Медитация « Счастливое детство»
Перед началом медитации следует включить любимую музыку.
«Сейчас вы слышите спокойную светлую музыку. Каждый звук приятно обволакивает и убаюкивает вас.
Вы погружаетесь в приятное расслабленное состояние и начинаете мысленно уходить в память о прошедших годах...
Вот сейчас вы видите себя совсем маленьким ребенком. Вы играете в свою любимую игру. Рядом с вами ваша любимая мама.
Ее лицо и глаза светятся улыбкой и любовью. Она говорит вам о том, как она вас любит. Отчетливо слышите ее добрый и ласковый голос.
Ощущаете ее нежные прикосновения к себе Вы чувствуете себя в полной безопасности и ощущаете надежную защиту от невзгод под добрыми материнскими руками.
Вам становится особенно хорошо, и в ответ вы тоже улыбаетесь своей маме...
А может быть, это ваш папа или же ваша любимая бабушка или дедушка. Представляете, как все они смотрят на вас с огромной любовью.
Вы купаетесь в этойлюбви и чувствуете, как огромная сила этой любви делает вас здоровее и добрее. Вам хорошо, спокойно и удивительно легко.
Ощущаете, как невзгоды и неприятности уходят от вас. Ощущаете в себе море спокойствия и любви».
Еще одна интересная техника терапии любовью разработана в практике психосинтеза итальянского психотерапевта Роберта Ассаджиоли. Приводим одно из его популярных медитативных упражнений
Цветение розы
/. Сядьте, закройте глаза, сделайте несколько вдохов и выдохов, успокойтесь.
2. Представьте себе розовый куст с цветами и бутонами. Обратите внимание на один еще нераскрытый бутон, на вершине которого вы можете видеть лишь маленькую розовую точку.
3. Представьте, как зеленая чашка бутона начинает раскрываться и начинают показываться пока еще закрытые лепестки.
4. Лепестки начинают медленно раскрываться и разворачиваться до тех пор, пока не раскроются полностью. Вдохните аромат этой розы и ощутите его.
5. Представьте теперь, что на вашу розу падает яркий солнечный луч, освещая и согревая ее. Некоторое время созерцайте розу, освещенную солнечным светом.
6. Посмотрите в центр цветка. Вы видите, что там появляется доброе и мудрое лицо, полное внимания и любви к вам.
7. Заговорите с этим мудрым существом и спросите его о самом важном для вас в данный момент. Услышьте ответ.
8. Отождествите себя с розой. Представьте, что она вместе с мудрым существом находятся внутри вас и вы в любой момент можете войти с ними в контакт. В символическом смысле вы и есть эта роза и это мудрое существо. Та же самая животворящая сила Вселенной, которая создала розу, пробудит и ваше высшее внутреннее «Я».
9. Теперь представьте, что вы становитесь всем розовым кустом. Ваши корни уходят глубоко в землю, ваши листья и цветы тянутся вверх навстречу теплому солнцу.
10. Осознайте, что вы, как и другие розовые кусты являетесь частью планеты, великого целого
11. Опишите ваш опыт.
Медитация «Прощание»
Избавление от психологической зависимости связано с переключением внимания с одного объекта на другой, умением опираться на собственные силы и жить самостоятельно, расширением круга интересов, возможностью получать положительные эмоции из других источников
Сядьте, закройте глаза, сделайте несколько вдохов и выдохов, успокойтесь
Представьте себе образ своего любимого человека, как если бы он был сейчас рядом с вами. При этом вы, естественно, почувствуете в теле внутренний комфорт.
Разделите экран вашего внутреннего взора на две половинки. На одной из них, слева, поместите образ вашего любимого человека, на другой, справа, — вспомните еще какую-нибудь ситуацию в вашей жизни, когда вы испытывали аналогичные переживания или когда вам просто было хорошо и уютно
Поблагодарите его за те хорошие моменты, которые вас связывали вместе. Это хорошее навсегда останется с вами, как- память об увлекательном путешествии'.
