Xvi. психодрамотерапия в аспекте
ТЕОРИИ РОЛЕЙ
Работа с понятием «роль» как точкой отсчета обладает методическим преимуществом по сравнению с «личностью» или «эго». Последние менее конкретны и ощутимы метапсихологической таинственностью (96).
Я. Л. Морено
Психопатологические нарушения
С позиции теории ролей (модель)
Психические расстройства, с одной стороны, выражаются в нарушениях ролевого развития, а с другой стороны, и вызываются нарушениями ролевого развития и поведения. Со своей стороны ролевое развитие и ролевое поведение тесно связаны с акциональным голодом и социоэмоциональным развитием человека.
С точки зрения социометрии и психодрамы болезнь возникает в результате нарушений наследственности, внешних патогенных влияний или нарушений межчеловеческой, то есть социоэмоциональной, среды, наносящих ущерб акциональному голоду, социоэмоциональному и ролевому развитию. Если продолжить эту мысль, то здоровье будет представлять собой направленное, струящееся бытие или прогрессию, болезнь же — застой или регрессию.
Прогрессия зависит от той диспозиции, которую мы называем смелостью. Смелость — это качество, позволяющее нам не просто как попало использовать нашу спонтанность, а, осознавая требования и опасности, превращать ее в целенаправленное креативное действие.
Дезинтегрирующая регрессия является следствием страха, противоположности смелости. Страх не только вызывает стагнацию и регрессию, но и почти всегда втягивает человека в circulus vitiosus. Смелость — причина действия, полемики с реальностью, обилия переживаний, готовности нести ответственность и тем самым большей степени свободы. Страх, по определению Кьеркегора, — это «надувательство свободы» (57). Он источник пассивности, иллюзий, душевного обнищания, пустоты, апатии, принужденности и зависимости. Каковы будут последствия страха, к чему он приведет — к задержке, болезни или катастрофе, наряду с эндогенными факторами, — зависит, пожалуй, от того, в каких и в скольких ролях страх охватывает и блокирует человека, сколько ролей он не способен выполнить, сколько ролей и какие у него отсутствуют. Наряду с реально существующими возможностями и препятствиями пропорция страха и смелости является решающим условием для преодоления критических жизненных ситуаций и для дальнейшего развития человека.
Если в основу психодрамотерапии мы положим теорию ролей Морено, дополненную последующими рассуждениями, то важно при этом учитывать, с одной стороны, доверие как психическую основу качества смелости, способствующего развитию, и, с другой стороны, утрату доверия как основу качества страха, препятствующего развитию, то есть приводящего к стагнации и регрессии, выясняя при помощи социометрических методов соответствующие межчеловеческие предпосылки.
Если, например, доверие ребенка, то есть его врожденная внутренняя безопасность, не пострадало от внешних негативных влияний, то с самого рождения оно проявляет себя в акциональном голоде ребенка, побуждающем его действовать еще до того, как может идти речь о психическом развитии в подлинном значении этого слова. Поэтому Морено констатирует: «Ребенок — это актер, он должен действовать в ролях, не имея эго или личности...» (96). И этот же акциональный голод с самого раннего детства постоянно не дает покоя человеку в ситуациях и ролях, требующих от него преодолеть страх и проявить смелость, тем самым способствуя прогрессии. Нарушение детского доверия вследствие недостаточных или неудачных интеракций между матерью и ребенком и обусловленный этим страх могут быть столь велики, что младенец порой уже не способен проявить смелость, чтобы взять на себя или правильно исполнить роль принимающего пищу, теряет аппетит и, как показали исследования Р. Спитца, возможно, умирает в маразме (125).
______________________Прогрессия___________ Мужество
_______________РОЛЕВОЕ_РАЗВИТИЕ_______
Страх Регрессия
Рис. 11
Уже в этом примере из раннего детского возраста мы видим, как человеческое развитие, представленное в форме ролевого развития, осуществляется между доверием и его потерей, то есть в силовом поле между страхом и смелостью.
