Глава 1 наркомания и токсикомания
ИЗ ИСТОРИИ НАРКОТИКОВ
Об употреблении наркотических веществ известно давно. В доисторические времена оно разрешалось только избранным (вождям, шаманам, жрецам), поскольку наркотики вызывают изменение душевного состояния. Простым смертным это было строго запрещено, и если кто-то нарушал запрет — его ждала жестокая кара. Наркотические вещества употреблялись только для общения с «высшими силами». Рецепты приготовления снадобий тщательно охранялись, что в известной мере ограничило их распространение и уберегло народы.
Кстати, врачи в древности использовали наркотические вещества в медицинских целях. Существует знаменитый трактат «Папирус Эберс», в котором говорится о том, что многие лекарства, использовавшиеся в античные времена, содержали наркотики. Гиппократ считал их весьма эффективным лечебным средством. Наркотические вещества использовались врачами древности наряду с традиционными методами для лечения душевных заболеваний. Приняв дозу наркотика, пациенты должны были провести ночь в храме, чтобы услышать голос божества, которое сообщит, какое лечение необходимо.
Загадка наркотических растений, их необычные действия на психику человека послужили основой многочисленных мифов и легенд у многих народов мира. В частности, существует Древняя легенда о гашише. Согласно ей, несколько волосков с головы божества Вишну были унесены в чудесную долину и превратились в необычные растения, которые могли рассмешить даже самого печального человека. Так родился гашиш. Но самым первым, известным в истории растением с наркотическим действием был мак. На глиняных табличках, обнаруженных на территории современного Ирака, остались рецепты приготовления и употребления опиума. Шумеры — жители южной территории современного Ирака — называли его «чиль», что означает «радость». В Малой Азии служители культа пили наркотические вещества, смешивая их с вином, и утверждали, что так они постигают сущность времени. Инки жевали с этой целью листья коки, индейцы Южной Америки до сих пор кладут их в рот усопшего, рассчитывая таким образом на благосклонность божества. В религиозных целях использовались и галлюциногенные грибы. Вообще вера в божественность грибов была широко распространена у древних народов (Мексика, Япония, Таджикистан). В Гватемале были найдены каменные грибы (насчитывающие около трех тысяч лет), и есть свидетельства о том, что индейцы Майя также исповедовали культ грибов.
В Европе первым лечебное средство, изготовленное из опиума, применил швейцарский врач, естествоиспытатель и философ Парацельс. Опий он назвал камнем бессмертия, и изготовленные на его основе препараты широко использовались в практической медицине.
А вообще Европа узнала о наркотиках в конце XIII в., когда крестоносцы привезли опиум с Ближнего Востока. В XVII в. знаменитый английский врач Томас Сайденхэм открыл свой способ получения опиума. Первые препараты этого вещества носили название лаудан. Здесь важно отметить, что применению опиатов во врачебной практике способствовало и его употребление в медицинских целях.
В 1805 г. аптекарь Зертюрнер выделил первый алкалоид опиума и дал ему название «морфин» в честь Морфея, греческого бога сна (по другим данным, морфин был открыт в 1806 г. Сегэном, химиком наполеоновской армии). Когда же была изобретена игла для подкожных инъекций, возникло ошибочное и опасное заблуждение, что такое введение препарата не вызывает привыкания, но этот метод ускорил возникновение морфинизма, и в XIX в. можно было уже говорить о массовом употреблении наркотиков.
Героин, который оказался в три раза сильнее и во много раз опаснее, был впервые произведен в 1898 г. в Германии, потеснил морфин, и его распространение приняло в Европе, а затем и в США эпидемический характер, влекущий в свои ряды все новые жертвы. В отличие от опиума, действие которого длится 10-12 часов, героин имеет быстрый и кратковременный эффект, что заставляет наркомана делать инъекции каждые три часа.
С незапамятных времен известно наркотическое действие некоторых веществ, получаемых при переработке конопли. Они имеют разнообразные названия: шарас, банг, коннабис, марихуана, гашиш.
