Прикосновение или перенос Куръана.

В запретности этих действий были едины во мнении имамы и ни один из сподвижников (пророка, да благословит его Аллах и приветствует) не расходился во мнении (с другими о запретности этого).

Дауд ибн Хазм разрешал нечистому («джунуб») прикасаться и переносить Куръан, и не видел в этом ничего плохого. В поддержку этого он приводит хадис из «Сахихов» аль-Бухари и Муслима, в котором сказано, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, послал письмо Ираклию со словами: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного…(до слов)... «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никого, и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом». Если же они отвернутся, то скажите: “Свидетельствуйте, что мы являемся мусульманами”». Сура аль-Имран, 64.

Ибн Хазм сказал: «Это - письмо, которое содержало аят из Куръана, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, написал христианам, и, нет сомнения в том, что они прикасались к нему».

Большинство ученых ответили на него, сказав, что разрешается прикасаться к отрывкам из Куръана, которые используются в письмах, книгах по тафсиру и фикху, и так далее. Поскольку эти вещи не являются собственно Куръаном, то на них не распространяется священность и запрет.

Чтение Куръана

Согласно мнению большинства ученых, тому, кто находится в состоянии большого осквернения /джунуб/ нельзя читать что-либо из Куръана.

Это основано на хадисе от ‘Али, да будет доволен им Аллах, в котором он сообщил:

«Ничто не удерживало посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, от чтения Куръана, кроме большого осквернения». Этот хадис передали Абу Дауд 229, ат-Тирмизи 146, ан-Насаи 265-266, Ибн Маджах 594. Достоверность этого хадиса подтвердили ат-Тирмизи и др. [Шейх аль-Албани сказал: «Слабый хадис». См. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 39, «аль-Ирваъ» 485, «Да’иф Сунан ат-Тирмизи» 22, «Да’иф Сунан Ибн Маджах» 129, «Да’иф Сунан ан-Насаи» 9, «Мишкат аль-Масабих» 460].

Аль-Хафиз в «аль-Фатх» сказал: «Одни говорят, что некоторые из его рассказчиков являются слабыми. Однако, этот хадис из группы «хороших» хадисов и этого достаточно как доказательство».

Он (’Али), да будет доволен им Аллах, также рассказывал:

«Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил омовение и прочитал что-то из Куръана, после чего сказал:

«Это - для тех, кто не осквернен. Тот же, кто находится в большом осквернении, не может читать даже один аят». Этот хадис передали Ахмад 1/110 и Абу Йа’ла и текст принадлежит последнему.

Аль-Хайсами сказал: «Его рассказчики заслуживают доверия».

Аш-Шаукани сказал: «Если это (сообщение) является достоверным, то этого достаточно как доказательство того, что это запрещается».

Что касается первого хадиса, то в нем нет явного доказательства на запрет, поскольку он указывает на то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не читал Куръан в состоянии осквернения. Следовательно, как подобные сообщения могут приводиться как доказательство запрета?

Аль-Бухари, ат-Табарани, Дауд и Ибн Хазм считают, что чтение Куръана является допустимым для того, кто находится в большом осквернении.

Аль-Бухари сказал: «Ибрахим сказал: «Нет ничего плохого в том, если женщина в период менструации читает аят (из Куръана)». Ибн ’Аббас считал, что человек в большом осквернении может читать Куръан. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел обыкновение поминать Аллаха в любое время».

Комментируя это, Ибн Хаджар сказал: «Нет достоверного хадиса, который бы привел (аль-Бухари) относительно запрещения чтения Куръана тем, кто находится в большом осквернении (или в период менструации)».

Это общий итог того, что было передано нам по этому вопросу, хотя большинство доказательств могут иметь разные толкования.

[Примечание не из книги]:

Ранее было доказано в примечании, что запрещено дотрагиваться до Корана в малом и большом осквернении. Это немного другой вопрос.

