому воздействию на центральную нервную систему (галлюциноген­ное, стимулирующее, седативное и др.).

Социальный критерий — заключается в следующем: немеди­цинское применение наркотических веществ приобретает мас­совый характер, что становится социально опасным (рост пре­ступности, несчастные случаи и самоубийства, тяжелые про­блемы с собственным здоровьем и здоровьем будущего потом­ства, уменьшение продолжительности жизни, проституция, рас­пространение ВИЧ-инфекции, гепатита С и др.).

Юридический, или правовой критерий— характеризуется тем, что определенные уполномоченные инстанции должны при­знать данное вещество наркотическим и включить его в спи­сок наркотических препаратов.

Психотропные вещества— к ним относятся средства, «кото­рые вызывают патологическое привыкание, оказывают стиму­лирующее или депрессивное воздействие на ЦНС, вызывают галлюцинации или нарушения моторной функции, мышления, поведения, восприятия, настроения» («Конвенция о психо­тропных веществах» принята международным сообществом в 1971 г.). Психотропные препараты применяются для лечения ряда психических заболеваний. Некоторые из этих средств, так же как и наркотики, могут вызывать привыкание и пристра­стие и использоваться в немедицинских целях.

Психоактивные вещества— обобщающий термин, куда вхо­дят наркотики, психотропные средства и вещества, вызываю­щие токсикоманию. Все они обладают одним общим свойст­вом — способностью влиять на человеческую психику.

КЛАССИФИКАЦИЯ НАРКОТИКОВ

Делалось немало попыток создать классификацию нарко­тиков. Они основывались на таких признаках, как воздействие на организм, происхождение, химическое строение и др.

Пятницкая И. Н. выделяет следующие три основные груп­пы наркотиков:

1. Седативные препараты— опиатные наркотики: морфин, омнопон, героин, промедол, кодеин и др. и снотворные барбитуратной группы: этаминал-натрий, фенобарбитал и др.

2. Стимулирующие препараты— эфедрин, эфедрой, фена­мин, кокаин, экстази, первитин и др.

3. Психоделические препараты (изменяющие сознание) —ЛСД, псилоцибин, марихуана, гашиш и др.

Другая классификация выделяет пять групп наркотических веществ:

1. Группа препаратов опия,содержащих опиумные алкалоиды и их производные — героин, морфин, омнопон, кодеин, дио­нин, текодин и т.д. Сюда же относятся синтетические замени­
тели с морфиноподобным действием — фентанил, промедол, фенадон и др.

2. Препараты конопли(индийской или южноамериканской) — гашиш, анаша, банг, хурус, план, марихуана и др.

3. Препараты снотворного, успокаивающего действия,отнесенные к наркотикам, например: ноксирон, амитал натрия (барбамил).

4. Группа стимуляторов нервной системы —пробуждающие амины (фенамин, первитин, риталин), сюда же относится кокаин, получаемый из южноамериканского кустарника коки.

5. Галлюциногены(психоделики, психотомиметики). Груп­па насчитывает свыше 100 природных и синтетических препаратов. Наиболее известные — псилоцибин, получаемый из гри­бов, и мескалин, производимый из определенного вида какту­са; из синтетических — диэтиламид лизергиновой кислоты (LSD), дипропилтриптамин (DPT) и 3,4-метилендиоксимемфетамин (MDMA, экстази).

Вещества, злоупотребление которыми приводит к формиро­ванию токсикомании,можно классифицировать следующим образом:

• снотворные, производные барбитуровой кислоты: этаминал-натрий (нембутал), фенобарбитал (люминал). Сюда же вхо­дят снотворные, не относящиеся к барбитуратам: хлоралгид­рат, нитразепам (эуноктин, радедорм) и т.д.

• группа успокаивающих средств — транквилизаторов: диазепам (седуксен, реланиум), мепробамат, тазепам, феназепам, хлордиазепоксид (элениум) и т.д.

• группа стимуляторов центральной нервной системы, не от­несенных к наркотикам, таких, как крепкий чай (экстракт) — «чифир», кофеин, центедрин

• группа холинолитиков: циклодол, артан, ромпаркин, наком и т.д.

