Философия творчества и смысла

Целебность творчества заключается в том, что оно откры­вает и дает человеку смысл его существования. Если этого смыс­ла нет, если жизнь кажется бессмысленной, то очень скоро она прекращается. Исследования личности самоубийц, как в нашей стране, так и за рубежом, а так же наркоманов и алкого­ликов показывают, что их общей характерной чертой являют­ся частые переживания апатии, скуки, депрессии и тревоги. Эти переживания есть следствие тщетных попыток найти смысл своей жизни. Как следствие отчаяния — обращение к деструк­тивным способам избавления от негативного состояния в виде употребления психоактивных веществ. Кропотливая работа и помощь психотерапевта клиенту в поиске призвания при по­мощи современных методов профориентации помогает ему в нахождении смысла своей жизни.

Проблему жизненного смысла в современной психологии впервые поднял и развил знаменитый немецкий психиатр Вик­тор Франкл. В книге «Человек в поисках смысла» он отмечал: «Стремление найти смысл — первичная сила в жизни челове­ка. Люди нуждаются в том, ради чего стоит жить... Огромную психотерапевтическую и психологическую ценность имеет убежденность человека в том, что ему есть ради чего жить... ничто так не помогает человеку преодолевать объективные трудности и переносить субъективные неприятности, как со­знание того, что перед ним стоит важная жизненная задача... Если рассматривать жизнь с точки зрения присущих ей жиз­ненных задач, нельзя нее прийти к заключению, что жизнь все­гда тем более осмысленна, чем труднее она дается. Почему бы нам не использовать трудности повседневной жизни для того, чтобы проверить собственный характер и развивать в себе силу и мужество? (В. Франкл. Человек в поисках смысла. М.: Про­гресс, 1990).

Фундаментальным феноменом в природе человека В. Франкл полагал самотрансценденцию человеческого су­ществования. Это означает то, что «человеческое бытие все­гда ориентировано вовне на нечто, что не является им самим, на что-то или на кого-то: на смысл, который необходимо осу­ществить, или на другого человека, к которому мы тянемся с любовью. В служении делу или любви к другому человек осу­ществляет сам себя. Чем больше отдает себя делу, чем больше он отдает себя своему партнеру, тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени он становится са­мим собой. Таким образом, он, по сути, может реализовать себя лищь в той мере, в какой он забывает про себя, не обраща­ет на себя внимания» (С. 30-31).

Главная задача — скорее поиск смысла своей жизни, не­жели поиск своего Я. Человек может найти свое Я и достичь своей сущности, только взяв на себя ответственность за осу­ществление смысла.

Сам Франкл, родившийся в Вене в 1905 году, всю свою жизнь искал смысл собственного существования. Он нашел его в том, как он сам говорил, чтобы помогать другим людям увидеть смысл своей жизни.

Три года, с 1942 по 1945 год, Франкл провел в концлагере нацистов. Он воочию видел, как человеческая природа может проявляться в чрезвычайных обстоятельствах. Большинство заключенных в лагере предпочитали прозябать. Но несколь­ко человек превратили свои трагедии в триумфы. И Франкл сделал из этого главный принцип своего учения о логотера-пии: «Тот, кому есть для чего жить, может перенести почти любое».

В концлагере Дахау, в котором находился Франкл, если человек не видел смысла в чем-то вне себя, его выживание в экстремальной ситуации было бесцельно и бессмысленно. И человек погибал.

Смысл жизни человек может приобрести, согласно В. Франклу, тремя способами:

• что-то давая жизни через свое творчество;

• что-то беря от жизни, переживая ее процесс;

• занимая определенную позицию по отношению к судьбе, которую нельзя изменить, например, при неизлечимых за­болеваниях.

Но при любых обстоятельствах человек может занять ос­мысленную позицию к своим страданиям и придать им глубо­кий жизненный смысл. Сталкиваясь со своей трудной судь­бой и вынужденный ее принимать, человек все же имеет воз­можность реализовывать ценности отношения. Мужество, которое он проявляет в страданиях, достоинство, которое он выказывает, будучи приговорен и обречен, — все это являет­ся мерой того, насколько он состоялся как человек. Нахож­дение смысла в ситуациях, представляющихся безысходны­ми, считается высшим достижением логотерапии. Жизнь че-

ловека может и должна сохранять свои смысл до конца — до последнего часа. Смертельно больные люди могут видеть в жизни смысл до последнего момента, если принимают вызов судьбы и страдают мужественно. Франкл приводит слова Гёте: «Не существует такого затруднительного положения, кото­рое мы не могли бы облагородить либо деянием, либо терпе­нием».