При помощи ручек настройки экрана вашего внутреннего телевизора постепенно удаляйте цвет и яркость левой части экрана.
Говорите при этом: «Это проходит, проходит, и уходит».
Начинайте смотреть в другую сторону, на правую часть экрана.
Постепенно правую часть экрана делайте ярче, а затем увеличьте изображение на нем во весь экран.
Полностью переключитесь на новый образ u его переживание и постарайтесь расширить это переживаний.
Вспомните ваши чувства и ваш образ жизни до встречи. Обратитесь к тому, что вас тогда интересовало. Расширьте этот интерес до желания сделать что-то хорошее и важное.
Думайте только об этом интересном для вас деле и как его лучше воплотить в жизнь.
Начните новую жизнь.
14. ТЕРАПИЯ МУЗЫКОЙ. ПЕНИЕМ И ТАНЦАМИ
Болящий дух врачует песнопенье,
Гармонии таинственная власть
Тяжелое искупит исступленье
И усмирит бушующую страсть
Душа певца, согласно излитая
Разрешена от всех своих скорбей,
И чистоту поэзия святая
И мир отдаст причастнице своей.
ЕЛ. Баратынский
С древнейших времен люди использовали музыку и другие виды искусства в качестве лечебного средства воздействия на человека. «Все виды искусств служат величайшему из искусств, — говорил Бертольд Брехт, — искусству жизни на Земле».
Культуру какой бы страны мы ни взяли, везде мы можем найти об этом интересные сведения.
В наше время во многих странах успешно возрождается этот старинный способ лечения различных больных с помощью звуков музыки — музыкальная терапия. В Вене на одном из ее концертных залов имеется интересная надпись: «Слушайте музыку старых мастеров, и всегда ваша голова будет в порядке».
Уже в работах первого общепризнанного теоретика музыки — древнегреческого философа Пифагора мы находим описание того, каким образом можно влиять при помощи музыки на эмоциональное состояние человека. По свидетельству одного из пифагорейцев — Ямвлиха,. оставившего нам трактат «Жизнь Пифагора», Пифагор, считая, что на людей лучше всего влиять через их органы чувств, «сделал музыкальное воспитание главным, прибегая к некоторым мелодиям и ритмам, посредством которых излечиваются человеческие нравы и страсти и устанавливается изначальная гармония душеных сил. Он также придумал средства сдерживать и исцелять болезни души и тела» (Ямвлих. Жизнь Пифагора. М.: Алетейа; Новый Акрополь, 1998. С. 53).
Одним из наиболее известных музыкально-психотерапевтических успехов Пифагора, описание которого дошло до наших дней, является усмирение им при помощи музыки некоего греческого юноши, разъяренного изменой своей возлюбленной и хотевшего спалить ее дом. Пифагор приказал флейтисту, находившемуся при этом, поменять музыкальный лад исполняемой музыки с фригийского на спондеистский и таким образом успокоил молодого человека.
Для многих этот способ лечения сегодня кажется по-детски наивным, способным вызвать ироничную улыбку. Но давайте не будем спешить и попробуем посмотреть на историю проблемы.
Известно, что древние египтяне называли музыку «лекарством для души». Древние евреи использовали музыку при лечении как соматических, так и психических заболеваний. В Ветхом Завете можно найти свидетельство, относящееся к библейскому царю Саулу: «И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, — и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него. В 600 году до н. э. летописец Фалес свидетельствовал об исцелении от чумы в Спарте при помощи музыки.
Согласно древнегреческим мифам великий Аполлон был не только покровителем искусств, но и обладал даром лечения звуками своей кифары от различных болезней. Легендарный врач Эскулап был его сыном, и это тоже говорит о многом — о неразрывной связи искусства музыки и искусства врачевания. Знаменитый певец Орфей сладкими звуками своего голоса не только усмирял диких животных, но так же, как и Аполлон, Орфей «пользовал» занедуживших музыкой.
