Материалы к психодраме с Иваном
Сессии расположены в порядке, в котором докладчик упоминает их в выступлении.
ПЕРВЫЙ ГОД РАБОТЫСессия №1 состоялась 20.11.01.
Иван входит в кабинет и сразу садится на стул. Его голова и плечи прижаты к стене и спинке стула. Аналитик (Потапова В.А.) остается стоять и спрашивает, что Иван хотел бы сегодня играть, может быть, что-то интересное из реальной жизни.
Иван: «Нет, ничего особо интересного нет».
Потапова: «Расскажи, как вы с мамой шли сюда?»
В результате Иван решает ставить эту сцену.
Себя играет сам, на роль мамы выбирает терапевта из группы». Потом, подумав, вводит еще один персонаж, человека, идущего по другой стороне улице в том же направлении, что и Иван с мамой. Роль наблюдателя решает играть сам, а на свою роль выбирает терапевта.
Сцена 1
Мать и сын идут на сеанс и обсуждают заданные темы. Наблюдатель стоит и смотрит, не говоря ни слова.
Ведущий вводит еще один персонаж — мамину тревогу. Терапевт — тревога: «Как я волнуюсь, справится он или нет, как он там будет с этими психологами, что с ним будут делать »
Обсуждая сцену, Иван как будто не слышал этих слов и вроде не видел исполнителя. Замечает, что слишком уж невесело они идут, «могли бы повеселее». Иван выражает желание играть сам себя, идя рядом с матерью. Теперь выбирает терапевта на роль наблюдателя.
Психоаналитическая психодрама
Сцена 2
Иван идет рядом с мамой, обсуждая разные приятные по эмоциональному содержанию темы. Цель их пути — психологическая консультация — игнорируется. Наблюдатель следует за ними со словами: «Какая пара, интересно, кто это, молодой человек , женщина или сын с матерью». Сцена полна возбуждения, мать выглядит соблазняющей, Иван явно замечает наблюдателя с элементами демонстративности.
Иван: «Какой феноменальный слух у этого человека (наблюдателя)».
От второй сцены Иван получил удовольствие, так как она была сыграна, по его мнению, реалистично.
Потапова: «А на какую экскурсию вы собираетесь пойти?»
Иван: «В Государственную Думу».
Потапова: «Интересно увидеть, где устанавливаю! ся законы, узнать, кто их разрабатывает».
Ведущий предлагает на следующей сессии рассказать об этой экскурсии и прощается с Иваном.
Сессия № 2 состоялась 27.11.01.
Иван предлагает разыграть следующую ситуацию.
Два друга вместе с группой ребят приезжают в незнакомый город на экскурсию. Друзья отдельно от остальных идут осматривать город. Есть прохожий, местный житель, который обращает на них внимание. Местные бегут мимо, ничего не замечают. Город большой, незнакомый, все куда-то торопятся. Иван в первой сцене смотрит на действие. Во второй сцене играет себя сам, а на роль наблюдателя выбирает ко-терапевта.
Сцена 1
Диалог Ивана и его друга. Друг более активен: предлагает, показывает, обращает внимание. Ко-терапевт,
Пси хо аналитическая психодрама__________________6↨
играющий Илью, более созерцателен. Иван сидит отдельно. Остальная часть группы говорит о друзьях: « они всегда отделяются, им с нами не интересно. Может им что-то предложить?» Прохожий обращает внимание на то, что они медленно идут, спрашивает, что они ищут, предлагает помощь.
Сцена 2
Диалог друзей похож на предыдущий. Группа ребят случайно увидела их на улице и предлагает разные варианты время провождения: купить подарки или что-нибудь к чаю, пойти на дискотеку. Появляется прохожий, спрашивает откуда они. Диалог развивается.
Обсуждение:
Потапова: «Со всеми лучше или вдвоем?»
Иван: «Сначала вдвоем, потом вместе. Сначала лучше посмотреть город, потом музеи».
Сессия от 19.03.02.
Предыдущая сессия проходила без Виктории Анатольевны.
Виктория Анатольевна сказала Ивану, что ее коллеги отметили на прошлой сессии его недоумение по поводу отсутствия Виктории Анатольевны. Она уверила Ивана, что однозначно собиралась его предупредить, возможно, сказала это после сессии, но не предупредила повторно в разговоре с мамой. После этих слов Потаповой В.А. Иван стал припоминать, что он сам вполне мог забыть. Общее впечатление, что он остался доволен собой и аналитиком. Далее сообщил, что уже не первый год посещает исторический кружок, где изучает и историю Христианства и Религий. О своем интересе к истории Иван упоминал и раньше, например, что историю Древней Греции он знает лучше отца, а последний силен в Новейшей истории. Отметил, что рели-
64__________________Психоаналитическая психодрама
гия — это не только философия, но так же этика и мораль.