Каждый раз жизнь предоставляет человеку возможность реализовывать ценности то одной, то другой группы... «В от­дельные моменты, — пишет В. Франкл, — жизнь призывает нас обогатить собственными действиями этот мир, в другое время мы обогащаем переживаниями самих себя».

Помочь найти человеку смысл своего существования не­простая задача для психотерапевта. Но он не может дать его напрямую в виде совета. Клиент должен суметь найти и опре­делить его для себя сам. Экзистенциальный анализ должен помочь человеку осознать ответственность за реализацию его жизненных целей. Самое главное — помочь найти свое при­звание, любимое дело, в котором человек может обрести смысл своей жизни. При этом, чем больше человек восприни­мает свою жизнь как выполнение поставленных перед ним задач, тем более наполненной смыслом она ему кажется.

Очень важным является осознание человеком своей мис­сии в этом мире. Особенно отчетливо это проявляется у веру­ющих, воспринимающих свою жизнь как выполнение задач, поставленных самим Всевышним. «Христианское существо­вание, — указывает В. Франкл, — рассматриваемое как про­должение жизни господней, в конечном счете по сути своей представляет свободно избранную имитацию жизни Христа, повторение его «страданий». Поэтому все переживания, вы­павшие на долю человека, с точки зрения протестантов, пред­ставляют собой дар божий (милость Господню)».

Стремление к творчеству и чувство любви очень сильно связаны между собой. Как сказал Эрих Фромм: «Любовь и труд нераздельны. Каждый любит то, для чего он трудится. И каж­дый трудится для того, что он любит». Поэтому естественно, что большинство людей пытаются найти и находят смысл сво­его существования в любви. Но Франкл справедливо полагал, что любовь — не лучший и не единственный способ наполнить жизнь смыслом. При утрате объекта любви жизнь для многих людей теряет смысл. И только творчество, либо религия и вера

могут быть для человека надежными опорами. Исходя из принципов логотерапии Франкла, каждый из нас должен осознать важность взятия на себя ответственности за свою жизнь и нахождение в ней смысла в любой ситуации, помня о том, что человеческая жизнь никогда, ни при каких обсто­ятельствах не теряет своего смысла. При этом надо руко­водствоваться голосом своего сознания. Чтобы помочь кли­енту найти смысл своей жизни, логотерапевты спрашивают его: «В какой области деятельности вы хотели бы просла­виться?» или «Каких творческих успехов вы могли бы до­биться в жизни?» Важно расширять количество источников смысла. Для мужчины это может быть не только професси­ональная роль, но и роль мужа, отца, организатора какого-либо любительского объединения. Как говорится в английс­кой пословице, «не привязывай свой корабль только к одно­му якорю», то есть, не сковывай свою жизнь одной единственной надеждой, идя с рынка, не клади все яйца в одну корзину.

С течением жизни в разные ее периоды смыслы меняются. Одни смыслы у молодого человека, другие — у пожилого. Увидеть их в каждый текущий момент жизни — большое дело.

Знаменитая голливудская актриса Мерилин Монро виде­ла смысл своей жизни в том, чтобы выступать в роли притя­гательного сексуального объекта, способного покорять сер­дца всех мужчин. На пороге сорока лет, когда молодость и привлекательность стали увядать, она осознала, что теряет­ся смысл ее жизни, что она не может быть больше такой, какой была раньше. В результате — преждевременная смерть. Марлен Дитрих в той же ситуации поняла, что она может быть интересной не только как сексуальный объект, но и как интересный интеллектуальный собеседник.

Смысл может быть найден через сократический диалог. Одну клиентку Франкла мучила мимолетность жизни. Он попросил ее назвать человека, которого она уважает и це­нит. Клиентка вспомнила своего семейного доктора. И хотя доктор умер, и некоторые пациенты не помнят, чем они ему были обязаны, жизнь этого доктора не потеряла смысл.

