Фикх-ус-Сунна «Мусульманское право в Сунне»

Очищение.

Фикх-ус-Сунна «Мусульманское право в Сунне»

Автор книги: Саид Сабик.

БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.

Содержание:

Вода и ее разновидности.

Первый вид: Обыкновенная вода. Стр.: 5.

Второй вид: Использованная вода. Стр.: 6.

Третий вид: Вода, которая смешалась с чистыми веществами. Стр.: 6.

Четвертый вид: Вода, которая смешалась с нечистотами. Стр.: 7.

Пятый вид: Остаток воды. Стр.: 8.

Остаток воды, оставленный человеком. Стр.: 8.

Остаток воды оставленный животным, мясо которых дозволено употреблять в пищу шари’атом. Стр.: 8.

Остаток воды, оставленный мулом, ослом, хищными зверями и птицами. Стр.: 8.

Остаток воды, оставленный кошками. Стр.: 9.

Остаток воды, оставленный собакой и свиньей. Стр.: 9.

Нечистоты /наджаса/.

Мертвечина. Стр.: 11.

Кровь. Стр.: 12.

Мясо свиньи. Стр.: 13.

Человеческая рвота, моча и экскременты. Стр.: 15.

Аль-Вадъи. Стр.: 18.

Аль-Мазъи (или простатическая жидкость). Стр.: 18.

Аль-Маний /сперма/. Стр.: 19.

Моча и испражнения животных, мясо которых запрещено употреблять в пищу. Стр.: 19.

Джалала». Стр.: 20.

Алкоголь. Стр.: 20.

Собака. Стр.: 22.

Очищение тела и одежды. Стр.: 22.

Очищение земли (грунта). Стр.: 22.

Очищение масла и подобных веществ. Стр.: 23.

Очищение кожи мертвых животных. Стр.: 23.

Очищение зеркал и подобных вещей. Стр.: 23.

Очищение обуви. Стр.: 23.

Полезные замечания, в которых часто нуждаются. Стр.: 24.

Справление нужды.

Не следует заносить в туалет вещь, на котором написано имя Аллаха. Стр.: 25.

Тот, кто выходит для справления нужды, должен скрыться от посторонних взоров. Стр.: 25.

При входе в туалет или снимая одежду для справления нужды, следует помянуть Аллаха и прибегнуть к Его защите. Стр.: 25.

Не следует разговаривать тому, кто зашел в туалет. Стр.: 26.

Тот, кто справляет нужду, не должен поворачиваться в стороны киблы (Мекки) ни лицом, ни спиной. Стр.: 26.

6. При справлении нужды следует выбирать мягкое и низкое место, чтобы защититься от (брызгов) мочи. Стр.: 27.

Следует избегать (при справлении нужды) норки (насекомых и животных). Стр.: 27.

Не следует справлять нужду в тех местах, где собираются и отдыхают люди. Стр.: 27.

Не следует мочиться в местах купания, в стоячую или проточную (воду). Стр.: 27.

Не следует мочиться стоя. Стр.: 28.

Удаление нечистот с тела. Стр.: 28.

Не следует подмываться правой рукой. Стр.: 29.

После подмывания, следует растирать руки землей (грунтом), или помыть мылом или чем-то вроде этого, для удаления плохого запаха исходящего от рук. Стр.: 29.

После мочеиспускания следует окропить водой половые органы и нижнее белье. Стр.: 29.

При входе в туалет или уединяясь (для справления нужды) следует ступить левой ногой, а при выходе - правой, и сказать: «Прошу Твоего прощения». Стр.: 29.

Сунан аль-Фитра.

Обрезание. Стр.: 30.

Сбривание волос с лобка и выщипывание волос из подмышек. Стр.: 32.

Подстригание ногтей, подстригание и сбривание усов. Стр.: 32.

Отращивание бороды. Стр.: 34.

Нанесение масла на волосы и их расчесывание. Стр.: 34.

