Моча и испражнения животных, мясо которых запрещено употреблять в пищу.

Оба этих вида являются нечистотами (наджаса). Подтверждением этого служит хадис от Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, в котором он сказал: конецформыначалоформы«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел по нужде и велел мне принести ему три камня. Я нашёл две (камушки) и стал искать третий, но найти его мне не удалось. Тогда я подобрал кусок сухого навоза, который и принёс ему, а он взял эти два камня, отбросил навоз (в сторону) и сказал: «Это — мерзость»». Этот хадис передали аль-Бухари 156, Ахмад 1/450, ад-Дара Кутни 1/55, Ибн Маджах 314 и Ибн Хузайма. В одной из версии (этого хадиса) сказано:

«Это помет осла и он является нечистым».

Но в малом количестве они допускаются, поскольку от них уберечься затруднительно.

Валид ибн Муслим сказал: «Я сказал аль-Ауза’и: “Является ли нечистой моча животных, мясо которых нам запрещено употреблять в пищу, таких как мулов, ослов и лошадей?” Он ответил: “Во времена сражений бывало так, что она попадала на их тела и одежду, но они не cмывали ее”».

Что же касается мочи и испражнений животных, мясо которых дозволено употреблять в пищу, то

Малик, Ахмад и группа последователей аш-Шафи’и считают их чистыми.

По данному вопросу Ибн Таймия сказал: «Никто из cахабов не считал их нечистотами. А существующее утверждение о том, что они являются нечистотами, то это мнение возникло позже и не относится к праведным предшественникам из числа сподвижников».

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«В Медину прибыла группа людей из племен ‘Укль или ‘Урайта[В «Сахихе» аль-Бухари сказано: «...‘урайна…»], которые пожаловались на болезнь в животе, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, велел им подоить верблюдицу и выпить состав из смеси верблюжьего молока и мочи». Этот хадис передали Ахмад 3/161, аль-Бухари 233 и Муслим 1671. Данный хадис указывает на то, что верблюжья моча является чистой. Следовательно, по его аналогии, моча остальных животных, мясо которых дозволенно употреблять в пищу является чистой.

Ибн аль-Мунзир сказал: «Те, которые утверждают, что этот случай является исключением для этих людей - ошибаются. Исключительность должна быть поддержана доказательством». Он также сказал: «В том, что ученые не запрещали людям продавать навоз овец и использовать верблюжью мочу в лечебных целях безо всякого возражения, как в прошлом, так и в настоящем, указывает на их чистоту».

Аш-Шаукани сказал: «Очевидным является то, что моча и помет всех животных, мясо которых дозволено употреблять в пищу, являются чистыми. Основанием для этого является отсутствие довода, который доказывает обратное».

Джалала».

[“Джалала” - это животные, типа верблюдов, коров, овец, а также кур, гусей и других, которые питаются экскрементами до того, как изменится их (экскрементов) запах. Если же (подобное животное) продержать отдельно от других животных в течение некоторого времени и кормить чистой пищей, то его мясо становится чистым, и оно уже не считается “джалала”, потому что причина запрета и то изменение, которому подверглось данное животное, уже отсутствуют].

Запрещено ездить верхом на «джалале» и употребление его мяса и молока.

Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен ими Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, запретил пить молоко “джалала”». Этот хадис передали Ахмад 1/226, Абу Дауд 3786, ат-Тирмизи 1825, ан-Насаи 4453, Ибн Хузайма 1/256, Ибн Хиббан 1363, аль-Хаким 1/445, аль-Байхаки 9/334, ад-Дарими 2/83 и 89, а ат-Тирмизи (1825) подтвердил его достоверность. [Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сильсиля ас-Сахиха» 5/508 (2391)].

В другой версии этого хадиса, которую передал Абу Дауд 3787, говорится:

«Запрещается ездить верхом на “джалала”».

