Рациональная терапия П. Дюбуа
Знаменитый швейцарский психиатр П. Дюбуа разработал свой метод рациональной психотерапии, основываясь на том,
это мысли и представления человека самым прямым образом могут влиять на самочувствие человека. В практике Дюбуа было немало случаев, когда его пациентки страдали от своих предрассудков. Например, пациентка убеждена, что она не выносит запаха определенного вида цветов и при одном только их виде она готова упасть в обморок. Но бывали случаи, когда цветы оказывались искусственными, но дама все равно падала в обморок.
Для излечения своих пациентов Дюбуа прописывал им моральную гигиену, основу которой составляло умение правильно мыслить и видеть перед собой путь, которого следует держаться. По мере того, как его клиенты меняли свой образ мыслей и под влиянием разумных размышлений приобретали нравственное спокойствие, их функциональные расстройства ослабевали, сон возвращался, аппетит улучшался, здоровье восстанавливалось. Успех морального лечения подтверждал власть духа над телом. Для этого, как полагал Дюбуа, надо ограничивать нашу впечатлительность, научиться не тревожиться при малейшей болячке и умышленно создавать у себя оптимистическое настроение, которое заставляет во всем усматривать хорошую сторону. Для достижения этой цели главной задачей должно быть постоянное нравственное самосовершенствование, которое должно служить другим людям, чтобы альтруизм занял место естественного эгоизма. Грубый простой материализм не может служить правилом жизни. Опасно проходить жизненный путь без религии или без философии, которая дает силу сопротивляться страданиям, неизбежным в жизни.
Аарон Бек
А. Бек убедительно доказал, что проблемы с настроением и здоровьем возникают у многих людей в результате ошибочных мнений, допущений и предпосылок. И все неприятности возникают главным образом из-за искажения восприятия реальности. Сначала люди смотрят на окружающую жизнь, затем они ее оценивают по параметрам «хорошо — плохо», после этого у них рождаются ошибочные идеи, и потом от этого они начинают страдать, если видят, что жизнь идет не так, как они ее видят и как бы им хотелось ее видеть. Наше мышление часто оказывается тенденциозным — мы не видим за деревьями лес и часто огородное пугало принимаем за диких чудовищ.
Откуда все это берется? Ошибки в восприятии и оценке окружающей жизни взрослый человек выносит из своего детства — из родительских оценок, либо же из травматического опыта, пережитого в детстве.
Ольга находится в постоянной тревоге, что ей чего-то может не хватить для насущной жизни. При работе с ней она вспомнила, что бабушка в деревне часто говорила ей, маленькой девочке, как это ужасно, что кончился керосин и теперь придется готовить еду в печке, а печка вся дырявая и никуда не годится Впоследствии, уже став взрослым человеком, женщина опасается и расстраивается от предчувствия того, что она может остаться без чего-то важного. Вместо керосина это может быть электричество, горячая "вода, стиральный порошок, деньги на продукты и т д. — список можно продолжать очень долго. Бабушка заронила в душу своей внучки опасение, что что-то в этом мире может случиться не так, и тогда вся жизнь пойдет кувырком — ну разве это не ужасно..
Человек, часто использующий в своем лексиконе слова и выражения преимущественно в превосходной степени типа — «Фу, какая мерзкая погода», или «Ну и гадость эта ваша заливная рыба» или «Какая восхитительная прическа» и далее все в таком же духе, часто и не подозревает, что, используя те или иные слова и выражения, он может серьезно ослабить свой иммунитет и здоровье
Согласно А. Беку сознание невротика характеризуется наличием в нем так называемых автоматических мыслей, которые возникают на основе некоторых бессознательных базовых убеждений. Эти базовые убеждения связаны с повышенной зависимостью от окружения, низкой самооценкой, неверием в свои силы перед необходимостью преодолевать жизненные препятствия, убеждение в собственной немощности, неспособности справляться с трудными событиями или контролировать их. Невротическая диада тревоги, связанная с неправильным мышлением — «Я слаб, а мир силен и грозен». Отсюда проистекают неверие в свои силы, отвращение к стремлению к каким-либо целям, пессимизм, паралич воли, отказ от всякой активности. По А Беку, все это есть следствие не столько реального отсутствия сил и способностей, сколько негативно ориентированного мышления.
Базовые убеждения, которые служат почвой, на которой произрастают автоматические мысли — «Я слаб и беспомощен
для этого трудного мира», поэтому «Надо опасаться других людей, потому что от них можно ожидать всякого». «Чтобы победить, надо нападать первым» или «Чтобы выжить и победить, надо во всем быть совершенным»; «Лучшее средство защиты от этого страшного мира — спрятаться от него куда-нибудь подальше и не высовываться» Думая таким образом, человек загоняет себя в психологическую тюрьму, лишая сам себя всего того хорошего и прекрасного, что может давать нормальному и здоровому человеку окружающая жизнь.