Человеческое развитие — это постоянная прогрессия от соматических ролей, имеющихся уже к концу эмбриональной стадии — растущего, дрыгающего ногами, — к трансцендентным ролям. В ходе нормального развития на каждой стадии добавляются новые роли, тогда как отдельные уже существующие роли теряют свое значение или же исчезают вовсе. Однако большая часть ролевого репертуара все же сохраняется или же на более или менее длительное время переходит в скрытое состояние, например роль школьника в отличие от роли учащегося. Исключение составляют четко ограниченные во времени соматические роли, такие, как роль человека, у которого режутся зубы, роль менструирующей, роженицы, больного и т.д., равно как и ограниченные во времени ролевые кластеры (96), объединяющие различные роли в роли более высокого порядка, например в роли ребенка. Важные соматические роли, такие, как роль дышащего, принимающего пищу и т.д., с рождения до самой смерти являются базальными жизненными ролями. Также и на психическом ролевом уровне ролевое поведение, освоенное в раннем возрасте, не сходит на нет при актуализации социальных и трансцендентно-интегративных ролей, а может только варьировать.
В социальных ролях особенно четко проявляются фазы подъема, кульминации, спада и угасания. Их поворотные пункты, так же как и поворотные пункты соматических ролей, часто сопряжены с кризисами, которые могут вести к психическим расстройствам.
Ролевое развитие можно представить следующим образом:
Ролевое развитие
Рис. 12. Ролевое развитие можно изобразить следующим образом: сплошные линии со стрелками — возникающие роли,
пунктирные линии со стрелками — исчезающие роли.
На вершине этого процесса развития стоит человек, который, как личность, способен действовать одновременно на соматическом, психическом, социальном и трансцендентно-интегративном ролевых уровнях.
В качестве нарушений ролевого развития психопатологические синдромы проявляются тремя принципиально различными способами:
1. В перескакивании на другие ролевые уровни, минуя проме-жуточные, при неизменно прогредиентном направлении развития.
2. В застое развития.
3. В регрессии, то есть в частичном или полном отходе с уже достигнутых ролевых уровней.
Рис. 13 а и б. Сплошная линия — нормальное развитие.
а. Пунктирные линии — частично патологическое развитие.
б. Пунктирные линии - патологическое развитие.
___________________Прогрессия_____________ Мужество
А
Соматическая Психическая Социальная Трансцендентная
ролевая категория ролевая категория ролевая категория ролевая категория
Б
_________________Регрессия_______________
Страх
При определенных нарушениях развития может оказаться пропущенным тот или иной ролевой уровень: развитие трансцендирует не с одного ролевого уровня на следующий, а протекает в скачкообразной прогрессии. Это приводит к патологии, выражающейся в «пробелах» в личности. Хотя эти скачки в развитии имеют прогредиентное направление, при каждом из них существуют две возможности проявления расстройства, в соответствии с которыми оно приобретает либо черты (сверх-)смелости, либо черты относительной боязливости или осторожности в рамках общей прогрессии.
Если в развитии происходит скачок с соматического ролевого уровня (1) на социальный (3), то есть прежде, чем в достаточной степени было освоено психическое ролевое поведение, то возникают следующие нарушения:
Психопатическое развитие | |
1 – 3 àМужество: | Психопатическое поведение |
1 – 3 àОсторожность: | формализм деспотизм |
Пробел: | в сфере чувств |
Если в развитии происходит скачок с психического ролевого уровня (2) на трансцендентный (4), то есть без достаточного овладения социальным ролевым поведением, то возникают нарушения, которые в совокупности относят к нарушениям шизоидного круга:
Шизоидное развитие | |
2 – 4 àМужество: | шутовская личность |
2 – 4 àОсторожность: | сектант |
Пробел: | в социальной сфере |
Скачкообразная прогрессия образует «пробелы» в личности. И все же это прогрессия, что, пожалуй, и определяет, почему данные люди не страдают по-настоящему.