Сюжет
Сыну исполняется 16 лет. В доме суета по поводу встречи гостей. На день рождения приглашены дедушка бабушка и приятель. Виктория Анатольевна спросила, будут ли еще гости? Тогда Иван сказал, что бабушка с дедушкой могут взять с собой собаку для количества и суеты. Мама очень волнуется, папа спокоен.
Действующие лица
Ко-терапевты — сын (по имени Иван), папа, приятель, дедушка, бабушка. Иван взял роль мамы.
Сценка
Гости еще не пришли. Мама активна, дает всем указания, папа читает газету. Он говорит маме, что не надо волноваться, ведь это не ее день рождения, а сына. Мама выражает недоумение и продолжает волноваться. Иван отмахивается от мамы и одновременно строго спрашивает, все ли она приготовила. Приходят дедушка и бабушка. Они дарят рубашку и галстук со словами, что дедушка очень нравился бабушке в этом наряде. Иван говорит, что подарок ему не нравится, так как он старомоден, а молодежь такое не носит. Бабушка и дедушка сообщают, что сбежала их собака, Шарик, и они беспокоятся, что с ним случится беда. Иван предполагает, что это его младший брат привязал собаку к столбу, а сам пошел гулять, а собака отвязалась и убежала. Брат регулярно гуляет без ведома взрослых, а это плохо сказывается на его воспитании. Высказывается предположение, что Шарик убежал, потому что наступила весна, но эту версию проигнорировали. Мама (Иван) активно вступает во все разговоры, но диалогов не получается, она остается в одиночестве. Приходит
Психоаналитическая психодрама__________________rt5
приятель, быстренько всех поздравляет и с восторгом рассказывает Ивану, что водил настоящий джип своего дяди, которому 23 года. Взрослые осуждают приятеля и его дядю. Иван присоединяется к взрослым, говорит, что мальчику опасно водить джип, можно врезаться в столб. Все садятся за стол. Произносят тост за Ивана, желают ему быть таким же умным и красивым, как дедушка. Бабушка старалась завести разговор с мамой (хвалила салат, спрашивала рецепт), но мама не поддержала разговор. Произнесен тост за маму. Звучат слова, что это мамин праздник, в этот день у нее родился ребенок, родился мальчик. Вопросы слышатся: «кого хотели, мальчика или девочку? причем здесь папа? Почему назвали Иваном, кто первый предложил, в честь кого?»
Герой Ивана оживился. Мама (Иван) ответила, что не знает, а бабушка сказала, что в честь Ивана — пророка.
Обсуждение
Иван объяснил, что исключил брата из сценария, чтобы не получилось коалиции из трех мальчиков, так как именно втроем они отделились бы от взрослых, что нежелательно. Сказал, что не допускает выражения восторга со стороны приятеля в присугствии взрослых. Дедушка и бабушка внесли грустную ноту, можно было обойтись и без нее. Отметил, что сценка удалась, «такое могло бы быть, но события развивались неожиданно для него».
Сессия 5. состоялась 18.12.01.
Иван рассказал, что ему предстоят экзамены, и он немного волнуется. После короткого разговора на эту тему он предложил разыграть ситуацию перед экзаменом — разговор четверых учеников. Для себя он выб-
3 - 2440
66__________________Психоаналитическая психодрама
рал роль ученика, который знает не все и нервничает. Ко-терапевт — ученик, который ничего не знает и очень волнуется. Ко-терапевт отличница и ко-терапевт — совсем не занимавшаяся «пофигистка», ходившая в кино.
Первый раз Иван готов был принимать участие в первом проигрывании сцены. Видно, как он охотно объединяется с очень волнующимся учеником, с удовольствием принимал предложения помощи, подсказки на предстоящих экзаменах. Сам он говорил о том, что на экзамене им нужно сесть всем вместе.
При этом его интересовал и разговор, не связанный с темой экзаменов. Тему отвлеченную (отношения мужчины и женщины) развивала ко-терапевт, которая играла «пофигистку». Эту тему ко-терапевт развивала, говоря о фильме, который она посмотрела. Ее поддерживал персонаж, введенный ведущим, — преподавательница, наблюдавшая за дискуссией учеников (сам Иван первый раз не ввел в сюжет наблюдателя). Преподавательница говорила, что фильм, на который ученица ходила, не для их возраста.
Иван принял сцену, сказав, что она очень похожа на ту, которая должна была бы быть, и переигрывать ее не захотел.
Сессия от 26.03.02.