• группа антигистаминных препаратов: димедрол, дипразин (пипольфен), супрастин

• средства бытовой и промышленной химии: летучие растворители, эфир, хлороформ, бензин, ацетон, керосин, толуол, этиленгликоль, пятновыводители, синтетические клеи, лаки, нитрокраски, дезодоранты в баллонах и т.п.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРКОМАНИЙ

Пристрастие, злоупотребление наркотиками у каждого чело­века происходит по-разному. Но есть одна общая закономерность: приобщение к ним вызывает зависимость и развитие заболева­ния — наркоманию.

С чего же все начинается? Начинается всегда с первой про­бы наркотика. Одни, попробовав, больше никогда не принима­ют их. Другие — пробуют раз, другой, эпизодически, от случая к случаю, периодически, не замечая, что постепенно формиру­ется привыкание,а затем и зависимость от наркотика. Зависи­мость возникает настолько сильная, что самостоятельно спра­виться с этим невозможно, нужна квалифицированная меди­цинская помощь. Время формирования зависимости от наркотика определяется многими причинами. Но для всех наркома­ний существует определенная закономерность их развития.

Общая характеристика наркоманий (токсикомании):

• непреодолимое влечение и прием препаратов (пристрастие к ним)

• тенденция к повышению количества принимаемого ве­щества

• психическая (психологическая), а затем и физическая (физиологическая) зависимость от препаратов. Психическая за­висимость возникает в процессе привыкания к наркотику

Для привыканияхарактерно:

• желание (но не непреодолимое) дальнейшего приема нар­котика с целью улучшения настроения

• незначительная тенденция или ее отсутствие к увеличе­нию дозировки

• некоторая степень психической зависимости от эффекта наркотика, но отсутствие физической зависимости, что озна­чает отсутствие абстинентного синдрома

• отрицательные последствия если и наступают, то касают­ся только личности наркомана

Для зависимостихарактерно:

• сильное желание или непреодолимая потребность (навязчивое состояние) дальнейшего приема наркотика, а также по­пытки получить его любой ценой

• тенденция увеличения дозировки по мере развития зависи­мости

• психическая (психологическая или эмоциональная) зависимость от эффекта наркотиков

• губительные последствия для личности и общества

Для наркомании характерно развитие трехсиндромов:

• синдром измененной реактивности организма к действию данного наркотика (защитные реакции, толерантность, форма опьянения и потребления)

• синдром психической зависимости (обсессивное влечение,
психический комфорт в интоксикации)

• синдром физической зависимости (компульсивное влече­
ние, потеря контроля над дозой, абстинентный синдром, физи­
ческий комфорт в интоксикации)

Чтобы лучше понять сущность наркомании, дадим опреде­ление этих синдромов.

Синдром измененной реактивностивключает:

• изменение формы потребления

• изменение толерантности[1]

• исчезновение защитных реакций при передозировке

• изменение формы опьянения

Синдром зависимости (психической и физической) – это«...психическое, а иногда даже физическое состояние, харак­теризующееся определенными поведенческими реакциями, ко­торые всегда включают настоятельную потребность в посто­янном или периодически возобновляемом приеме определен­ного средства для того, чтобы избежать неприятных симпто­мов, обусловленных прекращением приема этого средства» (ВОЗ, 1969).

В обзоре М. Л. Рохлиной (1999) отмечается, что понимание механизмов наркотической зависимости существенно расши­рилось в течение последних двух десятилетий в связи с прогрессом знаний в области функционирования нейрохимических систем мозга, их рецепторов и нейротрансмиттеров. Это дало основание D. S. Nutt (1997) высказать следующее положение: «Вещества, к которым развивается зависимость, обладают спе­цифичностью, в основе которой лежит их действие на мозго­вые рецепторы и нейротрансмиттеры». Рассматривая особенности отдельных наркотиков, он выделяет основные точки при­ложения их действия: опиаты — агонисты опиатных рецепто­ров; стимуляторы (кокаин, амфетамин) — блокада обратного захвата дофамина и увеличение его выделения; седативные средства (бензодиазепины, барбитураты) — усиление эффек­тов ГАМК-рецепторов и т.п. На уровне нейротрансмиттерных систем действие различных наркотиков может конвергировать и главными путями их общего влияния являются дофаминергическая (особенно ее мезолимбическолобный отдел) и эндоген­ная опиоидная системы.