Подводя итоги, мы можем заключить, что смысл прихо­дит к человеку, когда ему удается найти творческое дело по душе, когда его интересы выходят за пределы самого себя, сосредотачиваются на общественно полезном деле.

Терапия идеалами

То, о чем писал и говорил в своих лекциях В. Франкл, очень близко к тому направлению современной психотерапии, кото­рое называется аретотерапией, то есть лечение высокими иде­алами и нравственным самосовершенствованием.

Основателями этого направления стали в начале XX века два врача — наш соотечественник А.И. Яроцкий и немецкий психиатр И. Марциновский.

В своей книге «Идеализм как физиологический фактор» (Юрьев, 1908) А.И. Яроцкий указывает на то, что духовная сила человека всегда и при всяких обстоятельствах является залогом выздоровления от серьезной болезни, так как истин­но материалистическое мировоззрение не отрицает реального существования духовных и нравственных сил, заложенных в душе человека. Чтобы вылечить человека, необходимо всеми силами поднимать его дух, яркость и интенсивность личности и на этом пути добиваться его нравственного перерождения. И меркой по отношению к тому, каким быть человеку, долж­ны быть не окружающие нас люди, а образы Микеланджело, Рафаэля и Леонардо да Винчи. В прежние времена, — пишет А.И. Яроцкий, — «когда человеку угрожала тяжелая болезнь, он давал себе обет сделать какое-нибудь доброе дело для свое­го излечения или совсем посвятить себя Богу». И человек выз­доравливал. Смыслом этого опыта было выздоровление на ос­нове перерождения всей духовной сферы личности. Духовный рост и нравственное перерождение личности являются теми рычагами, которые дают возможность пробудить в душе боль­ного могучие силы выздоровления.

Именно внутренний душевный мир человека, полагал А.И. Яроцкий, обуславливает продолжительность его жизни. Человек живет столько, сколько у него в запасе имеется ду­шевного идеализма. При этом влияют на нее ни сердце, ни мус­кулы, ни почки, ни то или другое состояние артерий, как это принято думать, а тот запас душевных сил, которым человек располагает. Этот запас значительно возрастает, если человек примкнет к какому-либо широкому идеалистическому движе­нию, когда он начнет ощущать себя маленькой частицей, вхо­дящей в состав некоего громадного целого и работающего для его пользы.

И.. Марциновский, изложивший свои взгляды в книге «Нервность и мировоззрение» (Москва, 1913),рассматривал мировоззрение как решающий фактор выздоровления. Из раз­личных точек зрения на жизнь двух индивидов следствием яв­ляется то, что одно и то же событие на одного человека дей­ствует подавляющим образом, а на другого — возвышающим. Поэтому за исходный пункт лечения он брал не органы тела пациента, а всю его психику с неразрешимыми внутренними конфликтами и напряжениями.

Свою цель и идеологию лечения И. Марциновский сформу­лировал следующим образом: «Я хотел бы сделать из нервного, слабого человека и «дилетанта жизни» посредством действитель­но врачебной воспитательной терапии сильную, утвердившую­ся в себе личность, которая возвышается над вещами и освобо­дилась бы от жалкой зависимости от них, чтобы любовь, добро­та и сила могли стать на место нервного раздражения»

Изучая особенности психики своих пациентов, И. Марци­новский обнаружил у них ужасающее количество «идейных на­рушений». И прежде всего им недоставало душевных психичес­ких сил побороть свое страдание, потому что их нравственные основания, принци-пы жизни были лишены положительной силы.

Неприятности жизни, именуемые сегодня стрессами, для многих людей являются пусковыми механизмами их заболева­ний. Инсульт и инфаркт, астма и язва рассматриваются больны­ми как следствия пережитых неприятностей. Но эти болезни, согласно представле-ниям И. Марциновского, показывают зави­симость человека от внешних предметов и условий. Пациент считает, что если бы обстоятельства были другими, то он бы не заболел. Но истинную причину болезни надо искать внутри себя — если бы душа была бы иной, то человек бы не заболел.