Передают от ‘Aмра ибн Шу’айба, со слов его отца и деда, да будет доволен ими Аллах:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, запретил (употреблять в пищу) мясо домашних ослов. Что же касается "джалала", то (он запретил, как употребление в пищу) его мяса, так и ездить на нем верхом». Этот хадис передали Ахмад 2/219, ан-Насаи 4447 и Абу Дауд 3787. [Шейх аль-Албани сказал: «Хороший достоверный хадис». См. «Ирваъ» 2503 (8/150)].

Алкоголь

Согласно мнению большинства ученых, алкоголь является нечистотой (наджаса).

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны».Сура «аль-Маида», 90.

Некоторые ученые считают их ритуально чистыми, а упомянутое в аяте слово «риджс» (букв. «скверна»), они воспринимают как абстрактное понятие. В контексте слово вино занимает место сказуемого, а все то, что причисляется к нему, категорически не может рассматриваться как нечистоты.

Всевышний Аллах сказал: «Избегайте же скверны идолов». Сура 22, «аль-Хадж», 30.

Здесь идолы рассматриваются как скверна в смысловом значении, и тот, кто прикоснулся к ним, не становится ритуально нечистым. Смысл предыдущего аята состоит в том, что они являются орудиями Сатаны, поскольку они вызывают вражду и ненависть и удерживают людей от поминания Аллаха и молитвы.

В книге «Субуль ас-Салам» сказано: «Первоначально они были чистыми, а то, что они были запрещены, не означает, что они стали нечистыми. Например, шари’ат запрещает употреблять гашиш, но он является чистым. Что касается нечистот, то они являются харамом, то есть, всякая нечистота является харамом, но не наоборот. Это из-за правила, что к наджасе запрещено прикасаться в каких-то обстоятельствах. Если правило гласит, что что-то является нечистым, то это означает, что оно запрещено. Это отличается от правила, которое гласит, что что-либо является запретным. Например, мужчинам запрещено носить шелк и золото, но они являются чистыми по единогласному мнению ученых. Если вы поняли это, то запрещение алкоголя не обязательно влечет за собой то, что он является нечистым (наджаса). Необходим довод, доказывающий это, в противном случае они остаются чистыми, согласно первоначальному положению. Если кто-то утверждает обратное, то он должен доказать это».

[Примечание не из книги]:

Мазхаб большинства ученых что алкоголь наджас. Из них четыре имама и выбрал это мнение шейх уль-Ислам Ибн Теймийа.

И их довод - слова Аллаха: "О те, которые уверовали, воистину опьяняющие напитки (хамр), азартные игры, каменные жертвенники и гадальные стрелы являются скверной из деяний шайтана. Сторонитесь же этого, и может быть вы преуспеете". (Маида, 90).

В аяте использовано слово "риджс", которое переводится с арабского как мерзость. И они сказали, что это указывает на нечистоту, и посудили о нечистоте опьяняющих напитков с точки зрения того, что это наджаса в прямом смысле.

Сказал алляма Абу Умар Ибн Абдиль Барр в своей книге «Китабут Тамхид лима филь Муватта миналь Маани валь Асанид» которая является шархом к книге Имама Малика «Аль Муватта»:

«Потому что дошло до нас и является достоверным по нашему мнению то, что во всех веках и во всех странах пришли к единогласию ученые мусульман, что когда сок винограда забродиться потом стихнет и будет опьянять в малом или в большом количестве, то он является хамром (вином). И в то время, как он будет в таком состоянии он харам как мертвичина, кровь, мясо свиньи, нечистое и наджас как моча.

Как исключение из этой иджмы было передано от Рабиа мнение о капле хамра (т.е. о его чистоте в таком количестве) в упоминании которого я не увидел значимости из за противоречия единогласию ученых. И было передано от него подобное мнение о моче в размере кончика иглы. И мнение большинства ученых о соке винограда (который стал вином) то, что я упомянул от них тебе о недозволенности его малого и большого количества и о том, что хамр является, по их мнению, наджасом как и другие наджасы». Источник: Ибн Абдиль Барр: Ат Тамхид: 1/245.