Предания и мифы повествуют нам о том, что:
• от музыки и пения товарищей Одиссея его рана перестала кровоточить;
• в Италии лечили от укуса ядовитого паука тарантула при помощи зажигательного танца «тарантеллы»;
• знаменитый испанский тенор Фаринелли, прославившийся своей способностью тянуть одну ноту в течение пяти минут, звучанием своего голоса вылечил от затяжной меланхолии и депрессии испанского короля Филиппа Пятого;
• древнегреческий философ Демокрит рекомендовал слушать музыку при инфекциях;
• Платон, потчуя своих пациентов и учеников лечебными травами, обязательно рекомендовал слушать при их приеме ма-
гические песни. Он полагал, что иначе снадобье не окажет на пациента нужного действия;
• Наполеон считал причиной своего поражения в России русские морозы и военные марши русских полковых духовых оркестров, которые хорошо умели поднимать боевой дух русских солдат;
• известно благотворное действие на умирающих звуков колоколов, облегчающих им уход из этой жизни;
• в православной традиции было принято провождать человека в последний путь со звоном соборных церковных колоколов. Согласно канонам православной церкви это помогало душам умерших проходить через препятствия пространства в высшие сферы.
Могущество ритма
Всевозможными ритмами пронизан весь окружающий нас мир. Вселенная и жизнь отдельного человека подчиняется строгим ритмическим законам, о чем проницательно сказал в 1928 году академик А.А. Богомолов: «Ритмически совершает Вселенная свой бег по пути бесконечности, закону ритмического движения следуют космические процессы... Как день сменяет ночь, так бдение приходит на смену сна, и смерть, разрушив жизнь, спешит создать ей новые формы. Ритмически протекают в организме жизненные процессы, и нет ни одного среди них, который, не став патологическим, мог бы нарушить закон своего ритма. Ритмично бьется сердце и дышат легкие, ритмически идут процессы питания организма, и сама нервная система следует своему закону ритма, создавая ритм психической жизни...»
Термин «ритм» произошел от греческого «ритмус». Это понятие имеет общий корень с древневедийским словом Рита, которое- было ключевым словом в древнеиндийской философии и обозначало универсальный космический закон. Согласно этому закону происходило преобразование неупорядоченного состояния в упорядоченное. Это обеспечивало сохранение основных условий существования Вселенной, человека и его нравственности. Рита определял порядок круговращения во Вселенной, регулировал движение Солнца, выпадение дождя, жизнь растений, животных и людей. Даже деяния богов рассматривались как проявления закона — Рита. Больше всего этот закон был связан с древневедийским богом Варуна, который был связан с космическими водами — морями, реками и подземными водами. По-гречески «рит» означает «теку» и все текущее и изменяющееся подчиняется этому богу, который наиболее близко стоит к закону Рита. В этом законе, как утверждали древние философы, заключена истина. Все, что оказывается неритмичным, является ложным и неверным. Нарушение закона Рита ведет к гибели человека, природы, животных, и поэтому его соблюдение — важнейшая обязанность жизни.
Ритмы музыки — это всего лишь отражение тех разнообразных ритмов, которые пронизывают весь наш жизненный цикл. Именно поэтому, когда мы слушаем музыку, часто непроизвольно вторим ее ритму — помахивая либо рукой, либо ногой, либо начиная раскачиваться всем телом. Воспринимая и переживая ритмы музыки, мы как бы начинаем жить в ином измерении — в том движении и ритме, который задает нам воспринимаемая музыка. Могущество музыкального ритма настолько велико, что в свое время дало повод для того, чтобы великий русский композитор Н.А. Римский-Корсаков патетически воскликнул: «И все-таки главное в музыке — ритм, и только он один!»
Огромные лавины информации, которые обрушиваются сегодня на нашу психику, требуют от нас точного и четкого распределения времени. А это невозможно без хорошего чувства ритма.