Оставление седых волос. Стр.: 35.

Изменение цвета седых волос, используя хну, красную, желтую и т. п. видов красок. Стр.: 35.

Использование мускуса и других видов благовоний. Стр.: 36.

5. Омовение /вуду‘/.

Омовение является частью шари‘ата. Стр.: 36.

Достоинства омовения. Стр.: 37.

Обязательные части омовения. Стр.: 38.

Намерение. Стр.: 38.

Обмывание лица один раз. Стр.: 38.

Обмывание рук до локтей. Стр.: 41.

Обтирание головы. Стр.: 41.

Обмывание ног со щиколотками. Стр.: 44.

Соблюдение последовательности в действиях при совершении омовения. Стр.: 45.

Сунны омовения /сунан аль-вудуъ/.

Произношение «Бисмиллях» начиная омовение. Стр.: 45.

Использование зубочистки /сивак/. Стр.: 45.

Обмывание рук три раза в начале омовения. Стр.: 46.

Прополаскивание рта три раза. Стр.: 47.

Промывание носа водой три раза. Стр.: 47.

Прочесывание бороды пальцами. Стр.: 49.

Проникновение воды промеж пальцев рук и ног. Стр.: 50.

Повторение каждого действия по три раза. Стр.: 50.

Начинание каждого действия с правой стороны. Стр.: 50.

Растирание частей тела водой. Стр.: 51.

Соблюдение последовательности в действиях. Стр.: 51.

Протирание ушей. Стр.: 51.

Удлинение «полос света». Стр.: 53.

Экономия воды, находясь даже у моря. Стр.: 54.

Ду’а во время совершения омовения. Стр.: 55.

Ду’а после завершения омовения. Стр.: 55.

Молитва в два рак’ата после завершения омовения. Стр.: 56.

Действия, которые нарушают омовение.

1) моча, 2) экскременты, 3) выход газов из заднего прохода. Стр.: 57.

Аль-Мани», «аль-Мазьи» и «аль-Вадьи». Стр.: 57.

Глубокий сон, во время которого человек отключается от внешней среды. Стр.: 58.

Потеря сознания. Стр.: 61.

Прикосновение к половым органам руками, без какого либо препятствия между ними. Стр.: 61.

Действия, которые не нарушают омовение.

Кровотечение. Стр.: 68.

Рвота. Стр.: 68.

Перед сном. Стр.: 80.

Перед купанием. Стр.: 81.

Смерть. Стр.: 90.

Молитва. Стр.: 90.

2. Обход вокруг Ка‘абы. Стр.: 90.

Чтение Куръана. Стр.: 91.

Составные части купания.

Намерение. Стр.: 104.

Cунны купания. Стр.: 105.

Вопросы, связанные с купанием. Стр.: 106.

Определение. Стр.: 108.

Менструация.

Определение. Стр.: 115.

Ее цвет. Стр.: 115.

Послеродовое кровотечение.

Определение. Стр.: 116.

Его срок. Стр.: 116.

Определение. Стр.: 118.

Вода и ее разновидности.

Дождевая вода, снег и град

Всевышний сказал:«...и ниспослал вам с неба воду, чтобы очистить вас ею...». Сура «Аль-Анфаль», 8:1.

Всевышний также сказал: «Мы ниспосылаем с неба чистую и очищающую воду».Сура «Аль-Фуркан», 25:48.

По этому поводу также есть хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, в котором он сообщил: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, молчал на короткое время между (вступительным) такбиром и чтением (“аль-Фатихи”), и как-то я спросил его: “О, посланник Аллаха, ты дороже мне моих родителей! Я вижу, что ты молчишь между такбиром и чтением, что же ты говоришь (в это время)?» Он, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил: “Я говорю, О, Аллах, удали от меня мои грехи, подобно тому, как удалил Ты восток от запада. О, Аллах, очисти меня от моих грехов, как очищают белую одежду от грязи. О, Аллах, омой меня от грехов моих снегом, водой и градом”». Этот хадис передали аль-Бухари 744, Муслим 147/598, Абу Дауд 781, ан-Насаи 1/50, 1/176, 2/128 и Ибн Маджах 805.