Подобные базовые убеждения закладываются в детстве при неправильном воспитании, когда родители или слишком суровы и авторитарны, или когда они неоправданно возвеличивают своего ребенка, или когда они слишком сильно пекутся из-за здоровья своего чада, или же когда они требуют от своего ребенка предельно высоких успехов и достижений.
На основе подобных базовых схем, которые далеко не всегда осознаются, и вырастают негативные автоматические мысли, лишающие человека нормальной жизни.
В своих автоматических мыслях, как правило, человек делает следующие когнитивные ошибки:
Произвольные умозаключения. «Если ты не любишь классическую музыку, значит, ты не можешь любить и меня». Вместо классической музыки могут быть пиво, лошади, футбол, музеи, чеснок. (Базовое убеждение: «Если ты меня любишь, то ты обязан любить все то, что люблю и я» )
Сверхобобщение. Неоправданное обобщение на основе единичного случая. Молодой человек на вечеринке один раз внимательно посмотрел не на свою спутницу, а на даму, сидевшую напротив, думая, что они ранее где-то встречались Его спутница говорит ему: «Чего ты весь вечер пялился на эту женщину?» После разочарования на свидании: «Все мужчины одинаковы. Меня всегда будут отвергать».
Или — муж сказал, что будет на работе, а сам пошел с приятелями пить пиво. Жена узнала, в итоге ее слова: «Ты мне солгал один раз, значит, ты будешь мне врать всю жизнь, а это значит — развод!»
Если я провалился на экзамене в одном институте — значит, я неспособный для получения высшего образования и поэтому даже и не стоит пытаться поступать в другой.
Если книгу отвергли в одном издательстве — значит, она плохая и надо рукопись сжечь.
Если одна женщина или один мужчина тебе отказали во взаимности, значит и все другие будут тебе отказывать. Значит, у тебя никогда ничего не получится с противоположным полом (Во всех этих случаях базовое убеждение — Я не стоящий человек, которым могут пренебрегать.)
Боясь, что ему откажут, человек ничего не предпринимает. В конце концов он сам же и питает свою депрессию.
Произвольное восприятие и понимание ситуации, вывод на основе одной какой-либо детали. Прочитав желтую прессу, в которой описываются всяческие ужасы, кто-то начинает думать, что весь мир ужасен — нельзя выходить из дома, потому что вчера на нашей улице ограбили прохожего, нельзя ездить в поездах, потому что там грабят и т д. Из газет и из телевизионных сообщений воспринимаются только катастрофы и убийства. В результате возникает базовое убеждение — этот мир опасен.
Катастрофизация событий Уменьшение положительной стороны события и усиление негативной. Например, двое приятелей ходили за грибами. Один из них после похода говорит: «Как здорово — ходили-ходили, а грибы все-таки нашли, будет что на жаркое». Другой' «Да, но сколько мы сил потратили, чтобы выйти на дорогу, после того, как заблудились. Я уже хотел эти чертовы грибы выбросить, до того они меня утомили Да еще ножпотерял!1! Какой ужас'» (Базовоеубеждение — этот мир ужасен )
Персонализация. Считать именно себя виновником каких-либо событий. Такой человек видит в событиях, в словах и поступках других негативные направления в свой адрес. Встретив недовольный взгляд, человек думает, что это именно он вызвал у постороннего человека эту хмурость. Пожар в соседнем доме воспринимается при этом как личная безответственность. (Базовое убеждение — Я отвечаю за все. )
Дихотомическое мышление — черно-белое мышление. Такое мышление характерно для людей, страдающих максимализмом. В их речах — одни только крайности, без полутонов. «Как прекрасна эта солнечная погода Как ужасно, когда дождь и слякоть. (Базовое убеждение — в жизни все или очень хорошо, или очень плохо — надо иметь или все, или ничего.)
Тоннельное зрение. Человек воспринимает только то, что соответствует его настроению. В хорошем настроении дети и жена — хорошие, в плохом — они плохие. (Базовое убеждение связано с нарциссическим расстройством — Я здесь самый главный, и все должны мне угождать.)