Еще в XII в. Эби Бейтар отмечал, что гашиш в больших дозах приводит к бреду и безумию, а в конечном итоге — отупению и слабоумию. Само название «марихуана» происходит от португальского «марижуанго», что значит отравитель. Несмотря на достаточно известную опасность и пагубные последствия употребления препаратов индийской конопли, этот вид наркомании относится к наиболее распространенным и остается предметом самой широкой контрабандной торговли. Марихуану завезли в Европу в XIX в. из Египта и Индии, а в США — позднее, в годы экономического кризиса, из Мексики (по данным официальной статистики, число американцев, курящих марихуану, — около 8 млн). С этого времени в стране стремительно растет число преступлений, несчастных случаев на дорогах (препарат существенно влияет на внимание, координацию и ориентировку водителей).
В 1938 г. швейцарский химик Альберт Хоффман из ржаной спорыньи получает лизергиновую кислоту, что придает наркомании размах, доселе не известный в мире (ЛСД в 4000 раз сильнее других наиболее известных наркотиков). Этот препарат относится к группе психотомиметиков — наркотиков, способных вызывать психозы, сопровождающиеся грубыми нарушениями ориентировки, бредом, галлюцинациями, чувством тревоги и страха. Оказалось, что этот препарат может также влиять на хромосомы и ведет к рождению неполноценного потомства.
Эта особенность — влиять на развитие потомства — отмечена и у других наркотических веществ. По данным статистики, в 70% семей наркоманов рождаются дети-уроды, но процесс синтеза новых наркотических веществ не останавливается. Одновременно с ростом потребления сильных наркотических средств растительного происхождения все более популярными становятся у наркоманов синтетические препараты и — практически ежегодно — на черном рынке появляются новые сильнодействующие наркотики, еще более усугубляя и без того сложную ситуацию.
До конца XIX в. наркомания не входила в орбиту серьезных международных медицинских проблем. Но с развитием технического прогресса и началом лабораторного производства алкалоидов опиума и кокаина наркомания получает эпидемическое распространение. Если десяток лет тому назад слова «наркотики», «наркобизнес», «наркоманы» у нас существовали исключительно в качестве красочных мазков к западному образу жизни, то потом проблему открыли в России и изумились ее масштабу.
Развитие транспорта, открытость границ, международная торговля сократили расстояние между странами и народами, что также способствовало распространению наркомании.
Употребление наркотиков — явление повсеместное. Оно встречается у мужчин и женщин, во всех этнических и социальных группах.
Особую боль вызывает распространенность нарко- и токсикомании в подростковой среде. С каждым днем в безумный омут вовлекается все больше и больше молодых людей, все чаще связаны с этими явлениями факты смерти и насилия.
Ведь наркомания как социальное явление живет и развивается за счет вовлечения в процесс потребления наркотиков новых жертв. Поскольку особенно быстро наркомания распространяется среди молодежи, то отсюда и такие последствия, как ВИЧ-инфекции, гепатит С, рождение больных детей, снижение продолжительности жизни. В России число ВИЧ-инфицированных потребителей наркотиков может приблизиться к миллиону человек.
Стремительное распространение наркомании несет за собой угрозу национальной безопасности России.
О НЕКОТОРЫХ ТЕРМИНАХ
Дадим определение ряда терминов, употребляющихся в наркологии.
Слово наркоманиясостоит из двух корней. «Narke» — оцепенение, онемение; «mania» — безумие, сумасшествие, болезненное пристрастие. Можно сказать, что наркомания — это добровольное сумасшествие.
Наркомания— это заболевание, характеризующееся злоупотреблением наркотическими веществами и болезненным пристрастием к ним. В результате образуется стойкая психическая и физическая зависимость от наркотика с развитием абстинентного синдрома при прекращении его приема. При данном заболевании возникает состояние, изменяющее психику и поведениенаркомана.
Полинаркомания— это заболевание, при котором выявляется зависимость от двух и более наркотических веществ, применяемых одновременно или в различной последовательности.
Если наркомания возникает в результате злоупотребления лекарственными или иными средствами, занесенными в список наркотиков,то болезнь, связанная со злоупотреблением лекарственными или иными веществами (ацетон, бензин, клеи, растворители, нитрокраски и др.), не отнесенными к наркотикам, называется токсикоманией.
