Полоскание рта и носа в омовении.
Те имамы, которые говорили о единогласном мнении (иджма') в том, что полоскание рта и носа в омовении является Сунной, то это в основном говорили некоторые шафииты, которые опирались в этом на имама аш-Шафи’и, который сказал: “Я не знаю, чтобы полоскание рта и носа для совершающего омовение было бы обязательным. И я не знаю разногласий в том, что если совершающий омовение оставит полоскание рта и носа сознательно или по забывчивости и совершит молитву, что он ее не возобновляет!” См. “аль-Умм” 2/54.
Внешне это указывает на иджма' в данном вопросе. Однако не знание разногласий в каком-либо вопросе не указывает на то, что их нет, как это передается от самого имама аш-Шафи’и: “О том, относительно чего неизвестно разногласия, не говорится, что в этом вопросе есть иджма’!” См. “ас-Сауа’икъ аль-мурсаля” 581.
На самом деле в этом вопросе есть известное разногласие еще со времен саляфов, и об этом разногласии передавали имамы первых трех поколений, а не поздние имамы! Например, имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Группа ученых говорила: «Если оставить полоскание рта и носа, то следует повторить омовение!» И так сказал ‘Ата, Хаммад, Ибн Аби Лейля, аз-Зухри и Исхакъ ибн Рахауайх”. См. “аль-Аусат” 1/378.
Однако некоторые имамы говорили, что ‘Ата затем отказался от мнения о необходимости повторения омовения тому, кто забыл прополоскать рот и нос.
Имам ат-Тирмизи говорит в своем сборнике: “Ученые разошлись во мнении относительно того, кто оставил полоскание рта и носа. Сказала группа ученых: «Если человек оставил полоскание рта и носа в омовении и совершил намаз, то он должен повторить эту молитву». И они считали это обязательным как в малом, так и в большом омовении. И это говорил Ибн Аби Лейля, ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак, Ахмад и Исхакъ (Ибн Рахауайх). И Ахмад говорил: «Полоскание носа строже, чем полоскание рта». Другая группа ученых говорила: «Повторяет (если оставит полоскание рта и носа) при совершении полного омовения и не повторяет при совершении малого». Это мнение Суфьяна ас-Саури и некоторых жителей Куфы. Третья группа считала: «Не повторяет ни в малом омовении, ни в большом, так как это Сунна пророка (мир ему и благословение Аллаха), и не является обязательным повторение этого в случае оставление полоскания рта и носа, как в малом, так и большом омовении». И это мнение Малика и аш-Шафи’и”. См. «аль-Джами’» № 27.
Имам Ибн Наср аль-Маруази в своей известной книге «Ихтиляф аль-‘уляма», посвященную разногласиям ученых, сказал: “Что касается полоскания рта и носа, то ученые разногласили относительно того, кто это оставил. Суфьян ас-Саури и куфийцы говорили: «Если кто оставил полоскание рта и носа в омовении, то ему ничего не следует делать. А если оставил это в полном омовении от джанаба, забыв или сознательно, и совершил молитву, то следует прополоскать рот и нос и возобновить молитву».
Малик и жители Медины, а также аш-Шафи’и говорили: «Оставивший полоскание рта и носа и в полном и малом омовении ничего не должен делать», и они не обязывали этим ни в малом омовении, ни в большом.
Другая группа ученых говорила: «Полоскание рта и носа, как в малом, так и в большом омовении являются обязательным, а тот, кто это оставил, должен переделать омовение». Это мнение передается от ‘Аты ибн Аби Раббаха, Хаммада ибн Аби Сулеймана, Ибн Джурайджа, и также Ибн аль-Мубарак и Исхакъ ибн Рахауайх склонялись к этому мнению”. См. “Ихтиляф аль-‘уляма” 23-24.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Слова Абу Саура и Абу ‘Убайда не противоречили тому, что полоскание рта – это Сунна, а полоскание носа – уаджиб! И они говорили: «Кто оставит полоскание носа и совершит молитву, тот ее повторят, а кто оставил полоскание рта, не повторяет»”. См. “аль-Истизкар” 1/159, “ат-Тамхид” 4/35.
Что касается имама Ахмада, то у него было два мнения в отношении обязательности полоскания рта и носа в омовении, однако самое распространенное мнение в его мазхабе то, что это обязательно. Имам Абу Дауд говорил: "Я слышал, как спросили Ахмада о том, кто забыл прополоскать рот и нос и совершил молитву, и он сказал: "Полоскает рот и нос и повторяет молитву". См. "Масаиль Абу Дауд" 12, "Масаиль Абдуллах ибн Ахмад" 25.