В соответствии с данными о полных и частичных агонистах и антагонистах рецепторов и установлении зависимости эф­фективности наркотика от силы его взаимодействия с рецеп­тором возникло представление, согласно которому было сфор­мулировано следующее положение: чем более эффективно это взаимодействие, тем более наркогенным является соответст­вующее вещество (Nutt D. S., 1997). Это видно на примере ве­ществ опийной группы, где полные агонисты опиатных рецеп­торов, такие как морфин, выступают значительно более силь­ными наркотиками, чем частичные агонисты. Последние дей­ствуют мягче, вместе с тем занимая соответствующие рецеп­торы, они конкурируют с полными агонистами, и это может иметь большое значение в разработке новых методов терапии наркоманий и токсикомании.

Механизм действия наркотиков рассматривается сейчас и на уровне клеточных и субклеточных механизмов — экспрес­сии генов, изменения активности внутриклеточных ферментов, концентрации ионов в клетке (Jaffe H. S., 1989).

Длительный прием опиатов вызывает гиперчувствитель­ность дофаминергической, норадренергической, серотонинергической и холинергической систем мозга. Одновременно при этом отмечается торможение активности адренергических ней­ронов в голубом пятне (locus cereleus). Усиление этой активно­сти играет роль в развитии абстиненции, а применение а2-адренергических агонистов (например, клонидина), которые тор­мозят активность нейронов в голубом пятне, возможно при ле­чении такой абстиненции. Кроме того, опиаты могут нарушать экспрессию генов, кодирующих опиоидные нейротрансмит-теры, а также влиять на С-белки, которые служат трансдукторами между генерирующими сигналы рецепторами и вторич­ными мессенджерами, такими, например, как циклическая АМФ(цАМФ).

Психическая зависимость— это форма отношения между наркотиком и личностью, а его степень зависит как от специ­фичности эффекта наркотика, так и от потребностей лично­сти, которые этот наркотик удовлетворяет. Возникает психи­ческое влечение к наркотику и способность достижения психи­ческого комфорта в состоянии опьянения.

Физическая зависимость— это состояние адаптации, выра­жающееся в явных нарушениях физиологии в случае прекра­щения употребления наркотиков или в случае нейтрализации их эффектов посредством применения соответствующих анта­гонистов. Это явление находится в непосредственной связи с фар­макологическим действием наркотика на живую клетку.

Физическая зависимость включает:

• физическое (компулъсивное) влечение

• способность достигать состояния физического комфорта в интоксикации

• абстинентный синдром (П. Д. Шабанов, О. Ю. Штакельберг, 2001)

Позитивная привязанность отмечается тогда, когда нарко­тик принимают для достижения приятного эффекта (эйфория, «кайф», чувство бодрости, повышенное настроение). Физиче­ская зависимость означает тягостные и даже мучительные ощу­щения — «ломка», болезненное состояние при перерыве в по­стоянном приеме наркотика (абстинентный синдром — синдром воздержания или синдром отмены). От этих ощущений избав­ляет прием наркотиков, которые наркоман стремится добыть любым путем, даже преступлением.

Чаще всего наблюдается так называемая негативная привязанность: прием наркотика для того, чтобы избавиться от напряжения и плохого самочувствия.

ПРИЧИНЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ

Самыми высокими темпами развивается наркомания в моло­дежной среде. Приобщение к наркотикам начинается, как пра­вило, в подростковом возрасте (13 лет), известны и более ран­ние случаи — в возрасте 9-10 лет. Подростковый возраст яв­ляется самым опасным периодом формирования аддиктивного поведения. Ни один период жизни человека не имеет столько названий, как подростковый: трудный, переходный, критиче­ский. Происходит сложный переход из детства к взрослой жиз­ни: формирование «Я-концепции», самосознания и самодисци­плины, половое созревание.

