Мужество жить в Большом Городе

Обычно принято считать, что мужество необходимо боль­ше всего воину в бою, попавшему в трудную переделку. Но для того, чтобы жить в Большом Городе, мужество оказывается также необходимо. Только оно, естественно, несколько дру­гое, чем то, которое необходимо солдату э военных действиях. Из бесед со своими клиентами и студентами мне удалось выяс­нить, что для них оказалось важно обладание мужеством и стой­костью в следующих ситуациях:

• переживать уход и потери близких людей;

• потерять любимую работу и коллектив из-за болезни или несправедливости и оговоров;

• ездить каждый день на работу или учебу в переполненном душном транспорте и не раздражаться при этом;

• терпеть отсутствие денег и связанный с этим голод;

• готовиться к сдачам трудных экзаменов после тяжелой бо­лезни;

• терпеть сильные боли и лечебные процедуры во время бо­лезни;

• имея много других дел, ухаживать изо дня в день за престаре­лыми родителями, не имеющими сил обслуживать самих себя;

• выносить страдания безответной любви;

• переживать разрыв с человеком, которого все еще очень сильно любишь;

• переживать двойное предательство — любимой подруги и уход к ней своего любимого человека;

• терпеть самодура-начальника и не иметь возможности уйти на другую работу;

• жить в эпоху перемен и терпеть притеснения от оборзев­ших чиновников и рэкетиров;

• выдержать несправедливое решение суда;

• стараться изо всех сил добиться успеха, но видеть, как дру­гие, менее способные и менее талантливые, добиваются ус­пехов и побед, к которым стремишься сам;

• терпеть мужа-алкоголика ради детей и сохранения семьи;

• выносить постоянный шум транспорта за окнами;

• совмещать нелюбимую работу и учебу;

• жить в районе с плохой экологией и не иметь возможности его покинуть;

• жить в разваливающемся доме и не иметь сил и денег, чтобы его починить;

• терпеть дурных соседей-дебоширов и алкоголиков;

• переносить одиночество и отсутствие близких родственни­ков после переезда в Большой Город из родных мест.

Терапия мужеством

В психотерапевтической практике сплошь и рядом встре­чаются такие ситуации, в которых психотерапевт не может ничего изменить, например, предоставить своему клиенту но­вую квартиру или вылечить родственника от тяжелой болез­ни. Психотерапевт действительно не может изменить ситуа­цию, но он может изменить отношение своего клиента к ней. И очень часто встречаются случаи, когда единственным спосо­бом преодоления трудной ситуации является укрепление ду­ховных сил клиента через формирование у него здоровой аг­рессивности, мужества, стойкости и терпения.

Не всегда отсутствие агрессивности надо признавать поло­жительным качеством личности. Во многих случаях агрессия, основанная на законных правах защиты границы личности от посягательства недружелюбного и несправедливого окруже­ния, оказывается жизненно необходимой. Так, например, бы­вает при попадании человека в тюремное заключение и в уго­ловный мир или же при прохождении службы в армейском подразделении, зараженном вирусом дедовщины.

Для укрепления мужества и пробуждения здоровой агрес­сивности в современной психотерапии разрабатываются спе­циальные упражнения, основанные на идеях психосинтеза и усиленной работы воображения. В медитативном погружении клиента просят представить себя в виде могучего дуба, которо­го не могут сломить никакие грозы, либо в виде энергичного потока, преодолевающего все преграды, либо в виде твердой неприступной скалы, о которую разбиваются все волны бушу­ющего под ней моря. Оживление в сознании четырех ведущих главных стихий природы — воды, ветра, огня и земли, их яр­кое ощущение и переживание помогает многим клиентам приобрести в себе необходимую жизненную стойкость, энергию и мужество.

Упражнения

На занятиях в психологической группе, когда разговор за­ходит о важности мужества в преодолении трудных жизнен­ных обстоятельств, многим помогают воодушевляющие музы­кально-психологические настрои наподобие нижеследующих:

Смело по жизни я иду

/. Смело по жизни я иду,

В жизни добьюсь я чего хочу.

Свой недуг смогу я переломить,

Жизнью счастливой я буду жить!

2. Все мне на свете по плечу, В жизни добьюсь я чего хочу. Преграды смогу я преодолеть, Буду смеяться и громко петь!

3. Легкость, свобода и свет в груди, Это все будет — ты только жди. Ты только работай и верь себе, Цели достигнешь назло судьбе!

Никто не может меня... / .Никто не может меня Вышибить из седла Никто не помешает мне Сидеть, эх, намоем коне!

