Упражнение «Вспомнить и забыть»

Включите вашу любимую спокойную музыку. Займите удобную позу и успокойте дыхание. Оно должно быть со­вершенно спокойным.

Представьте свои детские годы и те приятные ситуа­ции и события, которые там были.

Теперь вспомните те тяжелые ситуации, которые вас очень огорчили, вспомните, как вы плакали от обиды и от­чаяния. Не бойтесь их пережить заново. Не бегите от них. Вспомните еще и еще раз. Закончите эту ситуацию так, как бы вам хотелось, чтобы она закончилась. Усильте и закрепите это окончание. Мысленно дайте отпор обидчи­ку, скажите то, что вы хотели бы сказать, сделайте то, что считаете нужным.

Теперь немного отдохните и вернитесь к хорошему вос­поминанию. Вспомните своих добрых родителей и хороших друзей. Побудьте немного с ними.

Снова вернитесь к неприятным эпизодам вашей жизни. Вспомните самую драматическую и жестокую из них. Пе­реживите ее заново. Еще и еще раз. С каждым разом непри­ятных ощущений будет все меньше...

Теперь это травматическое воспоминание становится для вас безразличным. Оно уменьшается в размерах, ста­новится все меньше и меньше.

Представьте, что ваше сознание расширяется, ипи от­ходит за пределы вашего тела... Затем этого помещения... Теперь оно выходит за пределы этого дома и этого райо­на... Теперь ваше сознание простирается над всей страной... Представьте ваше сознание над картой .. Теперь охвати­те вашим сознанием весь земной шар в виде глобуса...

Теперь включайте в ваше сознание необъятный Космос. Посмотрите из Космоса на ваши прошлые травмы и непри­ятности. Они вам кажутся маленькими и ничтожными. Не стоит их больше вспоминать... Они забываются, забы­ваются, стираются из памяти.

Ваше сознание чистое, просветленное, в нем нет ни од­ной мысли. Есть только переживания своего единства с Космосом.

Запомните это ощущение умиротворения, спокойствия, принятия себя и окружающего мира.

ТЕРАПИЯ ВООБРАЖЕНИЕМ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ

Фантазия может и убить, и вылечить.

Келли

Воображение — это процесс, при помощи которого чело­век пытается заглянуть в свое будущее. В нем собираются вме­сте все его способности для того, чтобы, отталкиваясь от про­шлого опыта, что-то предвидеть, предположить, предугадать и предсказать, что с ним будет через какое-то время.

Хотя воображение — чисто мыслительный процесс, но когда человек что-то воображает или представляет, у него могут из­меняться многие физиологические показатели — артериаль­ное давление, содержание сахара в крови, электрическая про­водимость кожи. Воображая что-то, мы можем себя или убить, или успокоить. Врачам известен случай, когда одна чувстви­тельная пожилая особа, наблюдая мексиканский сериал «Бо­гатые тоже плачут», так остро переживала козни злодея Мак­са, что с ней случился инсульт.

Работая с воображением, многие актеры не случайно испы­тывают страх перед полным сценическим перевоплощением. Героиня романа Сомерсета Моэма «Театр» по этому поводу замечает: «Если бы актриса испытывала все эмоции, которые изображает, она в клочья разорвала бы свое сердце». Но иног­да актеры при помощи воображения так глубоко входят в роль, что потом не могут из нее выйти. Трагедия героя пьесы или фильма может стать трагедией самого актера

Блестящая голливудская актриса Вивьен Ли, хорошо зна­комая многим зрителям по созданному ей образу Скарлетт О'Хары в фильме «Унесенные ветром», умерла в возрасте 53 лет от туберкулёза. Есть предположение, что трагическую смерть предвосхитило то, что она в течение двух лет играла в пьесе Чехова «Иванов» больную туберкулезом героиню Анну. Известная в прошлом французская актриса Бриджит Бардо на вершине и в блеске своей славы пыталась покончить с собой, вскрыв себе вены. Но именно таким же образом поступила и ее героиня в фильме «Истина». В своем последнем фильме знаме­нитый французский актер Ив Монтан играл роль человека, умирающего от инфаркта Как писали французские газеты, от него он и скончался

Другой известный наш актер, Евгений Евстигнеев, приехал в Англию для того, чтобы ему там сделали операцию на сердце. Хирург, как это принято в Англии, очень подробно рассказал своему пациенту, чувствовавшему себя сравнительно неплохо до его прихода, что с ним будет, если операции не сделать. Через несколько часов Евгения Александровича не стало. Пси­хиатр Михаил Шойфет сделал предположение, что Евстигнеев воспринял слова хирурга как указания режиссера и предста­вил себя умирающим.