Больше всего расстройств человеку чаще всего приносят близкие ему люди. Но И. Марциновский справедливо указывает на то, что это не они его сердят, а он на них сердится. И объек­том лечения и изменения должна стать не окружающая среда, а растерзанность души самого пациента. Обида и гнев на близких есть следствие ложного мышления. Мы слишком сильно хотим, чтобы окружающие были такими, какими бы нам хотелось их видеть Не принимая их такими, какие они есть, мы разрушаем как самих себя, так и своих близких.

При лечении душевного неравновесия, — полагал Марци­новский, — речь должна идти не о приеме каких-то лекарств, а о выработке нового мировоззрения и такого нравственного состояния, которое не разрушается при ударах судьбы. Ду­шевное равновесие нарушается всякий раз тогда, когда жизнь чувств чересчур усилена, а переработка их посредством разу­ма отступает на задний план.

Так же, как и А.И. Яроцкий, И. Марциновский подчеркива­ет важность совершения какого-то общественно полезного дела. Движение к высокой и благородной цели, вера в успех помогают преодолевать все препятствия, в том числе и болез­ни, не замечая их. Надо только перестать видеть в собственном благосостоянии тот центр, вокруг которого должен вращаться весь мир. Тогда переключение внимания с болезни на здоровье будет приводить к исцелению. «Только тогда, — говорил И Марциновский своим пациентам, — когда вы перерастете ваше страдание, как нечто жалкое, почти недостойное вашего внимания, вы опять сделаетесь сильным, жизнерадостным и свободным от постоянной мысли о том, от чего вы считаете себя зависимым».

Как и А.И Яроцкий И. Марциновский считал необходимым подключать своих пациентов к общественной жизни, к чему-то более высокому, чем они сами. «Мы должны больше выучи­ваться ценить нашу связь с душевным содержанием целого на­рода, всего человечества... а не чваниться нашей крошечной личностью. Мы должны привыкать чувствовать себя живым выражением общей божеской мысли не для того, чтобы поте­ряться в ее беспредельности, но для того, чтобы найти себя в ней в более чистом и высоком виде. В этом заключается наше «богоподобие».

Чтобы понять смысл жизни, И. Марциновский призывал своих пациентов смотреть на нее с возвышенной точки зрения. Можно почувствовать себя маленькой каплей воды в потоке ручья, который несется навстречу великому морю мирового целого. Но понять бушевание потока можно, только лишь став на" выдающуюся высоту, откуда взор может следить за течени­ем ручья до тех пор, пока тот не вольется в море и сам не станет морем. «Тогда водяная капелька может сказать: я частица моря, я в нем, как и оно во мне».

От болезней никто не застрахован, и случайно можно забо­леть. Но с человеком случается только то, к чему он был пред­назначен или уже настроен Это означает, что из сотни суще­ствующих возможностей данная личность известным образом делает свой выбор. Отсюда следует вывод: «Содержи твое серд­це и мысли в чистоте, тогда и тебя не коснутся грязь и опасно­сти судьбы» По существу это означает следование нравственным ориентирам, изложенным в Ветхом и Новом завете. И над всеми добродетелями возвышается одно неизменное стремле­ние вверх, борьба с самим собой, неутомимая жажда большей мудрости, доброты и любви.

Сказанное по-новому заставляет нас понимать мысль Дос­тоевского о том, что красота спасет мир. Если каждый из нас спасет свою душу при помощи высоких идеалов, то тем самым могут спастись и многие. Для этого оказывается важным пи­тать свою душу высоким искусством, которое поднимает чело­века к вечным общечеловеческим ценностям. Можно вести растительный образ жизни, читать незамысловатую бульвар­ную литературу и желтую прессу, смотреть боевики и слушать примитивную музыку. Но в час испытаний такой человек ока­жется беззащитным перед ударами судьбы. И только искусст­во высоких и тонких энергий, которые содержатся в произве­дениях великих классиков — Шекспира и Толстого, Бетхове­на и Чайковского, Рембрандта и Дали может помочь человеку выстоять в сложной жизненной ситуации. Настоящая драма обитателей больших городов заключается в том, что в Боль­ших Городах, по образному выражению известного московс­кого издателя Владимира Лизинского, пасутся огромные ста­да внутренних эмигрантов. Это те, которые не пользуются ни­чем из того, что составляет их гордость — театры, дворцы, галереи, библиотеки, им чуждо преклонение перед талантом. Не имея в своем жизненном багаже опоры на духовные силы прошлых поколений, они оказываются беззащитными перед сложностями жизни в Большом Городе.