Выше знамена духа / .Выше знамена духа Наше спасенье в Свободе! Кто там устал и хнычет? Будь веселее, товарищ!

2. Штормы, ненастья и бури Мы победим нашей песней. Радость движения к цели Будет всегда в нашем сердце!

3. Выше знамена духа! Наше спасенье в Победе! Кто там устал и стонет? Больше задора, товарищ!

4. Беды, потери, несчастья, Нас победить не сумели. Смело встречая преграды, Твердо идем к нашей цели!

Нижеследующая медитация представляет собой авторский вариант упражнения «Маяк», предложенного Джанетт Рейнуотер для преодоления чувства уязвимости и беззащитности.

Медитация «Маяк на утесе»

Займите удобную позу, расслабьтесь и понаблюдайте за дыханием. Оно должно стать совершенно спокойным.

Представьте себе остров в океане и огромную скалу, на которой стоит маяк, посылающий свет морским кораблям.

Вообразите себя этой скалой и этим маяком. Ощутите в себе крепость этой скалы, прочность толстых стен мая­ка. Бушующие волны и сильные ветры, постоянно дующие на острове из дня в день, не могут сокрушить и покачнуть ни утес, ни маяк, ни вас.

Отчетливо представьте, как волны бьются о скалу, на которой вы стоите, как завывают ветры вокруг вас, но вы все равно продолжаете делать свое дело — светить кораб­лям, быть им ориентиром, чтобы они не сбились с курса.

И днем, и ночью, и в хорошую, и в плохую погоду вы про­должаете делать ваше благородное дела— светить, не­смотря на усталость и желание отдохнуть.

Ощутите мощь и силу этой скалы и источник света в самом себе.

Запомните это ощущение.

Возвращайтесь в реальный мир и попробуйте жить с этим ощущением внутренней силы.

ТЕРАПИЯ РЫДАНИЕМ И ПЛАЧЕМ

Как ни горька слеза, что застилает зренье, ее осушат время и терпенье.

Гарт

Рыдания и плач — естественные проявления горя и страда­ния, когда с ними приходится сталкиваться в жизни. Тяжелые болезни и кончины близких, экономические кризисы и войны, террористические акты и бандитские нападения, потеря тру­доспособности и физические увечья — мало кто из жителей Большого Города может в своей жизни не встретить этих собы­тий и связанных с ними страданий. Сила этих страданий возра­стает со степенью невозможности контролировать и изменять обстоятельства своего окружения.

Горе и страдание, связанные с утратой значимых межлич­ностных отношений — разводом при распаде семьи или с утра­той близких людей, — сильнейший стресс и всегда — это серь­езное психологическое испытание. Переживания потери из­меняют человека, делая его более взрослым, мудрым и понимающим. Пройти через них достойно и психологически не сломаться при этом — трудная задача.

Рыдание и плач от горя являются такими же неотъемлемы­ми спутниками жизни человека, как страх, печаль и гнев. От этих переживаний в жизни не застрахован никто. Наибольшие страдания, а с ними рыдания и плач вызывает у человека поте­ря тою, что особенно ему дорого было в жизни. Мы оплакива­ем потерю наших любимых, смерть близких родственников и друзей, с которыми мы провели лучшие дни и часы нашей жиз­ни. Для деятельных людей причиной глубокой скорби может явиться незаслуженное отстранение от дел, или же невозмож­ность заниматься тем, к чему был призван судьбой.

Целительные возможности плача знакомы человечеству с давних пор. Святой отец церкви Сергий Радонежский наставлял своих прихожан и монахов: «Молиться надо до сладких слез». Этому правилу следовали и следуют сегодня многие ис­тинно верующие. Православное старчество называло молит­венные слезы «благодатными и радостными».

Современная медицина подтверждает целительную силу слез. В одном эксперименте двум группам белых крыс нанесли одинаковые ранки. В экспериментальной группе животным поместили в глаза соринки, чтобы у них лились слезы. Экспе­римент показал, что у «плачущих» крыс ранки зажили в сред­нем на 12 дней раньше. Когда же подопытным мышам слезные железы удалили совсем, то у них стал наблюдаться быстрый процесс старения всего организма.

Душевная тяжесть может быть значительно смягчена рыда­ниями и плачем, после которых страдающий ощущает некото­рое душевное онемение и опустошенность. В слезах физиологи находят биохимические вещества, близкие к наркотическим. Они действуют на сознание несколько оглушающе, и одновре­менно имеют обезболивающий и успокоительный эффекты. Это помогает справляться с тяжелыми переживаниями.