Близкий друг Евгения Евстигнеева, актер Петр Щербаков, очень сильно переживал его смерть, по словам его жены, про­сто не находил себе места. Однажды он пришел в театр и ска­зал: «Видел сегодня во сне Женю, зовет к себе. Не могу без него». На следующее утро Петр Щербаков скончался.

В одном из своих интервью газете «Аргументы и факты» известный актер театра «Ленком» Андрей Соколов рассказы­вал: «В фильме «Наш человек в Сан-Ремо» я играю афганца, которому предстоит операция. И через некоторое время я по­падаю в больницу с точно таким же диагнозом .. И что не фильм, то такая же история. Когда я играю 18-летних, мне дают 18 лет, сорокалетних — все обращаются на «вы», и я чувствую, что так и выгляжу».

На одной из картин Рериха изображен молодой йогин, дер­жащий суровый экзамен на право называться настоящим йо­гом. Он сидит на морозе, его тело стало красным, и он должен на своей спине высушить несколько мокрых простыней, что­бы доказать свое умение управлять своим психофизическим состоянием. Для этого будущему йогу рекомендуется мыслен­но воображать и представлять себе, что он находится не на морозном ветру в заснеженных горах, а в пустыне, под паля­щим солнцем. Между прочим, этим же приемом пользовался космонавт Юрий Гагарин, когда проходил испытания в барока­мере на перенесение жары и холода. В жару он представлял себе, что находится на Северном полюсе, среди пингвинов и белых медведей, а при холоде — что находится в жаркой турк­менской пустыне.

Психотерапевты делят воображение на здоровое и на боль­ное. При больном человек реконструирует свои восприятия так, что они противоречат реальной действительности. Мож­но смело сказать, что больное восприятие и нездоровое вооб­ражение являются отличительной чертой невротической лич­ности. Например, человек узнал, что соседа по дому пришиб­ло сосулькой с крыши. Он начинает думать и представлять, что с ним такое же может случиться, он перестает выходить на улицу, представляя себе в своем воображении все более и бо­лее страшные картины.

Известный швейцарский психиатр П. Дюбуа в начале про­шлого века в своей лекции «О влиянии духа на тело» делится своими наблюдениями о том, что иногда маленькие девочки могут подражать истеричке маме и при малейшей усталости бросаются на кушетку, жалуясь на мигрени, боли в спине или еще что-нибудь. Они так хорошо могут сыграть роль малень­ких нервных женщин, — пишет Дюбуа, — что попадаются в ловушку и в конце концов действительно ими становятся. Ког­да же человек убежден, что у него прекрасное здоровье, то его кровообращение улучшается и иммунная система работа­ет так, как надо... «Когда мы в духе, — пишет П. Дюбуа, — то меньше чувствуем, например, холод. И наоборот, мы больше от него страдаем, если печально и дурно настроены; тогда он особенно может оказывать на нас пагубное влияние».

Налагание крепкой узды на воображение, не позволяющей ему рисовать и воссоздавать возмутительные и обидные картины прошлого, или же страшные картины будущего — залог душев­ного спокойствия. Отказ от строительства воздушных замков, отсутствие стремления принимать желаемое за действительное тоже входит в это условие. «На вещи, касающиеся нашего блага и горя, — наставлял А. Шопенгауэр, — мы должны смотреть ис­ключительно глазами разума и способности суждения, то есть подвергать их сухому и холодному разбору с помощью простых понятий...» (Свобода воли и нравственность. С. 366.)

Но, как говорится, «чем калечимся, тем и лечимся». Тера­пия при помощи воображения присутствует сегодня почти во всех психотерапевтических подходах.

Большую известность в 1990-е годы приобрели работы суп­ругов Карла Саймонтона и его жены Стефани Саймонтон. Они первыми стали применять работу воображения для поддержки лечения онкологических больных. Пациентам предлагалось

представлять, как их иммунная система в виде бесстрашных воинов нападает на раковые клетки, которые следовало пред­ставлять в виде трусливых и беспомощных животных, кото­рых легко можно победить. Настрой душевных сил на борьбу активизировал внутренние силы организма, что вместе с дру­гими методами лечения способствовало выздоровлению. Так здоровый дух начинает лечить больное тело.