Морская вода

Доказательство того, что морская вода является чистой, пришло из следующего хадиса от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах: «Некий человек спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: “О посланник Аллаха! Выходя в море, мы берем с собой немного воды. Если же мы станем совершать ею омовение, то будем испытывать сильную жажду. Можно ли совершать омовение морской водой?” Он сказал: “Морская вода пригодна для очищения, а умерших в ней животных разрешается употреблять в пищу”».Этот хадис передали Абу Дауд 83, ат-Тирмизи 69, ан-Насаи 1/50, Ибн Маджах 386, аль-Байхаки 1/3, ад-Дарими 723 и 1926, Ибн Абу Шейба, Малик 42, аш-Шафи‘и и Ахмад 8380. Ибн Хузейма, ан-Навави назвали хадис достоверным. Ат-Тирмизи сказал: «Хадис хороший и достоверный». Он (также) сказал: «Я спросил у Мухаммада ибн Исма’иля аль-Бухари об этом хадисе и он сказал: «Хадис (является) достоверным».

[Имам ас-Сан’ани сказал: “Из этого хадиса ясно, что любая мертвечина моря является дозволенной, даже если внешне она похожа на собак или свиней”. См. “Субулю-Ссалям” 1/23].

Вода из источника Замзам.

Передают, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, попросил принести ведро воды из источника Замзам, затем выпил из него и совершил ею омовение». Этот хадис передал Ахмад 1/76/ [Шейх аль-Албани сказал: «Хороший хадис». См. «Ирваъ» 13. Достоверность этого хадиса подтвердил и шейх Ахмад Шакир, да помилует его Аллах]

Вода, изменившаяся от долгого простаивания или от воздействия того места, где она находилась, или от того, что смешалось с нею то, что невозможно полностью удалить из нее, подобием чего являются водоросли, листья деревьев и т. д.

Такая вода может называться обыкновенной водой по единогласному мнению ученых. Здесь за основу берется то, что всякая вода, которая не квалифицируется разными терминами, считается чистой.

Аллах Всевышний сказал:

«...и если вы не найдете воды, то совершайте омовение песком». Сура «аль-Маида», 6.

Второй вид: Использованная вода.

Эта вода, собранная после того, как ее использовал человек, совершающий малое или большое омовение. Такая вода считается чистой, поскольку она была чистой до ее применения для омовения и нет основания считать, что она потеряла свою чистоту.

Это утверждение поддерживается хадисом от Рубаййи’а бинт Му’ваза, которая описала омовение посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Она сказала:

«И обтер он свою голову водой, которая оставалась у него на руках от омовения». Этот хадис передали Ахмад 25774 и Абу Дауд 130. [Шейх аль-Албани сказал: «Хороший хадис». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 120].

В версии этого хадиса, которую передал Абу Дауд сказано:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, обтер свою голову остатком воды, который оставался у него на руках».

Передают, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал:

«Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встретил его на одной из улиц Медины в то время, когда он был осквернён, и (Абу Хурайра) спрятался от него, пошёл (домой) и совершил полное омовение, а потом явился (к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует). Он спросил: “Где ты был, о Абу Хурайра?” (Абу Хурайра) ответил: “Я был осквернён и не хотел находиться в твоём обществе, будучи нечистым”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) воскликнул: “Преславен Аллах!/Субханаллах/Поистине, верующий (никогда) не бывает нечистым!”». Этот хадис передали аль-Бухари 283, Муслим 371, Абу Дауд 231, ат-Тирмизи 121, ан-Насаи 1/145 и Ибн Маджах 534.

Данный хадис является доказательством того, что верующий, будучи в состоянии осквернения не становится нечистым и вода, которую он использовал при омовении - никогда не оскверняется. Следовательно, один чистый предмет при соприкосновении с другим не может повлиять на его чистоту.