Когда человек по каким-либо причинам — перенесенных неприятностей или болезней — выбивается из ритма деятельности, то он не может держать нужный ритм и темп работы. Помимо всего прочего это означает, что равновесие его внутренних процессов возбуждения и торможения нарушено. В связи с этим в современной науке биоритмологии почти все заболевания связываются с нарушениями внутренних биологических ритмов под воздействием разного рода неблагоприятных факторов.
В нынешней спортивной практике широко используется так называемый теппинг-тест, разработанный в свое время американскими психологами. Суть теста проста — надо всего лишь постукивать в течение минуты рукой по специальному ключу. При этом фиксируется отклонение ритма постукиваний у спортсмена перед стартом, когда он волнуется и находится в состоянии «предстартовой лихорадки», от того ритма, который привычен для спортсмена в обычной спокойной обстановке. Если это отклонение переходит допустимые пределы, то спортсмена снимают со старта. Доказано и проверено, что успеха в соревновании он не достигнет. По аналогии можно сказать, что человек, у которого нарушаются ритмы деятельности, как бы выбывает из стремительного бега жизни.
Обратите внимание на ваш почерк, когда вы чем-то взволнованы или чем-то встревожены. Сравните его с тем почерком, когда вы находитесь в спокойном состоянии. Плавный и спокойный ритм почерка во втором случае будет резко контрастировать с первым. Неразборчивый почерк — первый сигнал к тому, что пора отдохнуть и восстановить свои нервно-психические силы.
Возможно, что до какой-то степени ритмичная музыка способствует нормальному течению процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга и таким образом помогает выполнению различных видов деятельности. Известно, что гимнасты и акробаты гораздо точнее и лучше выполняют сложные комбинации движений, если в это время они про себя считают и тактируют ритм выполняемых движений.
Ритм является важнейшим средством музыкальной выразительности. Обычно это понятие объединяет несколько значений — темп, метр и собственно ритм. Темп — это скорость и быстрота исполнения музыкального произведения, метр — это ритмическая пульсация одинаковых длительностей, разделяемых акцентами через определенные промежутки времени на такты. В музыке получили наибольшее распространение пять основных темпов: очень медленно — «лярго», медленно — «адажио», спокойно — «анданте», быстро — «аллегро», очень быстро — «престо». Иногда только одно обозначение темпа употребляется для названия пьесы или части крупного произведения, например, симфонии или сонаты.
Равномерная ритмическая пульсация хорошо ощущается в музыке старых мастеров XVII—XVIII веков — музыке Вивальди, Генделя, Корелли и Моцарта Точное ощущение музыкального метра — залог хорошего исполнения ритмического рисунка композиции Собственно ритм — это рисунок, по которому движется мелодия внутри метрической пульсации. Поскольку ритм имеет двигательную природу, то, воспринимая какое-либо музыкальное произведение, если оно нам нравится, мы стремимся подстроиться под его ритм, и начинаем не только подпевать музыке но и двигаться ей в такт.
Помимо физических движений и перемещений в пространстве существуют три внутренних ритма человека, которые являются генетически исходными для музыкальных ритмов — это ритмы дыхания, сердечных сокращений и биотоков мозга
Большинство музыкальных ритмов основывается на естественном фундаменте ритмов человеческого организма. Это прежде всего ритмы ходьбы, бега, дыхания, сердечных сокращений. Самый медленный темп и ритм, отражение которого мы встречаем в музыке — ритм дыхания, типичный вид которого — одна четверть на вдох и три четверти на выдох. Этот спокойный ритм можно проследить во вступлении в опере Вагнера «Тангейзер» или во второй теме финала Второго концерта для фортепиано Рахманинова. Метроритмическую пульсацию со скоростью сердечных сокращений можно проследить во многих произведениях Вивальди, Баха, Генделя.
Музыкальные ритмы способны подчинять себе огромные массы людей, что мы можем видеть на примере танцевальных дискотек и массовых уличных мероприятий.