Фрейд в работе «Печаль и меланхолия» указывал на то, что задача скорби состоит в том, чтобы увести психическую энер­гию от дорогого, но утраченного объекта любви и направить ее (энергию) на другой объект. «...Любимого объекта больше не существует, и реальность подсказывает требование отнять все либидо, связанное с этим объектом.. Но требование ее не мо­жет быть немедленно исполнено. Оно приводится в исполне­ние частично, при большой трате времени и энергии, а до того утерянный объект продолжает существовать психически. Каж­дое из воспоминаний и ожиданий, в которых либидо было свя­зано с объектом, приостанавливается, приобретает активную силу, и на нем совершается освобождение либидо. Очень труд­но указать и экономически обосновать, почему эта компро­миссная работа требования реальности, проведенная на всех этих отдельных воспоминаниях и ожиданиях, сопровождается такой исключительной душевной болью» (Фрейд 3. Печаль и меланхолия / Психология эмоций. С. 205)

Психологическая работа в преодолении горя и изжива­ния скорби имеет несколько этапов. Их впервые определил известный немецкий психиатр и психотерапевт Е. Кублер-Росс. Знание этих этапов, как показывает практика, несколько об­легчает переживание горя.

На первом этапе при переживании серьезной потери душев­ная боль носит шоковый характер. Как защита от нее возника­ет реакция отрицания — «Этого не может быть!» Возникает характерная психологическая и физическая обездвиженность. Появляются оцепенение и скованность движений, затруднен­ность дыхания, пропадает аппетит и сексуальное влечение.

Отказ от принятия случившегося — один из биологически оправданных механизмов психологической защиты. Такая за­щита через неприятие случившегося дает некоторое время, чтобы постепенно прийти к принятию случившегося.

Часто возникает чувство вины по отношению к тому, кто ушел. Человек физически ощущает потерю частицы самого себя. Появляется ощущение невозможности жить дальше без ушедшего. Летом 2003 года в нашей прессе появилось сообще­ние о самоубийстве одного боевого офицера, не выдержавшего гибели своих товарищей.

В момент острой скорби слезы, рыдания и плач являются лучшими средствами для успокоения и утешения горя. И это­го не надо стыдиться. Выплакав горе, человек чувствует неко­торое успокоение, что позволяет ему несколько легче ориен­тироваться в окружающем мире и жить дальше.

Механизмы психологической защиты, связанные с отрица­нием, продолжают работать примерно 7-10 дней после кончи­ны близкого человека. Страдающему от горя в этот период ка­жется, что умерший жив, что он где-то рядом, что вот-вот он войдет или позвонит.

Постоянное присутствие в сознании образа умершего, бес­сознательное стремление слиться с ним приводит к тому, что страдающий стремится в чем-то походить на него: словами, жестами, манерой поведения. Он начинает жить как бы не сво­ей жизнью. Время останавливается, и жизнь как бы разделяет­ся на «до» и «после». Страдающий остается в одном простран­стве и времени с умершим и отсутствует в настоящем, которое проходит мимо него, никак не затрагивая. Он, как сейчас гово­рят, виртуально живет одной жизнью с ушедшим. Когда его что-то отвлекает в настоящем времени — телефонный звонок, необходимость что-то сделать или кому-то ответить, он раз­дражается, видя в этом покушение на психологический разрыв с умершим.

Приступы острого горя поэтично и тонко описала Анн Фи­лип, жена умершего знаменитого в 60-е годы прошлого, двад­цатого века, французского актера Жерара Филипа:

Щ «Утро начинается хорошо. Я научилась вести двойную жизнь Я думаю, говорю, работаю, и в то же время я вся погло­щена тобой. Время от времени предо мною возникает твое лицо, немного расплывчато, как на фотографии, снятой не в фокусе. И вот в такие минуты я теряю бдительность: моя боль — смир­ная, как хорошо выдрессированный конь, и я отпускаю узду. Мгновение — и я в ловушке. Ты здесь. Я слышу твой голос, чувствую твою руку на своем плече или слышу у двери твои шаги. Я теряю власть над собой. Я могу только внутренне сжаться и ждать, когда это пройдет. Я стою в оцепенении, мысль несется, как подбитый самолет. Неправда, тебя здесь нет, ты там, в ледяном небытии. Что случилось? Какой звук, запах, какая таинственная ассоциация мысли привели тебя ко мне? Я хочу избавиться от тебя, хотя прекрасно понимаю, что это самое ужасное, но именно в такой момент у меня недо­стает сил позволить тебе завладеть мною. Ты или я. Тишина ком­наты вопиет сильнее, чем самый отчаянный крик. В голове хаос, тело безвольно. Я вижу нас в нашем прошлом, но где и когда? Мой двойник отделяется от меня и повторяет все то, что я тогда делала» (Филип А. Одно мгновение. М., 1966. С. 26-27).

