Психодраматическая техника «обмен ролями»
Обмен ролями соответствует четвертому и пятому этапам ролевого развития, когда ребенок вживается в роль другого, чью роль он играет, и пытается взглянуть на себя со стороны. Тем самым любой обмен ролями означает также и отражение, только протагонист здесь не просто смотрит на себя со стороны, но, кроме того, играет и старается прочувствовать роль своего визави, антагониста. Тот, кто подобным образом перенимает роль другого, воспринимает его в качестве субъекта, самого себя — в качестве объекта, а обычное свое поведение — так, словно это поведение другого человека.
Технику «обмен ролями» можно проиллюстрировать примером практического использования психодрамы в семейной жизни: маленький Ганс не желает ложиться спать. Уговоры матери пробуждают у него упрямство. В ответ на это мать начинает ругаться. Ребенок плачет. В этот момент отец, знакомый с психодраматическими техниками, предлагает поменяться ролями. Маленький мальчик тут же превращается в уговаривающую, ругающуюся мать, тогда как мать играет упрямого Ганса. Слез как не бывало. Через какое-то время после обмена ролями оба исполнителя возвращаются в свои естественные роли — мама в роль матери, а Ганс в роль ребенка, — и мать снова уговаривает своего сына лечь спать. Ганс, улыбаясь, отправляется в спальню.
Техника «обмен ролями» соответствует четвертому и пятому этапам ролевого развития, характеризующим, согласно Морено, «стадию познания "Ты"». Они тесно связаны с развитием речи ребенка.
Речевая имитация матери, согласно Морено, представляет собой — в более конкретном, чем у Мида, значении — обмен ролями. Если мать со словами: «Посмотри, какой красивый цветок» — показывает цветок ребенку, то ребенок, подражая словам, интонации и жестам, попытается сказать: «Посмотри, какой красивый цветок». Г.Х. Мид подчеркивал, что речь, в отличие от остальных жестов говорящего, воспринимается им самим и тем, к кому обращаются, примерно одинаково. Ньюкомб пишет: «Человек, разговаривая с другим, одновременно разговаривает с собой, как бы слушая другого. Известная фраза Мида «принять роль другого» означает: поставить себя на место другого, чтобы предугадать его ответы» (99). В этом смысле речевая коммуникация всегда представляет собой нечто большее, чем просто реакцию. Она содержит — обычно, однако, только воображаемый — обмен ролями с визави.
В отличие от Мида Морено приступил к осуществлению физического обмена ролями в психодраме. Тем самым он устранил в психодраме разделение интеракционной сферы, характеризующее в человеческом развитии переход от первой вселенной ко второй и означающее разделение между вещно реальным переживанием и представлением. Мир вновь переживается как реальный, но уже не на первых трех этапах ролевого развития, а на четвертом и пятом. Это значит, что развитие, сопровождающееся речевой дифференциацией между «Я» и «Ты», не сходит на нет, а углубляется в переживании.
Своим изобретением психодраматического обмена ролями Морено раскрыл ранее неизвестную глубинную сферу межчеловеческой коммуникации. Он дал возможность взрослому человеку, прошедшему стадии дифференциации между «Я» и «Ты» (то есть между «Я» и объектом) и речевого развития, так сказать, вернуться в область целостного и реального переживания, ни в малейшей степени не подвергая угрозе результат этого развития — осознанность. По своим переживаниям в психодраме человек является и взрослым и ребенком одновременно. Вполне возможно, что тем самым сбывается надежда, которую полвека назад философ Эдмунд Гуссерль выразил в записи, оставленной в кройцлингском альбоме психиатра Людвига Бинсвангера: «Нам не дано достичь небесного царства истинной психологии, к которому мы так страстно стремимся, разве что детьми...» (50).
Ролевые категории
Теория ролей не ограничивается одним только измерением, социальным. Психодраматическая теория ролей, имеющая дело с психиатрической ориентацией, гораздо обширнее. Она распространяет концепцию ролей на все измерения жизни (96).