Ибн аль-Мунзир сказал:

«Передают, что ‘Али, ибн ‘Умар, Абу Умама, ‘Атаъ, аль-Хасан, Макхуль и Наха’и говорили, что если кто-то забыл протереть голову при совершении омовения, то ему будет достаточно протереть голову водой оставшейся на своей бороде. Этим, Ибн аль-Мунзир доказывает, что они считали использованную воду чистой. Сообщается, что этого мнения также придерживались Малик и аш-Шафи’и, а Ибн Хазм сказал, что этого мнения придерживались также Суфьян ас-Саури, Абу Саур и все последователи захиритской школы.

Третий вид: Вода, которая смешалась с чистыми веществами.

В эту категорию входит вода, которая смешалась с такими веществами как мыло, шафран, мука и прочее, которые невозможно отделить от неё. Такая вода считается чистой до тех пор, пока за ней сохраняется статус «обыкновенной воды». Если она потеряет свою «обыкновенность», то все еще остается чистой, однако она не пригодна для очищения.

Сообщается, что Умм ‘Атиййа сказала:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, зашел к нам, когда скончалась его дочь (Зайнаб), и сказал: “Омойте ее три раза, или пять или больше этого если хотите, водой и листьями дерева сидра (лотос), а в последний раз используйте камфару, или что-то из камфары, а когда закончите, дайте мне знать”. Закончив, мы сообщили ему, и он дал нам свой изар, и сказал: “Заверните ее в это”». Этот хадис передали Аль-Бухари 167, Муслим 939, Абу Дауд 3142, ан-Насаи 1892, Ибн Маджах 1525, Малик 524.

При обмывании покойника следует использовать то, что очищает живого.

Ахмад, ан-Насаи и Ибн Хузайма приводят хадис Умм Хани: «Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует и Маймуна умывались из одной посуды, на котором были следы от (замешанного) теста».Этот хадис передали Ахмад 25660, ан-Насаи 242 и Ибн Хузайма 240, Ибн Маджах 409. [Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан ан-Насаи» 240, «Сахих Сунан Ибн Маджах» 378].

В обоих хадисах мы видим, что вода смешана с другими веществами, но не до такой степени, что это вещество меняет состав воды. То есть вода все еще остается пригодной (для совершения омовения).

Четвертый вид: Вода, которая смешалась с нечистотами.

Для такой воды присущи два состояния:

Первое состояние – это когда из-за воздействия нечистот изменилось одно из свойств воды: вкус, цвет или запах. В этом случае она не может использоваться для очищения по единогласному мнению ученых. Этого же мнения придерживаются Ибн аль-Мунзир и Ибн Мулкин.

Второе состояние– это когда за ней сохраняется статус «обыкновенной воды», когда все ее три качества сохранились неизменными. С правовой стороны, данная вода, независимо от ее объема рассматривается как чистая и пригодная для очищения. Это основано на следующем хадисе от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, в котором он сообщил:

«(Однажды, какой-то) бедуин встал и справил нужду в мечети. К нему устремились люди чтобы остановить его, однако пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Оставьте его, а на то место, где он справил свою нужду, налейте бадью воды или воду из сосуда. Вы посланы облегчать, а не усложнять». Этот хадис передали аль-Бухари 219, Муслим 284, Абу Дауд 882, ан-Насаи 1/47 и 3/14, Ахмад 7467, Ибн Хузайма 297.