С точки зрения юридической и социальной, больные наркоманиями и токсикоманиями являются разными контингентами. В то же время с позиции медицины, с позиции клиники — это одна группа больных, требующая единого терапевтического и реабилитационного подхода.
Наркотизм- это эпизодическое или умеренное употребление наркотических веществ. При этом отсутствует или в незначительной степени имеется потребность в увеличении дозы, отсутствуют элементы психической зависимости, нет компульсивного влечения к наркотику.
Наркотики— это вещества, включенные в список Постоянного комитета по контролю за наркотиками, который утвержден Минздравом Российской Федерации.
Таким образом, к наркомании относятся только те случаи немедицинского употребления веществ или лекарственных средств, которые в установленном порядке отнесены к наркотическим средствам.
Наркотическое вещество включает в себя три критерия:
• медицинский
• социальный
• юридический, или правовой
Медицинский критерий наркотического вещества состоит в том, что употребляемое вещество приводит к специфическому воздействию на центральную нервную систему (галлюциногенное, стимулирующее, седативное и др.).
Социальный критерий — заключается в следующем: немедицинское применение наркотических веществ приобретает массовый характер, что становится социально опасным (рост преступности, несчастные случаи и самоубийства, тяжелые проблемы с собственным здоровьем и здоровьем будущего потомства, уменьшение продолжительности жизни, проституция, распространение ВИЧ-инфекции, гепатита С и др.).
Юридический, или правовой критерий— характеризуется тем, что определенные уполномоченные инстанции должны признать данное вещество наркотическим и включить его в список наркотических препаратов.
Психотропные вещества— к ним относятся средства, «которые вызывают патологическое привыкание, оказывают стимулирующее или депрессивное воздействие на ЦНС, вызывают галлюцинации или нарушения моторной функции, мышления, поведения, восприятия, настроения» («Конвенция о психотропных веществах» принята международным сообществом в 1971 г.). Психотропные препараты применяются для лечения ряда психических заболеваний. Некоторые из этих средств, так же как и наркотики, могут вызывать привыкание и пристрастие и использоваться в немедицинских целях.
Психоактивные вещества— обобщающий термин, куда входят наркотики, психотропные средства и вещества, вызывающие токсикоманию. Все они обладают одним общим свойством — способностью влиять на человеческую психику.
КЛАССИФИКАЦИЯ НАРКОТИКОВ
Делалось немало попыток создать классификацию наркотиков. Они основывались на таких признаках, как воздействие на организм, происхождение, химическое строение и др.
Пятницкая И. Н. выделяет следующие три основные группы наркотиков:
1. Седативные препараты— опиатные наркотики: морфин, омнопон, героин, промедол, кодеин и др. и снотворные барбитуратной группы: этаминал-натрий, фенобарбитал и др.
2. Стимулирующие препараты— эфедрин, эфедрой, фенамин, кокаин, экстази, первитин и др.
3. Психоделические препараты (изменяющие сознание) —ЛСД, псилоцибин, марихуана, гашиш и др.
Другая классификация выделяет пять групп наркотических веществ:
1. Группа препаратов опия,содержащих опиумные алкалоиды и их производные — героин, морфин, омнопон, кодеин, дионин, текодин и т.д. Сюда же относятся синтетические замени
тели с морфиноподобным действием — фентанил, промедол, фенадон и др.
2. Препараты конопли(индийской или южноамериканской) — гашиш, анаша, банг, хурус, план, марихуана и др.
3. Препараты снотворного, успокаивающего действия,отнесенные к наркотикам, например: ноксирон, амитал натрия (барбамил).
4. Группа стимуляторов нервной системы —пробуждающие амины (фенамин, первитин, риталин), сюда же относится кокаин, получаемый из южноамериканского кустарника коки.
5. Галлюциногены(психоделики, психотомиметики). Группа насчитывает свыше 100 природных и синтетических препаратов. Наиболее известные — псилоцибин, получаемый из грибов, и мескалин, производимый из определенного вида кактуса; из синтетических — диэтиламид лизергиновой кислоты (LSD), дипропилтриптамин (DPT) и 3,4-метилендиоксимемфетамин (MDMA, экстази).