Жажда самоутверждения, соответствуя при этом нормам, принятым в среде сверстников, является закономерным явле­нием в подростковой среде. Уход из семьи, принадлежность к «стае», одобряемые сверстниками факты нарушения закона формируют у подростков как индивидуальность, так и чувство принадлежности к коллективу. Общество и социальная среда влияют на процесс приобщения к наркотикам (Г. Коен с соавт., 1998).

• Родителиформируют у ребенка представление о нормах и ценностях жизни, поэтому они могут оказать огромное влия­ние, как положительное, так и отрицательное, на приобщение подростка к наркотикам. Оно зависит от того, употребляют ли наркотики их родители. Ряд исследований показывает, что в семьях, где родители употребляют наркотические вещества, подростки или полностью воздерживаются от их употребления,
или среди них наблюдается наиболее высокая распространен­ность употребления наркотиков.

• Семьяи характер взаимоотношений в ней оказывают силь­ное влияние на употребление наркотиков подростками, кото­рое коррелирует с необоснованным применением мер принуж­дения, отсутствием взаимопонимания между родителями и деть­ми, равнодушием родителей и отсутствием контроля с их сто­роны. Подростки могут пытаться справиться с семейными про­
блемами при помощи наркотиков. И, наконец, несоизмеримо

чаще случаи употребления наркотиков встречаются среди детей из неполных семей или воспитываемых приемными родителями.

• Сибсы (родные братья и сестры) могут являться как поло­жительными, так и отрицательными примерами для подража­ния, а также поставщиками наркотиков. Что касается мужчин, то старшие братья оказывают сильное положительное или от­
рицательное влияние на младших в ситуации, когда наркотики употребляют родители или сверстники.

• Пихологические особенности,а именно: низкая самооцен­ка, подверженность влиянию сверстников и психические забо­левания (депрессивный синдром, маниакальный синдром и син­дром дефицита внимания) — влияют на начало употребления наркотиков в раннем возрасте.

• Врачимогут оказать положительное воздействие, но, к сожалению, они в ряде случаев назначают лекарства, которыми потенциально возможно злоупотребление, например, анаболи­ческие стероиды, бензодиазепины и опиаты.

• Продавцы наркотиков,как было установлено, не оказыва­ют серьезного влияния на приобщение к наркотикам.

• Массовая культурапо-разному отражает проблему упо­требления наркотиков. Формирование ее осуществляется по­ средством рекламы, телевидения, кино- и видеопродукции.

Мотивыупотребления наркотиков:

• любопытство

• завоевание популярности

• облегчение контактов

• стремление к подражанию

• конфликты

• безделье

• страх перед жизненными трудностями

Каковы бы ни были мотивы употребления наркотиков, общество и социальная среда приобретают особое значение в процессеприобщения к наркотикам и формировании психологи­ческих особенностей подросткового возраста.

Психологические особенности подросткового возраста или подростковый комплекс нередко сопровождаются сущест­венными нарушениями поведения — «пубертатный криз» (Homburger, 1986) или так называемый «трудный возраст».

Эту проблему пристально изучает подростковая психиат­рия — раздел психиатрической науки, изучающий особенно­сти проявления, течения, причины и механизмы развития пси­хических нарушений в период полового созревания, а также особенности их лечения и предупреждения в данном возрасте, научные основы организации психиатрической помощи под­росткам. В своей монографии А. Е. Личко (1991) подробно ос­танавливается на особенностях подросткового возраста, под­робно описывает свойственные ему реакции и состояния. Ав­тор подчеркивает, что подростковый возраст труден прежде всего для самого ребенка, когда происходит сложный процесс становления характера. Подросток чрезвычайно возбудим, склонен к переменам настроения. Его отношения с окружаю­щими напряжены и эмоциональны. Он неровен со сверстника­ми, конфликтен с родителями, противится всему, что хоть в ка­кой-то мере ущемляет его интересы. Подростковый период по­добен ветрянке, которой надо переболеть, и подавляющее боль­шинство подростков благополучно проходят через «рифы» и «отмели» трудного возраста. Но кое-кто оказывается выбитым из колеи. Особенно сильно здесь сказывается влияние среды и ближайшего окружения, в это время человек особенно воспри­имчив к происходящему вокруг — как к хорошему, так и дурно­му. По образному выражению известного психиатра, характер подростка подобен расплавленному металлу, из которого мо­гут быть отлиты разные формы. Пройдет время, возмужает человек, застынет металл — изменить характер будет поздно.

