Подстригание ногтей, подстригание и сбривание усов.
Об этих действиях существуют достоверные сообщения.
Передают, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Отличайтесь от многобожников: отращивайте бороды и сбривайте усы». Этот хадис передали аль-Бухари 5892, Муслим 259, ат-Тирмизи передал этот хадис в кратце 2763. [Все имамы четырех мазхабов были единогласны, что брить бороду запрещается. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Брить бороду харам!”, а имам Ибн Хазм и другие говорили, что в этом вопросе не было среди имамов разногласия и было единогласное мнение /иджма’/. См. «Маратибуль-иджма’» и “Раддуль-мухтар” 2/116].
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Пять вещей относятся к “фитре”: сбривание волос с лобка, обрезание, подстригание усов, удаление волос из подмышек и подстригание ногтей». Этот хадис передали аль-Бухари 5889, Муслим 257, Абу Дауд 53-54, ат-Тирмизи 2756, Ахмад 6842.
Здесь не упоминается, как следует выполнять эти действия. Нужно убедиться, что усы не настолько длинны, чтобы на них накапливались крупицы пищи, вода и грязь.
Сообщается, что Зайд ибн Аркам, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто не сбривает усы - тот не из нас». Этот хадис передали Ахмад 4/366, ан-Насаи 13 и ат-Тирмизи 2761, который подтвердил его достоверность. [Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис». См. «Сахих Сунан ан-Насаи» 13. Также его назвал достоверным и Шейх Шу’айб аль-Арнаут. См. «Муснад» 19283].
Желательно сбривать волосы с лобка и из подмышек, подстригать ногти и стричь усы еженедельно, поскольку это является гигиеничным. Если ненужные волосы оставлять на теле на более длительный период времени, то это может создать человеку неудобства. Можно не совершать эти действия в течение сорока дней, но не более этого.
Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Промежуток времени, который определил для нас пророк, да благословит его Аллах и приветствует, для подстригания усов, подстригания ногтей, удаление волос из подмышек и лобка, составлял сорок суток». Этот хадис передали Ахмад 12637, 13183, Муслим 258, Абу Дауд 4200, ат-Тирмизи 2759, ан-Насаи 14.
[Примечание не из книги]:
Сильное расхождение во мнениях среди ученых возникло в понимании слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха!): «… и укорачивайте усы!». Некоторые, как например ранние ханафиты, под укорачиванием понимали полное искоренение (исти’саль). В частности ат-Тахави (ум. в 361 г.х.) говорил, что укорачивание усов – это хорошо, а полное их сбривание – еще лучше.
Ат-Тахауи сказал в «Шарх Ма’ани аль-Асар»: «Бритье лучше, чем укорачивание. Это мнение Абу Ханифы, Абу Йусуфа и Мухаммада аш-Шайбани». (4/230)
Также ат-Табари и Кады ‘Ияд сказали, что оба вида допустимы: и сбривание, и укорачивание. И это же мнение выбрал Хафиз ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари», 10/347. Смотрите также в «Маусу’а аль-фикхия», 25/320.
Ат-Табарани (1/329/2), а также Абу Зар’а в «Тарих» (46/1) и аль-Байхаки сообщают: «Пятеро асхабов, которые начисто выметали (то есть выдергивали с корнем) себе усы, выдергивали лишь те волосы, которые заходили за край верхней губы». У этого сообщения хороший иснад. Похожее утверждение можно найти у Ибн Асакира (8/520/2).
Другие считали, что укорачивание должно ограничиваться лишь удалением того, что выходит за край губы, и это мнение шафи’итов и имама Малика. Имам Ахмад говорил, что нет ничего плохого ни в сбривании усов, ни в их укорачивании. Поздние ханафиты говорили, что усы всё-таки надо просто укорачивать, но не сбривать полностью.
Строго отнеслись к полному сбриванию усов маликиты. Имам Малик называл полное сбривание усов нововведением, а один из последователей его мазхаба Ибн Фархун (ум. в 799 г.х.) даже заявил, что у того, кто полностью сбрил усы, нельзя принимать свидетельские показания.