Что же касается дозволенности чтения Корана человеку в состоянии большого осквернения (джанаба) или во время месячных, то ученые разошлись относительно дозволенности этого. Среди них были такие, кто не дозволял читать Коран как джунубу, так и женщине при месячных, были такие, кто дозволял читать женщине при месячных, но не дозволял читать джунубу. А были и такие, кто дозволял читать как джунубу, так и женщине во время месячных.

Доводы запрещающих читать Коран без полного омовения.
Большинство ученых, среди которых ханафиты, шафииты и многие ханбалиты запрещали читать Коран без полного омовения. См. “аль-Мабсут” 3/152, «Бадаи’у-ссанаи’» 1/44, “Раудату-тталибин” 1/85.

Их доводом является следующие хадисы:

В хадисе Ибн Умара – да будет доволен ими Аллах – сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Женщина, у которой месячные, и находящийся в состоянии полового осквернения ничего не должны читать из Корана».Приводят ат-Тирмизи (131), Ибн Маджа (595), ад-Даракъутни (1/117), аль-Байхакъи (1/87), но это слабый хадис, потому что его передал Исма’ил б. ‘Ийаш от Хиджазийина, передачи которых являются слабыми. Шейх Ислама Ибн Таймия сказал (21/460): «Это слабый хадис, по единогласному мнению знатоков хадиса».

Однако данный хадис является слабым по причине передатчика Исма’иля ибн ‘Ийяша. Он был надежный передатчик, однако имамы принимали от него только те хадисы, которые он передавал от жителей Шама (своего города). А данный хадис он передал от жителей Хиджаза, а переданные хадисы им от жителей Хиджаза имамы считали слабыми.

Имам Ибн Ма’ин говорил: “Он надежный передатчик в том, что передает от жителей Шама, а что касается того, что он передает от других, является запутанным”. См. “ад-Ду’афа” 1/88.

Имам Ахмад сказал о нем: “То, что передал Исм’аиль от жителей Шама, является достоверным, а то, что передал от жителей Хиджаза, не является достоверным!” См. “Тахзиб ат-тахзиб” 1/208.

Также иснад этого хадиса является запутанным.


Этот хадис назвали слабым имам Ахмад, имам Абу Хатим, хафиз Ибн Хаджар, шейх аль-Альбани и др. См. “ад-Ду’афа” 1/90, “аль-‘Иляль” 1/49, “ат-Тальхыс” 1/240.

У этого хадиса есть две другие версии, однако они еще слабее упомянутой. И поэтому хафиз Ибн Хаджар сказал, что все версии этого хадиса слабые. См. “Фатхуль-Бари” 1/409.

Также доводом большинства является хадис: «Женщина, у которой месячные и у которой послеродовое кровотечение, не читают ничего из Корана». ад-Даракъутни 2/87.

Этот хадис также является слабым, поскольку в его иснаде Мухаммад ибн Фадль, который является очень слабым передатчиком, а по мнению некоторых имамов – лжецом. Имам Ибн Ма’ин говорил: “Он был лжецом!” См. “аль-Джарх уа-тта’диль” 8/56.

Имам Ахмад сказал: “Хадисы его, хадисы лжецов!” См. “аль-Камиль” 6/161.

Имам Абу Зур’а сказал: “Он слабый передатчик”. См. “аль-Джарх уа-тта’диль” 8/56.

Также в этом иснаде и его отец Фадль ибн ‘Атыя, который также является слабым передатчиком, хоть в отношении него и были разногласия. См. “аль-Камиль” 6/161, “аль-Джарх уа-тта’диль” 8/56, “Тахзиб ат-тахзиб” 11/161.

Следующий довод этой стороны хадис ‘Али ибн Аби Талиба, который говорил: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) читал нам Коран, если он не был в состоянии джанабы». ат-Тирмизи 146.

Относительно достоверности этого хадиса среди ученых есть большие разногласия.