Известный исследователь проблем острых переживаний, отечественный психолог В.Ф. Василюк так отвечает на вопрос о причине возникновения душевной боли. Она возникает, ког­да «не умерший уходит от нас, а мы сами уходим от него, отры­ваемся от него или отталкиваем его от себя. И вот этот, своими руками производимый отрыв, этот собственный уход, это из­гнание любимого: «Уходи, я хочу избавиться от тебя...» и на­блюдение за тем, как его образ действительно отдаляется, пре­творяется и исчезает, и вызывают, собственно, душевную боль».

Постепенно страдающий начинает выходить из шокового состояния и возвращаться к реальной жизни. Но сначала су­ществование странным образом протекает в двух измерениях — в настоящем, покрытым туманом, и в прошлом, которое пона­чалу кажется очень отчетливым. Постепенно, по мере прожи­вания скорби, эти два ощущения меняются местами. Настоя­щее становится более отчетливым, и душевная боль притупля­ется.

На следующем этапе боль стихает, и человек учится жить самостоятельно. Он учится строить планы, в которых нет при­сутствия ушедшего, но который как бы постоянно смотрит на оставшегося в живых из-за плеча Происходит диссоциация и психологическое отделение от ушедшего человека. Прошед­шая жизнь с близким человеком воспринимается как бы со стороны, как в каком-то фильме про собственную жизнь

На четвертом этапе образ любимого ушедшего человека помещается в образах памяти и уже не вызывает той боли, которая была на первом этапе. Воспоминания просветляются и в отношениях к ним появляется эстетическое чувство, в ко­тором боль утраты уходит на второй план, появляется чувство благодарности к тому, с кем был прожит определенный этап жизни. Сенека наставлял Луцилия: «Постарайся, чтобы па­мять об утраченных нам была отрадна. . Для меня думать об умерших друзьях отрадно и сладко. Когда я был с ними, я знал, что я их утрачу, когда я их утратил, я знаю, что они были со мной. Так будем наслаждаться обществом друзей — ведь неиз­вестно, долго ли оно будет нам доступно».

Страдая, мы чувствуем себя одинокими и покинутыми, по­терпевшими поражение и несчастными. Но каким бы ни было тяжелым переживание страдания, его биологической целью является стремление к сплочению. Предвидения страдания при разлуке — та сила, которая удерживает нас рядом с любимы­ми и друзьями. Английский психолог Кэррол Изард приводит результаты одного исследования, в котором молодых людей попросили ответить на вопрос — что, по их мнению будет, если в мире исчезнет страдание. Почти все опрошенные ответили, что это будет также мир без радости, без любви, без семьи и без друзей (К. Изард. Эмоции человека. М., 1980. С. 257-258).

Гнетущее переживание горя, как отмечает К. Изард, побуж­дает человека к восстановлению личностной автономии. Это означает, что для противостояния потери в переживании горя надо уметь быть самодостаточным и опираться в трудной ситу­ации на себя.

Бессмертный проповедник библейской мудрости Екклеси­аст так говорил о страдании и вызываемых им слезах:

Запомни: имя доброе важней Богатства, красоты, происхождения. А если надо выбирать из дней: Кончины день — важнее дня рожденья.

Рыдания во время похорон Отрадней смеха в блеске царских комнат, Поскольку смертен человек — ион Всегда в глубинах это помнит.

Страданья лучше смеха потому, Что плач древнее смеха, изначальней. Плач — человеку врач. Нужней ему. Тем чище сердце, чем лицо печальней.

Поэтому и сердце мудреца На горе откликается, как эхо, Тогда как сердце бедного глупца Навеки поселилось в доме смеха.

Поэтому полезней для сердец Разительное слово обличенья, Которое произнесет мудрец, Чем дураков беспечных песнопенья.

А смех глупцов — словно фальшивый блеск:

Всегда он затмевает тех, кто плачет.

Как хвороста в костре веселый треск:

Он суетен и ничего не значит.