Таким образом, из числа тех, кто считал обязательным полоскание рта и носа в омовении: Ибн Аби Лейля, Ибн Шихаб аз-Зухри, Хаммад ибн Аби Сулейман, Ибн Джурайдж, ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак, Исхакъ ибн Рахауайх, Ахмад, Дауд и Ибн Хазм. А обязательным полоскание именно носа считали: Ибн аль-Мунзир, Абу Саур и Абу Убайда. И это только мнение ранних имамов.
Так каким же образом после этого в вопросе необязательности полоскания рта и носа в омовении может быть единогласное мнение?! Передав разногласия имамов относительно обсуждаемого вопроса, имам аш-Шаукани сказал, что этот иджма' не утверждается. См. "Найлюль-аутар" 1/177.
И кстати Абу 'Убайд, которому приписывают мнение об обязательности полоскания носа и необязательности полоскания рта, говорит в своей известной книге, посвященной очищению: “То, на чем мусульмане, что полоскание носа и рта является Сунной в омовении, которую нельзя оставлять! Однако полоскание носа строже и сильнее обязательностью, по причине строгих сообщений на эту тему”. См. “ат-Тахур” 337.
Несмотря на то, что он называет полоскание рта и носа Сунной в омовении, он говорит о том, что нельзя это оставлять!
Более того, имам Ибн аль-Мунзир, от которого передают некоторые поздние ученые иджма’, что полоскание рта и носа не уаджиб, говорил: “То, что мы говорим, так это обязательность полоскания носа, но не рта, поскольку достоверно установлено от пророка (мир ему и благословение Аллаха) веление полоскать нос. И мы не знаем ничего достоверного в хадисах, что он повелевал полоскать рот”. См. “аль-Аусат” 1/379.
При этом Ибн аль-Мунзир имеет ввиду хадис: «Когда кто-нибудь из вас станет совершать омовение, пусть набирает воду в нос и выпускает ее обратно». аль-Бухари 162, Муслим 1/20.
Что же касается того, почему он не считал обязательным полоскание рта, то он говорит, что причина этому неизвестность того, чтобы пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелевал это. Но знай он о хадисе на эту тему, то обязательно посчитал бы ин ша-Аллах обязательным и полоскание рта при омовении, также как и считал обязательным полоскание носа! Также и другие имамы, которые считали обязательным полоскание носа, и не обязательным полоскание рта, они либо не знали об этом хадисе, либо знали, но читали его слабым.
На самом же деле на обязательность полоскания рта в омовении указывает хадис: «Когда будешь совершать омовение прополоскай рот». Абу Дауд 144.
И этот хадис является достоверным, несмотря на то, что некоторые имамы посчитали его слабым.
Хафиз Ибн аль-Муляккъин сказал: “Достоверность этого хадиса подтвердили ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким и Ибн ас-Сакан”. См. “Тухфатуль-мухтадж” 1/184.
Имам ан-Науауи сказал: “Это достоверный хадис, который приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи с достоверными иснадами”. См. «аль-Маджму’» 1/393.
Хафиз Ибн Хаджар сказал об этом хадисе: “Иснад его достоверный”. См. “Фатхуль-Бари” 1/262, “аль-Исаба” 3/329.
Также Ибн Хаджар сказал: “Говорят некоторые: «Этот хадис не передавал от ‘Асыма (ибн Лякъита) никто, кроме Исма’иля (ибн Касира)», однако это ничего не значит, поскольку этот хадис от него передавали и другие, и достоверным его назвали ат-Тирмизи, аль-Багъауи и Ибн аль-Къаттан!” См. “ат-Тальхис” 1/81.
Также достоверность этого хадиса подтвердили имам аш-Шаукани, шейх Сыддыкъ Хасан Хан, шейх аль-Альбани и др. См. "Найлюль-аутар" 1/178, “ат-Та’ликъат ар-радыя” 1/151.
На основании сказанного ясно, что в обязательности полоскании рта и носа в омовении есть разногласие, а в случае разногласии необходимо смотреть доводы каждой из сторон. Но что касается довода большинства ученых, что полоскание рта и носа в омовении не уаджиб, то им является не так называемый иджма', а хадис: «Совершай омовение так, как повелел тебе Аллах». Абу Дауд 861. Хадис достоверный.