Сессия проходит после каникул. На вопрос Виктории Анатольевны, что делал на каникулах, отвечает, что они были слишком короткими, чтобы сделать что-нибудь грандиозное. Аналитик спрашивает: « Что и с кем?» Иван отвечает, что можно поехать вместе (он, брат, мать, отец, бабушка, дедушка) на дачу, но сомневается, что можно уговорить родственников.
Психоаналитическая психодрама__________________67
Сюжет
Молодой человек идет по улице и видит объявление, что приглашаются команды для участия в любительском соревновании по футболу. Он решает агитировать товарищей, собрать команду и принять участие в соревнованиях. Он встречает первого друга, который загорается этой идеей, и их задача найти еще четверых. Друзья находят людей, но те сомневаются в успехе, сопротивляются. Один из них быстро переходит на сторону тех, кто согласен, трое же оставшихся удерживают оборону. При этом, тот, кто все затеял, заранее уверен в том, что они не выиграют.
Действующие лица
Ко-терапевты — тот, кто сразу поддержал; тот, кто легко перешел на сторону согласившихся; трое, которые не соглашаются. Тот, кто увидел объявление — Иван.
Сценка
Тот, который сразу поддержал, начинает очень возбужденно говорить. Первый согласившийся сначала выражает сомнения, говорит, что у него нога болит, подвернул и не знает, как играть «без ноги». Герою Ивана удается его быстро уговорить. Двое, из несогласных, тревожатся по поводу неудачи. Говорят, что не хотят опозориться, ведь, вСе равно нельзя выиграть. Они вводят фигуры родителей, которые наблюдают с трибун. Герой Ивана не сдается, говорит, что если не выиграем, то примем участие, приобщимся к интересам своего поколения, его желаниям. Последний из троих кричит, что надо сначала разобрать стратегию, продумать. У кого тренироваться, у 'кого какая будет роль.
Тот, кто быстро согласился, предлагает своего отца в качестве кандидатуры на тренерскую работу, рекомендует его как отличного тренера, который точно согласите.':, з-
68__________________Психоаналитическая психодрама
Обсуждение
Иван много внимания уделяет тому, кто говорил о стратегии и тактике. Понравилось ему и предложение по поводу отца-тренера.
Сессия от 02.04.02.
Аналитик: «Ты сегодня с папой?»
Иван: «Почему бы и нет?»
Сюжет
Ситуация после матча. Два игрока обвиняют друг друга, один себя, тренер успокаивает, зритель, который всех примиряет.
Действующие лица
Ко-терапевты — игрок, обвиняющий себя, зритель, тренер, один игрок из тех, кто обвиняет друг друга. Второй игрок, который обвиняет товарища — Иван.
Сценка
Начинает тот, кто обвиняет себя. Он говорит, что у него не получается, что причину поражения надо искать в себе. Тренер успокаивает этого игрока. Обвиняющие друг друга перебрасываются репликами в адрес друг друга. Все готовы разругаться. Появляется зритель, который говорит, что ему игра понравилась и благодарит игроков за хорошую игру.
Обсуждение
Аналитик: «С чем не согласен?»
Иван: «Обвиняющий как-то скромно себя обвинял, а в остальном согласен».
Аналитик: «Легче обвинять себя или других?»
Иван: «Если сделано все правильно, отлично, то других».
Психоаналитическая психодрама____________________69
ВТОРОЙ ГОД РАБОТЫ Сессия №1 состоялась 15.10.2002.
Как год назад без выраженных эмоциональных реакций Иван пришел, вежливо поздоровался и сел на свой стул. На вопросы ведущего отвечал коротко, словно не было длительного перерыва на каникулы.
Предложил разыграть сцену подготовки к Дню учителя. Несколько учеников собрались, чтобы обсудить, что они будут играть на празднике1 школьном, посвященном Дню учителя. Ученики: ко-терапевт — хочет играть, но у него совсем нет способностей, ко-терапевт — отличник, уверен в своем умении, ко-терапевт-не умела, но хотела играть, Иван — умеет организовывать, но не хочет участвовать. Директор школы — ко-терапевт и учительница — ко-терапевт.
Ученики обсуждают , какую сценку им поставить. Предложения разные, собравшиеся возбуждены и не могут прийти к единому мнению. Один из ко-терапев-тов (хочет участвовать, но нет способностей) начала прояснять ситуацию: проясняла пол свой и остальных участников (все были просто учениками без пола); предложила сцену, в которой действие разворачивалось вокруг чувств симпатии девочки (ко-терапевт) к мальчику ( тот, кто уверен в своем умении). Учительница играла роль наблюдателя, а директор участвовала в обсуждении: давала советы.
Сцену не переигрывали.
Сессия № 2 состоялась 22.10.2002.
Ивану пришлось ждать начала сессии 15 минут, и он не скрывает своего недовольства.