Вещества, злоупотребление которыми приводит к формированию токсикомании,можно классифицировать следующим образом:
• снотворные, производные барбитуровой кислоты: этаминал-натрий (нембутал), фенобарбитал (люминал). Сюда же входят снотворные, не относящиеся к барбитуратам: хлоралгидрат, нитразепам (эуноктин, радедорм) и т.д.
• группа успокаивающих средств — транквилизаторов: диазепам (седуксен, реланиум), мепробамат, тазепам, феназепам, хлордиазепоксид (элениум) и т.д.
• группа стимуляторов центральной нервной системы, не отнесенных к наркотикам, таких, как крепкий чай (экстракт) — «чифир», кофеин, центедрин
• группа холинолитиков: циклодол, артан, ромпаркин, наком и т.д.
• группа антигистаминных препаратов: димедрол, дипразин (пипольфен), супрастин
• средства бытовой и промышленной химии: летучие растворители, эфир, хлороформ, бензин, ацетон, керосин, толуол, этиленгликоль, пятновыводители, синтетические клеи, лаки, нитрокраски, дезодоранты в баллонах и т.п.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРКОМАНИЙ
Пристрастие, злоупотребление наркотиками у каждого человека происходит по-разному. Но есть одна общая закономерность: приобщение к ним вызывает зависимость и развитие заболевания — наркоманию.
С чего же все начинается? Начинается всегда с первой пробы наркотика. Одни, попробовав, больше никогда не принимают их. Другие — пробуют раз, другой, эпизодически, от случая к случаю, периодически, не замечая, что постепенно формируется привыкание,а затем и зависимость от наркотика. Зависимость возникает настолько сильная, что самостоятельно справиться с этим невозможно, нужна квалифицированная медицинская помощь. Время формирования зависимости от наркотика определяется многими причинами. Но для всех наркоманий существует определенная закономерность их развития.
Общая характеристика наркоманий (токсикомании):
• непреодолимое влечение и прием препаратов (пристрастие к ним)
• тенденция к повышению количества принимаемого вещества
• психическая (психологическая), а затем и физическая (физиологическая) зависимость от препаратов. Психическая зависимость возникает в процессе привыкания к наркотику
Для привыканияхарактерно:
• желание (но не непреодолимое) дальнейшего приема наркотика с целью улучшения настроения
• незначительная тенденция или ее отсутствие к увеличению дозировки
• некоторая степень психической зависимости от эффекта наркотика, но отсутствие физической зависимости, что означает отсутствие абстинентного синдрома
• отрицательные последствия если и наступают, то касаются только личности наркомана
Для зависимостихарактерно:
• сильное желание или непреодолимая потребность (навязчивое состояние) дальнейшего приема наркотика, а также попытки получить его любой ценой
• тенденция увеличения дозировки по мере развития зависимости
• психическая (психологическая или эмоциональная) зависимость от эффекта наркотиков
• губительные последствия для личности и общества
Для наркомании характерно развитие трехсиндромов:
• синдром измененной реактивности организма к действию данного наркотика (защитные реакции, толерантность, форма опьянения и потребления)
• синдром психической зависимости (обсессивное влечение,
психический комфорт в интоксикации)
• синдром физической зависимости (компульсивное влече
ние, потеря контроля над дозой, абстинентный синдром, физи
ческий комфорт в интоксикации)
Чтобы лучше понять сущность наркомании, дадим определение этих синдромов.
Синдром измененной реактивностивключает:
• изменение формы потребления
• изменение толерантности[1]
• исчезновение защитных реакций при передозировке
• изменение формы опьянения
Синдром зависимости (психической и физической) – это«...психическое, а иногда даже физическое состояние, характеризующееся определенными поведенческими реакциями, которые всегда включают настоятельную потребность в постоянном или периодически возобновляемом приеме определенного средства для того, чтобы избежать неприятных симптомов, обусловленных прекращением приема этого средства» (ВОЗ, 1969).