Ключевая роль в защите от стрессов и сопутствующих им неврозов играет осознание смысла своей жизни, своих жиз­ненных целей и соотнесение с ними конкретных жизненных ситуаций. Человек, сделавший главный, смысловой жизнен­ный выбор, в значительной мере предрешил все свои дальней­шие решения и тем самым избавил себя от колебаний и стра­хов. Его жизнь становится свободнее и проще. Попадая в труд­ную жизненную ситуацию, он соотносит ее значение с главными жизненными ценностями и своевременность подобного взве­шивания нормализует его состояние. В этом случае критичес­кая ситуация рассматривается не в сравнении с другими собы­тиями, а оценивается на фоне общей перспективы всей жизни и общечеловеческих ценностей.

Г.Селье в связи с этим писал: «Чтобы придать смысл нашей жизни, мы должны поставить перед собой сложную и своевременную задачу. Нам следует стремиться к цели, достижение которой требует напряженной работы. Отсутствие же тако­вой цели — один из самых сильных стрессов, вызывающих язву желудка, инфаркт, гипертонию или просто обрекающих чело­века на безрадостное прозябание».

Рекомендации

Спросите себя прямо: Что вы ищете в этой жизни — покоя, славы или материального достатка?

Если вы до сих пор не определились со смыслом свой жиз­ни, спросите сами себя: «В каком виде творчества я хотел бы (хотела бы) прославиться?»

Что мне необходимо сделать для этого, какие шаги пред­принять?

Оставляете ли вы в своей жизни место для творчества, или же она заполнена лишь рутинной работой и мотивом зарабатыва-ния денег?

Если это так, то, может быть, самое лучшее, что есть в вас, так и живет только в виде смутного образа смутно­го желания?

Попробуйте прояснить это желание, постарайтесь уви­деть его как можно более четко.

Попытайтесь нарисовать его.

Повесьте ваш рисунок на видном месте, чтобы всегда иметь этот образ вашего горячего желания как постоян­ное напоминание о долге перед самим собой.

Спросите сами себя: «Для чего я пришел в этот мир и зачем я ему нужен? Что я могу делать такого, что не мо-» жет делать кроме меня никто другой?

Спросите далее — какие способности у меня есть и ка­ких нет, а какие надо развить для воплощения смысла ва­шей жизни?

Имеет ли ваш смысл какую-нибудь связь с более широ­кой общностью — вашего производственного коллектива, региона, в котором вы живете, с жизнью вашего народа?

Дерзайте!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жизнь современного человека в Большом Городе по боль­шей части протекает на фоне борьбы за существование и дости­жение очень трудных целей. Напряженный труд на фоне слож­ной экологической обстановки, гиподинамия, плохое питание и всякого рода общественные катаклизмы и конфликты усугуб­ляют состояние нервно-психической напряженности, именуе­мой стрессом. Но все это не главное. Если бы только жители больших городов знали, что большинство их бед (но, конечно же, не абсолютно всех), негативных переживаний, от депрессии до агрессии лежит в несовершенстве их личностной сферы, то есть в неумении позитивно мыслить, неумении разряжать свои негативные эмоции по мере их возникновения, признания необ­ходимости преодолевать свою лень и искать смысл своей жизни в самых неимоверных по своей сложности социальных услови­ях и трудностях жизни, то их мироощущение, а следовательно, и здоровье, значительно бы было бы лучше.

Каждый человек, говорил Г. Селье, «должен тщательно изу­чить самого себя и найти тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее «комфортно», какое бы занятие он ни избрал; кто не сумеет изучить себя, будет страдать от дистрес­са, вызванного отсутствием стоящего дела, либо постоянной чрезмерной перегрузки».

Катастрофы и военные конфликты, насилия и грабежи, мо­шенничество и коррупция, которые стали не редкостью в со­временных социальных условиях, могут надолго лишить мно­гих людей нормальной жизни. Поэтому знание методов пре­одоления последствий стрессовых и кризисных ситуаций становится необходимой частью психологической культуры каждого человека и особенно того, кто живет в условиях Боль­шого Города.