Обсуждение сценария
Иван предлагает сыграть сцену ожидания на вокзале. Ожидают три человека: один из них не может ждать
Психоа налитическая
психодрама
ни при каких обстоятельствах (отец), потому что просто не любит ждать, другой (москвич — Иван) волнуется, но ждет, третий (сестра) — ждет спокойно, потому что он вообще спокойный и ему все равно. Все трое — москвичи и ждут родственников, которые давно не были в Москве. Ожидающие — москвич, его сестра и отец их. Приезжающие — дядя, брат отца, и его дочь.
Сцена 1
Поезд задерживается. Москвичи ждут на вокзале. Отец нервничает, обвиняет своего брата: «Он всегда такой». Герой Ивана успокаивает его: «Ну что теперь делать, придется ждать». Сестра индиферентна, она читает журнал.
Родственники в поезде также волнуются. Дядя испытывает чувство вины за то, что поезд задерживает ся, двоюродная сестра тревожится, что их не встретят.
Между тем, среди встречающих происходит смена ролей: герой Ивана намеревается уйти (Сколько можно ждать, сами доберутся.), а отец, хоть и ворчит на брата, считает, что надо ждать. Сестре по-прежнему все равно, она читает свой журнал и не замечает времени.
У родственников в поезде тоже растет напряжение, поезд опаздывает и ничего нельзя сделать.
Ведущий вводит персонаж, диктора, который объявляет о прибытии поезда.
Родственники встречаются, отец недоволен братом, дядя извиняется за опоздание поезда, двоюродная сестра боится московских родственников, сестре все равно, герой Ивана приглашает всех домой. Создается впечатление, что приехавшие родственники не нужны москвичам, они не придумали для гостей ни какой программы развлечений и никому из них не хочется показывать им Москву. Герой Ивана единственный, который
Психоаналитическая психодрама
предлагает быстро попить чай и пойти гулять, но отец настаивает, что надо остаться дома и накрыть на стол.'
Обсуждение
Сцена Ивану не понравилась. Он назвал ее скучной. Иван отверг предположение аналитика о том, что ему пришлось ждать начала своей сессии и ему это не понравилось. Аналитик предложила переиграть сценку.
Сцена 2
Персонаж, который ждет приезжих, потому что они ему очень нужны, директор фирмы — ко-терапевт; персонаж — молодой сотрудник фирмы — котерапевт; персонаж — просто сотрудник фирмы — ко-терапевт. Приезжающие — Иван и ко-терапевт.
Сценка играется очень мажорно, с большим возбуждением среди москвичей, которые изощряются в придумывании развлечений. Беспокоится только директор, для которого важнее подписать контракт и поскорее избавиться от приезжающих.
Приезжающие немного волнуются, потому что поезд задерживается, но они уверены, что их встретят, так как москвичи в них заинтересованы.
Обсуждение
Второй вариант понравился Ивану больше.
Сессия № 3 состоялась 29.10.02.
(сессия проходит в другом, соседнем кабинете) Иван предлагает разыграть сценку подготовки дня рождения одного парня (ко-терапевт). Парень думает, как ему провести день рождения, чтобы угодить всем своим друзьям, у которых интересы разные. Один друг любит тихие игры и небольшие компании, то есть хочет тихо посидеть (Иван), другой друг предпочитает Щумные компании, танцы, громкую музыку, словом,
72
Психоаналитическая психодрама
хочет позабавиться (ко-терапевт). Иван подчеркивает, что это близкие друзья. Мама именинника (ко-терапевт).
Сценка
Друзья сидят в комнате именинника, входит его мама, предлагает им салат и пепси-клоу. Веселый друг возмущается, ему хочется, чтобы было весело, он спрашивает хозяина, есть ли у него мартини и модная музыка типа «Металлики», чтобы врубить на полную катушку. Хозяин отвечает, что мартини есть, но сейчас только подготовка к дню рождения, а вместо «Металлики» можно включит Чайковского.
Тихому другу идея с Чайковским нравится, он вообще собирается играть шахматы. Веселый друг критикует тихого, задирает его по поводу шахмат, называет его Крамником.
Хозяин, который усиленно делает вид, что не принимает ни той, ни другой стороны, на самом деле явно разделяет точку зрения тихого друга. Он не поддерживает идеи веселого друга, предлагает придумать игру в фанты. Веселый друг не сдается, он критикует и хозяина, и его маму, которая постоянно входит в комнату и вмешивается в беседу детей.
К хозяину неожиданно приходит девочка, которую вводит ведущий для усиления конфликта. Девочка влюблена в хозяина и принесла ему подарок. Она туг же включается в полемику и предлагает пойти в дискотеку.