Начиная с 1960-х годов американские посольства во многих странах «Третьего мира» стали использовать в качестве «оружия» мощные звуковые установки и динамики, которые озвучивали музыку в стиле рока и танцевальных ритмов. Эти средства использовались в тех случаях, когда собирающаяся около посольства антиамериканская демонстрация начинала превращаться в агрессивную толпу.
Заслышав звуки музыки, толпа начинала танцевать, и вся злая энергетика, таким образом, испарялась в танце.
Такую же музыкальную защиту в преддверии массовых уличных шествий и демонстраций проводит охрана роскошных магазинов и салонов. При приближении демонстрантов звучит спокойная и лирическая музыка. Если же толпа вдруг начнет вести себя агрессивно, то пускаются в ход записи с танцевальной музыкой.
В конце 1970-х годов в прессе появились сообщения о том, что в Южно-Африканской республике был изобретен «музыкальный танк». Этот настоящий боевой танк был преобразован для борьбы с уличными беспорядками. Вместо пушек у него были брандспойты, которые стреляли мощной струей холодной воды, а вместо пулеметов — мощные динамики, «стрелявшие» громкой ритмичной музыкой. Под воздействием этой музыки люди невольно начинали двигаться в такт, и толпа из агрессивной превращалась в экстатическую. Энергия агрессии уходила в танец, что помогало избегать более неприятных эксцессов.
Хотелось бы обратить внимание любителей музыки на то, что чрезмерная ритмическая стимуляция может оказаться опасной и даже вредной для человеческого организма. Имеются данные, согласно которым водители, любящие «горячую» ритмичную музыку, склонны при ее прослушивании увеличивать скорость своего автомобиля, что нередко приводит к аварии.
Между прочим, в Древнем Риме, когда при покупке раба хотели проверить, нет ли у него «падучей» (так в древности называли эпилепсию), заставляли этого раба смотреть на солнце через спицы крутящегося колеса. Быстрые и ритмичные мелькания света и тени неминуемо приводили человека к судорогам и эпилептическому припадку, если он был предрасположен к этой болезни. В Древнем Китае даже существовала смертная казнь при помощи барабанного боя. Приговоренного к казни оглушали ба-рабаннным боем, от чего у него возникали судороги и он погибал. Так что, как говорил великий врач древности Парацельс: «Все есть добро и все есть зло, важна только мера».
Музыка и архетипы
Точно так же, как мы плохо чувствуем себя, когда в нашем питании не хватает некоторых витаминов и микроэлементов, мы ощущаем душевное нездоровье, когда в нашем внутреннем эмоциональном мире не хватает определенных эмоций. А наши эмоции — продукт тысячелетнего развития человека, и своими корнями они уходят в далекое прошлое.
Согласно концепции ученика 3. Фрейда Карла Юнга в коллективном бессознательном опыте каждого народа — в мифах, преданиях, легендах — содержатся повторяющиеся образы и сюжеты, которые имеют между собой глубинное родство. Эти первообразы К. Юнг назвал архетипами. Они несут в себе определенные смыслы, значения и эмоциональные состояния. Архетипы помогают выживанию данного племени, рода и целого народа в сложных жизненных обстоятельствах. Они могут быть обнаружены в психике человека через сновидения и в процессе вхождения в так называемые измененные состояния сознания. Согласно концепции К. Юнга это могут быть следующие основные архетипы:
Дитя, который символизирует спонтанность, высокую позитивную внутреннюю энергетику, непосредственность и способность к творческим действиям.
Мать, который олицетворяет альтруистическое начало в личности, чувства единения с матерью, а так же с природой и растворения в ней вплоть до потери собственного Я.
Герой, который олицетворяет стремление к борьбе за свободу и независимость, преодоление всяческих преград.
Анима, символизирующий женское начало в мужчине, томления и стремления, в которых содержится потребность в сочувствии и признании.
Анимус — представленность мужского начала в женской психике.
Старик, который олицетворяет философское восприятие жизни, умудренность опытом, знание норм, правил и социальных предписаний и ограничений.