Сегодняшняя психотерапия насчитывает несколько десят­ков методов выхода из невротических состояний, вызванных

разного рода сложностями жизни. Одни из них нацелены на исправление образа мыслей, другие — на развитие полезных поведенческих навыков, третьи — на улучшение эмоциональ­ного состояния. В этой книге рассмотрены важнейшие из тех методов психологической самопомощи и саморегуляции, ко­торые позволяют человеку нормально существовать и реализовывать свои способности в Большом Городе. Сегодня они с успехом используются в современной психотерапевтической практике, указывая необходимые ориентиры для личностного роста и профессионального развития.

Большинство проблем, с которыми приходится сталкивать­ся сегодня психотерапевту в Большом Городе, связаны с неве­рием его клиентов в свои силы и недостатком любви к самому себе, застенчивостью и заниженной самооценкой, завистью и ревностью, стремлением превзойти своих ближайших сопер­ников и агрессией, тревогами и депрессией. Все эти негативные переживания закрывают перед человеком те большие возмож­ности, которые предоставляет ему Большой Город для счаст­ливой жизни. Открыть их заново — благородная задача прак­тикующих психологов и психотерапевтов.

Однако книгу эту хочется закончить словами А. Шопенгау­эра: «Кто явился в мир, чтобы серьезно наставлять его в важ­нейших вопросах, тот может почитать себя счастливым, если ему удастся уйти целым и невредимым». Автор надеется, что это удастся.

ЛИТЕРАТУРА

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологичес­кое консультирование. М.,2002.

Аммон Г. Психосоматическая терапия. СПб.: Речь, 2000.

Абрамова Г.С. Практическая психология. М.,1997.

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.,1995.

Адлер А. Наука жить. Киев, 1997.

Айви А.П., Айви М , Саймон-Даунинг Л. Психологичес­кое консультирование и психотерапия. М.,1999.

Александров А.А. Современная психотерапия. СПб., 1998

Ассаджоли Р. Психосинтез: Теория и практика. М.,1994.

Берн Э. Введение в психоанализ и психотерапию для не­посвященных. СПб., 1991.

Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и прак­тика. Киев, 1997.

Бройтигам В., Кристиан П., РадМ. Психосоматическая медицина. М., 1999.

БурлачукЛ.Ф., Грабская И.А., КочарянА.С. Основы пси­хотерапии. М., 1999.

Бэндлер Р., ГриндерД. Из лягушек в принцы. М.: Смысл, 2000.

Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.

ГончаренкоН.В. Гений в искусстве и в науке. М., 1991.

ГрофС. За пределами мозга. М.,1997.

Джаффе Д. Т. Доктор внутри нас. Минск, 1998.

Дубровина И.В. и др. Психокоррекционная и развиваю­щая работа с детьми. М., 1998.

Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Л.: Медици­на, 1988.

Каптен Ю.Л. Основы медитации. М., 1997.

Карвасарский БД. Психотерапия: Уч. пособие. СПб., 2000.

КолобзинЬ. Как жить после психической травмы., iw*.. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования.

М.,1999.

Кондратенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. Минск, 1993.

Кулаков С.А. Основы психосоматики. СПб.: Речь, 2003.

Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. М., 1999.

Мэй Р. Искусство психологического консультирования.

М.,1994.

Лэндис Р. Продвинутые техники для работы с посттравма­тическими стрессовыми состояниями. М., 1996.

Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф. Психосома­тические расстройства в общей медицинской практике. СПб., 2000.

Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб., 2000.

Обухов Я.Л. Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. М., 1997.

ОсиповаАА. Введение в теорию психокоррекции. М., 2000.

Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни. Тренинг разрешения конфликтов. СПб., 2002.

Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. М.,1999.

Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология. М., 2002.

Перлз Ф. Гештальтсеминары. М., 1998.

Практическая психология в образовании: Учебник для сту­дентов высших и средних специальных учебных заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. М.,1998.

Психологические программы развития личности в подрост­ковом и старшем школьном возрасте / / Руководство практи­ческого психолога. М.,1995.

Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 1988.

Психологическая помощь и консультирование в практичес­кой психологии / Под ред. М.К Тутушкиной. М.,1998.