Веселый друг доволен, он хочет позвать девчонок, запустить петарды так, чтобы сигнализация сработала, но хозяин предпочитает остаться дома и устроить дискотеку в квартире. Конфликт в сценке накаляется. Тихий друг упорствует с шахматами, соглашается на фанты и не скрывает своего презрения к девочке, которая хоть и влюблена в хозяина, но поддерживает веселого друга.
Психоаналитическая психодрама
73
Хозяин не принимает ничью сторону, продолжая настаивать на фантах. Веселый друг критикует хозяина и тихого друга и пытается найти поддержку у девочки. Мама хозяина тревожится и входит в комнату к сыну. Ее тревога еще больше усугубляет разногласия детей.
Ведущий вводит фигуру отца, чтобы он увел маму и дал возможность детям проявить себя.
Обсуждение i
Иван считает, что друзья не придут к согласию и некоторые даже уйдут. Он уточняет, что уйдут те, которые хотят, чтобы «сигнализация врубилась». На вопрос аналитика, бывают ли у них в школе дискотеки, он отвечает, что бывают, но он на них никогда не ходит.
Сессия № 4 состоялась 05.11.02.
Входит Иван, садится на стул, молчит, ждет, когда Виктория Анатольевна начнет разговор. Виктория Анатольевна, также как и на предыдущих сессиях, помогает Ивану начать говорить. Она спрашивает, что произошло за неделю. Иван улыбается и, не глядя на Викторию Анатольевну, отвечает, что ничего нового. Снова ждет. Виктория Анатольевна спрашивает Ивана, есть ли у него история, которую ему хотелось бы разыграть сегодня. Иван снова улыбается и говорит, что есть одна история, но он не знает «получится ли конфликт».
Обсуждение сценария
Иван предлагает разыграть сценку празднования новоселья у одного парня.
На новоселье придут его друзья. Среди них один друг веселый, обычный ему все нравится, два брата. Виктория Анатольевна уточняет, спрашивает Ивана, во-первых, одноклассники ли все друзья, во-вторых, если братья учатся в одном классе, то может быть они близне-
Психоаналитическая психодрама
цы [Иван в первый раз посмотрел Виктории Анатольевне в глаза) или после небольшой паузы) двойняшки? Ответ на первый вопрос: да, одноклассники. Ответ на второй вопрос: «может быть, действительно, похоже, что так». Два брата очень завидуют хозяину квартиры, им хочется такую же квартиру. И последний — близкий друг хозяина квартиры. Близкий друг не понимает, «зачем вообще праздновать новоселье, восторгаться квартирами и при чем здесь квартиры». Еще у парня, который отмечает новоселье, есть мама.
Действующие лица
Парень, хозяин квартиры — ко-тереневт Мама его — ко-терапевт Братья — близнецы: Иван
Ко-терапевт Друг обычный, веселый — ко-терапевт Друг близкий — ко-терапевт
Сценка
Новая квартира. Хозяин квартиры (Игорь) и его мама ждут гостей. Мама спрашивает сына, кто придет к нему в гости. Сын перечисляет гостей и высказывает предположение, что первым придет веселый, обычный друг.
Пока разыгрывается эта часть сценки, в которой Игорь и Мама Лиза находятся в центре сцены, остальные персонажи расположились в некотором отдалении от центра.
Действительно, первым пришел веселый, обычный друг. Игорь открыл ему дверь, представил своей маме. И дальше в квартире продолжается, прерванный появлением первого друга, разговор. Игорь размышляет, кто будет следующим, а его мама и только что пришедший веселый друг поддерживают разговор.
Пс и хоа политическая психодрама___________________75
В это же время за сгенами квартиры разговаривают братья — близнецы.
Один из них (ко-терапевт) говорит другому (Иван): «Пойдем, посмотрим на квартиру, как ты думаешь?»
Второй (Иван) отвечает: «Пошли, везет же людям».
Первый (ко-терапевт): «Завидно мне, вот бы такую квартиру. Ладно, пошли».
Мама Игоря и веселый друг не успевают ответить Игорю, как раздается звонок. Игорь открывает дверь, видит братьев, говорит, что они очень похожи, и он не знает опять, кто есть кто. Игорь спрашивает, кто из них Витя, а кто Митя. На что один из братьев (ко-терапевт) отвечает, что он Митя, а второй (Иван), повертгувшись к первому, говорит: «да какая разница». Первый (ко-терапевт) соглашается, что никакой. Игорь знакомит маму с братьями. Братья усиленно завидуют, т.е. рассматривают квартиру и говорят друг другу о том, чему завидуют. Веселый друг тоже рассматривает квартиру и восторгается ею.
Снова звонок в дверь, пришел самый близкий друг.