Каждый из этих архетипов имеет четкое эмоциональное содержание, которое может быть выражено при помощи звуков музыки. Слабая представленность в индивидуальном сознании того или иного архетипа ведет к возникновению у человека соответствующих эмоциональных проблем в виде недостатка в индивидуальном жизненном стиле либо гибкости и непосредственности, либо мужества и стойкости, либо способности к сопереживанию и альтруизму. Все это приводит к соответствующим проблемам в здоровье и к трудностям при взаимодействии с социальным окружением.
Нынешние последователи психосоматической медицины руководствуются идеей Платона о том, что «самая большая ошибка врачей состоит в том, что они пытаются лечить тело человека, не пытаясь вылечить его душу. Однако душа и тело представляют собой единое целое и их нельзя лечить порознь».
Великий Аристотель в «Политике» объяснил воздействие музыки на примере религиозных песнопений, которые «действуют возбуждающим образом на душу и приносят как бы исцеление и очищение людям, подверженным «энтузиастическому возбуждению». В том же трактате он отмечал, что «песнопения очистительного характера доставляют людям безобидную радость». Подобное очищение от душевных страданий при помощи искусства получило у древних греков название катарсиса.
Его природу установил наш известный психолог Лев Семенович Выгодский. Она заключается в том, что в процессе восприятия и переживания прекрасной формы произведения искусства происходит уничтожение тяжелого жизненного переживания и душа просветляется. На примере «Гамлета», «Евгения Онегина», рассказа Бунина «Легкое дыхание» Л. Выгодский показывает, как писатель повествует о мрачных и тяжелых явлениях жизни, но при помощи ритма и рифмы, композиции, поворотов сюжета и других приемов художник добивается того, что после общения с
трагическим содержанием читатели, слушатели и зрители испытывают то необыкновенное душевное просветление, которое и называется катарсисом
Если пересказать содержание обыденными словами таких широко известных русских народных песен, как «Лучина», «Раскинулось море широко», романс Булахова «Не пробуждай воспоминаний», то это вызовет лишь уныние и тоску. В знаменитой песни Тома Джонса «Лайла» герой рыдает над телом убитой им возлюбленной. То же самое делает в опере Верди несчастный Хозе, когда убивает свою любимую и ненавистную красавицу Кармен.
Но эти же самые отрицательные эмоции, выраженные в поэтических ритмах и рифмах, положенные на красивую мелодию и гармонию, исполненные проникновенным голосом певца, преодолевают эти отрицательные эмоции, и в наших душах рождается совершенно другое, просветленное состояние.
Тот же самый прием «уничтожения содержания формой» действует и в легкой музыке. Во многих так называемых «шлягерах» слова говорят о том, как влюбленный страдает от потери своей любимой, а мелодия и ритм говорят об обратном: «Если ты не хочешь прийти ко мне — то катись ты куда подальше».
Музыкальная аптека
В книге современного немецкого музыковеда и музыкального терапевта Кристофера Рюгера «Домашняя музыкальная аптечка» (Феникс, Ростов-на-Дону, 1998) приведены интересные, на наш взгляд, примеры использования музыки в различных жизненных ситуациях. Ниже приводятся некоторые и них:
Музыка, которую рекомендуется слушать при прощании:
• Рихард Штраус — «Метаморфозы для 23 струнных инструментов».
• Прокофьев — Сцена прощания из балета «Ромео и Джульетта».
Для уменьшения агрессии — слушать драматическую музыку с переходом к медленной успокаивающей.
• Бах — Хроматическая фантазия и фуга.
• Стравинский — «Весна священная».
• Римский-Корсаков — Увертюра к опере «Псковитянка».
• Мусоргский — «Ночь на Лысой горе»
Для уменьшения чувства страха:
• Шенберг — опера «Ожидание».
• Шостакович, фрагменты 6, 7,8-й симфоний. Для подъема энергетики:
• Оннегер — Пасифик 231.
• Бах — Итальянский концерт, Токката и фуга Ре-минор.
• Шуман—Токката.
• Прокофьев — Токката.