В обзоре М. Л. Рохлиной (1999) отмечается, что понимание механизмов наркотической зависимости существенно расширилось в течение последних двух десятилетий в связи с прогрессом знаний в области функционирования нейрохимических систем мозга, их рецепторов и нейротрансмиттеров. Это дало основание D. S. Nutt (1997) высказать следующее положение: «Вещества, к которым развивается зависимость, обладают специфичностью, в основе которой лежит их действие на мозговые рецепторы и нейротрансмиттеры». Рассматривая особенности отдельных наркотиков, он выделяет основные точки приложения их действия: опиаты — агонисты опиатных рецепторов; стимуляторы (кокаин, амфетамин) — блокада обратного захвата дофамина и увеличение его выделения; седативные средства (бензодиазепины, барбитураты) — усиление эффектов ГАМК-рецепторов и т.п. На уровне нейротрансмиттерных систем действие различных наркотиков может конвергировать и главными путями их общего влияния являются дофаминергическая (особенно ее мезолимбическолобный отдел) и эндогенная опиоидная системы.
В соответствии с данными о полных и частичных агонистах и антагонистах рецепторов и установлении зависимости эффективности наркотика от силы его взаимодействия с рецептором возникло представление, согласно которому было сформулировано следующее положение: чем более эффективно это взаимодействие, тем более наркогенным является соответствующее вещество (Nutt D. S., 1997). Это видно на примере веществ опийной группы, где полные агонисты опиатных рецепторов, такие как морфин, выступают значительно более сильными наркотиками, чем частичные агонисты. Последние действуют мягче, вместе с тем занимая соответствующие рецепторы, они конкурируют с полными агонистами, и это может иметь большое значение в разработке новых методов терапии наркоманий и токсикомании.
Механизм действия наркотиков рассматривается сейчас и на уровне клеточных и субклеточных механизмов — экспрессии генов, изменения активности внутриклеточных ферментов, концентрации ионов в клетке (Jaffe H. S., 1989).
Длительный прием опиатов вызывает гиперчувствительность дофаминергической, норадренергической, серотонинергической и холинергической систем мозга. Одновременно при этом отмечается торможение активности адренергических нейронов в голубом пятне (locus cereleus). Усиление этой активности играет роль в развитии абстиненции, а применение а2-адренергических агонистов (например, клонидина), которые тормозят активность нейронов в голубом пятне, возможно при лечении такой абстиненции. Кроме того, опиаты могут нарушать экспрессию генов, кодирующих опиоидные нейротрансмит-теры, а также влиять на С-белки, которые служат трансдукторами между генерирующими сигналы рецепторами и вторичными мессенджерами, такими, например, как циклическая АМФ(цАМФ).
Психическая зависимость— это форма отношения между наркотиком и личностью, а его степень зависит как от специфичности эффекта наркотика, так и от потребностей личности, которые этот наркотик удовлетворяет. Возникает психическое влечение к наркотику и способность достижения психического комфорта в состоянии опьянения.
Физическая зависимость— это состояние адаптации, выражающееся в явных нарушениях физиологии в случае прекращения употребления наркотиков или в случае нейтрализации их эффектов посредством применения соответствующих антагонистов. Это явление находится в непосредственной связи с фармакологическим действием наркотика на живую клетку.
Физическая зависимость включает:
• физическое (компулъсивное) влечение
• способность достигать состояния физического комфорта в интоксикации
• абстинентный синдром (П. Д. Шабанов, О. Ю. Штакельберг, 2001)
Позитивная привязанность отмечается тогда, когда наркотик принимают для достижения приятного эффекта (эйфория, «кайф», чувство бодрости, повышенное настроение). Физическая зависимость означает тягостные и даже мучительные ощущения — «ломка», болезненное состояние при перерыве в постоянном приеме наркотика (абстинентный синдром — синдром воздержания или синдром отмены). От этих ощущений избавляет прием наркотиков, которые наркоман стремится добыть любым путем, даже преступлением.
Чаще всего наблюдается так называемая негативная привязанность: прием наркотика для того, чтобы избавиться от напряжения и плохого самочувствия.
ПРИЧИНЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ
Самыми высокими темпами развивается наркомания в молодежной среде. Приобщение к наркотикам начинается, как правило, в подростковом возрасте (13 лет), известны и более ранние случаи — в возрасте 9-10 лет. Подростковый возраст является самым опасным периодом формирования аддиктивного поведения. Ни один период жизни человека не имеет столько названий, как подростковый: трудный, переходный, критический. Происходит сложный переход из детства к взрослой жизни: формирование «Я-концепции», самосознания и самодисциплины, половое созревание.
Жажда самоутверждения, соответствуя при этом нормам, принятым в среде сверстников, является закономерным явлением в подростковой среде. Уход из семьи, принадлежность к «стае», одобряемые сверстниками факты нарушения закона формируют у подростков как индивидуальность, так и чувство принадлежности к коллективу. Общество и социальная среда влияют на процесс приобщения к наркотикам (Г. Коен с соавт., 1998).
• Родителиформируют у ребенка представление о нормах и ценностях жизни, поэтому они могут оказать огромное влияние, как положительное, так и отрицательное, на приобщение подростка к наркотикам. Оно зависит от того, употребляют ли наркотики их родители. Ряд исследований показывает, что в семьях, где родители употребляют наркотические вещества, подростки или полностью воздерживаются от их употребления,
или среди них наблюдается наиболее высокая распространенность употребления наркотиков.
• Семьяи характер взаимоотношений в ней оказывают сильное влияние на употребление наркотиков подростками, которое коррелирует с необоснованным применением мер принуждения, отсутствием взаимопонимания между родителями и детьми, равнодушием родителей и отсутствием контроля с их стороны. Подростки могут пытаться справиться с семейными про
блемами при помощи наркотиков. И, наконец, несоизмеримо
чаще случаи употребления наркотиков встречаются среди детей из неполных семей или воспитываемых приемными родителями.
• Сибсы (родные братья и сестры) могут являться как положительными, так и отрицательными примерами для подражания, а также поставщиками наркотиков. Что касается мужчин, то старшие братья оказывают сильное положительное или от
рицательное влияние на младших в ситуации, когда наркотики употребляют родители или сверстники.
• Пихологические особенности,а именно: низкая самооценка, подверженность влиянию сверстников и психические заболевания (депрессивный синдром, маниакальный синдром и синдром дефицита внимания) — влияют на начало употребления наркотиков в раннем возрасте.
• Врачимогут оказать положительное воздействие, но, к сожалению, они в ряде случаев назначают лекарства, которыми потенциально возможно злоупотребление, например, анаболические стероиды, бензодиазепины и опиаты.
• Продавцы наркотиков,как было установлено, не оказывают серьезного влияния на приобщение к наркотикам.
• Массовая культурапо-разному отражает проблему употребления наркотиков. Формирование ее осуществляется по средством рекламы, телевидения, кино- и видеопродукции.
Мотивыупотребления наркотиков:
• любопытство
• завоевание популярности
• облегчение контактов
• стремление к подражанию
• конфликты
• безделье
• страх перед жизненными трудностями
Каковы бы ни были мотивы употребления наркотиков, общество и социальная среда приобретают особое значение в процессеприобщения к наркотикам и формировании психологических особенностей подросткового возраста.
Психологические особенности подросткового возраста или подростковый комплекс нередко сопровождаются существенными нарушениями поведения — «пубертатный криз» (Homburger, 1986) или так называемый «трудный возраст».
Эту проблему пристально изучает подростковая психиатрия — раздел психиатрической науки, изучающий особенности проявления, течения, причины и механизмы развития психических нарушений в период полового созревания, а также особенности их лечения и предупреждения в данном возрасте, научные основы организации психиатрической помощи подросткам. В своей монографии А. Е. Личко (1991) подробно останавливается на особенностях подросткового возраста, подробно описывает свойственные ему реакции и состояния. Автор подчеркивает, что подростковый возраст труден прежде всего для самого ребенка, когда происходит сложный процесс становления характера. Подросток чрезвычайно возбудим, склонен к переменам настроения. Его отношения с окружающими напряжены и эмоциональны. Он неровен со сверстниками, конфликтен с родителями, противится всему, что хоть в какой-то мере ущемляет его интересы. Подростковый период подобен ветрянке, которой надо переболеть, и подавляющее большинство подростков благополучно проходят через «рифы» и «отмели» трудного возраста. Но кое-кто оказывается выбитым из колеи. Особенно сильно здесь сказывается влияние среды и ближайшего окружения, в это время человек особенно восприимчив к происходящему вокруг — как к хорошему, так и дурному. По образному выражению известного психиатра, характер подростка подобен расплавленному металлу, из которого могут быть отлиты разные формы. Пройдет время, возмужает человек, застынет металл — изменить характер будет поздно.