Мама Игоря просит его, чтобы он и друзья вели себя спокойно, и уходит в кинотеатр на двухсерийный фильм.
Друзья перемещаются в комнату хозяина. Начинается обсуждение того, как провести вечер, чем заняться. Веселый друг предлагает обмыть квартиру, потом потанцевать. Близкий друг очень грустный, он не хочет обмывать квартиру, говорит, что плохо себя чувствует, что у него заболела мать, и он не понимает, причем здесь квартира. Братья продолжают рассматривать теперь уже комнату и общаются преимущественно друг с другом. Хозяин старается обращать внимание на каждого из друзей, он растерян. Веселый друг все-таки настаивает на выпивке и ему удается привлечь внимание остальных:
76___________________Психоаналитическая психодрама
— Братьям он говорит, что хватит завидовать, держи-
те бокалы. Один из близнецов (ко-терапевт) берет бокал, второй (Иван) тогда берет тоже.
— Близкому другу, который грустит, он просто протя-
гивает бокал. Тот нехотя берет.
— Хозяину он говорит, что матери нет, и придет она
через два часа, так что успеем выпить.
В результате все, кроме хозяина выпивают. Хозяин держит свой бокал и объясняет, что ему нельзя пить, так как у него аллергия, и он будет чесаться. Веселый друг все равно призывает Игоря выпить, Один из братьев (ко-терапевт) говорит: «подумаешь, почешешься», а брат, которого играет Иван, берет бокал у хозяина и со словами «давай я за тебя выпью» выпивает содержимое.
Веселый друг предлагает продолжить, но близкий друг отказывается, братья снова общаются друг с другом, Игорь говорит веселому другу, что если продолжать в таком темпе, то веселый друг напьется. Один из братьев (Иван) поддерживает Игоря, обращается к веселому другу: «Тебе-то что, ты напьешься, и тебе ничего не надо будет».
Тогда веселый друг предлагает потанцевать. Близкий друг снова отказывается, «мне бы в компьютер» говорит он. Близнецы не отказываются, но и не соглашаются. Хозяин в растерянности. Брат, которого играет Иван, говорит ему, чтобы он искал компромисс. Второй брат (ко-терапевт) поддерживает первого: «да, ты хозяин, ты и ищи компромисс».
В результате Игорь спрашивает каждого, что бы ему хотелось сделать. Веселый друг говорит, что хочет танцевать, близкий друг — на компьютере играть, брат один (Иван) говорит, что еще пироги не ели, второй брат (ко-терапевт) согласен с первым. Игорь перечисляет все
Псих о аналитическая психодрама
желания, и приходят к тому, чтобы все делать по очереди: пироги, видик, танцевать, компьютер.
Веселый друг снова вносит предложение: а не позвонить ли Таньке, а то танцевать не с кем.
Близкий друг молчит. Брат (Иван) говорит, зачем тебе Танька. Хозяин вспоминает про маму, а вдруг она сейчас придет. Второй брат (ко-терапевт) говорит, что, если ему хочется (веселому друг)'), то можно пригласить Таньку.
Телефонный звонок. Хозяину звонит Танька (ко-терапевт), которую вводит Виктория Анатольевна.
Игорь договаривается, что Танька придет и приведет с собой подруг. Получается, что девочек будет четверо, кому-то не хватит пары. Решают, что раз Игорь боится мамы, то ему и оставаться одному.
Звонок в дверь. Приходит мама вместе с девочками. Мама говорит, что она с подругой, и ей есть, о чем с ней беседовать. Девочки проходят в квартиру.
Обсуждение сценки
Ивану сценка понравилась. Виктория Анатольевна обратила его внимание на старания хозяина квартиры угодить всем друзьям, и спросила, как он думает, удалось ли это. Иван сказал, что, похоже, в этот раз удалось. Затем, Виктория Анатольевна обратила внимание Ивана на поведение и состояние близкого друга хозяина. Последний не хотел участвовать в общих мероприятиях и был грустным, так как его мама болеет. Иван молча кивнул. Тогда Виктория Анатольевна спросила Ивана о его маме. Она тоже болеет.
Сессия № 5 состоялась 12.11.02.
Иван более раскован, но правая рука, на которой экзема по-прежнему спрятана в рукаве. На вопрос о событиях недели ответил, что ничего особенного не
78__________________Психоаналитическая психодрама
произошло. Однако выясняется, что мама вышла из больницы. •
Обсуждение
Вредная старая учительница (ко-терапевт) вызывает к доске своего любимчика, услужливого троечника (ко-терапевт). Он ничего не знает (как обычно). В это время в класс входит опоздавший отличник (ко-терапевт). Учительница не любит его за независимость. Начинается перебранка между отличником и учительницей. Отличник защищается. За дальней партой сидят две подружки (Иван и ко-терапевт). Они хихикают, комментируя происходящее.