Инверсия направления развития при регрессии является причиной чувства неудовлетворенности бытием, от которого в той или иной степени страдают люди. В рамках дезинтегрирующей регрессии смелость столь же относительна, как и страх при прогрессии. Поэтому если, говоря о прогрессии, мы называли страх осмотрительностью, то в рамках регрессии смелость следует скорее понимать как защиту от страха.
В следующей схеме регрессия 4 — 3 не означает, что данный человек уже освоился с жизнью в четвертой ролевой категории. Возникающие здесь невротические симптомы гораздо чаще оказываются остановкой или задержкой на третьем ролевом уровне: хотя человек созрел для трансценденции к четвертому ролевому уровню, вместо этого он судорожно цепляется за третий ролевой уровень.
Невротическая регрессия или застой | |
4 – 3 àЗащита от страха: | Патологическое приспособление |
неврозы навязчивых состояний | |
4 - 3 àСтрах: | неврозы страха |
После достигнутого прочного закрепления личности на третьем, или социальном, ролевом уровне может возникнуть маниакально-депрессивное помешательство.
Психотическая регрессия | |
3 – 2 àЗащита от страха: | мания |
3 – 2 àСтрах: | депрессия |
При недостаточном закреплении личности на третьем ролевом уровне при регрессии может иметь место шизофренная картина болезни:
Шизофренная регрессия
4 – (3) – 2 àЗащита от страха: | мегаломания (мания величия) и т.п. |
4 – (3) – 2 àCтрах: | Паранойя (мания преследования) |
Другие формы скачкообразной шизофренной регрессии:
(3)- 1 à Острыйшизофренный психоз | |
(3)- 1 à Защита от страха: | попытка псевдоидентификации со вселенной, копрофагия и т.д. |
(3)- 1 à Страх: | кататония |
3 – 2 - 1à Хроническаяшизофренная регрессия: шизофренный дефект |
Из этой модели нарушений в нормальном развитии целенаправленного человеческого бытия вытекают показания к применению специальных форм психодрамотерапии, относящихся к различным ролевым уровням.
Обычно психодрамотерапия начинается со сценического изображения актуальных проблем нуждающегося в лечении клиента. При этом необходимо выяснить, в каких ролях или ролевых кластерах (ролевых конгломератах) развертывается жизнь клиента и какие проблемы возникают из-за актуализации этих ролей или из-за латентного состояния других. Психодраматическая диагностика в процессе игры должна дать ответы на следующие вопросы:
1. На какой ролевой уровень — соматический, психический, социальный или трансцендентный — приходится главный акцент организации жизни клиента?
2. Развертывается ли его жизнь на ролевых уровнях, соответствующих его ролям, или же в ней у самого клиента возникли нарушения из-за диссоциации ролей-стимулов и ролей-ответов, то есть из-за сдвига на различные ролевые уровни акции и реакции, причины и воздействия, он оказывается сдвинутым в буквальном смысле слова?
3. Является ли ролевое поведение человека гибким или же оно пребывает в состоянии застоя, в прогрессии или регрессии?
4. В каких ролях действует обычно клиент: в восходящих, достигших своей кульминации, доминирующих или извращенных (то есть, согласно Морено, в ролях, которые являются или стали для человека невыгодными, возможно, даже вредными), в нисходящих или уже затухающих?
5. Имеются ли ролевые конфликты — интраролевые конфликты? Интерролевые конфликты? Интраперсональные ролевые конфликты? Интерперсональные ролевые конфликты?
6.а) Каковы наиболее важные предпосылки и условия или, наоборот, препятствия для актуализации ролевого агрегата данного человека, а также для его интеракции с миром? Наследственность (Н), внутренняя безопасность (ВБ), внешние условия (ВУ), то есть экономические, общественные и прочие объективные данности, межчеловеческие отношения (МО) с их социометрическим констелляционным гнетом, факторы здоровья (3)?
б) Усиливают или снижают эти условия акциональный голод клиента и его креативную интеракцию с миром?