• Количество пробовавших наркотики учащихся в 11-х клас­сах в 2 раза превышает количество учащихся, пробовав­ших наркотики, в 7-х — 8-х классах

• Каждый десятый школьник знает вкус наркотика.

• Чаще всего пробуют наркотики на дискотеках и в подъез­дах

• 90% опрошенных школьников самым популярным местом покупки наркотиков назвали дискотеку

Какую же роль играет наследственность? Конечно, в каж­дом характере есть наследственное ядро. Но в значительной степени наследственными бывают лишь задатки. Разовьются они или нет — это зависит от условий жизни, среды, воспита­ния, от того, как поведут себя родители, педагоги, окружаю­щие подростка люди. От них зависит многое, иногда судьба человека. Не надо думать, что молодежь знает нечто такое, что недоступно взрослым. Юные неопытные люди еще очень мало знают о жизни, и их непримиримость, максимализм по отношению к взрослым лишь маскируют потребность в дейст­вительном учителе жизни. Эти негативные реакции временны, основаны больше на эмоциях и проходят с возрастом.

Беда заключается в том, что пока дети взрослеют, они мо­гут совершить много непоправимых поступков, за которые всю жизнь будут расплачиваться.

Одной из частых причин превращения трудных подростков в правонарушителей является их неудовлетворенность своим положением среди одноклассников. А так как вне общения под­росток жить не может, он активно ищет себе соответствую­щую среду и находит — вне школы. Желая занять достаточно высокое положение в компании, он прибегает подчас к непри­емлемым в нравственном и социальном отношении способам «возвысить» себя над окружающими. Страх быть отвергнутым группой сверстников, «осрамиться» или невыгодно отличаться от приятелей, стремление быть «не хуже других», быть на уров­не соответствующего в его окружении стандарта нередко тол­кает подростка к дерзким поступкам, токсическим веществам, спиртному и даже к правонарушениям. Подросток может быть одновременно агрессивным и боязливым, решительным и роб­ким, он стремится к независимости, но, будучи несамостоятель­ным, испытывает страх перед реальностью — становится бо­лее зависимым, чем в детстве. Подросток действует подобно тому водителю автомобиля, который одновременно нажимает на педали газа и тормоза. В этот чрезвычайно эмоциональный период жизни все чрезмерно, все душевные движения: любовь и ненависть, вражда и дружба, привязанности и антипатии, пре­клонение и непримиримость, наглость и застенчивость и дру­гие полярно противоположные качества. И поэтому жестокость, если случается, нередко рука об руку идет с чувствительно­стью и даже сентиментальностью.

Важная проблема возраста — одиночество. Долгое время писали, что одинокими люди у нас быть не могут. Потом от­крыли, что существует одинокая старость. Теперь с удивлени­ем пишут, что одиночество волнует подростков. Чувство это имеет не только социальные, но и психологические причины. Одиночество в юности переживается острее всего, потому что идет формирование личности, человек осознает свою непохо­жесть на других, это его одновременно радует и пугает, влечет к другим и отталкивает. Потому юность одновременно самый коллективный, общительный и самый одинокий возраст.

Уместен вопрос: есть ли у мальчишек, которых мы называ­ем трудными, другой, легальный способ утвердить себя, про­явить свою доблесть?

Учатся они в большинстве своем плохо, и это не столько вина их, сколько беда. Но беда, которой никто не сочувствует, а напротив, «все гонят, все клянут» — учителя, родители, вос­питатели. Ему, который плохо учится, заказана дорога в спор­тивную секцию, драмкружок и т.д.