В иснаде этого хадиса передатчик по имени ‘Абдуллах ибн Саляма. Шу’ба говорил о нем: “Мы слышали, как рассказывал хадисы ‘Абдуллах ибн Саляма, и порицали это”. См. “Тахзиб аль-камаль” 15/50.

Имам аль-Бухари говорил: “За его хадисами не следуют!” См. “ат-Тарих аль-кабир” 5/99.

Большинство имамов считали этого передатчика ненадежным. Также о том, что это слабый передатчик говорили имамы ан-Насаи, ад-Даракъутни, Абу Хатим и Ибн аль-Джаузи. См. “ад-Ду’афа уаль-матрукин” 347, “Лисануль-мизан” 2/431.

Причина в том, что сам этот передатчик был правдивым, однако после того, как он состарился, он стал запутываться, поэтому многие имамы не считали его хадисы достоверными. И дело в том, что именно этот хадис он передал тогда, когда состарился, о чем в «ат-Такъриб» сказал хафиз Ибн Хаджар, опираясь на Шу’бу.

Имам аль-Байхакъи передал, что имам аш-Шафи’и сказал, что знатоки хадисов не считают этот хадис достоверным. См. “Ма’рифа ас-Сунан уаль-асар” 1/323.

Имам аль-Хаттаби говорил: “Ахмад считал этот хадис слабым по причине ‘Абдуллаха ибн Салямы”. См. “Ма’алиму-Ссунан” 1/156.

Также этот хадис считал слабым и шейх аль-Альбани. См. “Ируауль-гъалиль” № 192.

Имам ан-Науауи сказал: “Имам ат-Тирмизи говорил, что этот хадис достоверный, однако исследователи сказали, что этот хадис слабый!” См. «аль-Маджму’» 2/183.

Однако этот хадис считал достоверным не только ат-Тирмизи, но и другие имамы, как Ибн Хиббан, Ибн ас-Сакан, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили и аль-Багъауи. См. “ат-Тальхыс” 1/242.

Но даже если бы данный хадис и был бы достоверным, то нет в нем указания за запрет, так как в нем лишь сообщение того, как поступал пророк (мир ему и благословение Аллаха).

Имам Ибн Хузайма сказал: “Нет довода в этом хадисе для запрещающих читать джунубу Коран, поскольку нет в нет запрета, а в нем лишь сообщение происходившего”. См. “Тальхыс аль-хабир” 1/242.

Абу Бакр ибн аль-Мунзир сказал: «Некоторые из ученых сказали: «Поминать Аллаха можно как чтением Корана, так и другими видами поминаний, а посему ничего из того, на что распространяется понятие «поминание Аллаха» нельзя запрещать кому бы то ни было, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не воздерживался от поминания Аллаха ни при каких ситуациях. Что же касается хадиса ‘Али, то его иснад недостоверен, так как единственным кто передает его от ‘Али является ‘Абдуллах ибн Салима, о безупречности сообщений которого высказал сомнения ‘Амр ибн Мурра, сказав: «Поистине что-то мы признавали от него, а что-то отвергали…» А раз тем, кто передает данное сообщение от ‘Абдуллаха ибн Салима является сам ‘Амр ибн Мурра, то его отвод ‘Абдуллаху ибн Салиме как передатчику, не позволяет воспринимать его сообщение в качестве довода. Но даже если сообщение от ‘Али было бы достоверным, то все равно не было бы обязательным воздерживаться от чтения Корана на его основании, поскольку в нем не содержится запрета на чтение Корана, чтобы утверждать, что человеку в состоянии полового осквернения это запрещено». (См. «аль-Аусат» 2/100).


На эту тему есть еще несколько хадисов с подобным смыслом, однако они также являются слабыми, которые не приемлемы в качестве довода. См. “Ахкаму-ттахара” 7/553-555.

Также сторонники запретности приводят в качестве довода сообщения от сподвижников:
‘Умар ибн аль-Хаттаб говорил: “Человек в состоянии осквернения (джунуб) не читает Коран!” Ибн Аби Шайба 1/97. Хафиз Ибн Хаджар подтвердил достоверность иснада. См. “ат-Тальхыс” 1/138.