Сценка
Троечник заботливо помогает учительнице начать урок (тряпка, мел). Учительница благосклонно вызывает его к доске. Он всеми силами у доски пытается получить подсказку класса. Девушки за дальней партой хихикают, подсказывают без особого энтузиазма. Стук в дверь, входит отличник. Он уверен в себе, у него есть объяснение опозданию, он готов себя защищать. Это раздражает учительницу, и она вызывает отличника к доске. Вопрос сложный, отличник не может на него ответить. Он просит учительницу вмесго номера билета назвать вопросы билета, но получает отказ. Возникает конфликтная ситуация. В классе усиливается шум. Это слышит директор (вводит ведущий), проходящий мимо класса. Директор входит в класс. Он пытается разобраться в ситуации, поддерживает учительницу, которая требует вызвать в школу родителей отличника. Отличник не против, он уверен, что отец его единомышленник и поддержит сына.
Директор пытается унять шум. Достается всем. Подружек он ругает за слишком яркий внешний вид. Де-
Психоаналитическая психодрама___________________79
вушке, которую играет Иван, директор вменяет зеленый маникюр. При этом Иван женственно отводит руку и рассматривает ногти. Шум продолжается. Ведущий останавливает драму.
Обсуждение
Иван первый раз выбирает себе роль женского персонажа, до этого такие же женские объекты вводились дополнительно ведущим драмы. Ивану сценка понравилась, правда учительница показалась ему слишком доброй.
Сессия № 6 состоялась 19.11.02. Обсуждение
Одноклассникам надо представить в каком-то виде, например, исторический факт 19 века. В зале еще сидяч одноклассники, учителей и взрослых нет.
Одноклассники: ко-терапевты — две девушки и юноша; Иван — юноша.
Сценка 1
Вначале не складывался сюжет. Из зала было много выкриков, что надо ставить. Постепенно сюжет принял очертания: встреча с императором (ко-терапевт — юноша) двух жен декабристов (ко-терапевты — девушки) и декабриста (Иван), который сопровождает жен, чтобы защищать их интересы, то есть добиться для них права поехать к своим мужьям в Сибирь. Император оказался очень сговорчивым, все время интересовался мнением декабриста. В какой-то момент из зала декабриста назвали предателем. Он смутился. Кто-то из зала стал предлагать другую сцену.
Психоаналитическая психодрама
Сценка 2
Два декабриста в тюрьме, к ним ед)т жены. Когда жены приезжают в Сибирь, то мужья сбегают с каторги. Жены в неведении, что с их мужьями, может быть, заболели, умерли? Они очень переживали. Это заставило мужчин-декабристов подумать о том, чтобы обратиться к кому-нибудь из села за помощью, чтобы организовать побег женам.
Сессия № 7 состоялась 03.12.02.
Иван пропустил сессию, которая должна была состояться без Виктории Анатольевны, он заболел.
Сессия 3.12.2002 тоже без Виктории Анатольевны. Иван об этом не знал. Группе сказали, что Иван не придет. Все-таки он пришел, для группы это было неожиданным. Потапову В.А. на время ее отъездов заменяет Челышева Наталья Игоревна.
Наталья Игоревна пригласила Ивана. Он вошел, сел на стул. Наталья Игоревна сказала, что Виктории Анатольевны не будет, и спросила как ему это, удивлен ли он. Иван ответил, что не это его удивляет, а то, что ему сказали, будто он сам позвонил в центр и сказал, что не придет сегодня, на самом деле Иван этого не делал.
• Наталья Игоревна предложила начать сразу с обсуждения истории, которую Иван сегодня хотел бы разыграть. Иван согласился.
Обсуждение
Иван предложил разыграть следующую сценку. В школе два отличника решили создать клуб отличников. Они собрали по представителю из 7, 8, 9 классов и одну учительницу, для того чтобы обсудить идею и наметить пути создания клуба.
Психоаналитическая психодрама____'______________8[
Действующие лица
Восьмиклассник Петя (троечник) — Иван Ко-терапевты:
Семиклассник Ваня (отличник по математике и двоечник по физкультуре)
Девятиклассник Егор (троечник) Десятиклассник Дима (хорошист) Десятиклассница Ира (отличница) Учительница немецкого языка Татьяна1 Сергеевна
Сценка
Долго группа не начинает играть, происходит обсуждение персонажей, выяснение деталей, к ним относящихся, таких как пол, возраст, имя, отношения их. Обсуждение закончилось только тогда, когда Наталья Игоревна обратила наше внимание на задержку.
