Промывание носа водой три раза.
Aбу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас совершает омовение, пусть втянет воду в ноздри, а затем выдует ее». Этот хадис передали аль-Бухари 161-162, Муслим 237, Абу Дауд 140 и ан-Насаи 1/65, 66.
Сунной является использование правой руки для подношения воды к носу и левой руки при выдувании воды из носа.
Сообщается, что однажды ‘Али, да будет доволен им Аллах, попросил воды для омовения. Он прополоснул рот, втянул воду в ноздри и выдул ее с помощью левой руки и повторил это три раза а затем сказал: «Именно так совершал омовение пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Этот хадис передали Ахмад 1078 и ан-Насаи 91. [Шейх аль-Албани сказал: «Иснад этого хадиса достоверный». См. «Сунан ан-Насаи»].
Прополаскивание рта и носа считается выполненным, если вода попадет в рот и нос любым способом, но правильное и достоверное (действие, которое передается) от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то, что он не разделял эти действия.
Передают, что ‘Абдуллах ибн Зайд рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прополаскивал свой рот и нос одной рукой и делал это три раза».
В другой версии этого хадиса говорится: «Он очищал рот и нос зачерпывая воду три раза». Текст хадиса согласован. [Т.е. этот хадис приводится в обоих сборниках хадисов имамов аль-Бухари и Муслима].
(Также) Сунной является обильное применение воды во время совершения этих действий, кроме того случая, когда человек постится.
Сообщается, что Лакит, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я сказал: о посланник Аллаха, объясни мне, как совершить омовение?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Соверши омовение должным образом, стараясь, чтобы вода проникла между твоими пальцами. Используй побольше воды при промывании носа, если ты не постишься”». Этот хадис передали Абу Дауд 142, аш-Шафи’и 1/30, Ахмад 4/33, ат-Тирмизи 38 и 788, ан-Насаи 87 (1/66 и 69), Ибн Маджах 407. Ат-Тирмизи сказал: “Хороший достоверный хадис”. Достоверность хадиса подтвердили Ибн аль-Къатан, ан-Навави и Ибн Хаджар.
[Примечание не из книги]:
Правильным мнением в вопросе полоскания рта и носа является то, что эти действия являются обязательными элементами малого омовения. Подтверждением этого служит следующее:
•Неуклонное совершение этого пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Не существует ни одного хадиса о том, что когда-либо во время омовения пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставлял полоскание рта и носа, или даже чего-то одного из этого. И это вместе с тем, что действия пророка, да благословит его Аллах и приветствует, являются разъяснением велений Аллаха, о которых Он сообщил в Своем Писании. Шариатское правило гласит: «Действие пророка, да благословит его Аллах и приветствует, служащее разъяснением обязательного веления Всемогущего и Великого Аллаха, упомянутого в Его Писании, также является обязательным».
•Полоскание рта и носа подпадает под указание аята о необходимости мыть лицо во время омовения: «О те, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то умойте ваши лица…»,т.к. рот и нос являются частью лица. Вопреки утверждениям некоторых, ротовая и носовая полость являются наружными, а не внутренними органами, подтверждением чему служит тот факт, что если постящийся человек положит себе в рот кусочек еды или пригубит воду, но не проглотит их - его пост не будет считаться нарушенным. Также если человек пригубит вино, но затем выплюнет его, то к нему не будет применено наказание за распитие спиртного. [Ибн аль-Кайим приводит эту аналогию для того, чтобы оспорить утверждения тех, кто не соглашается с мнением об обязательности полоскания рта и носа на том основании, что частью лица являются внешние части носа и рта, а не их полости].
Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, писал: «Абу Хафс сказал: «Если кто-то скажет, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обособил полоскание рта и носа и отделил их от мытья лица, сказав: «Поистине, когда раб полощет рот и нос, его прегрешения выходят из его рта и ноздрей, а когда он моет лицо – прегрешения выходят из его лица, выходя даже из под век…»,то такому человеку следует сказать: «Данный факт никак не препятствует тому, что рот и нос являются частью лица. Это подобно словам Аллаха: «Вот Геенна, которую грешники считали ложью. Они будут ходить между нею и кипящей водой».(«Милосердный», 43-44). Отдельное упоминание в этом аяте адского кипятка и Геены не препятствуют этому кипятку являться частью Геены.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул полоскание рта и носа отдельно от мытья лица, дабы конкретизировать, что лицо, в отличие от них, покидают прегрешения иного рода, а именно прегрешения взора. Также, он упомянул полоскание рта и носа вместе потому, что оба этих действия можно совершить за один подход, а мытье лица упомянул отдельно от них, потому что его невозможно помыть одновременно со ртом и носом». (См. «Бадаи’ аль-Фауаид» 4/88).
•Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел полоскать рот и нос во время омовения, сказав об этом особо. Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда кто-либо из вас будет совершать омовение, пусть наберет в нос воды, а затем высморкается, а когда будет подтираться, пусть делает это нечетное количество раз». (Аль-Бухари/162; Муслим/237).
Со слов Лякыта ибн Сабиры, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда совершаешь омовение, полоскай рот». (Абу Дауд/144. Хафиз Ибн Хаджар подтвердил достоверность хадиса в «Фатх аль-Бари» 1/315).
•Не передается, чтобы кто-то из предшественников высказывался о том, что полоскание рта и носа во время омовения не является обязательным, или оставлял даже что-то одно из этого, а посему, мнение о том, что эти элементы омовения не обязательны, является новшеством и следованием не путем первых верующих.
Абу ‘Убейд аль-Касим ибн Саллям сказал: «Мусульмане придерживаются того, что полоскание, как рта, так и носа являются Сунной омовения, оставлять которую не допускается, с той лишь разницей, что полоскание носа является более важным и строгим обязательством по причине обилия преданий об этом и жесткости, которой сопровождается это требование». (См. «Ат-Тахур»/213).
В хадисах приводится требование, как можно глубже вбирать воду в нос во время омовения. Передают, что Лякыт ибн Сабира, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Я сказал: «О посланник Аллаха, поведай мне об омовении!» На что он ответил: «Совершай омовение как следует, промывай участки между пальцами и как можно глубже вбирай воду в нос, за исключением случаев, когда ты будешь поститься».(Ат-Тирмизи/788; Абу Дауд/142. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в «Сахих ат-Тирмизи»/788)
В другом хадисе сказано: «Высмаркивайтесь два или три раза, глубоко вобрав воду в нос».
(Абу Дауд 141; Ахмад 1/228; аль-Бухари в «ат-Тарих» 4/1/201; ат-Таялиси/2724; Ибн Маджах/408; аль-Хаким 1/249; ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра»/97; Ибн Абу Шейба/278; аль-Байхакъи 1/49. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в «Сахих аль-Джами’» 956).
Полоскание рта и носа не делаются отдельно друг от друга:
Ни в одном из достоверных хадисов не сообщается о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда-либо полоскал рот и нос по отдельности. Так в хадисе Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, об омовении пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сообщается: «Он набрал одной рукой пригоршню воды, прополоскал рот и промыл нос…» (Аль-Бухари/140)
Со слов Ибн ‘Аббаса передается и другое, а именно, что во время омовения он опустил свою руку в сосуд с водой, а потом по одному разу прополоскал рот и нос. Однако такая версия этого хадиса, приводимая ад-Дарауирди, противоречит другим его версиям, которые передают заслуживающие доверия передатчики, а потому опираться на нее нельзя.
В достоверных хадисах от ‘Али, ‘Абдуллаха ибн Зейда и ‘Усмана об омовении пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые мы приводили выше, также упоминается о том, что рот и нос прополаскиваются одновременно.
В хадисе ‘Али сказано: «…затем он прополоснул рот и нос три раза, при этом ополаскивая их из одной пригоршни…»
В хадисе ‘Абдуллаха ибн Зейда: «…потом трижды прополоскал рот и нос…»
В хадисе ‘Усмана: «…затем он опустил в этот сосуд правую руку, набрал воды и прополоскал ею рот и нос…»
Передают, что Джамиль ибн Зейд сказал: «Я видел, как совершая омовение Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, прополоскал рот и промыл нос из одной пригоршни»*. (Абу ‘Убейд в «Ат-Тахур»/281. Сообщение достоверное /сахих/).
Ибн аль-Кайим писал: «Нет абсолютно ничего достоверного о раздельном полоскании рта и носа». (См. Зад аль-Ми’ад»1/192).
*[Также сообщается от Рашида ибн Ма’бада, что он видел как Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, совершая омовение, прополоскал рот и промыл нос из одной пригоршни. Однако это сообщение является слабым по причине самого Рашида, признанного учеными по хадису слабым передатчиком. (См. «Мизан аль-И‘тидаль»)].
[Конец примечания].