(Перевод Германа Плисецкого)

Современная культура поощряет сдержанность в проявле­нии чувств, о чем уже говорилось в первой главе. В результате многие из нас подавляют в себе такие естественные чувства, как гнев, страх, печаль и связанные с ним слезы. Но подавлять свои рыдания и плач — значит идти в противоречие с приро­дой. Эти проявления связаны с необходимой психологической работой горя при невозвратимых потерях. Они нужны для того, чтобы, как говорят профессиональные психологи, гештальт потери был завершен. Потеря должна быть выстрадана и выплакана до конца для того, чтобы человек мог бы жить даль­ше. Отметим еще раз, что алекситимия, то есть бессознатель­ный запрет на выражение своих чувств, ведет к их вытеснению в бессознательную сферу, откуда эти чувства исподволь начи­нают разрушительную работу тела.

Переживание «горя всухую», то есть без слез, увеличивает силу психологической травмы. Поэтому во многих культурах

сущеествуют специальные обряды, способствующие намерен­ному вызыванию слез.

Так, во многих районах русского Севера до сих пор сохра­нился обычай приглашать на похороны умершего человека женщин-плакальщиц. Плакальщицы устраивают целое драма­тическое представление, оплакивая умершего, которого они могли даже не знать. При выполнении обряда погребения они не только горько рыдают, но и царапают себе лицо и рвут себе волосы на голове. Делается это для того, чтобы растопить лед тяжелого душевного оцепенения, который сковывает челове­ка, потерявшего близкого человека. Искусная плакальщица усиливает тяжелые переживания до такой степени, что они переполняют душу, и горе изливается в слезах. После этого страдающему от невозратимой потери становится легче. Люди давно заметили, что при тяжелых переживаниях плакать бы­вает просто необходимо.

Когда у композитора Александра Серова и его жены умер их ребенок, они вместе сели за рояль и стали играть в четыре руки мессу Бетховена. В своих воспоминаниях B.C. Серова пишет о том, как «едкая» боль, терзавшая их обоих, выли­лась в выдержанной классической игре. Она вспоминала, как А. Серов вполголоса запел «Agnus Dei», и тогда жалобная, пре­исполненная божественного самоотречения мелодия распла­вила железную твердость ее душевного панциря: обильные сле­зы потекли, и мучительно пережитое сокрушающее горе вы­лилось в этом тихом душевном вопле.

Вспомним, что античные герои, вроде Ахилла, могли ры­дать как маленькие дети в тяжелые минуты расставания и раз­луки с друзьями. Но их психологическая стойкость и душев­ное здоровье до сих пор являют нам образец для подражания.

Мишель Монтень по этому поводу выразился аналогичным образом: «Чрезмерно сильное горе подавляет полностью нашу душу, стесняя свободу ее проявлений, нечто подобное случа­ется с нами под свежим впечатлением какого-нибудь тягостно­го известия, когда мы ощущаем себя скованными, оцепенев­шими, как бы парализованными в своих движениях, — а неко­торое время спустя, разразившись, наконец, слезами и жалобами, мы ощущаем, как наша душа сбросила с себя путы, распрямилась и чувствует себя легче и свободнее. «Горе от­крывает путь голосу; говорили древние римляне» (М- Мон­тень. Опыты. М.,1980. С. 15).

I'Григорий, представительный бизнесмен, солидный и уве­ренный в себе, обратился с проблемой затяжной депрессии, которая возникла после того, как у него умерла любовница, которую он очень любил. Поскольку он вел жизнь публичного человека и она протекала на виду многих, то он изо всех сил старался не показывать своих чувств. Как мог, он подавлял их, чтобы не привносить ненужных помех в бизнес и не травмиро­вать членов своей семьи.

Григорию было рассказано о вреде для здоровья и психики такой тактики поведения, а так же о благотворном воздействии расслабления, ритмичного дыхания и плача для снятия утеше­ния горя и депрессии. В работе с ним была применена методи­ка А. Лоуэна — дыхание на биоэнергетическом стуле, кото­рая будет описана ниже.

После рассказа о своих чувствах, обо всем том, что он пере­жил и передумал в связи с потерей любимого человека, Григо­рию удалось пролить несколько слезинок, после чего ему стало несколько легче. Но окончательная проработка потери и завер­шение гештальта горя были достигнуты, когда Григорий через два дня увидел очистительный психотерапевтический сон.

В этом сне ему представилась сцена похорон своей бывшей возлюбленной, и он, по его словам, там же, во сне, разразился горькими рыданиями Утром на следующий день его депрессия отступила, и он снова почувствовал себя способным к деятель­ной жизни

В традициях многих культур принято носить траур по умер­шему супругу в течение года и не вступать в это время в после­дующий брак Нарушение этого правила может приводить к драматическим последствиям.