Считается: зачем ему тратить время на тренировки — пусть учит уроки. А он сидит — и не учит. И не может учить, пока не найдет такой почвы, на которой могли бы прорезаться силь­ные стороны если не ума, то характера. Он испытывает ост­рейшую нужду в самоуважении. Но как же уважать себя тому, кого никто не уважает, кто вечно чувствует себя отстающим, то есть хуже других? Тогда он идет на улицу, в подворотню, где собираются отнюдь не те, кому хорошо и уютно дома и в классе. Не те, кто учится шутя, — если такие и попадаются в сомнительных компаниях (это, конечно, случается), то лишь в порядке исключения. Он ищет себе подобных — это закон «стаи», в которую собираются те, кого отвергает школа или семья. Он последний на уроке математики, первый здесь, где ценится не знание теорем, а осведомленность относительно самых модных ансамблей, словечек, по которым они узнают друг друга, смелость, с которой он может бросить вызов обще­ственному вкусу и приличию, закурить сигарету с наркотиком.

Формирование характера ребенка, особенностей его лич­ности происходит в первую очередь под влиянием родителей. Именно они закладывают основу характера, от них ребенок получает первые уроки нравственности. Это касается букваль­но всех сторон жизни семьи. В определенных обстоятельствах приходится наказывать ребенка, но ни в коем случае наказа­ние не должно носить характера торжества силы над слабо­стью, не должно унижать человеческого достоинства. Иначе ребенок приходит к выводу, о котором Вы и не подозреваете, — сильный всегда прав. Эти уроки насилия, полученные в семье, он несет на улицу, в свою компанию.

Исследования, проведенные учеными, показали, что в воз­никновении правонарушений среди несовершеннолетних не последнюю роль играет семья, являющаяся той микросредой, в которой растет и формируется ребенок. При этом здесь на первое место выступает не уровень материального благополу­чия семьи, а морально-психологический климат, который ца­рит там (большинство правонарушителей живет в семьях с удов­летворительными материальными и жилищными условиями). Трудные подростки вырастают в трудных семьях, где наблю­дается скрытая от глаз окружающих безнадзорность детей. Ре­бенок одет, обут, вовремя накормлен, а на самом деле семью раздирают внутренние противоречия и конфликты, отец и мать заняты собой и своими отношениями, им не до детей. В такой семье каждый сам по себе, никто не хочет поступиться своими личными интересами. В семье зачастую недостает атмосферы подлинной духовности, способствующей развитию у ребенка доброго и внимательного отношения к природе, людям, ко все­му живому, уважения к личности.

Существует расхожее мнение: раз трудный, значит, упустили, недосмотрели, «не хватило строгости». Здесь важно отме­ть, что подростки, взрослея, претендуют на иные, чем преж­де, отношения со взрослыми - на более равноправные. Взрослые подобные претензии встречают чаще всего без понима­ния, и на подростка сыплются замечания, его одергивают, уни­жают, иногда даже прибегают к насилию. Но насилие порож­дает насилие, он протестует, и протест этот может выразиться в форме непослушания, грубости, в дерзких выходках.

В подростковом возрасте возникает желание «сотворить се­бе кумира» и поведение может носить характер «имитации» — стремления подражать во всем определенному лицу или обра­зу. Эта реакция может носить и противоположный характер, когда ребенок выстраивает свое поведение как бы «в пику» идеалам ближайшего окружения: в семье царит дух накопи­тельства, стяжательства — подросток отказывается от всех материальных благ, одевается кое-как, выбирает подчеркнуто непрестижную профессию. У отца-пьяницы сын с ненавистью относится к спиртному. Подростку плохо дается учеба, не удов­летворяет положение, которое он занимает в классе. Тогда он стремится завоевать авторитет отрицательными формами по­ведения — хулиганством, паясничаньем, стремлением коман­довать сверстниками с помощью угроз и побоев или соверша­ет какой-то особенно дерзкий поступок. По этим же мотивам болезненный и слабый мальчик стремится компенсировать свою слабость успехами в учебе, глубоким изучением какой-либо отрасли знания, способным повысить его авторитет в гла­зах сверстников. В других случаях у подростка появляется под­черкнутое стремление к самостоятельности (реакция эманси­пации) — стремление поступать только по-своему даже в ме­лочах, особенно в тех случаях, когда он подвергается чрезмер­ному контролю и опеке со стороны взрослых.

• Большинство школьников считает, что информацию о наркотиках они должны получать в возрасте 12-14 лет, причем достоверную, правдивую, ведущую к осознанию
гибельнос

Наши рекомендации