Также передается хадис от Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах:

«Как-то (люди) спросили у пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: “О, посланник Аллаха, можно ли совершить омовение (водой) из колодца Буда’а?” Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил: “Вода чиста и ничто не способно ее осквернить”». Этот хадис передали Ахмад 3/31, аш-Шафи’и, Абу Дауд 66, ан-Насаи, 1/174 и ат-Тирмизи 66, который назвал его хорошим [Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 59]. Ахмад сказал, что хадис о «колодце Буда’а» является достоверным. Его достоверность подтвердили Яхья ибн Ма’ин и Абу Мухаммад ибн Хазм. Такого же мнения придерживались Ибн ‘Аббас, Абу Хурайра, Хасан аль-Басри, Ибн Мусаййиб, ‘Икрима, Ибн Абу Лейла, ас-Саури, Дауд аз-Захири, Наха’и, Малик и многие другие. Имам аль-Ѓазали сказал: «Хотелось бы мне, чтобы мнение аш-Шафи’и относительно воды соответствовало мнению Малика». Что же касается хадиса от ‘АбдуЛлаха ибн ‘Умара, да будет доволен ими Аллах, где сказано, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если воды достаточно, чтобы наполнить два кулла (кувшина), то ее невозможно осквернить», который передали «пятеро», то текст этого хадиса и сама его передача являются неясными. [Этот хадис передали Абу Дауд 63, ат-Тирмизи 67, ан-Насаи 1/175, Ибн Маджах 517, Ахмад 2/27, Ибн Хузайма 1/49 № 92, Ибн Хиббан 4/1249, 1253, ад-Дара Кутни 1/13, аль-Хаким 1/132, аль-Байхаки 1/270, 272. Шейх аль-Албани сказал: «Хороший достоверный хадис /хасан сахих/»].

В книге «ат-Тамхид» Ибн ‘Абд аль-Барр сказал: «Мнение Имама аш-Шафи’и, основанное на хадисе о “двух кувшинах”, с теоретической стороны является слабым и не подтверждается историческими сообщениями».

Пятый вид: Остаток воды.

Это то, что осталось в посуде после того, как кто-либо отпил от нее. Такая вода имеет свои разновидности:

Остаток воды, оставленный человеком:

Подобная вода однозначно является чистой, независимо от кого она осталась; от мусульманина и неверного, от «джунуба»* и женщины, у которой менструации.

*[«Джунуб» - человек в состоянии «осквернения», т.е. тот, кто должен совершить полное омовение /ѓусль/, о чем пойдет речь ниже, если на то будет воля Аллаха. Прим. пер.].

Что же касается слов Всевышнего Аллаха: «Воистину, многобожники являются нечистыми», Сура «ат-Тауба» 28, то здесь имеется в виду их моральное состояние, с точки зрения их неправильного вероубеждения и того, что они не остерегаются грязи и нечистот. Однако, это (не означает), что их лица и тела являются нечистыми. Они жили в тесной связи с первыми мусульманами, их посланцы и делегации посещали Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, заходили в мечеть, и он не велел мыть то, к чему они прикасались.

Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Я пила (из сосуда) когда у меня были менструации, а затем передавала его Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и он пил, прикладывая свои губы к тому месту, куда прикасалась своими (губами) я». Этот хадис передали Муслим 14/300, Абу Дауд 259, ан-Насаи 1/56, Ибн Маджах 643.

Мертвечина.

Это животные, которые умерли своей смертью, то есть, не будучи заколоты по шари’ату. К мертвечине также относится и то, что было отрезано от живого животного.

Абу Вакъид ал-Лейси передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Любая часть, отрезанная от живого животного, является мертвечиной». Этот хадис передали Абу Дауд 2858, Ибн Маджах 3216 и ат-Тирмизи 1480, который назвал его хорошим и говорил, что ученые поступают в соответствии с этим хадисом. [Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 2485].

а) Мертвая рыба и саранча

Что касается мертвой рыбы и саранчи, то они являются чистыми.