Началась сценка с разговора между десятиклассниками:
Дима говорит Ире, что ему нравиться Ирина идея по поводу создания в их школе клуба отличников, что он собрал по одному человеку из 7, 8, 9 классов, пригласил учительницу, что сейчас все соберутся и можно обсудить идею.
Собираются школьники, Дима представляет их Ире. Входит учительница. При ее появлении Петя (Иван) выражает недовольство тем, что и учительницу пригласили. Ира объясняет собравшимся, зачем их сюда собрали. Она говорит, что десятиклассники решили создать клуб отличников в школе. Поднимается шум. Егор спрашивает, зачем тогда здесь троечники, к нему присоединяется Петя. Ира объясняет, что цель клуба не объединить отличников, повысить успеваемость в школе, а для этого нужны люди, которые оказывают влияние на своих одноклассников, а не те, которые просто отлично учатся. Егор возбужден, он говорит, что
82__________________Психоаналитическая псих о драма
уйдет, что идея ему не нравится. Внимание всех обращено на Егора. Дима спрашивает Егора, что он может предложить. На что Егор предлагает заниматься спортом (поставить теннисные столы, пробежки совершать и т.д.), а оставшееся время делать уроки. Он выдвигает лозунг «в здоровом теле здоровый дух». Егор постоянно говорит, что уходит, но не уходит. Ваня тоже собирается уходить, так как он не хочет вообще находиться с троечниками в одном клубе и выдвигает предложение заниматься исключительно учебой. Дима тогда предлагает Егору отвечать за спорт, а Ване за успеваемость. Ира спрашивает Петю (Ивана), что он хочет делать. Остальные обращают внимание на Петю. Класс, в котором учится Петя, называют вялым и задают Пете вопрос: «Как он собирается расшевелить такой вялый класс?»
Петя отвечает, что он тоже поставит теннисные столы, сделает так, как Егор.
Петя снова спрашивает, зачем пригласили учительницу? Ира объясняет, что учительница нужна, для того чтобы клуб администрация признала легальным и разрешила работать в школе.
Учительница на протяжении всей сценки оказывает предпочтение Егору, она посылает реплики типа «а вот Егор», смотрит на него доброжелательно, выделяя его.
Ваня несколько раз порывается уйти, его останавливают десятиклассники.
Появляется учитель физкультуры Иван Иванович (вводит ведущий). С его приходом планка совсем перегибается в сторону физкультуры и Егора. Иван Иванович настроен весьма оптимистично, он заигрывает с Татьяной Сергеевной (от чего та даже краснеет), высказывается по поводу десятиклассницы «у нее ноги, как у лошади» (все смотрят на ноги десятиклассницы), хвалит Егора и говорит, что сейчас Егора заберет.
Психоаналитическая психодрама__________________83
Десятиклассники рассказывают Иван Ивановичу о том, зачем они собрались. Он особого внимания идее не уделяет, говорит, что надо заниматься спортом, дает характеристику ученикам с точки зрения отношения к урокам физкультуры (о Ване говорит, что у него 2 по физкультуре, Ваня снова делает попытку уйти; Егора ставит всем в пример). Когда Ваня говорит в очередной раз, что уходит, Петя несколько раздраженно говорит Ване: «Да уходи ты наконец!»
Петя (Иван) предлагает устраивать пробежки вокруг Большого театра, чтобы совместить занятия спортом с поднятием успеваемости.
Обсуждение
Игра Ивану понравилась. Сказал, что ничего не осталось в процессе игры от предложенной им идеи — создать клуб отличников. Получилось, что вместо клуба отличников стал создаваться клуб спортсменов-интеллектуалов. Наталья Игоревна спросила, понравилось ли Ивану играть, ведь он давно не играл. Иван ответил, что всего две недели — это не срок. Наталья Игоревна спросила, как ему вообще то, что в процессе игры, как в жизни, ситуация может меняться. Иван ответил, что ему понравилось, понравился учитель физкультуры, отметил, троечник заведомо должен был победить, так как он нравился учительнице и учителю физкультуры.
Сессия № 8 состоялась 17.12.02.
Сессия проходит после двухнедельного отсутствия Потаповой В.А.. По поводу первого отсутствия Виктория Анатольевна предупредила Ивана (и именно в этот вторник он заболел), второе отсутствие произошло по независящим от Виктории Анатольевны обстоятельствам, из-за которых, она не имела возможности предупредить даже групп)'.
Психоаналитическая психодрама
Обо всем этом Виктория Анатольевна в первую очередь сказала Ивану, но он проигнорировал возможность обсуждения проблемы. Затем, Виктория Анатольевна предложила обсудить приближающийся Новый Год и зимние каникулы. Иван сообщил, что как всегда, то есть уже в третий раз едет с отцом на Кавказ, в санаторий, где и проведет Нов<