• Количество пробовавших наркотики учащихся в 11-х классах в 2 раза превышает количество учащихся, пробовавших наркотики, в 7-х — 8-х классах
• Каждый десятый школьник знает вкус наркотика.
• Чаще всего пробуют наркотики на дискотеках и в подъездах
• 90% опрошенных школьников самым популярным местом покупки наркотиков назвали дискотеку
Какую же роль играет наследственность? Конечно, в каждом характере есть наследственное ядро. Но в значительной степени наследственными бывают лишь задатки. Разовьются они или нет — это зависит от условий жизни, среды, воспитания, от того, как поведут себя родители, педагоги, окружающие подростка люди. От них зависит многое, иногда судьба человека. Не надо думать, что молодежь знает нечто такое, что недоступно взрослым. Юные неопытные люди еще очень мало знают о жизни, и их непримиримость, максимализм по отношению к взрослым лишь маскируют потребность в действительном учителе жизни. Эти негативные реакции временны, основаны больше на эмоциях и проходят с возрастом.
Беда заключается в том, что пока дети взрослеют, они могут совершить много непоправимых поступков, за которые всю жизнь будут расплачиваться.
Одной из частых причин превращения трудных подростков в правонарушителей является их неудовлетворенность своим положением среди одноклассников. А так как вне общения подросток жить не может, он активно ищет себе соответствующую среду и находит — вне школы. Желая занять достаточно высокое положение в компании, он прибегает подчас к неприемлемым в нравственном и социальном отношении способам «возвысить» себя над окружающими. Страх быть отвергнутым группой сверстников, «осрамиться» или невыгодно отличаться от приятелей, стремление быть «не хуже других», быть на уровне соответствующего в его окружении стандарта нередко толкает подростка к дерзким поступкам, токсическим веществам, спиртному и даже к правонарушениям. Подросток может быть одновременно агрессивным и боязливым, решительным и робким, он стремится к независимости, но, будучи несамостоятельным, испытывает страх перед реальностью — становится более зависимым, чем в детстве. Подросток действует подобно тому водителю автомобиля, который одновременно нажимает на педали газа и тормоза. В этот чрезвычайно эмоциональный период жизни все чрезмерно, все душевные движения: любовь и ненависть, вражда и дружба, привязанности и антипатии, преклонение и непримиримость, наглость и застенчивость и другие полярно противоположные качества. И поэтому жестокость, если случается, нередко рука об руку идет с чувствительностью и даже сентиментальностью.
Важная проблема возраста — одиночество. Долгое время писали, что одинокими люди у нас быть не могут. Потом открыли, что существует одинокая старость. Теперь с удивлением пишут, что одиночество волнует подростков. Чувство это имеет не только социальные, но и психологические причины. Одиночество в юности переживается острее всего, потому что идет формирование личности, человек осознает свою непохожесть на других, это его одновременно радует и пугает, влечет к другим и отталкивает. Потому юность одновременно самый коллективный, общительный и самый одинокий возраст.
Уместен вопрос: есть ли у мальчишек, которых мы называем трудными, другой, легальный способ утвердить себя, проявить свою доблесть?
Учатся они в большинстве своем плохо, и это не столько вина их, сколько беда. Но беда, которой никто не сочувствует, а напротив, «все гонят, все клянут» — учителя, родители, воспитатели. Ему, который плохо учится, заказана дорога в спортивную секцию, драмкружок и т.д.