‘Али ибн Аби Талиб говорил: “Читайте Коран до тех пор, пока кто-либо из вас не будет джунубом, а если кто будет в состоянии джанабы, то пусть не читает даже одной буквы!”‘Абдур-Раззакъ 1306, аль-Байхакъи 1/98. Имам ад-Даракъутни подтвердил достоверность.

Тут кстати также уместно упомянуть об одной распространенной истории, которую часто приводят сторонники того мнения, что читать Коран без гъусля нельзя. Это история, переданная со слов ‘Икримы в которой сообщается, что у ‘Абдуллаха ибн Рауахи была рабыня, к которой его сильно ревновала жена. И однажды, когда он находился после близости со своей рабыней в состоянии полового осквернения (джанаба), его жена, желая узнать об этом, потребовала от него прочитать что-либо из Корана, дабы выяснить есть ли у него гъусль или нет. И он прочитал ей вместо Корана стихи, после чего она успокоилась. Когда же он рассказал об этом посланник у Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он засмеялся. Йя’къуб ибн Суфьян в “аль-Ма’рифа уа-ттарих” 1/259.

Так вот, эта распространенная история имеет две серьезные проблемы:

Во-первых, она недостоверна со стороны иснада, о чем сообщил хафиз Ибн Хаджар в «аль-Кафи аш-шафи», и ан-Науауи, сказавший: “Иснад этой истории слабый и прерванный”. См. «аль-Маджму’» 2/183.

Во-вторых, смысл этой истории весьма порицаемый, поскольку из нее следует, что сподвижники называли стихи Кораном, а также эта выдуманная история выставляет сподвижниц глупыми, не способными отличить обычные стихи от Корана!

Мухаммад Рашид Рида говорил: “Что касается мудрости того, что эта история ложная, то причина этого в том, что она приписывает намеренную ложь сподвижнику из числа первых праведных и благочестивых ансаров! Также будто он называет стихи Кораном, приписывая это к Аллаху, сказавшему: «И он (пророк) не является поэтом»! И словно пророк (мир ему и благословение Аллаха) все это одобрил тем, что засмеялся, узнав об этой истории. А ученые указывали на то, что тот, кто приписал Корану то, что не имеет к нему отношение, стал вероотступником (муртад)!” См. “Фатауа Рашид Рида” 3/970.

Доводы дозволяющих читать Коран без полного омовения.
Ученые, дозволявшие читать Коран в любом состоянии опирались на то, что у запрещающих нет на запрет никакого ясного и достоверного довода. А в случае отсутствия запрещающего довода, все остается в своей основе, и читать Коран является дозволенным всегда и в любом положении, пока не появится конкретизирующий и исключающий довод!

Шейх Ислама сказал: «Нет ясных, достоверных текстов, запрещающих чтение Корана во время месячных». Он так же сказал: «Известно, что у женщин были менструации и во время посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, но он не запрещал им читать Коран, так же как не запрещал поминать Аллаха и читать дуа».

Всевышний Аллах повелевает читать Коран и обещает за это великую награду. Нельзя запрещать это без достоверного довода, и мы не имеем доказательств.

Более того, сторонники этого мнения опирались на обобщенные хадисы, как например, хадис ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), которая говорила: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поминал Аллаха всегда”.Муслим 383.

Опираясь на этот обобщенный хадис, имамы аль-Бухари, ат-Табари и Ибн аль-Мунзир дозволяли читать Коран как без малого, так и без большого омовения. См. “Фатхуль-Бари” 1/542, “Ируауль-гъалиль” № 485.

Однако хафиз Ибн Раджаб попытался возразить им на этот довод и сказал: “Нет в этом хадисе довода на то, что джунуб может читать Коран, поскольку, когда говорится: «Поминание Аллаха» (зикру-Ллах), речь не идет о Коране!” См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 2/45.