При этом некоторые хадисы дают нам описание того, как именно осуществлялось укорачивание усов в практике Пророка (мир ему и благословение Аллаха!) и его сахабов.
Аль-Мугыра ибн Шубрума рассказывал: «Как-то раз ночью я был в гостях у Пророка (мир ему и благословение Аллаха!)… У меня тогда были очень длинные усы, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) укоротил мне их, поставив на них сивак» [Приводит Абу Дауд (№ 188) с достоверным иснадом.]. В другом хадисе сообщается, что, увидев мужчин с длинными усами, Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) позвал их к себе, велев им принести с собой сивак и лезвие. Когда они подошли к нему, Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) стал ставить сивак на их усы и срезать ту часть усов, которая выходила из под этого сивака [Приводит аль-Байхакы («Сунан ас-сугра» («Небольшое собрание Сунны), № 78).]. То есть сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) не сбривал своим сподвижникам усы полностью, а лишь укорачивал их.
Что касается сахабов, то сообщается, что некоторые из них укорачивали усы, а некоторые сбривали полностью. Передают, что Ибн ‘Умар так укорачивал свои усы, что становилась видна белизна кожи под ними. Согласно другой версии, он укорачивал их до такой степени, что не оставлял от них ничего. Аль-Байхакы (ум. в 458 г.х.) и ат-Табарани (ум. в 360 г.х.) передали, что Шархабиль аль-Хауляни сказал: «Я видел пять сахабов, которые укорачивали усы: Абу Умаму аль-Бахили, Микдама б. Ма’дикариба, ‘Утбу б. ‘Ауфа, Хаджаджжа б. ‘Амира и ‘Абд Уллаха б. Бишра». Ат-Табари приводит от ‘Абду-Ллаха б. Аби Рафи’а: «Я видел Абу Са’ида аль-Худри, Джабира б. ‘Абду-Ллаха, Ибн ‘Умара, Рафи’а б. Хадиджа, Абу Усайда аль-Ансари, Саламу б. аль-Аку’а и Абу Рафи’а удаляющих свои усы, как бы бривших их». По версии аль-Байхакы, они укорачивали усы с края губы. Ат-Табари также приводит от ‘Урвы, Салима, аль-Касима и Абу Саламы о том, что они сбривали (йальхакуна) усы. Все эти предания приводит Ибн Хаджар в своём комментарии к «Сахиху» аль-Бухари [См.: Фатх уль-Бари. Т. 10. С. 347, 360.].
Сказал имам Ибн Абдуль Барр:
"В этом разделе есть два основных довода. Первый – это хадис: "Удаляйте усы", и это абсолютное слово, несущее в себе варианты для толкования, а второй: "Подстригайте усы", и это разьясняющее слово. И разьясняющее направляет абсолютное к требуемому смыслу, особенно если учитывать то, что передано об этом, что Ибрахим был первым, кто подстриг свои усы, и словом Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "Подстригание усов из фитры Ислама". И также это – действие людей Медины. И это – самое сильное из мнений что высказаны в этом вопросе, а Аллах – наставляющий к истине" Источник: "Ат Тамхид", 21/66
Что же касается мазхабов ученых, то в общем это слово Малика и Лейса, и аш Шафии – подстригать, не сбривая догола, а имам Ахмад сказал что нет проблем ни сбривать, ни подстригать. См. "Аль-маджму", 1/154, "Аль-Истизкар", 8/429, и др.
[Конец примечания].
Отращивание бороды.
Это является отличительным признаком и достоинством (мужчины). Борода не должна быть настолько короткой, чтобы выглядела сбритой и не должна быть настолько длинной, чтобы выглядела неряшливой. Также борода это то, что присуще мужчинам.
Передают, что Ибн ‘Умар, да будет Аллах доволен ими обоими, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Отличайтесь от многобожников: отращивайте бороды и сбривайте усы». Этот хадис передали Аль-Бухари 5892 и Муслим 259.
У аль-Бухари добавлено: «Каждый раз, когда Ибн ‘Умар совершал хадж или ‘умру, он брал свою бороду в кулак и отрезал то, что выступало за кулак».