Это и есть самый сильный довод тех, кто сводит веление полоскать рот и нос к желательному, поскольку Аллах не упоминает в Коране полоскание рта и носа.
Однако сторонники обязательности полоскания рта и носа говорили, что в арабском языке рот и нос входят в лицо, которое велел мыть Аллах, так как они являются частью лица. Более того, слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Совершай омовение так, как повелел тебе Аллах», можно понять как веление Аллаха совершать омовение в общем его положении, а не именно в Коране, ведь к велению Аллаха относятся и установления пророка (мир ему и благословение Аллаха), поскольку между велениями и запретами Аллаха и пророка (мир ему и благословение Аллаха) нет разницы, так как Аллах повелевал и запрещал и устами Своего пророка (мир ему и благословение Аллаха). А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Может быть так, что до человека дойдет от меня хадис, а он, облокотившись на свой диван, станет говорить: “Между нами и вами Книга Аллаха! И то, что мы находим в ней дозволенным, мы считаем дозволенным, а что находим запретным, считаем запретным!” Тогда как, поистине, то, что запретил посланник Аллаха, все равно, что запретил сам Аллах!» ат-Тирмизи 2664, Ибн Маджах 12. Хадис достоверный. См. “Мишкатуль-масабих” 163.
Как бы то ни было, лучше не оставлять полоскания рта и носа в омовении по многим причинам:
Во-первых, чтобы выйти из разногласий, что всегда является желательным.
Во-вторых, поскольку рот и нос входят в лицо, которое велел омывать Аллах в Коране.
В-третьих, поскольку в хадисах достоверно установлено веление полоскать рот и нос при омовении.
В-четвертых, поскольку ничего не передается от пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы он совершил когда-либо омовение и не прополоскал при этом рот и нос, как говорил шейх Ибн аль-Къайим.
[Конец примечания].
Обмывание рук до локтей
Следует также помыть локти, поскольку подобным образом поступал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и никогда не оставлял это действие. (Включая кисти рук).
Обтирание головы
Это означает обтирать голову влажной рукой. Не достаточно просто положить руку на голову или коснуться головы влажным пальцем, к тому же слова Всевышнего: «... и обтирайте свои головы ...» не означают, что нужно обтирать всю голову, а означает, что обтирание части головы достаточно для выполнения этого условия.
Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обтирал голову тремя различными способами:
а) Обтирание всей головы.
В хадисе, который передается со слов ‘Абдуллаха ибн Зайда сообщается:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обтер всю свою голову руками. Он начал обтирать с передней части головы, пока не достиг затылка и затем провел руками в обратном направлении, пока не достиг места, с которого начал». Этот хадис передали аль-Бухари 185, Муслим 235, Абу Дауд 118, ат-Тирмизи 28, ан-Насаи 1/71, Ибн Маджах 434.
б) Обтирание чалмы. [Чалма (тюрк.) - у народов мусульманского Востока традиционный мужской головной убор в виде полотнища легкой ткани, многократно обмотанного вокруг головы, обычно поверх шапки, фески или тюбетейки. Прим. пер.].
Передают, что ‘Амр ибн Умаййа, да будет доволен им Аллах, рассказывал:
«Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обтирал чалму и кожаные носки/хуффайн/». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари 205 и Ибн Маджах.
Передают со слов Биляла, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Обтирайте кожаные носки и аль-химар*». Этот хадис передал Ахмад 22767.
*[В тексте хадиса употреблено слово «химар» что означает то, чем покрывают голову, вроде чалмы и подобные вещи. Прим. пер.].
‘Умар, да будет доволен им Аллах, однажды сказал:
«Аллах не очистит того, кто не считает обтирание чалмы очищением».
Большое количество хадисов на эту тему передали аль-Бухари, Муслим и другие имамы. Также сообщается, что многие ученые поступали в соответствии с этим.
в) обтирание передней части головы и чалмы.
Аль Муѓира ибн Шу’ба, да будет доволен им Аллах, рассказывал:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершая омовение, обтер переднюю часть головы, чалму и кожаные носки». Этот хадис передал Муслим 83/274.
Тем не менее, нет сильных хадисов указывающих на то, что он обтирал часть головы, хотя требование аята внешне и похоже на то, что мы приводим (в качестве довода). Однако, недостаточно просто обтереть волосы выступающие с головы, подобием чего (являются) косички.