Нина В. на прием к врачу пришла с жалобами на головные боли, непонятную тревогу, повышенное давление, с наруше­ниями кожного покрова в виде красной сыпи. Однако все амбу­латорные анализы показывали физиологическую норму и от­сутствие соматических заболеваний.

Оказалось, что меньше года назад Нина потеряла любимо­го мужа и сильно по этому поводу скорбела. Чтобы отвлечься от тяжелых мыслей и переживаний, связанных с невозврати­мой потерей и поскорее отойти от них, она вступила в следую­щий брак. Но через некоторое время погибает один из близких друзей ее бывшего мужа, с которым она состояла в хороших дружеских отношениях. Сразу после этого у Нины начались упомянутые соматические отклонения.

Причиной нарушений оказалось наслоение друг на друга двух психологических травм, первая из которых не была из­жита полностью и до конца не проработана Возник психоло­гический резонанс не до конца пережитых и проработанных потерь, который превзошел силу каждого отдельно взятого переживания скорби

Если бы Нина не спешила уйти от тяжелых переживаний, а наоборот, пошла бы им навстречу, если бы предоставила са­мой себе необходимое время для проработки скорби, то таких нарушений у нее бы во втором браке не было бы. После катарсического отреагирования потери при помощи психодрамы на терапевтической группе состояние пациентки значительно улучшилось и неприятные симптомы сгладились.

Из этого следует, что в случае переживания личностно зна­чимой потери ни в коем случае нельзя сдерживать и подавлять свои чувства, необходимо выплакать скорбь до конца.

Александр Лоуэн, успешно использовавший терапию пла­чем в лечении бронхиальной астмы и сердечных нарушений, не раз отмечал, что плач — это основной механизм освобож­дения подавленных чувств, сопутствующих феномену «разби­того сердца». «Плач, — говорил он, — является единственным способом разрядки напряжения, возникающего в результате потери любви».

Философия скорби

Философское отношение к тяжелым потерям связано с при­нятием их неизбежности. Подобное отношение к ней хорошо проработано в буддизме. Будда полагал, что лучшим лекар­ством от смерти есть ее восприятие как освобождение от зем­ных страданий

В одной из буддийских притч рассказывается о молодой жен­щине, у которой умер ребенок, но она не хотела примириться с этим и стала искать лекарство от смерти своего сына Когда она пришла к Будде, он сказал ей, что знает такое лекарство

— Что же надо сделать' — спросила она.

— Надо взять щепотку горчичных зерен, — ответил Будда.

— Возьму, — ответила женщина, — но из чьего дома?

— Из дома того человека, — отвечал Будда, — у которого не умерли ни сын, ни дочь, ни кто-либо другой.

Женщина ответила «хорошо», взяла мертвого ребенка и от­правилась в город.

Горчичные зерна оказались в каждом доме, но не было дома, в котором люди не знали чьей-либо смерти. «Живущих мало, а мертвых много», — слышала она в ответ.

Когда женщина вернулась к Будде, она сказала: «Я думала, что только мой сын умер, а вот во всем городе умерших боль­ше, чем живых». На это Будда ответил:

— Это непреложный закон для живых существ, — сказал Будда, — владыка смерти, как поток, вырывает все существа, даже те, чьи намерения не исполнены, и ввергает их в море погибели. Внемли: смерть уносит с собою человека, подобно тому, как бурный поток уносит спящую деревню».

Примерно такая же легенда приписывается и Демокриту.

Когда у персидского царя Дария умерла его любимая жена, и Дарий был безутешен, Демокрит пообещал вернуть к жизни умершую жену, если царь предоставит ему все необходимое. Дарий распорядился, чтобы Демокриту дали все, что бы он ни попросил. Получив все необходимое для воскрешения, Демок­рит сказал, что ему не хватает лишь одного — а именно — над­писи на гробнице жены имен трех человек, никогда не испы­тавших горя. Дарий, естественно, не смог этого сделать. Тогда Демокрит с усмешкой произнес: «Что же ты, нелепейший че­ловек, не перестаешь плакать, как будто с тобой одним случи­лось такое несчастье, ведь ты не можешь найти даже одного человека, которому не пришлось бы испытать какую-либо пе­чаль» .

В буддизме главным механизмом преодоления страданий считается отсутствие и избавление от привязанности к кому бы то ни было. Может быть, это не совсем подходит для нашей христианской культуры, в основе которой лежит сострадание ближнему. Но отголоски такого подхода можно найти в извес­тном христианском крылатом выражении «Бог дал, Бог и взял».

