Человеческая рвота, моча и экскременты.

По единогласному мнению ученых все это является нечистотами (наджаса), за исключением незначительного количества рвоты и мочи младенца мужского пола, который еще не отнят от груди. Для очищения от последнего, достаточно легкое обрызгивание водой.

Это основано на хадисе: «Умм Кайс, да будет доволен ею Аллах, рассказывала, что однажды она пришла к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, со своим грудным сыном. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посадил ребёнка себе на колени, а (через некоторое время) он помочился на его одежду, и тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует) велел принести воды и обрызгал ею это место, не став застирывать его».Этот хадис передали аль-Бухари 223, Муслим 287, Абу Дауд 374, ат-Тирмизи 71, ан-Насаи 1/157, Ибн Маджах 524.

Передают со слов ‘Али, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Мочу мальчика достаточно окропить водой, а мочу девочки надо смывать». Этот хадис передали Абу Дауд 377, ат-Тирмизи 71, Ибн Маджах 570 [Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный прерванный хадис /сахих маукуф/». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 363, «Сахих аль-Джами'» 8117].

Катада сказал: «Это относится к грудным малышам, которые еще не едят другую пищу. А если они (уже) кушают, то следует постирать то место, куда попала моча». Этот хадис передал Ахмад 531, 1091, 1092 и текст принадлежит ему. Также этот хадис передали составители сборников хадисов «ас-Сунан» исключая ан-Насаи.

Аль-Хафиз, в своей книге «Аль-Фатх» сказал, что цепочка передатчиков этого хадиса является достоверной. Также он сказал, что окроплением довольствуются до тех пор, пока малыш питается грудью. Но если ребенок ест пищу, то в этом случае нет никаких разногласий по поводу того, что одежду необходимо выстирать. Возможно, что поводом для ограничения окроплением водой мочи мальчика послужило распространенность того, что люди много носят их на руках, и было бы очень трудно стирать одежду после их частых мочеиспусканий.

[Примечание не из книги]:

Большинство ученых считает, что рвота является наджасой (нечистотой)

Сказано в аль-Маусуа аль-Фикхия (34/87):

Существуют различные мнения относительно чистоты рвоты. Ханафиты и Ханбалиты говорят, что это нечистота (наджаса) и они опираются на разные доводы. И это мнение Маликитов относительно еды, которая была изменена в процессе пищеварения, даже если она не приобрела характеристик кала. В качестве довода они приводили слова Пророка (мир ему и благословения Аллаха): «О, Аммар, одежду следует мыть в пяти случаях: кал, моча, рвота, кровь и семя»

Они также цитировали в качестве довода, что это нечистоты тот факт, что это можно сравнить с калом, по причине запаха и отталкивающего вида.

Некоторые ученые, как ибн Хамз и Шаукани считали, что рвота чиста (тахир), потому что основа всему – чистота, и нет достоверного сообщения относительно того, что это нечистоты.

Он отвечали на хадис Аммара, что это слабый (даиф) хадис.

Ан-Навави сказал в аль-Маджму (2/549): «Хадис Аммара был передан Абу Яла аль-Маусили в своем муснаде, Даракутни и аль-Байхаки. Аль-Байхаки сказал: это ложный хадис без основы. Даракутни и аль-Байхаки постановили, что это слабый хадис (даиф)»

Он был также оценен как слабый (даиф) аль-Хафизом ибн Хаджаров аль-Талхис аль-Хабир, 1/33.

Шейх Альбани сказал в Тамам аль-Минна (стр. 53), комментируя мнение автора Фикх аль-Сунна о том, что рвота является нечистотой:

«Я говорю: автор не привел доводов для этого, кроме слов: «Существует консенсус, что это нечистоты». Это ошибочное заявление, потому что ибн Хазм не был на этом мнении, когда заявил, что рвота мусульманина чиста. Это было мнением имама Шаукани в Дарар аль-Бахия и Сиддик Хана в его комментарии; они не считали рвоту человека относящейся к нечистотам в целом и это правильно. Они сказали, что это относится к разногласиям ученых, и они не могут быть убраны без наличия достоверного довода. Подобное было сказано Шаукани в аль-Сайль аль-Джарар»

Сказал ан Навави: "То что упомянул автор о нечистоте рвоты - на этом единогласное мнение. И нет разницы это рвота человека или животных, сказал об этом аль Багави и другие. И нет разницы вышла рвота изменившейся или нет, и сказал автор "Ат Татимма": "Если вышла неизменившейся то она чистая", и это сказал аль Мутавалли, и это мазхаб Малика который передал от маликитов аль Барзаи в "Тахзиб аль мудаввана". Источник: "Маджму шарх аль мухаззаб", 2570.

Сказал аз Заркаши Аль Ханбали: "То что являтся наджасом без разногласий - это моча, и кровь,.. и гной". Источник: "Шарх мухтасар аль хиракы", 1/220.

И если у тех кто говорит что рвота не наджас, нет ни кого из древних ученых кроме ибн Хазма, то это не достаточно.

И так как ученые передают единогласие в этом вопросе, то не вредит этому единогласию то что сказал ибн Хазм так как он зохирит.

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: "Каждое мнение, в котором уединились захириты от остальных имамов Уммы - это ошибка". Источник: "Минхадж ас-Сунна", 5/120.

Сказал ан Навави: "Противоречие Дауда аз Захири не вредит установлению иджма (единогласного мнения), согласно выбираемому мнению на котором мухаккыки (ученые иследователи) и большинство". Источник: "Шарх Сахих Муслим", 1/407.

Сказал хафиз Ибн Роджаб аль Ханбали: "Привычка захиритов - не придавать значению преступанию против единогласного мнения мусульман" (аль-иджма').

