Xiii. психодрама как освобождение
Прометей дал себя заковать не для того, чтобы покорить и победить. Он еще раз порождает себя самого и наглядно доказывает, что жизнь в оковах была актом его свободной воли (83).
Я. Л. Морено
Катарсис в психодраме
Стихотворения, подобные цитированным, возникают в процессе и вследствие катарсиса. Понятие катарсиса, которое в буквальном переводе означает очищение, или облагораживание, встречается уже в античных мистериях. В Египте и в Греции человек должен был «очистить себя от всего остального» (13), чтобы его сознание могло принять целостный характер и увидеть объединенными в своем творческом начале противоречия внешнего мира (13). Катарсис должен был устранить фиксацию на «Я», очистить человека для посвящения в божественное таинство. «Великий опыт» (26) во все времена и во всех культурах описывался как освобождение, поскольку в нем наше отношение к бытию как к основе нас самих уже не искажается фиксированным на «Я» бытием-в-мире, той формой бытия, которая в крайних проявлениях тревоги, страха, жажды добычи и манерности принимает вид психического расстройства (9). Напротив, внешний мир и окружение становятся прозрачными. Бытие говорит от себя! В экзистенциально-аналитической терминологии это означало бы, что в этом состоянии мы переживаем бытие как основу, благодаря которой и ради которой каждый из нас существует словно в своем, мы — словно в нашем (9). Существованию, основанному на этом бытии, самоотчуждение, как собственное отчуждение от бытия, не грозит.
Однако наша фиксация на «Я», или «эпидемия "Я"», как говорил молодой Я.Л. Морено, снова и снова впутывает нас в кажущиеся неразрешимыми проблемы, которые блокируют наши креативные возможности. Зачастую только катарсис, как радикальное очищение в смысле внутреннего освобождения, может стать исходным положением для нового начала. Кризис, изменение, метанойя происходят в нем, равно как и в катарсисе психодрамы, подобно прорыву. Катартическое значение психодрамы Морено описывает следующими словами:
«Однако эта безумная страсть, это раскрытие жизни в мнимом, не действует подобно болезни, а подтверждает тезис: каждый истинный Второй Раз есть освобождение от Первого. Освобождение — название идеализированное, ибо полное повторение делает его предмет смешным. В отношении своей собственной жизни, всего, что сделано и делается, человек приобретает качество творца — чувство истинной свободы, свободы от своей природы. Первый Раз вызывает благодаря Второму смех. И во Второй Раз — внешне — тоже говорят, едят, пьют, творят, спят, просыпаются, пишут, спорят, борются, приобретают, теряют, умирают. Однако via же самая боль уже не действует на актеров и зрителей как боль, то же самое вожделение не действует как вожделение, та же самая мысль не действует как мысль, а действует без боли, без сознания, без мысли, без смерти. Каждая фигура из бытия сама собой перемещается в мнимое, а мнимое и реальное утопают в смехе.
Это последний театр. Театр импровизации был освобождением мнимого. Это мнимое есть освобождение жизни. Театр конца не есть вечный возврат одного и того же в силу железной необходимости, он противоположность этому, самопроизвольный возврат самого себя. Прометей дал себя заковать не для того, чтобы покорить и победить. Он еще раз порождает себя самого и наглядно доказывает, что жизнь в оковах была актом его свободной воли» (83).
Катарсис — это потрясение и прорыв застывших чувств, означающий вместе с тем потрясение и прорыв затвердевших структур. В этом смысле Морено придает катарсису огромное значение в лечении неврозов креативности, то есть тех нарушений, для которых характерно блокирование креативности пациента. Однако в этом контексте речь идет не только об освобождении катарсиса. Как и при всяком освобождении человеческой спонтанности в целом, речь идет об ее превращении в креативность. В данной катарсисом возможности нового начала и раскрытия человеческой креативности (положение вещей, ярким свидетельством которого являются все истинные произведения искусства) Морено видит главное предназначение катарсиса и поэтому обычно говорит о креативном катарсисе (88).
Как показывает приведенная выше цитата, исследование и терапевтическое использование катартических феноменов с самого начала своего творчества Морено рассматривает в качестве важнейшей теоретической и практической основы психодрамотерапии. Своими исследованиями катарсиса он смыкается с Аристотелем, но вместе с тем уходит далеко вперед благодаря дифференциации качественно и функционально различных форм катарсиса. С одной стороны, Морено говорит об эстетическом, этическом, интегративном или любовном катарсисе и прочих характерных для катарсиса формах его проявления, с другой стороны, с точки зрения его функции говорит об обсервационном, акциональном и групповом катарсисе.
Обсервационный катарсис
Описанную Аристотелем форму катарсиса Морено называет обсервационным катарсисом (96) и наряду с собственными исследованиями катарсиса, вызываемого созерцанием драмы, ссылается на знаменитое изречение Аристотеля в его труде «De Poetica»: «Трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему [определенный] объем, [производимое] речью, услащенной по-разному в различных ее частях, [производимое] в действии, а не в повествовании и совершающее посредством сострадания и страха очищение (katharsis) подобных страстей» \Аристотель. Поэтика (перевод М. Гаспарова) — Собр. соч. в четырех томах, т. 4. (Философское наследие, т. 90.) М, «Мысль», 1983, с. 651. - Прим. ред.\ (4). Также и при обсервационном катарсисе действие захватывает зрителей гораздо сильнее, чем просто вербальное сообщение.
Элеос и фобос, сострадание и страх, лучше всего характеризуют те чувства, которые вызывает трагедия героя у публики. Взволнованные трагедией героя, зрители, идентифицируя себя с ним, не только горюют об ослепленном герое, они содрогаются при мысли о возможности ослепления человека. Взбудораженные этими аффектами, они могут задаться вопросом о своем собственном бытии.