Это основано на хадисе от Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«Нам разрешается (употреблять в пищу) два вида мертвечины и два вида крови: что касается двух мертвечин, то это рыба и саранча, а что касается двух видов крови, то это печень и селезенка». Этот хадис передали Ахмад 2/97, аш-Шафи’и, Ибн Маджах 3218, аль-Байхаки 1/254 и ад-Дара Кутни [Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис». «Сахих аль-джами’» 210. Шейх Шу’айб аль-Арнаут назвал хадис хорошим. См. «Муснад» 5723]. Этот хадис является слабым, однако имам Ахмад считал его достоверным, как об этом говорили Абу Зур’а и Абу Хáтим. Хадисы такого типа рассматриваются как «марфу’»*, так как слова сподвижников пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, такие как: «нам позволялось это» или «нам запрещалось это» имеют такую же силу, как и слова: «нам велели делать это»,или «нам запрещали делать это».Выше мы уже приводили слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, относительно моря: «Морская вода чистая и её мертвечина дозволена».

*[Хадис марфу' - так называется любой хадис, в тексте которого приводятся слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, или сообщается о его поступках. (прим. Пер.)]

б) Мертвечина, у которой отсутствует поток крови.

В эту категорию входят муравьи, пчелы и тому подобные (насекомые), и они являются чистыми. Если они упадут в какую-то жидкость и умрут в ней, то она не становится оскверненной.

Ибн аль-Мунзир сказал: «Я не знаю о каком-либо разногласии относительно чистоты подобной воды за исключением того, что передано от аш-Шафи’и. Хорошо известно, что он считал их нечистыми. Однако он считал что если оно упав в жидкое вещество не меняет его свойства, то оно (жидкое вещество) остается чистой».

в) Кости мертвечины, ее рога, когти, мех, перья, кожа и т. п.

Все этосчитается чистым, так как первоначальное состояние всего этого является чистым, и нет никакого основания, утверждать обратное.

Аз-Зухри, по поводу костей мертвых животных, вроде слона и ему подобных сказал: «Мне доводилось видеть, как ученые из числа предшественников использовали подобные вещи в качестве гребней и горшков для масла, и не находили в этом ничего неправильного». Этот хадис передал аль-Бухари [См. «Сахих аль-Бухари», Книга омовения, глава о нечистом, что попадает в масло и воду].

Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, рассказывал:

«Вольноотпущеннику Мaймуны, как-то в виде пожертвования преподнесли овцу которая подохла. Мимо проходил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и увидев это сказал: “Почему бы вам не снять с нее шкуру, чтобы выделать и использовать ее?” Она ответила, что она подохла. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Запрещено лишь употреблять в пищу (её мясо)”». Этот хадис передали аль-Бухари 1492, Муслим 363, Абу Дауд 4120, ат-Тирмизи 1727, ан-Насаи 7/172, а Ибн Маджах (3610) привел его со слов Маймуны. В версиях аль-Бухари и ан-Насаи не упоминается слово «выделывание».

Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, прочел аят:

«Скажи: «Из того, что дано мне в откровение, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое(или которая)является скверной, а также недозволенное мясо животных, заколотых не ради Аллаха...». Сура «аль-Ан’ам» 145, до конца аята и затем сказал: «Запрещено лишь употребление в пищу мяса. А что касается кожи, костей, зубов, и шерсти, то все это из числа дозволенного». Этот хадис передали Ибн аль-Мунзир и Ибн Абу Хáтим.

Также считаются чистыми ее сывороточная закваска и молоко, поскольку, когда сподвижники завоевали земли ‘Ирака, употребляли в пищу сыр огнепоклонников, который изготавливается при помощи сывороточной закваски, а животные, заколотые ими, считаются мертвечиной. Установлено, что у Салмана аль-Фариси, да будет доволен им Аллах, как-то спросили о сыре, масле и шкуре, и он ответил: «Разрешено то, что разрешил Аллах в Своей книге, и запрещено то, что Аллах запретил, а то, что Он не упомянул - это Его милость». [Этот хадис передали ат-Тирмизи 1726, Ибн Маджах 3367, аль-Хаким 4/129 и шейх аль-Албани назвал его хорошим. См. «Сахих Сунан Ибн Маджах» 3367, «Сахих аль-Джами'» 3195]. Известно, что спрашивали его о сыре огнепоклонников, в то время когда Салман был наместником ‘Умара в Мадаине, расположенного в Ираке.