Пристрастные объяснения. Если отношения не складываются и партнеры не могут договориться, то люди склонны приписывать друг другу негативные чувства, мысли и действия — за «оскорбительными» действиями партнера кроются злые намерения или плохие мотивы. Один из партнеров может объяснять возникновение семейных проблем плохим характером другого партнера. Часто в таких случаях имеет место защитный механизм по типу проекции — приписывание другому партнеру своих собственных недостатков, которых у себя не замечаешь. Можно наблюдать приклеивание отрицательных ярлыков своему партнеру, он-де — невнимательный, мерзавец, транжира, пустомеля и т. д., на которые потом человек начинает сам же чрезмерно эмоционально реагировать.
Чтобы поставить свое мышление на правильные рельсы, надо научиться находить свои базовые убеждения, которые говорят человеку о его слабости и неспособности, а затем пытаться отучать себя от автоматических мыслей — не рассматривать возникающую трудность или проблему как конец света.
Карен Хорни и Альберт Эллис
Эти два выдающихся американских психолога описали в своих работах тиранию долженствования, которая отличает характер людей, страдающих от тревог, страхов и депрессий. Тирания долженствования была одной из характерных черт личности советского типа. Советский человек был везде кругом должен за свое благополучие. Он был должен партии и правительству за бесплатное обучение, за бесплатное здравоохранение, за то, что живет в самой прекрасной и справедливой стране. Объективно все это было ложью, но такие установки глубоко проникали в сознание.
Суть установок невротических личностей в отношении самих себя и к окружающему миру, согласно Карен Хорни, такова. Невротик говорит — Я должен:
• Быть великим по благородству, достоинству и храбрости, самоотверженности.
• Быть лучшим любовником, другом, родителем, учителем, супругом.
• Хладнокровно вынести любое испытание.
• Уметь найти быстро решение любой проблемы.
• Все знать, понимать и предвидеть.
• Всегда быть искренним и управлять своими чувствами.
• Отстаивать свое достоинство и никогда не должен причинять вреда окружающим.
• Всегда быть максимально продуктивным.
Я не должен:
• Уставать и болеть.
• Испытывать тревогу или печаль.
И всегда должен быть самым счастливым и безмятежным.
Во всех этих стремлениях и желаниях легко можно увидеть черту личности, именуемой «перфекционизм» — стремление к предельному совершенству. Само' по себе это стремление похвально и необходимо для развития личности. Но когда эта тяга к совершенству становится навязчивой, тогда — жди беды. Перфекционизм иррационален, потому что, образно говоря, невротик хочет быть Богом и святее Римского Папы, но это невозможно при самом огромном желании.
Работая со своими клиентами, Эллис выявил 12 иррациональных идей, которые приводят людей к несчастьям:
1. Надо, чтобы мой каждый шаг был привлекателен для окружающих.
2. Есть плохие поступки. Виновных в них надо наказывать.
3. Это катастрофа, если все идет не так, как надо и как было запланировано.
4. Все беды приносятся к нам извне — людьми или обстоятельствами, а мои мысли и действия абсолютны правильны.
5. Если что-то пугает, надо постоянно быть начеку.
6. Легче избегать трудности, чем их преодолевать.
7. Каждый нуждается в чем-то более значительном, чем то, что он ощущает в себе.
8. Нужно во всех отношениях быть компетентным, адекватным, разумным, успешным и не допускать никаких ошибок.
9. То, что повлияло на жизнь один раз, будет влиять всю оставшуюся жизнь.
10. На наши поступки влияют поступки других людей, поэтому надо сделать все, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.
11. Плыть по течению и ничего не делать — наилучший путь к счастью.
12.Мы не властны над своими эмоциями и не можем с этим ничего поделать. Поэтому остается только терпеть и испытывать их
Все эти установки связаны с жесткими базовыми убеждениями, которые можно разбить на три группы-
• Я должен преуспеть и добиться одобрения других.
• Другие люди должны быть со мною внимательными и приветливыми
• Условия, в которых я живу, должны быть такими, чтобы я получал фактически все, что захочу, причем быстро и легко. Моя жизнь должна быть легкой, и все должны угождать мне, мне, мне.
Дальше следует нагнетание страха
• Если я не достигну того, что я наметил и хочу, то это будет ужасно, я не смогу этого выдержать. После такого заключения возникает ощущение собственной никчемности — я глупый; предсказание неудач — я никогда не смогу получить то,что я хочу.
Следствием такого заключения становится затяжная депрессия, отравляющая радость существования.
Эллис учил своих клиентов, что они ничего никому не должны — ни мужу, ни ребенку, ни детям, ни начальникам на работе Высказывания своих клиентов, в которых звучали слова «должен» Эллис называл «мастурбацией». (Игра слов от английского «must» — должен )
Если избавить клиента от тирании долженствования, от сверхстрогих требований к себе и к окружающим, его состояние значительно улучшается.