Таким образом, когда Аристотель говорит о катарсисе, речь идет об обсервационном катарсисе по функциональной классификации Морено.
Точка зрения Аристотеля веками передавалась из поколения в поколение, все снова и снова вызывая, особенно начиная с XVII столетия, оживленные литературные дискуссии (105). Кроме того, в литературе давно уже имеются описания целительного воздействия ad hoc \«Для этого», «применительно к этому», (специально) для этого случая (лат.). — Прим. ред.\ инсценированных, театральных спектаклей, ориентированных на специфическое положение страдающего героя, например, в романе «Симплициссимус» Гриммельсхаузена (42), в трагедии «Король Лир» Шекспира (124) и в зингшпиле Гёте «Лила» (24), который благодаря рассуждениям Готтфрида Динера вновь оказался в центре соответствующего интереса.
В самых последних исследованиях по истории терапии душевнобольных обращается внимание на специальную медицинскую литературу XIX века, в которой для психических больных рекомендуются театральные игры (113). Однако, как и в работах Аристотеля, в рекомендациях этих психиатров XIX столетия рассматривается лишь воздействие театра на зрителей, то есть зрительный, или обсервационный, катарсис.
К обсервационному катарсису Морено также относит катартические феномены, наблюдавшиеся еще на рубеже веков венскими врачами Брейером и Фрейдом (16) в рамках проводившихся ими гипнотических экспериментов. Их пациенты под гипнозом сообщали по требованию врача об определенных периодах своей жизни, о которых практически ничего не могли вспомнить в обычном состоянии. При изображении ранее вытесненных, но под гипнозом вновь припомненных аффективных переживаний из прошлого времени загипнотизированные обычно проявляли сильное душевное волнение. Брейер назвал этот феномен бурного прорыва чувств «катартическим отреагированием». Заимствовав это понятие, венский психотерапевт Франк разработал в 1913 году собственный «катартический метод» (31). В этих формах терапевтического катарсиса пациент находится в пассивном состоянии гипноза и — подобно зрителям в театре — как бы извне созерцает свои эмоционально окрашенные образы памяти. Как считает Морено, он тоже испытывает обсервационный катарсис.
Акциональный катарсис
Результаты предыдущих театрально -экспериментальных и психодраматических исследований побудили Морено разграничить обсервационный катарсис как общеизвестную форму катарсиса, и акциональный катарсис который, во всяком случае в нашей культурной среде в качестве катарсиса осознанно не рассматривается. К такому психодраматическому рассмотрению психокатарсиса ведут, как пишет Морено, два пути:
«Один путь ведет от греческой драмы к современной узаконенной драме и вместе с тем к универсальному признанию аристотелевского понятия катарсиса Другой путь идет от религий Востока. В этих религиях святой, чтобы стать Спасителем, должен действовать, то есть осуществить идеал религии в своей жизни. В греческой же драме духовное очищение являлось процессом, происходящим в зрителе, «пассивным катарсисам». В религиозном переживании процесс очищения происходит в самом индивиде, его собственная жизнь становится всеобщей драмой. Это «активный катарсис». В греческой драме процесс осуществления изображается на сцене в символической фигуре. Актёр не идентифицируется с героем, он его просто играет. В религиозном протагонисте процесс происходит субъективно, то есть в живой персоне того, кто стремится к катарсису. Пассивный и активный или эстетический и этический катарсисы здесь противопоставлены друг другу. Из Древней Греции мы сохранили драму и сцену, тогда как от Ближнего Востока переняли принцип осуществления катарсиса в самом конкретном человеке" (93).
Согласно мореновскому анализу катарсиса, катарсис психодрамы — это прежде всего акциональный катарсис актеров. Обсервационный катарсис зрителей — это эффект психодрамы, желаемый, так сказать, лишь во вторую очередь. Морено подчеркивает, что при акциональном катарсисе, в отличие от театра, речь идет не о катарсисе, в отличие от театра, речь идет не о катарсисе Personae dramatis \Драматическая маска {лат.) — Прим. ред.\ в рамках заранее подготовленного представления, а о катарсисе спонтанного протагониста в психодраме его жизни, в которой он в спонтанном действии сам порождает Personae dramatis иодновременно освобождается из ее плена.
Если акционально-катартический процесс в психодраме вызывается интеракциями в ходе общения, то управляется он спонтанными мыслями протагониста, которые регулируются ведущим психодрамы. Этот процесс экзистенциально сопереживается и до известной степени разделяется всей группой.
Групповой катарсис
Групповой катарсис отчасти является обсервационным. Однако он отличается от последнего экзистенциальным участием всех членов группы в психодраме протагониста как члена группы. Говоря о разнице между групповым катарсисом и обсервационным, следует иметь в виду еще одно отличие воздействия психодрамы от воздействия драмы в театре.
Благодаря театральному катарсису, который всегда является обсервационным, драматическое действие затрагивает зрителей как индивидов, составляющих более или менее анонимную массу людей, публику. Судьба фиктивного героя, человеческого прототипа, потрясает отдельных зрителей одновременно. Однако подлинная судьба данного актера остается для них неизвестной. Актеры и публика пребывают в состоянии анонимности. Театральный катарсис — это совместно приобретенный опыт, но не опыт общности.
И наоборот, групповой катарсис (96) в психодраме — это опыт сообщества, возникающий благодаря содействию и сопереживаниюучастников группы подлинной судьбе реального члена группы. Ему принадлежит особая роль в лечении психотических больных и по этому поводу упоминается Морено следующим образом:
«Особенно при лечении психотических лиц психодрама добилась удивительных результатов благодаря своего рода лю6овному катарсису, катарсису, проистекающему из соприкосновения с аналогично страдающими людьми" (93).