Источник: "Фатх аль Бари", 3/68.

По этому исходя из выше сказаного рвота наджас, на что ученые приводят единогласное мнение, а единогласное мнение является доводом. И не может быть такого что все ученые собрались на заблуждние и только один зохирит ибн Хазм сказал истину!

А что касается того что шейх Альбани привел таких ученых как Шаукани и Сиддик Хана, то это позднии ученые, а иджма (единогласное мнение ученых) состоялось до этих ученых. По этому нам безопаснее следовать за единогласным мнение ученым, точнее мы должны этому следовать, пока тот кто говорит что рвота не наджас не приведет нам это свое мнение ученых из числа ученых ахли Сунна первых поколений Ислама к коим ибн Хазм не относится, и выше было приведено как ученые относятся к тем мнением с которыми уединились зохириты.

Сказал хафиз Ибн Роджаб об одном из иджтихадов Ибн Хазма: "Если бы это понимание было истиной, то не скрылось бы от всех ученых Ислама кто был до него!". Источник: "Фатхуль бари", 2-24.

Сказал имам Ахмад: "Не говори ничего, что не говорили ученые до тебя!". Источник: "Сунна аль-Халляль".

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: "И любое слово, в котором уединяется поздний ученый от ранних, и не предшествовало, что кто-то из них высказал его до него – оно является ошибочным словом!", и затем привёл вышеупомянутый асар от Ахмада. Источник: "аль-Фатауа аль-кубра", 2-308.

Сказал имам аш-Шафии: "И мы говорим то, что сказали ученые кто были до нас, следуя за ними, и мы знаем, что не скроются Сунны Посланника Аллаха от всех них, а могут ускользнуть от внимания лишь части их. И мы знаем, что все они не соберутся на противоречии Сунне Посланника Аллаха, и на ошибке!". Источник: "Ар-Рисаля", 1-472.

Сказал имам Ибн Аби Зейд аль-Кайрауани: "Не разрешается никому вводить мнение, или толкование, на которое у него нет саляфа!". Источник: "Ан-науадир уа аз-зиядат", 1-5.

Сказал имам Ибн Абдуль Хади, да смилуется над ним Аллах: "Не разрешено введение толкования к аяту или Сунне, которого не было во времена саляфов, и о котором они не знали, и которое не разьяснили Умме! Воистину, введение такого слова несет в себе то, что они были невежественны об истине в этом вопросе, и отошли от нее! А нашел дорогу к ней этот поздний спорящий!". Источник: "Ас-сарим аль-мунки аля нахр ибн ас-Субки", 1-318.

Сказал имам Ибн Роджаб аль-Ханбали: "Что же касается ученых и факихов из ахлиль хадис, то они следуют за достоверным хадисом, где бы он не был, если на него опирались в действии сподвижники и те кто после них, или группа из них. А что же касается того, в чем единогласны саляфы на оставлении этого, то не разрешено действовать по этому, потому что они не оставили это, кроме как по причине знания о том, что не действуется по этому!". Источник: "Фадль ильм ас-саляф аля ильм аль-халяф", 32.

Сказал имам Ахмад ибн Ханбаль: "Надлежит тому, кто берется давать фетвы, знать о том, что сказали предшествующие ему, а иначе нельзя ему давать фетвы". Источник: "аль-Адаб аш-шар'ия", 2-134.

Спросили Исхака ибн Рахавейхи о значении хадиса: "Самый смелый из вас в даче фетв – самый смелый по отношению к Огню", и он ответил: "Сказал имам Ахмад, что это о том, кто берется давать фетвы, и высказывает то, что не он не слышал от тех, кто был до него". Источник: "аль-Адаб аш-шар'ия", 2-314.

Сказал имам аль-Аджурри о том кто дает фетву: "Он не должен выходить свой фетвой из слов сподвижников и слов факихов после них, и если его мнение будет соглашаться с мнением некоторых сподвижников и мнением некоторых имамов мусульман, то пусть высказывает его. А если он посчитал в каком-то вопросе что-то, что противоречит слову сподвижников и слову факихов, так, что он выходит из всех их слов – то он не высказывает его, а обвиняет своё мнение! И обязательно на нем спросить тех, кто более знающ, чем он, или наравне с ним, чтобы открылась для него истина, и просить своего Господина чтобы Он привел его к постижению истины и блага". Источник: "Ахляк аль-уляма", 1-43.

Сказал шейх аль-Альбани о вопросе чтения молитвы в мечети после возвращения из пути: "Очевидный смысл приказа дает обязательность молитвы после возвращения с пути, но мы не знаем ни одного из ученых, кто сказал бы об этом! И если бы нашелся тот, кто сказал об этом, то взяли бы это мнение!". Источник: "Ас-самар аль-мустатаб", 2-628.

[Конец примечания].

Аль-Вадъи.

Это густая белая жидкость, появляющаяся (у некоторых людей) после мочеиспускания и нет разногласий в том, что она относится к нечистотам (наджаса).

‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Что касается «аль-Вадъи», то она выходит после мочеиспускания и после чего надлежит помыть свои половые органы и совершить малое омовение, но купаться он не обязан». Этот хадис передал ибн аль-Мунзир.

Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал относительно «аль-Мани», «аль-Вадъи» и «аль-Мазъи»: «Что касается «аль-Мани», то после ее появления следует совершить полное омовение (искупаться). Что касается «аль-Мазъи» и «аль-Вадъи», то после них следует тщательно очиститься». Этот хадис передали аль-Асрам и аль-Байхаки 1/169, в версии последнего сказано: «Что касается «аль-Вадъи» и «аль-Мазъи», то он сказал: «Помойте половые органы и совершите омовение, которое вы совершаете для молитвы».

Наши рекомендации