[Примечание не из книги]:
Ибн аль-Кайим писал: «Нет абсолютно ничего достоверного о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ограничивался обтиранием лишь части головы». (См. «Джами’ аль-Фикх» 1/193).
Некоторые полагают, что предлог «би» в словах Аллаха: «оботрите ваши головы(би ру’усикум)…» означает выделение части (таб’ид), а потому допустимо обтирать лишь часть головы. Однако это неверно, так как нет никаких доказательств в пользу того, что предлог «би» несет такой смысл. На самом деле данный предлог означает присоединение и нанесение (ильсак), в нашем случае нанесения воды на голову. Плюс ко всему, тот, кто станет обтирать лишь часть головы во время омовения, тем самым будет поступать вопреки единогласной Сунне, как сказал об этом шейх аль-Ислам Ибн Таймийя в «Маджму’ аль-Фатауа» (21/126).
Далее: Слова тех, кто ограничивает обтирание головы какими-либо ее частями и устанавливает для этого какие-то конкретные пределы, без соответствующих на то указаний в Шариате, должны быть отвергнуты. К подобным словам можно отнести утверждения о достаточности обтирания трети или четверти головы, или участка размером с три пальца.
Ибн аль-Мунзир сказал: «Что касается установки конкретных границ обтирания головы в виде ее трети, четверти или участка с три пальца, то принимать такого рода конкретизации в религиозных положениях недопустимо, за исключением случаев, когда они исходят от того, кому Аллах обязал повиноваться*». (См. «Аль-Аусат» 1/399).
*[Имеется в виду посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует].
Допускается частичное обтирание головы, когда она обтирается вместе с чалмой:
Со слов Биляля, да будет доволен им Аллах, сообщается, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершая омовение, обтер свои кожаные носки и хымар*. (Муслим/275)
*[Хымар – разновидность головного убора, представляющего собой ткань, которой укутывают голову].
Передают, что аль-Мугира ибн Шу’ба, да будет доволен им Аллах, сказал: «Совершая омовение, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обтер кожаные носки и чалму». (Ат-Тирмизи/100. Хадис достоверный /сахих/. См. «Сахих ат-Тирмизи»/100)
У Абу Дауда данный хадис приводится с добавкой «обтер часть волос, находящихся на лобной доле, и чалму». («Сахих Абу Дауд» 1/257).
Сообщается, что ‘Амр ибн Умайя, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я видел, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обтирал свою чалму и кожаные носки». (Аль-Бухари/205)
Достоверные хадисы об этом также передаются со слов Саубана и Анаса ибн Малика.
Сообщается, что ‘Абдур-Рахман ибн ‘Усейля сказал: «Я видел как однажды Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, обтер свой хымар». (Ибн аль-Мунзир в «Аль-Аусат» 1/467. Иснад сообщения удовлетворительный).
Сообщается, что Нубата сказал: «Как-то я спросил ‘Умара, да будет доволен им Аллах, об обтирании чалмы и он ответил: «Хочешь - обтирай ее, а не хочешь – не обтирай». (Ибн Абу Шейба 1/22; Ибн аль-Мунзир в «Аль-Аусат» 1/467. Иснад сообщения удовлетворительный).
‘Асым рассказывал: «Я видел как однажды Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, совершая омовение, обтер чалму и кожаные носки, а затем провел с нами обязательную молитву». (‘Абдур-Раззак в «Аль-Мусаннаф»/738; Ибн аль-Мунзир в «Аль-Аусат» 1/468)
Передается, что Абу Умама, да будет доволен им Аллах, также обтирал свою чалму во время омовения. (Ибн Абу Шейба 1/22. Иснад сообщения хороший /хасан/).
К числу имамов, придерживавшихся мнения о дозволенности обтирания чалмы во время омовения, относятся аль-Ауза’и, Ахмад, Исхак ибн Рахауайх и Абу Саур. И хотя большинство ученых не разделяют эту точку зрения, в расчет принимается лишь то, что сообщается в Сунне и преданиях от сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Ибн аль-Мунзир сказал: «В качестве довода, подтверждающего их мнение, данная группа ученых выдвинула соответствующие сообщения, достоверно установленные от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а также действия Абу Бакра и ‘Умара, да будет доволен ими Аллах. Они сказали: «И даже если хадисы о том, что так поступал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, были бы недостоверны, то придерживаться этого мнения все равно было бы обязательно в силу того, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Следуйте за теми, кто придет после меня: за Абу Бакром и ‘Умаром»;
«Если люди станут повиноваться Абу Бакру и ‘Умару, то они последуют верной дорогой»;«Вы должны неуклонно придерживаться моей Сунны, и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем, которые придут после меня».