Акциональный голод и взаимодействие человека с миром зависят, однако, не только от ролей индивида, но и роли со своей стороны, по определению Морено, представляют собой «межчеловеческий опыт, и для их актуализации требуется, как правило, не менее двух человек» (96). Следовательно, в психодрамотерапии необходимо учитывать не только роли отдельного клиента, но и
7. Роли-интеракции различных людей в их воздействии как на отдельного интерагирующего «исполнителя роли» («man is a role player») (86), так и на группу или на социальное окружение в целом. Следует учитывать интерперсональные ролевые конфликты на различных ролевых уровнях.
В этой связи социометрической диагностике и установлению показаний придается особое значение.
Если таким образом получено представление о поперечном разрезе всей жизненной ситуации клиента и вместе с тем благодаря прояснению ситуации и ее лучшему пониманию с разных точек зрения, эмоционально пережитых и рационально осмысленных, достигнуто также уже нечто существенное в терапевтическом отношении, то в качестве очередной процедуры психодраматической терапии следует прояснить организацию жизни клиента и в продольном разрезе, то есть в ее этиологии и финальности. Соответственно этому припомненные или вытесненные события из прошлого репродуцируются в раскрывающих психодрамах.
В психодраме инсценируются и конкретизируются фантазии клиента относительно будущего, равно как и точные планы на будущее, которые нередко упорнейшим образом определяют его нынешнее состояние.
При условии строгого учета состояния клиента иногда имеет смысл подвергнуть его буйные, возможно, гениальные или болезненные фантазии психодраматическому испытанию на реальность (91), то есть переместить их для проверки в реальность, или же, конкретизировав их в психодраме, выяснить их этиологию и при необходимости устранить. Соответственно у других, бедных фантазией клиентов важно ее пробудить и тем самым создать предпосылку для более креативного поведения в будущем.
Это общее описание психодраматической работы нельзя понимать как жесткий рецепт. То, что верно для одного клиента, может быть неверным для другого. Поэтому главенствующий принцип состоит в том, чтобы ничего не предпринимать без воли клиента, то есть без его доверия к психодрамотерапевту и к группе, — он должен прийти к новому пониманию и увидеть перспективы на основе собственного переживания в психодраматических сценах. Психодрама позволяет каждому человеку продемонстрировать, кем он был и чем это было, кто он есть и что это есть, кем ему хочется быть и что ему хочется иметь. У него всегда есть простор для самораскрытия, формирования, трансформации и интеграции.
Если при изложении приближенной к жизни и соотносимой с реальностью психодрамотерапии мы поставим вопрос Вильгельма Мейстера: «К чему же все сводится?» — то не может быть более точного ответа, чем ответ Гёте: «Думать и делать, делать и думать — вот итог всей мудрости: это искони признано, искони исполняется, но постигается не всяким. И то и другое в течение всей нашей жизни должно вершиться непременно, как вдох и выдох, и, как вопрос без ответа, одно не должно быть без другого. Кто ставит себе законом то, что шепчет на ухо каждому новорожденному его гений — человеческий разум: испытывай мысль делом, а дело мыслью, — тот не собьется с пути, а если и собьется, быстро отыщет верную дорогу» \И.В.Гёте. Годы странствий Вильгельма Мейстера, или Отрекающиеся (перевод С.Ошерова) — Собр. соч. в десяти томах, т. 8. М, «Художественная литература», 1979, с.231. — Прим. ред.\ (40).
Теперь нам следует обсудить патологические синдромы, исходя исключительно из нарушений ролевого поведения, которые в зависимости от соотношения между степенью прогрессии и регрессии на разных уровнях развития ведут к различной симптоматике.
Синдромы ролевого дефицита
Сначала следует упомянуть те синдромы, которые характеризуются ролевым дефицитом и при которых прежде всего показаны терапевтические, психологические или лечебно-педагогические ролевые игры. Само собой разумеется, терапевтические ролевые игры невозможны без раскрывающей и кататимной психодрамотерапии.