Кровь.

Сюда входит кровь, вытекающая из тела заколотого животного или менструальная кровь, за исключением малого его количества, которое не принимается во внимание.

По поводу слов Всевышнего Аллаха: «...или пролитую кровь...». Сура «аль-Ан’ам», аят 145, Ибн Джурайдж сказал: «Это кровь, которая вытекает (при закалывании животного). A кровь, которая не вытекает и остается в венах, является допустимой».

Об этом сообщил Ибн аль-Мунзир.

Также передают, что Абу Маджлиза спросили: «Кровь, на которую наложен запрет, это кровь, которая вытекает из (вен) зарезанной овцы или же это кровь, которая появляется на поверхности котла (вовремя приготовления пищи)?» Он ответил: «Это не то (что запрещено). Запрет наложен на кровь, которая вытекает (из вен животного) во время закалывания». Это сообщение приводится у ‘Абд бин Хамида и Абу аш-Шейха.

Также передают от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что она сказала:

«Мы ели мясо, когда кровь появлялась на поверхности котла (во время варки)».

Аль-Хасан сказал: «Мусульмане не переставали совершать молитву, даже истекая кровью». Об этом упомянул аль-Бухари [См. «Сахих аль-Бухари», глава: «Тот, кто считал, что нет необходимости совершать омовение снова, если только не имело место выделение мочи или кала». Прим. пер.].

Подтверждено, что ‘Умар молился, когда его рана кровоточила. Разъясняя это (сообщение) Ибн Хаджр (аль-‘Аскалани) в известном своем труде «Фатх аль-Бари» сказал: «Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, не находил ничего такого в одной или двух каплях крови во время совершения молитвы». [Шейх аль-Албани сказал: «Этот хадис передал Ибн Абу Шейба в «Мусаннаф» 1/137-138 и его иснад является слабым». См. «Тамамуль-минна» 1/51].

Основываясь на сообщении от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, можно не обращать внимание на кровь, которая появляется из прыща или укуса блохи. Абу Маджлиза как-то спросили о гное на теле или одежде, и он ответил: «В этом нет ничего страшного, поскольку Аллах упомянул кровь, а не гной». Ибн Таймия сказал: «Очищение одежды от гноя, гнойной жидкости и остальных веществ такого рода является обязательным». Он также сказал: «Нет никакого основания, относить их к нечистотам». По мере возможности, желательно избегать соприкосновения с подобными веществами.

Мясо свиньи.

Согласно аяту: «Скажи: «Из того, что дано мне в откровение, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, то это является скверной».Сура «Аль-Ан’ам», аят 145, который был упомянут ранее, все то, что в нем перечислено, является нечистым. Местоимение «это» относится ко всем трем перечисленным видам. Однако, по мнению большинства ученых, разрешается использовать волосы свиньи при вязании.

[Примечание не из книги]:

Ученые высказывали разные мнения по поводу чистоты (нечистоты) свиной щетины. Большинство ученых (ханафиты, шафииты и ханбалиты) считают ее нечистой (наджас). Маликиты считали её чистой.

Следуя мнению о том, что она нечиста, её нельзя использовать во влажном состоянии или касаться ею чего-то влажного, так как таким образом второй предмет загрязняется нечистотой (она передается).

В «Энциклопедии по фикху» сказано: «Большинство ученых считают свиную щетину нечистой, поэтому использовать её нельзя, так как её использование является использование нечистоты.

По мнению шафиитов, если носки (хуффан) были прошиты свиной шерстью, то место шитья нельзя очистить ни водой, ни землей. Но человек может совершать обязательную и дополнительную молитву в них, совершение молитвы в них прощается, так как применение щетины стало общей необходимостью.

