Социальная диагностика в работе с семьей.
Соц. Диагностика- это технология, позволяющая выявить состояние объекта
Семья-это малая соц группа,объединенная супружескими или родственными связями,совместным ведением дом. Хоз-ва и взаимной моральной ответсвенностью.
Технология диагностирования проблем семьи основывается на ряде принципов:
- объективность - заключается в непредвзятом рассмотрении проблемы; - причинность - выражается в выяснении причин возникновения и особенностей протекания того явления, которое родителями понимается как проблема; - комплексный подход – предполагает увязывание полученных данных со всем комплексом проблем воспитания и жизни семьи; - достаточность - не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний;последовательность В ходе первичной диагностики важно разобраться в характере жалобы или проблемы, которая может быть обоснована, частично обоснована и необоснованна. Необходимо узнать, как сами родители понимают проблему, правильно ли видят ее причины, какой помощи ждут от специалиста. Основное назначение диагностики - составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных определенной семье.
Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, беседы. Особую группу составляют методы изучения семьи глазами ребенка: рисуночная методика, игровые задания, методика комментирования картинок, методика завершения рассказа, методика неоконченных предложений и т.д. Информация о семье может быть получена в ходе патронажа - посещения семьи на дому (см. приложение 1), что позволяет СП ближе познакомиться с ее членами, увидеть их в привычной, непринужденной обстановке, помогает понять стиль жизни семьи, ее уклад (чем живет семья, каковы ее социальные установки, система нравственных, духовных ценностей, взаимоотношения с окружающими людьми и друг с другом, семейные традиции, уровень педагогической культуры родителей, умение организовать жизнь и деятельность детей в семье соответственно целям воспитания и возрасту ребенка), познакомиться с условиями жизни семьи, выявить возможные факторы риска (медицинские, социальные, бытовые). Таким образом, социальный патронаж - это форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда СП находится в ее распоряжении долгое время, входит в курс всего происходящего, оказывая влияние на суть событий. Срок патронажа ограничен (4-9 мес.). Одновременно СП может патронировать не более двух семей, и в тоже время под его наблюдением могут быть семьи, патронируемые им ранее. Патронаж позволяет оценить обстановку дома, что позволяет более верно понять экономическое положение семьи; увидеть, например, бытовые условия ухода за больным ребенком, оценить отношение к нему и другим детям в семье. При этом достаточно просто увидеть, в какой комнате живет ребенок или все дети, какие у него игрушки, имеется ли специальный уголок с предметами ухода и занятий с ребенком и т.п. Оценка организации жизненного пространства семьи имеет существенное значение при планировании СП дальнейшей работы с ней. Она может повлиять на выбор конкретных действий, которые помогут устранить возникшую проблему, более отчетливо представить, насколько заботятся родители о своем ребенке. Патронаж может проводиться и с контрольными целями: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный), анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр. Такой патронаж позволяет устанавливать и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдение ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможность информировать семью и предстоящем визите и его целях. По результатам патронажа составляется социальный паспорт семьи(акт обслудования семьи учащегося-соц педагог школы) Наблюдение и беседа с членами семьи позволяет определить характер их отношений друг с другом, общую семейную атмосферу. Все необходимые показатели измеряются и анализируются (см. приложение 4). Анализ информации, полученной в ходе изучения семьи, позволяет сделать вывод о воспитательной активности семьи (см. приложение 5), уровне педагогической культуры родителей.
4 билет
1 вопрос Категории клиентов социальной работы: характеристика, классификации, особенности, проблемы.
1. Клиенты социальной работы нередко оказываются представителями социально слабых, уязвимых, экономически необеспеченных слоев населения. Социальная работа предстает как организаторская профессия, и социальные работники несут двойную ответственность перед нанимателями и перед клиентом. Уникальность профессиональной деятельности социального работника заключена в том, что задача социальной помощи населению, в конечном счете, состоит в изменении взаимоотношении между людьми и средой, окружающей их.
2. Клиенты социальной работы относятся к категориям: низкого риска, среднего риска, высокого риска и максимального риска. Для целей планирования социальных услуг полезно найти равновесие между риском и защитными факторами. Потребности клиента могут быть велики, но если у семьи клиента есть весьма обширный потенциал их удовлетворения, тогда интенсивность социальной поддержки может быть сокращена. Риску может быть дано количественное выражение относительно риска клиента (например, заброшенность, насилие, состояние здоровья), риска семьи (например, алкоголизм и наркомания) и социального риска (например, проблемы с жильем и трудоустройством).
3. Профессиональная деятельность направлена на организацию помощи всем лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, вне зависимости от социального статуса. Лица, обращающиеся за профессиональной помощью к специалисту социальной работы, называются клиенты. Клиенты социальной работы как объекты профессиональной деятельности могут быть классифицированы следующим образом:
4. 1. Социальные группы (индивиды), которым оказывается социальная государственная помощь;
5. 2. Социальные группы (индивиды), классифицируемые как девианты/делинквенты, которым требуется помощь в адаптации;
6. 3. Рабочие и служащие, занятые в различных сферах (организациях и предприятиях), нуждающиеся в обеспечении социальным пакетом.
7. 4. Широкие группы населения, объединяющиеся в общественные объединения для решения социальных проблем.
8. Отдельные индивиды, семьи, нуждающиеся в содействии в решении трудной жизненной ситуации.