Четыре благородные истины, постигнутые Буддой в момент наивысшего просветления, гласят:

Жизнь в мире полна страданий;

Есть причина этих страданий;

Можно прекратить страдания;

Есть путь, ведущий к прекращению страданий.

Вот как раскрывал Будда эти святые истины в своей знаменитой Бенаресской проповеди:

«Святая истина о страданиях такова: рождение есть страдание, старость есть страдание, болезнь есть страдание; соединение с немилым есть страдание; разлука с милым есть страда­ние; короче говоря, пятикратная привязанность к земному есть страдание

Святая истина об источнике страдания такова: это есть жажда (стремление к бытию), которая ведет от возрождения к возрождению, вместе с наслаждением и страстью, которая то тут, то там находит свое наслаждение; жажда наслаждений, жажда бытия, жажда могущества.

Святая истина о прекращении страданий такова: устране­ние этой жажды через полное уничтожение желания, чтобы оно совсем ушло, через отчуждение от него, через освобож­дение от него, через лишение его всякой опоры.

Вот святая истина о пути к прекращению страдания, о мо­нахе' это святой, восемь раз святой путь, он называется так: праведная вера, праведное решение, праведное слово, правед­ное дело, праведная жизнь, праведное стремление, праведное воспоминание, праведное самоуглубление».

Нижеследующие изречения древних восточных мыслите­лей могут помочь сформировать правильное отношение к жизненным потерям.

«Лекарство от несчастья — не думать о нем. Когда думаешь о несчастье, оно не проходит, а разрастается.

Не будь рождения, не будь страсти, не будь смерти, не будь страха перед разлукой с любимыми, не будь все столь непостоянным — кто не был бы счастлив в этой жизни?

Кто не возгордился, обретя богатство? Какой распут­ник избежал невзгод? Чье сердце на земле не было разбито женщиной? Кто может назваться другом царя? Какой бедняк встретил уважение? Кто вышел невредимым из за­падни? Кто не подвластен?

Текут и не возвращаются вспять речные потоки, текут и ночи, унося с собою людские жизни.

Кто горюет о мертвом, об утраченном, о прошедшем, тот лишъ прибавляет к печали печаль и терпит двойное бедствие.

Человек приходит в деревню, и, переночевав, на другой день снова отправляется в путь. Точно такие же стоянки для нас отец, мать, дом, богатство. Мудрый не привязы­вается ко всему этому.

Всякое страдание коренится в сознании. Уничтожь со­знание и ты уничтожишь источник страдания. Всякое стра­дание коренится в стремлении. Уничтожь стремление и ты уничтожишь источник страдания.

Привязанность рождает страсть, за страстью следует печаль Пойми же, что страсть — источник страданий и ше­ствуй одиноко, подобно носорогу.

Ничтожен этот мир. Горному потоку подобна наша юность, горению травы подобен остаток жизни, теням облаков подобны наслаждения, сновидению подобен круг детей, друзей, слуг и женщин.

Как две щепочки встречаются в великом океане и, встре­тившись, расходятся, так встречаются и расходятся люди.

Словно встреча на дороге, жизнь с женой и с близкими.

Жизнь наша — словно мираж, исчезающий в мгновенье.

Разлука с любимыми, житье с нелюбимыми, общение с недостойными — вот горький удел долголетних» («Древне­индийские афоризмы» М., 1966. С. 76).

Из наставлений Иисуса, сына Сирахова:

«Сын мой! Над умершим пролей слезы и, как бы подверг­шийся жестокому несчастию, начни плач; прилично облеки тело его и не пренебреги погребением его; горький да будет плач и рыдание теплое, и продолжи сетования о нем, по дос­тоинству его, день или два, для избежания осуждения, и тогда утешься от печали; ибо от печали бывает смерть, и печаль сердечная истощит силу. С несчастием пребывает и печаль... Не предавай сердца твоего печали; отдаляй ее от себя, вспо­миная о конце. Не забывай о сем, ибо нет возвращения; и ему ты не принесешь пользы, а себе повредишь... С успокоением умершего успокой и память о нем, и утешься о нем по исходе души его».

Наставление Сократа:

«Помни, что все человеческое непостоянно Тогда ты не будешь ни слишком радоваться счастливой судьбе, не слишком печалиться из-за неудачи».