Психологическое консультирование и психотерапия: Хрес­томатия. В 2 т. / Под ред. А.Е.Фенькой др. М., 1999.

ПушкаревА.Л.,Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттрав­матическое стрессовое расстройство. М., 2000.

Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М., 1992.

Роджерс К. Консультирование и психотерапия. М., 1999. Саймонтон К., Саймонтон С. Возвращение к здоровью. СПб., 1995.

Соколова ЕЛ. Общая психотерапия. М., 2001.

Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов М.,1988.

Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравмати­ческих стрессовых расстройств: современное состояние про­блемы // Психолог, журнал. Т. 13. № 2.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.

Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

Хайгл-Эверс А., Хайгл Ф., Omm Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии. СПб., 2001.

Холмогорова А., Гаранян Н. Эмоциональные расстройства и современная культура / / Московский психотерапевтичес­кий журнал. 1999, №2. С. 61-90.

Хухлаева О.В. Основы психологического консультирова­ния и психологической коррекции. М., 2001.

Шапиро ф. Психотерапия эмоциональных травм с помо­щью движения глаз. Основные принципы, протоколы и проце­дуры. М., 1998.

Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и разви­тие личности. М., 1988.

Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.

приложение

Торонтская алексшпимическая шкала

Шкала направлена на выявление типичных признаков в структуре личности человека, предрасполагающая челове­ка ко многим психосоматическим заболеваниям. Это:

• Ограниченность способности к фантазированию, меха­нистичность и утилитарность мышления.

• Неспособность выражать свои чувства.

• Стремление завязывать симбиотические отношения с объектом, основанные на тотальной идентификации с ним. Человек может существовать только с помощью другого, воспринимаемого как «ключевая фигура». По­теря по каким-либо причинам такой фигуры оказывает­ся драматичной и провоцирует начало самых разных за­болеваний. В частности, подобное крушение подобных отношений часто наблюдается у онкологических боль­ных.

Инструкция. Вам будет предложено несколько вопро­сов, на которые следует отвечать поочередно. Не надо тра­тить время на обдумывание. Дайте только один ответ на каждое утверждение.

/. Г. Селъе. Стресс без дистресса. М., 1979. С. 86.

2. Г. Селье. Стресс без болезней / / Стресс жизни. Понять, противостоять и управлять им. СПб., 1994. С.,342.

Ответы на вопросы №№ 2, 3, 4, 7, 8, 10, 14, 17, 18, 19, 20,22, 23 «Совершенно согласен» оцениваются в один балл, «Совершенно не согласен» — в 5 баллов. С тем же значе­нием, но с отрицательным знаком оцениваются вопросы №№ 1, 5, 6, 9, 11,12, 13, 15, 16, 21, 24.

Оценка уровня алекситемии производится путем сум­мирования баллов. У здоровых людей он равен до 62 бал­лов, 63-73 балла — зона риска, свыше 74 баллов — нали­чие алекситимии.

ВОПРОС Совершенно не согласен Скорее не согласен Ни то, ни другое Скорее согласен Совер­шенно согласен
I Когда я плачу, я всегда знаю почему          
.2 Мечты - это потеря времени          
3 Я хотел бы быть не таким застенчивым          
4. Я часто затрудняюсь определить, какие чувства я испытываю          
5 Я часто мечтаю о будущем          
6. Мне кажется, что я способен заводить друзей так же легко, каки другие          
7. Знать, как решать проблемы, более важно, чем понимать причины этих решений          
8. Мне трудно находить правильные слова для моих чувств          
9. Мне нравится ставить людей в известность о своей позиции по тем или иным вопросам          
10 У меня бывают физические ощущения, которые непонятны даже докторам          
11 Мне недостаточно знать, что что-то привело к такому результату, мне необходимо знать, почему и как это происходит          
12. Я способен с легкостью описать свои чувства          
13. Я предпочитаю анализировать проблемы, а не просто их описывать          
14. Когда я расстроен, я не знаю, печален ли я, испуган или зол          
15. Я часто даю волю воображению          
16. Я провожу много времени в мечтах, когда не занят ничем другим          
17. Меня часто озадачивают ощущения, проявляющиеся в моем теле          
18. Я редко мечтаю          
19. Я предпочитаю чтобы все шло само собой, чем понимать, почему произошло именно так          
20. У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определеше          
21. Очень важно уметь разбираться в эмоциях          
22. Мне трудно описывать свои чувства по отношению к людям          
23. Люди мне говорят, чтобы я больше выражал свои чувства          
24. Следует искать более гл/бокие объяснения происходящему          
25 Я не знаю, что происходит у меня внутри          
26. Я часто не знаю, почему я сержусь          