Считается: зачем ему тратить время на тренировки — пусть учит уроки. А он сидит — и не учит. И не может учить, пока не найдет такой почвы, на которой могли бы прорезаться сильные стороны если не ума, то характера. Он испытывает острейшую нужду в самоуважении. Но как же уважать себя тому, кого никто не уважает, кто вечно чувствует себя отстающим, то есть хуже других? Тогда он идет на улицу, в подворотню, где собираются отнюдь не те, кому хорошо и уютно дома и в классе. Не те, кто учится шутя, — если такие и попадаются в сомнительных компаниях (это, конечно, случается), то лишь в порядке исключения. Он ищет себе подобных — это закон «стаи», в которую собираются те, кого отвергает школа или семья. Он последний на уроке математики, первый здесь, где ценится не знание теорем, а осведомленность относительно самых модных ансамблей, словечек, по которым они узнают друг друга, смелость, с которой он может бросить вызов общественному вкусу и приличию, закурить сигарету с наркотиком.
Формирование характера ребенка, особенностей его личности происходит в первую очередь под влиянием родителей. Именно они закладывают основу характера, от них ребенок получает первые уроки нравственности. Это касается буквально всех сторон жизни семьи. В определенных обстоятельствах приходится наказывать ребенка, но ни в коем случае наказание не должно носить характера торжества силы над слабостью, не должно унижать человеческого достоинства. Иначе ребенок приходит к выводу, о котором Вы и не подозреваете, — сильный всегда прав. Эти уроки насилия, полученные в семье, он несет на улицу, в свою компанию.
Исследования, проведенные учеными, показали, что в возникновении правонарушений среди несовершеннолетних не последнюю роль играет семья, являющаяся той микросредой, в которой растет и формируется ребенок. При этом здесь на первое место выступает не уровень материального благополучия семьи, а морально-психологический климат, который царит там (большинство правонарушителей живет в семьях с удовлетворительными материальными и жилищными условиями). Трудные подростки вырастают в трудных семьях, где наблюдается скрытая от глаз окружающих безнадзорность детей. Ребенок одет, обут, вовремя накормлен, а на самом деле семью раздирают внутренние противоречия и конфликты, отец и мать заняты собой и своими отношениями, им не до детей. В такой семье каждый сам по себе, никто не хочет поступиться своими личными интересами. В семье зачастую недостает атмосферы подлинной духовности, способствующей развитию у ребенка доброго и внимательного отношения к природе, людям, ко всему живому, уважения к личности.
Существует расхожее мнение: раз трудный, значит, упустили, недосмотрели, «не хватило строгости». Здесь важно отметь, что подростки, взрослея, претендуют на иные, чем прежде, отношения со взрослыми - на более равноправные. Взрослые подобные претензии встречают чаще всего без понимания, и на подростка сыплются замечания, его одергивают, унижают, иногда даже прибегают к насилию. Но насилие порождает насилие, он протестует, и протест этот может выразиться в форме непослушания, грубости, в дерзких выходках.
В подростковом возрасте возникает желание «сотворить себе кумира» и поведение может носить характер «имитации» — стремления подражать во всем определенному лицу или образу. Эта реакция может носить и противоположный характер, когда ребенок выстраивает свое поведение как бы «в пику» идеалам ближайшего окружения: в семье царит дух накопительства, стяжательства — подросток отказывается от всех материальных благ, одевается кое-как, выбирает подчеркнуто непрестижную профессию. У отца-пьяницы сын с ненавистью относится к спиртному. Подростку плохо дается учеба, не удовлетворяет положение, которое он занимает в классе. Тогда он стремится завоевать авторитет отрицательными формами поведения — хулиганством, паясничаньем, стремлением командовать сверстниками с помощью угроз и побоев или совершает какой-то особенно дерзкий поступок. По этим же мотивам болезненный и слабый мальчик стремится компенсировать свою слабость успехами в учебе, глубоким изучением какой-либо отрасли знания, способным повысить его авторитет в глазах сверстников. В других случаях у подростка появляется подчеркнутое стремление к самостоятельности (реакция эмансипации) — стремление поступать только по-своему даже в мелочах, особенно в тех случаях, когда он подвергается чрезмерному контролю и опеке со стороны взрослых.
• Большинство школьников считает, что информацию о наркотиках они должны получать в возрасте 12-14 лет, причем достоверную, правдивую, ведущую к осознанию
гибельнос