Светлана страдала от депрессии и головных болей... Свое состояние она выразила в серии рисунков, на которых были изображены:

1. тяжелые грозовые тучи, нависшие над землей. Они симво­лизировали проблемы, омрачающие существование и воз­никающие по самым пустяковым делам;

2. решетки, отгораживающие ее от остального мира, страх быть узником своей болезни;

3. черный квадрат, который символизировал страх смерти и могилу;

4. молнию, которая символизировала перст судьбы, поража­ющая внезапно и в один момент;

5. кандалы и цепи, которыми были скованы ее руки и ноги, что отражало бессилие что-либо сделать.

После беседы о возможности изменить свое состояние при помощи метода креативной визуализации Светлана нарисова­ла серию других рисунков, в которых грозовые тучи пролива­ются дождем и из-за туч выглядывает солнце. Решетки взла­мываются сильной рукой, а цепи и кандалы разрываются могу­чим желанием жить.

После выполнения этих рисунков состояние Светланы зна­чительно улучшилось.

Конечно же, для успешного излечения большое значение име­ет устранение, дезактуализация и разрешение того внутриличностного конфликта, который привел к заболеванию. Надо помочь клиенту отказаться от несбыточных желаний и найти другие жиз­ненные пути и цели, которые бы помогли реализации его личнос­ти. И здесь работа воображения тоже оказывается незаменимой.

Для использования возможностей творческого воображе­ния, в целях оздоровления следует полностью расслабиться и представлять себе свой здоровый организм или его отдельные органы. Можно так же визуализировать события, связанные с карьерой, путешествиями и межличностными отношениями. В некоторых случаях такой способ достижения цели окажет-

ся более приятным и более эффективным, чем тщательный анализ и продумывание сложных ситуаций. В состоянии глу­бокого покоя нужное решение, озарение — «инсайт», прихо­дят сами собой. Эта ситуация похожа на ту, как если бы крес­тьянин поехал зимой на санях в лес за дровами, но пошел снег и след от саней замело. В таких случаях бывалые и знающие люди бросают поводья, позволяют лошади двигаться самой, и она находит дорогу сама. Так и наш организм находит путь к выздоровлению, если отпустить его, оставить в покое и позво­лить ему самому найти выход из трудного положения, будь оно связано со здоровьем или чем-нибудь еще. Здесь не нужны сомнения и мрачные мысли, но необходимы вера и огромное желание достичь цели.

Нина, женщина 37 лет, полюбила крупного ученого, док­тора наук. Но в глубине своей души считала, что недостойна его, потому что воспринимала себя как невзрачную серую мыш­ку. Ей были даны рекомендации представлять себе, что она достойна прекрасной любви, и представлять себе, как она сбли­жается с любимым человеком, как она вечером ложится в по­стель вместе с ним и обнимает его, а утром нежно целует. Она постоянно благодарила судьбу за то, что ей было послано та­кое счастье любить его. В результате таких упражнений ее внешний и внутренний облик изменился. Она стало внутренне как бы светиться и при встрече с любимым человеком всегда ему улыбалась, не говоря, впрочем, как она ему рада — она выражала все это без слов. А улыбка смотрящего на нас чело­века, всегда повышает самооценку смотрящего на него. Кончи­лось дело тем, что они поженились.

В своей книге «Мне сорок лет» Мария Арбатова рассказы­вает о феномене космической почты, свидетельницей которой она стала. Один из ее сыновей мечтал об ударной установке, рисунок которой он повесил у себя в комнате. Каждый день он смотрел на этот рисунок, отправляя соответствующие сооб­щения о своих желаниях в космос. Случилось так, что один молодой африканец купил в Москве такую установку. Но по­том попал в финансовый кризис и не смог ее вывести к себе домой из-за высоких пошлин. Через знакомых он стал прода­вать ее и она чуть ли не даром в конце концов оказалась у сына М.Арбатовой.

Но известно и другое. Американская певица Глория Эстефан больше всего в жизни боялась: оказаться в инвалидном

кресле, попасть в автокатастрофу и врезаться в кого-нибудь на своей моторной лодке. Трудно представить, но все это с ней действительно произошло. В 1990 г. она едва не погибла, когда междугородний автобус, на котором певица ехала с сыном Наи­бом, столкнулся на заснеженном шоссе с грузовиком. У Гло­рии оказалось серьезное повреждение позвоночника. Опера­ция длилась 4 часа, и в ее позвоночник были вставлены два стержня из титана. Только через год после несчастья она сно­ва вышла на сцену. В 1995 г. в борт прогулочной яхты «Эстефан» врезался на водном мотоцикле молодой человек. Погиб матрос, стоявший за штурвалом.

Эти факты могут быть и случайным совпадением, но для представителей парапсихологии они доказывают достоверность того, что наши мысли в некотором смысле могут материализо­ваться и становиться явью.

Наши рекомендации