Психосоматические заболевания:

• бронхиальная астма - 71,8+1,4

• гипертоническая болезнь - 72,6+ 1,4

• язвенная болезнь - 71,1+ 1,4

• неврозы - 70,1 + 1,3

• контрольная группа здоровых - 59,3+1,3

Вопросы к построению торонтской алекситимической шкалы

Тест на депрессию А. Бека

Какое из приведенных утверждений вам ближе в настоящий момент? Можно выбирать несколько утверждений.

1. а) Я чувствую себя хорошо.

б) Мне плохо.

в) Мне все время грустно, и я ничего не могу с собой поде­лать.

г) Мне так скучно и грустно, что я не в силах больше тер­петь.

2. а) Будущее не пугает меня.

б) Я боюсь будущего.

в) Меня ничего не радует.

г) Мое будущее беспросветно.

3. а) В жизни мне большей частью везло.

б) Неудач и провалов у меня было больше, чем у кого бы то ни было

в) Я ничего не добился в жизни.

г) Я потерпел полное фиаско — как родитель, партнер, ре­бенок, на профессиональном уровне — словом, всюду.

4. а) Не могу сказать, что я неудовлетворен.

б) Как правило, я скучаю.

в) Что бы я ни делал, ничто меня не радует, я как заведен­ная машина.

г) Меня не удовлетворяет абсолютно все.

5. а) У меня нет ощущения, будто я кого-то обидел.

б) Может, и обидел кого-то, сам того не желая, но мне об этом ничего не известно.

в) У меня такое чувство, будто я всем приношу только не­счастья.

г) Я плохой человек, слишком часто обижал других людей.

6. а) Я доволен собой.

б) Иногда я чувствую себя несносным.

в) Порой я испытываю комплекс неполноценности.

г) Я совершенно никчемный человек.

7. а) У меня нет впечатления, будто я совершил нечто такое, что заслуживает наказания.

б) Я чувствую, что наказан или буду наказан справедливо.

в) Я знаю, что заслуживаю наказания.

г) Я хочу, чтобы жизнь меня наказала.

8. а) Я никогда не разочаровывался в себе.

б) Я много раз испытал разочарование в самом себе.

в) Я не люблю себя.

г) Я себя ненавижу.

9. а) Я ничем не хуже других.

б) Порой я допускаю ошибки.

в) Просто ужасно, как мне не везет.

г) Я сею кругом одни несчастья.

10.а) Я себя люблю и не обижаю.

б) Порой мне свойственно ошибаться.

в) Мне постоянно не везет.

г) Из-за меня все вокруг несчастны.

11 .а) У меня нет причин плакать.

б) Бывает, что я и поплачу.

в) Я плачу теперь постоянно так, что не могу выпла­каться.

г) Раньше я мог плакать, а теперь как-то не выходит, даже когда очень хочется.

12.а)Я спокоен.

б) Я легко раздражаюсь.

-в) Я нахожусь в постоянном напряжении.

г) Мне теперь все безразлично.

13.а) Принятие решения не доставляет мне особых про­блем.

б) Иногда я откладываю решение на потом.

в) Принимать решение для меня проблематично.

г) Я вообще никогда ничего не решаю.

14.а) Мне не кажется, будто я выгляжу плохо или хуже, чем прежде.

б) Меня волнует, что я неважно выгляжу.

в) Дела идут чем дальше, тем хуже, я выгляжу плохо.

г) Я безобразен, у меня просто отталкивающая внешность.

15. а) Совершить поступок — для меня не проблема.

б) Мне приходится заставлять себя, чтобы сделать какой-либо шаг.

в) Чтобы решиться на что-либо, я должен очень много по­работать над собой.

г) Я вообще не способен что-либо реализовать.

16.а) Я сплю спокойно и хорошо высып<

Наши рекомендации