Сказал великий ученый из ханбалитского мазхаба Абу Мухаммад Ибн Къудама Аль Макъдиси в своей книге «Аль Мугъни» которая является шархом к книге Имама Аль Хиракъи («Аль Мухтасар»): «Раздел: Хамр является наджасом, по мнению абсолютного большинства ученых потому что Всевышний Аллах запретил его в сущности и она является наджасом, как свинья.

Все опьяняющие вещества не дозволены и являются наджасом на основании того что я привел».

Источник: Ибн Къудама: Аль Мугъни: 12/514.

[Конец примечания].

Собака.

Собака является нечистой. Посуду, из которой ела собака, следует помыть семь раз и первый раз землей.

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Посуду, которую облизала собака, следует помыть семь раз, и первый раз – землей». Этот хадис передали Ахмад 2/427, аль-Бухари 172, Муслим 279, Абу Дауд 71, ат-Тирмизи 91, ан-Насаи 1/52-53, Ибн Маджах 363 и аль-Байхаки 61 (1/18).

Если собака облизала посуду с сухой пищей, тогда то, к чему она дотронулась и то, что находилось вокруг (этой пищи) следует выбросить. А то, что осталось можно использовать, поскольку это является чистым. Что же касается шерсти собаки, то она является чистой.

Очищение тела и одежды.

Если на одежду или тело попали нечистоты, то нужно обязательно вымыть их водой пока они не очистятся от нечистот. Особенно это касается видимых нечистот, таких как, например кровь. Если после мытья остается какое-либо пятно, которое трудно удалить, то в этом нет ничего страшного. Если нечистоты невидимы, как, например, моча, то их достаточно вымыть даже один раз.

Передают, что Асмаъ бинт Абу Бакр, да будет Аллах доволен ею и ее отцом, рассказывала, что однажды (какая-то) женщина пришла к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказала: «Наши одежды (иногда) пачкаются менструальной кровью. Что нам следует сделать с ними?» Он, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«Она должна поскоблить ее, постирать в воде и прополоснуть, и только после этого может совершать в ней молитву». Этот хадис передали аль-Бухари 227, 307 и Муслим 291.

Если нечистоты попадут на подол одежды женщины, то их удаляет пыль (поскольку, обычно одежда женщины волочится).

Одна женщина сказала Умм Саламе, да будет доволен ими Аллах: «Моя одежда волочится по земле, даже если я прохожу по месту, где есть грязь. Что же мне делать с этим?» Она ответила: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Очищает ее (одежду) то, что за ней*». Этот хадис передали Ахмад 25283, Абу Дауд 383, ат-Тирмизи 143, Ибн Маджах 531. [Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 369].

*[То есть: после того, как одежда соприкоснулась с грязью, она вновь соприкасается с землей в другом месте, где нет грязи, что и становится очищением для нее. Прим. пер.].

Очищение земли (грунта).

Если на земле (грунте) есть нечистоты, то его очищают, поливая на неё воду. Доказательством этого служит хадисАбу Хурайры, да будет доволен им Аллах:

«(Однажды) один бедуин встал и начал мочиться в мечети. Люди захотели ему помещать, но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Оставьте его! Налейте воды на то место, куда он помочился. Поистине, вы посланы не для того, чтобы усложнять, но посланы облегчать».Этот хадис передали аль-Бухари 220, Муслим, 284, 285, Абу Дауд 380, ат-Тирмизи 147, ан-Насаи 3/14, Ибн Маджах 528».

Она также очищается высыханием и также очищается то, что связано с нею, наподобие дерева и строения.

Абу Кулаба сказал: «Высыхание земли – (это и есть) её очищение».

‘Аиша, да будет доволен ее Аллах, сказала: «Чистота земли в её высыхании». Этот хадис передал Ибн Абу Шейба.

Безусловно, это относится к жидким нечистотам. Если же нечистоты являются твердыми, то земля очистится только тогда, когда удалят нечистоты или когда их состав (структура) изменится.

Наши рекомендации