На самом деле это ошибка, и имамы, приводившие упомянутый хадис в довод, не ошиблись. Что же указывает на то, что под «зикру-Ллах» речь не идет о чтении Корана – традиция или шариат?! Если традиция, то она отличается от общества к обществу, от времени к времени. А если речь идет о шариате, то сам Аллах назвал Коран зикром (поминанием)!

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Мы ниспослали Зикр, и Мы оберегаем его!» (аль-Хиджр 15: 9).

Всевышний Аллах также сказал: «Мы ниспослали тебе Зикр для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано» (ан-Нахль 16: 44).

Имам Ибн аль-Мунзир, приведя хадис: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поминал Аллаха всегда», сказал: “Поминание Аллаха может быть посредством чтения Корана, а может быть и другим способом. Но раз упоминается в хадисе слово «зикр», то не дозволено кому-либо запрещать читать Коран, если пророка (мир ему и благословение Аллаха) не удерживало поминание Аллаха в любое время!” См. “аль-Аусат” 2/100.

Таким образом, этот хадис является обобщенным!

Также сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ‘Аише, когда у нее начались месячные во время Хаджа: «Делай все, что делают паломники, но не совершай обход вокруг Каабы» аль-Бухари 1650.

Имам аль-Бухари назвал главу, в которой привел этот хадис следующим образом:«Женщина во время месячных выполняет все обряды Хаджа, кроме обхода Каабы».

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Лучшее, что сказал Ибн Рашид, следуя за Ибн Батталем и другими, это следующее: «Смысл такого название главы (имамом аль-Бухари) в том, что в хадисе ‘Аиши доказательство на то, что женщине во время месячных и джунубу дозволено читать Коран! Ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) не исключил из всех обрядов Хаджа что-либо, кроме обхода (таууаф). А деяния во время Хаджа включают в себя и зикр (поминание Аллаха), тальбию, ду’а, и женщине во время месячных не запрещается что-либо из этого. Также обстоит и с находящимся в состоянии осквернения (джунуб), поскольку осквернение женщины во время месячных сильнее, чем осквернение находящегося без полного омовения!” См. “Фатхуль-Бари” 1/453.

Таким образом, исходя из доводов этой стороны и слабости доводов стороны запрещающих, правильным мнением является то, что Коран читать дозволено в любом состоянии.

Однако кто-то может сказать: «Но ведь сподвижники запрещали читать Коран без гъусля, как например, ‘Умар и ‘Али, а ведь их понимание важнее, чем понимание кого-либо иного!»

Это верно, однако среди сподвижников также было разногласие в этом вопросе, и например, «Ибн ‘Аббас читал Коран в состоянии джанабы», как это приводит имам аль-Бухари. См. “Сахих аль-Бухари” 1/97.

Передается, что бывало такое, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, читал свою ежедневную норму Корана в состоянии полового осквернения. Ибн аль-Мунзир 2/98. Данное сообщение является достоверным /сахих/ в силу существования дополнительных свидетельств, подкрепляющих его.

А в случае разногласия среди сподвижников необходимо возвращаться к Корану и Сунне, и следовать за теми, чьи доводы сильнее!

Также того мнения, что читать Коран без полного омовение дозволено, придерживались многие саляфы. Хамад ибн Аби Сулейман рассказывал: “Однажды я спросил Са’ид ибн Джубайира относительно чтения Корана тем, кто без полного омовения, и он сказал, что не видит в этом ничего страшного”. См. “Тамамуль-минна” 118.

Сообщается, что однажды Са’ида ибн Зейда спросили: «Можно ли человеку в состоянии полового осквернения читать Коран?» На что он ответил: «Да! И вообще разве он не находится в его нутре?!» (Ибн аль-Мунзир 2/98).

Много сообщений о том, что саляфы часто читали Коран как без малого, так и без большого омовения, приводит имам Ибн Аби Шайба в своем сборнике «аль-Мусаннаф» 1/98, в главе: “О человеке, который читает Коран без очищения”.