Терапия рыданием и плачем

Терапия рыданием и плачем тесно связана с освоением тех­ники так называемого «рыдающего дыхания», основанной на технике глубокого дыхания йогов. Ее главная особенность зак­лючается в том, что при выдохе воздух с силой выталкивается из легких резкими движениями диафрагмы, как это происхо­дит при безудержном плаче. Вибрации, создаваемые при этом в грудной клетке, способствуют усиленному газообмену и уда­лению благодаря этому из крови адреналина, вызывающего депрессию и тоску. Такую же физиологическую реакцию вы­зывает и выдох со стоном и с криками причитания. Все вместе это называется голошением, которое можно наблюдать в отда­ленных русских селениях и деревнях на похоронах и проводах усопшего в иные миры. Но такое же поведение в Большом Го­роде молчаливо осуждается и не одобряется. Поэтому в усло­виях Большого Города подобное отреагирование скорби и пе­чали по-настоящему оказывается возможным только на пси­хотерапевтической группе.

Для активизации плача и рыдания современными психоте­рапевтами широко используется методика глубокого дыхания на биоэнергетическом стуле, которая была разработана в рам­ках телесно-ориентированной терапии А. Лоуэном.

На обычный стул кладется подушка, либо свернутое одея­ло. Пациент должен лечь на этот стул спиной и вытянуть руки за голову и начинать свободно дышать.

Лоуэн отмечал, что люди, подавляющие свои чувства, в пер­вую очередь пытаются ограничить свое дыхание через напря­жение мышц груди. Лежание на биоэнергетическом стуле уси­ливает выдох, и это позволяет расслабляться Во время глубо­кого выдоха из живота в груди проявляется и спонтанно взрывается глубокая печаль.

Действие подобного метода лечения Лоуэн хорошо испы­тал на самом себе. Вот что он пишет в своей книге «Секс, любовь и сердце»: «Некоторые люди, когда в них пробуждает­ся печаль, сдерживаются. Независимо от того, какой вид при­нимает сопротивление, я советую пациентам расслабиться, насколько это возможно, и сознательно издавать звуки пла­ча. Несмотря на это многие пациенты, особенно мужчины, все еще имеют трудности с тем, чтобы расплакаться Для меня это тоже было нелегко, Я очень боялся боли в сердце, но осознавал, как важно мне научиться плакать. Продолжающа­яся в течение многих лет работа с дыханием научила меня плакать легко и свободно, как плачет младенец, чем я очень доволен. (Лоуэн А. Секс, любовь и сердце. Минск, 1998. С. 179).

Еще одно высоко эффективное упражнение, разработан­ное Лоуэном для преодоления скорби, связано с подключени­ем к плачу крика и физических действий. «В примитивных об­ществах, — отмечает Лоуэн, — люди протестуют криком, когда умирает любимый человек, но мы, рафинированные и циви­лизованные люди, принимаем смерть и потери философски, хотя эта рациональная позиция игнорирует телесные ощуще­ния и омертвляет нашу эмоциональную жизнь».

Упражнение заключается в том, что человек ложится на спину и начинает ритмично бить ногами по постели, сопро­вождая эти удары протяжными криками «Почему?». Современ­ная психотерапевтическая практика подтверждает правиль­ность находок А. Лоуэнаи активно их использует.

«Плач и крик, — подчеркивает Лоуэн, — это часть на­стоящего процесса скорби... Крик протеста, так же как глу­бокий плач, снимает с сердца тяжесть печали и боль» (Там же. С. 180-181).

На психотерапевтических сеансах члены группы для отреагирования печали и скорби осваивают навыки «рыдающего ды­хания», помогающего снять мышечный зажим на уровне диаф­рагмы, а также психотерапевтические формулы наподобие сле­дующей:

Изживание обиды

1 .Зачем меня ты так обидел?

Плохого что во мне увидел?

Обида давит мне на грудь,

И не могу никак вздохнуть.

2.Ведь я ни в чем не виновата

Ну что я сделала плохого?

Упреки все твои пусты,

О, как жесток бываешь ты!

3. Все тело вдруг заледенело, Душа моя окаменела.

На сердце боль, грусть и тоска И это — в лучшие года!

4. Душа измучилась страданьем, Ив ней остались лишь рыданья И белый свет теперь немил

За что меня ты разлюбил?

Изживание печали

Как плохо мне, горю в огне.

Печально мне до ужаса.

Ах, как мне быть, ах, как мне жить.

Страдаю я без удержу.

За что мне все несчастия? За что мне горе горькое? Душа моя измучилась Страданием безудержным.

Утешение

Не склоняй главы своей в беде.

И напрасно слез своих не лей.

В неудачах есть зарок побед.

И еще придет твой час, поверь!

Будет у тебя все хорошо,

Наши рекомендации