9. Целью работы с индивидуальным случаем является организация самопомощи, то есть социальный работник решает задачу научить клиента справляться с его жизненными проблемами самостоятельно, грамотно используя ресурсы, предоставляемые системой государственных и частных организаций и учреждений.
10. Уделяя основное внимание отношению клиента к ситуации, поскольку именно она, как считается, определяет способ видения людьми своих проблем, способ реагирования, ресурсы, на которые можно опереться при решении этих проблем. К числу последних, помимо внутренних ресурсов самого клиента, относят также внешние, т.е. ресурсы его ближайшего социального окружения.
11. Проблемы в семейной жизни, с детьми, на работе, люди, испытывающие кризис, а также те, у кого есть проблемы со здоровьем. Все эти проблемы имеют непосредственную связь с личностными проблемами клиентов. Согласно законодательству РФ все они могут получать соц.помощь в случае обращения в соц.службу.
12. Виды личностных проблем:
13. Инвалидность – непригодный; вследствие заболевания, ранения, увечья ограничены в проявлении жизнедеятельности. Ограничения в занятиях трудовой деятельности приводят к низкому имущественному статусу и избыточному временному потенциалу.
14. Неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью – старость и болезнь, недостаточное физическое состояние, ограничения в передвижении, ограничение существования.
15. Сиротство – дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения родителей: без содержания (осуществления питания, ухода, обеспечения одеждой), воспитания, психологической поддержки, представления интересов и надзора. Утрата ребенком такого соц.посредничества создает серьезные трудности в удовлетворении человеческих потребностей и социальных нужд.
16. Безнадзорность – неисполнение родителями своих функций надзора и воспитания ребенка, при этом факт наличия родителей. Опасным случаем является полный разрыв ребенка и семьи. Личностный аспект проблемы состоит в отсутствии нормальных человеческих условий жизни и воспитания, ведущим к социальной дезадаптации. Это создает соц.проблемы, дети становятся участниками противоправных действий и укоренением негативных навыков жизнедеятельности.
17. Малообеспеченность – недостаточность материального ресурса как средства удовлетворения соц.потребностей. Низкий соц.статус, формирование комплекса неполноценности, рост соц.апатии, приводят к развитию агрессивности к государству, обществу, отдельным слоям населения.
18. Безработица – незанятость, когда человек не участвует в производственной деятельности. Нестабильная, потенциально криминогенная соц.группа с более высоким риском асоциального поведения: активность и осознанность, активность и неосознанность, пассивность.
19. Отсутствие определенного места жительства – специфическая личностная проблема, связанная с недостаточностью экономического ресурса, нарушением системы существования, устроенности в обществе. Возникает бродяжничество на фоне семейных, жилищных, моральных проблем и психических заболеваний.
20. Конфликты и жестокое обращение в семье – столкновение супругов, детей и родителей, вызванное трудноразрешимыми противоречиями, в связи с противоборством, острыми эмоциональными переживаниями. Приводит к расстройству функционирования семьи, нарушение процесса реализации потребностей.
21. Одиночество – переживание, вызывающее острое чувство, выраженное в расколе отношений. Эмоциональное одиночество – отсутствие тесной привязанности; социальное – отсутствие значимых дружеских связей.
22. Виды социальных проблем:
23. Решение социальных проблем различных "клиентов" в процессе деятельности специалиста можно рассматривать через реализацию функций. В этом аспекте следует выделить следующие функции: специфическую, которая заключается в благотворном воздействии деятельности на динамику развития индивида и состояние его здоровья; социальную, способствующую социализации и интеграции индивида в общество; профессионально-прикладную, обеспечивающую достижение профессионализма в трудовой деятельности; информационную, позволяющую накопить, распространить и передать сведения о человеке, его возможностях, средствах и путях их увеличения; эстетическую, направленную на удовлетворение человеческих потребностей в совершенстве, здоровье и гармоническом развитии.
2 вопрос Адаптационные технологии в социальной работе с семьей и детьми.
Социальная адаптация – это приспособление человека к условиям новой соц. Среды.
Виды соц. Адаптации:
1) Социально-педагог. – адаптация к учеб. Процессу
2) Соц.психолог. – адаптация к психолог. Условиям
3) Соц.культур- адаптация к различным культурам
4) Соц.проф – к профессии
5) Соц-быт-к новым видам техники
В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды. Фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития.
Все видыадаптации взаимосвязаны между собой, но доминирующим является социальная. Полная социальная адаптация человека включает:
- физиологическую,
- управленческую,
- экономическую, - педагогическую, - психологическую и профессиональную адаптацию.
6) Экономическая адаптация — сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен «социальный блок», включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий, пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека.
7) Педагогическая адаптация - приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида. Изменения постоянно сопровождают жизнь человек, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах.
8) Психологическая адаптация — процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранение рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д.
9) В системе психологической адаптации большую роль играют терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия, такие как дискуссионная терапия, интеракционно-коммунихативные методы, (психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ), методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, хореотерапия и т.д.), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия.
10) Профессиональная адаптация — приспособление индивида к ному виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успех профессиональной адаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин.
11) Организационная (управленческая) - это процесс управления человеком своими возможностями, другими процессами для создания благоприятных условий и развития его социальной роли.
В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:
1) начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;
2) стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;
3) признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;