Исходя из всего сказанного ясно, что читать Коран без большого, так и малого омовения не запрещено, и этого мнение также придерживались ‘Икрима, Са’ид ибн аль-Мусайиб, Ахмад и некоторые шафииты.

Однако, не смотря на то, что не запрещено читать Коран в любом состоянии, все же лучше читать его с очищением, особенно когда есть возможность это сделать, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, я не люблю поминать Аллаха без очищения». Абу Дауд 1/44, Ибн Маджах 350. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 834.

А ведь чтение Корана выше, чем просто поминание Аллаха.

[Конец примечания].

Пребывание в мечети.

В мечети запрещается находиться тому, кто находится в состоянии осквернения /джунуб/.

‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел, что двери домов его сподвижников выходили в мечеть, он сказал: “Отверните свои дома от мечети[Т.е. сделайте вход с другой стороны]”. Затем он зашел (к себе), но люди ничего не сделали, надеясь, что Аллах ниспошлет (Пророку, да благословит его Аллах и приветствует) откровение, что это дозволено им. Затем он снова вышел к ним и сказал: “Отверните эти дома от мечети, поскольку я не могу разрешить женщине в период менструации и нечистому находиться в мечети”». Этот хадис передали Абу Дауд 232 и аль-Байхаки 2/442-443. [Шейх аль-Албани сказал: «Слабый хадис». См. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 40, «аль-Ирваъ» 193, «Да’иф аль-Джами‘а ас-Сагъир» 6117].

Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, рассказала, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел во внутренний двор мечети и во весь голос сказал: «В мечети не должны находиться женщины с менструациями и мужчины в большом осквернении». Этот хадис передали Ибн Маджах 645 и ат-Табарани. [Шейх аль-Албани сказал: «Слабый хадис». См. «Да’иф Сунан Ибн Маджах» 137, «Да’иф аль-Джами’а ас-Сагъир» 1782].

Оба этих хадиса показывают, что нельзя находиться в мечети этим двум категориям людей. Однако, такие люди могут проходить через мечеть.

Аллах говорит в Куръане: «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите, и будучи в состоянии полового осквернения, пока не искупаетесь, если только вы не являетесь путниками». Сура «ан-Ниса’», 43.

Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Некоторые из нас проходили через мечеть в состоянии осквернения». Этот хадис передали Ибн Абу Шейба и Са’ид ибн Мансур в своем «Сунан».

Передают, что Зайд ибн Аслам сказал: «Сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проходили через мечеть в состоянии большого осквернения». Этот хадис передал Ибн аль-Мунзир.

Передают со слов Йазида ибн Хабиба о том, что двери некоторых ансаров выходили в мечеть, и бывало так, что находясь в большом осквернении они не находили воду и не было другого пути к воде кроме как через мечеть. Тогда Всевышний Аллах ниспослал откровение:

«... и будучи в состоянии полового осквернения, пока не искупаетесь, если только вы не являетесь путниками...». Этот хадис передал Ибн Джарир.

Комментируя предшествующие сообщения, аш-Шаукани сказал:

«Смысл вышеупомянутого настолько ясен, что нет места для сомнений».

Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: “Передай мне мою одежду из мечети”. Я сказала: “У меня месячные”. Он сказал: “У тебя месячные не на руке”». Этот хадис передали Муслим 298, Абу Дауд 261, ат-Тирмизи 134, ан-Насаи 1/192, Ибн Маджах 632.

Сообщается, что Маймуна, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Посланник Аллаха заходи к одной из нас, в то время когда у нее были месячные, ложил свою голову на её колени и читал Куръан, когд у нее были месячные. Затем, одна из нас брала его одежду и относила в мечеть, (хотя) у нее были месячные». Этот хадис передали Ахмад 6/331 и ан-Насаи 273 и сообщение имеет подтверждение. [Шейх аль-Албани сказал: «Хороший хадис». См. «Сунан ан-Насаи» 1/147].

Наши рекомендации