Невозможно, чтобы подобные этим двум не знали об обязательности обтирания головы, в то время как об этом упомянуто в Писании Аллаха. И если бы не тот факт, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил им этот вопрос и дозволил обтирать чалму, то они ни в коем случае не допустили бы для себя оставить явные указание Корана и Сунны [О необходимости обтирания головы во время омовения]».
Также они сказали: «И не стоит обращать внимание на попытку ослабить данное мнение теми, кто оспаривает его наличием сообщений о том, что во время омовения пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снимал чалму и обтирал свою голову. Данный факт никоим образом не может ослабить это мнение, поскольку обтирание чалмы не является обязательным требованием, без которого омовение не будет считаться действительным. Напротив, совершающий омовение, поступает на свое усмотрение, если хочет, то обтирает голову, а если хочет – чалму. И в этом отношении это подобно обтиранию кожаных носков, когда совершая омовение, человек выбирает, мыть ему ноги или же обтереть вместо этого кожаные носки.
Также нет никакого довода в том, что некоторые ученые отвергают дозволенность обтирания чалмы, так как никто не в состоянии охватить всю Сунну целиком, и вероятно, если бы они знали об этой Сунне, то непременно отказались бы от своих слов в ее пользу. Ибо если недопустимо думать даже об обычном мусульманине, что узнав о Сунне, он поступит иначе, то, что уж тогда говорить о недопустимости таких мыслей об обладателях знаний?!
Тот факт, что кто-то не согласился с допустимостью обтирать чалму во время омовения, никак не ослабляет этого мнения, равно как слова тех, кто отвергает допустимость обтирать кожаные носки, нисколько не влияют на правильность утверждения о дозволенности этого». (См. «Аль-Аусат» 1/469)
Часть ученых отвергла допустимость обтирания чалмы, сославшись в качестве аргумента на сообщение о том, что Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, не обтирал чалму во время совершения омовения (Ибн Абу Шейба 1/23. Иснад сообщения достоверный /сахих/), а также на подобное сообщение от ‘Али, да будет доволен им Аллах, которое приводит ибн аль-Мунзир.
Помимо этого в качестве довода они приводят слова Джабира ибн ‘Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, о том, что однажды его спросили об обтирании чалмы, на что он ответил:«Сделай так, чтобы вода соприкоснулась с волосами!» (Ат-Тирмизи/102).
Однако если это сообщение и достоверно, оно все равно не подтверждает позицию данных ученых, так как есть вероятность, что под этими словами Джабир имел в виду необходимость вместе с чалмой обтирать волосы на лобной доле головы, а не запрет обтирания чалмы в принципе.
В «Аль-Муватта» имама Малика передается сообщение о том, что Нафи’*, будучи маленьким ребенком, видел как однажды Сафийя – жена ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах, сняла свой платок и протёрла водой голову. (См. «Аль-Муватта» 1/35).
*[Нафи’ Абу ‘Абдуллах аль-Кураши аль-‘Адави, аль-‘Умари – вольноотпущенник (мауля) ‘Абдуллаха ибн ‘Умара и передатчик его сообщений. ‘Абдуллах ибн ‘Умар взял его к себе и стал его господином после одного из военных походов. На тот момент Нафи’ был совсем маленьким мальчиком и даже не знал кто его отец. ‘Абдуллах взял его воспитание на себя, был добр и щедр по отношению к нему. Люди стали называть Нафи’а - вольноотпущенник ‘Абдуллаха ибн ‘Умара. Сам же Ибн ‘Умар дал ему прозвище Абу ‘Абдуллах аль-Мадани (мединский), так как тот не знал откуда был родом и кто он по происхождению. Также он был известен под прозвищем Нафи’-факих].
Данный поступок Сафийи также не может являться однозначным доводом в пользу мнения этих ученых, так как представляет собой единичный эпизод из ее обычной жизни, которому можно дать абсолютно разные трактовки. Максимум, что из него можно извлечь, это дозволенность обтирания головы во время омовения, что не является предметом спора.
Нам же, для того, чтобы говорить о дозволенности обтирания чалмы, достаточно соответствующих хадисов от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а также преданий о том, что так поступали его благородные сподвижники, о которых мы упоминали ранее.
[Конец примечания].