Я.Л. Морено
Первичные ролевые категории Соматические, или «психосоматические», роли
Соматические роли являются первыми ролями человека. С их исполнением связана вся его жизнь вплоть до самой смерти. Понятие соматической роли уже обсуждалось с точки зрения его возникновения. Поскольку первые признаки психических компонентов этих ролей можно распознать уже на ранних этапах младенческого периода, а позднее они проявляются еще более отчетливо, соматические роли обычно называют «психосоматическими» или — правильнее — «соматопсихическими ролями». Однако исполнение соматических ролей, например принимающего пищу, является непременным условием не только сохранения жизнедеятельности организма, но и дальнейшего его развития и перехода к другим ролевым уровням. Другие соматические роли, например возникающие в результате полового развития, являются предпосылкой появления многочисленных ролей, относящихся к другим категориям. В качестве восходящих, достигающих своей кульминации и нисходящих, то есть угасающих, ролей они весьма отчетливо связаны с различными фазами жизни.
Как уже отмечалось при описании первой психической вселенной, трансценденция с соматического ролевого уровня на другой способствует развитию человека, выводя его за пределы анималистического уровня.
Психические роли
Психические роли начинают развиваться уже в социальной матрице. В качестве психических коррелятов соматических ролей они расширяют сферу переживаний ребенка. Например, в процессе кормления ребенок не только испытывает физическое удовлетворение, но и радость. К соматической роли принимающего пищу добавляется роль наслаждающегося. В роли наслаждающегося ребенок чувствует себя еще лучше, чем в роли просто физически удовлетворенного. Новая роль со своей стороны способствует дальнейшему духовному, умственному и физическому развитию ребенка. Психическая роль расстроенного, напротив, приводит к торможению потребностей, нарушению аппетита и трудностям в обучении. Психическими ролями человека определяется характер исполнения им социальных ролей. Психические роли практически всегда являются коррелятами других ролей. Они имеют особое значение в возникновении ролей-кластеров и кластерного эффекта, который еще будет обсуждаться в дальнейшем.
Социальные роли
Социальные роли — это те роли, в которых человек чаще всего вступает в соприкосновение с внешними реалиями жизни, например в качестве служащего, члена трудового коллектива, спортсмена, супруга, отца, сына и т.д. Всем социальным ролям соответствует ролевой статус, существующий независимо от носителя роли. Следовательно, роли стереотипны. Прекрасной иллюстрацией этому служит восклицание французов при кончине короля: «Le roi est mort. Vive le roi!» \Король умер. Да здравствует король! (фр.) — Прим. ред.\
В своих социальных ролях человек не только действует в соответствии с ожиданиями и требованиями общества, но и, принимая все более дифференцированные роли, развивает самого себя. Этот факт Шиллер выражает словами: «С возросшей целью человек взрастает» \Ф.Шиллер. Валленштейн. Пролог (перевод Л. Гинзбурга)— Полн. собр. соч. в 7 томах, т. 2. М, «Художественная литература», 1955, с. 276. - Прим. ред.\ (116). Морено, имея в виду самые ранние соматические роли, в которых человек действует еще до появления своего «Я», дает ему следующую, уже цитировавшуюся, формулировку: «Роли не возникают из «Я», но «Я» может возникнуть из ролей» (96).
Сумма всех социальных ролей человека соответствует тому компоненту личности, который в психологии К.Г. Юнга называется «персона». Примечательно, что слово «персона» является обозначением театральной роли в античности. В «Введении в психологию К. Г. Юнга» Я. Якоби пишет: «Так сказать, хорошо усвоенная и правильно функционирующая персона является главным условием психического здоровья. Она необычайно важна, чтобы успешно справляться с требованиями внешнего мира» (51). Как правило, человек располагает достаточной внутренней свободой, чтобы не только усвоить свои социальные роли или профессионально их деформировать, но и пользоваться ими для преобразования жизни. Однако чем сильнее человек идентифицируется со своими социальными ролями, тем более слабой является или становится его личность, тем стереотипнее его поведение. В таком случае он по-прежнему представляет собой лишь homo sociologicus (21). Ослабленный в своем «Я», такой человек уже не способен спонтанно справляться с требованиями чрезвычайных ситуаций. При известных условиях в связи с появлением чувства страха гражданское мужество, самоутверждение и самоактуализация ему уже (или пока еще) не доступны. Его жесткая ролевая конформность служит скорее защите от страха, нежели исполнению ролей.