• Б.Барток — Аллегро барбаро. Для утреннего пробуждения:
• Равель — сюита «Дафнис и Хлоя», первая часть — «рассвет».
• Мусоргский — «Рассвет на Москве-реке»
• Глазунов — сюита из балета «Раймонда», антракт ко второму действию.
• Дебюсси — симфоническая поэма «Море», первая часть.
• Григ — «Утро».
Для преодоления депрессии, одиночества и усталости:
• Чайковский — Первая симф. «Зимние грезы», первая часть.
• Брамс — «Трагическая увертюра».
• Брамс — «Реквием».
• Гершвин —- Песня Клары из оперы «Порги и Бесс».
Для медитации:
Медленные средние части концертов Баха, Моцарта.
• Бетховен — Четвертая симфония, «Адажио».
• Моцарт — Концерт № 21 До-мажор, для ф-но с оркестром. Анданте.
• Мендельсон — Концерт для скрипки «Анданте».
• Рахманинов — «Вокализ», «Элегия».
• Барбер — «Адажио для струнных».
• Равель — «Павана».
Для преодоления ностальгии:
• Шопен — Концерт № 1 Ми-минор, средняя часть.
• Дворжак — Славянский танец Ми-минор.
• Дебюсси— Затонувший собор.
• Мусоргский —Старый замок из цикла «Картинки с выставки».
• Марчелло — «Концерт для гобоя», Адажио.
Для мысленных путешествий (Дебюсси говорил — «Когда у вас нет достаточно денег для того, чтобы отправиться в путешествие, отправьтесь в него мысленно»):
• Дебюсси — Ноктюрн для оркестра, вторая часть «Празднества».
• Лало — Испанская симфония.
• Равель — Испанская рапсодия.
• Де Фалья — Ночи в садах Испании.
!• Чайковский — Итальянское каприччио.
Музыкальные произведения для радости и бодрого настроения:
Бетховен — Восьмая симфония.
• Россини — увертюры к операм «Шелковая лестница», «Сорока-воровка».
• Гендель — Музыка на воде, «Аллегро».
• Бетховен — Восьмая симфония, первая и четвертая части.
Музыкальные произведения для облегчения разочарования и фрустрации
• Гендель — Оратория «Иуда Маккавей».
• Шуберт — Четвертая, «Трагическая» симфония.
• Чайковский — «Ромео и Джульетта».
• Шуман — увертюра «Манфред».
• Лист — симфоническая поэма «Прелюды».
Музыкальные произведения для облегчения ностальгии:
• Шопен — средняя часть концерта для ф-но Ми-минор.
• Мусоргский «Старый замок».
• Дебюсси — «Затонувший собор».
• Равель — «Павана для утонувшей инфанты». Для изживания меланхолии:
• Чайковский — Меланхолическая серенада, симфоническая поэма «Манфред».
• Брамс—квинтет для кларнета, соч. 115.
• Шуман — симфоническая поэма «Манфред».
• Сибелиус — Грустный вальсч.
Для преодоления нарушений сна и бессонницы:
• Бах — Гольберг-вариации.
• Франк — симфоническая поэма «Психея».
• Равель — Лунный свет, концерт Соль-мажор, 2 часть.
• Гершвин — Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс».
• Дебюсси — Лунный свет.
Для преодоления страха смерти:
• Лист — Кипарисы виллы д'Эсте.
• Моцарт — «Лакримоза» из «Реквиема».
• Сибелиус — Тоунельский лебедь.
• Брамс — Реквием.
• Брукнер—Девятая симфония.
Для преодоления комплекса неполноценности:
• Гендель — Кончерто гроссо.
• Бах — Бранденбургские концерты.
• Чайковский — пятая симф., Марш из Шестой симф., увертюра «1812 год».
• Лист — симф. поэма «Прометей».
Для изживания депрессии и меланхолии
• Дворжак — симфония № 3
• Моцарт — концерт До-минор № 22.
• Стравинский — Поцелуй феи.