Ханбалиты считают, что место шитья или прокола, если они влажны, необходимо промыть. Также они считают, что для сухих продуктов дозволено использовать сито из свиной шерсти, так как в этом случае нечистота не переходит. Но таким ситом нельзя пользоваться для влажных продуктов, так как влага передает нечистоту.

Ханафиты считали, что в случаях крайней необходимости допустимо использовать щетину свиньи.

Маликиты же считали, что свиная щетина чиста. И её можно использовать, если её срезали с помощью ножниц, даже если это случилось после смерти животного. Волосы не могут быть живыми, а то, что не было живым, не может стать нечистым после смерти. Однако желательно их промыть, так как в их чистоте или нечистоте есть сомнение. Если же волосы вырваны, то они чистыми не считаются». (аль-Маусу‘ату-ль-фикхийа. Т. 20. С. 35).

В ней также сказано: «Только маликиты высказали мнение о чистоте свиной щетины, так как она (то есть щетина) считается при жизни, если её состригут, а не выдернут, чистой. Если же её выдернут, то корни считаются нечистыми, а остальная часть – чистой. В качестве доказательства своего мнения они приводили слова Всевышнего: „…и всякие предметы из шерсти, пуха и волоса, чтобы вы пользовались ими до определенного времени“ (сура „ан-Нахль“, аят 80). Аят упоминает блага, которые дарует Аллах, и, очевидно, что в аятах подразумеваются как живые, так и мертвые животные.

Также они в качестве хадиса приводили хадис от Маймуны, да будет доволен её Аллах, что посланник, да благословит его Аллах и приветствует, проходя мимо (мертвой) овцы Меймуны, сказал: „Её не дозволено употреблять в пищу“. В другой версии сказано: „Воистину, вам запрещено употреблять в пищу ее мясо, но дозволено использовать кожу“.

Также в своей доказательной базе они обратились к логике: известно, что мертвечина, пока она была живой, была дозволена. Значит, смерть делает нечистым то, что было живым. Волосы (щетина) не могут быть живыми, а значит, не могут умереть. Если они не умирают, то их состояние (то есть чистота) не изменяется, так как нет ничего, указывающего на изменение состояния.

Правило таково: волосы мертвечины считаются чистыми, так как они не могут умереть (у них нет чувствительности), а значит, после смерти животного волосы нечистыми не становятся». (аль-Маусу‘ату-ль-фикхийа. Т. 26. С. 102).

Достоверное мнение гласит, что щетина или волосяной покров свиньи и собаки считается чистым.

Шейх Ибн Теймийа, да помилует его Аллах, сказал: «Существует три мнения о волосах, растущих на нечистом месте (животном), которые передаются от него (то есть имама Ахмада).

Первое мнение гласит, что все волосы считаются чистыми, и даже волосы собаки и свиньи. Это мнение избрал Абу Бакр ‘Абдуль‘азиз.

Второе мнение – любой волосяной покров считается нечистым. Этого мнения придерживался аш-Шафи‘и.

Третье мнение заключается в том, что шерсть мертвечины, если само животное считалось чистым при жизни, являются чистым. Например, шерсть овцы, мыши. Шерсть же нечистого при жизни животного считаются нечистыми. Например, собаки и свиньи. Это мнение считали верным большинство его последователей.

Верное мнение то, что гласит о чистоте всех волос, и даже шерсти собаки и свиньи. Положение шерсти противоположно положению слюны. Поэтому, если шерсть собаки влажна, и она задела или попала на одежду человека, то это не делает её нечистой. Таков мазхаб большинства ученых по фикху: Абу Ханифы, Малика и Ахмада в одном из его мнений. Потому что основа во всём – чистота, поэтому ничто не может считаться нечистым или запретным, если тому нет доказательств. Как сказал Всевышний Аллах: „…в то время как Он уже подробно разъяснил вам, что вам запрещено, если только вы не принуждены к этому“ (сура „аль-Ан‘ам“, аят 119), „Аллах не вводит в заблуждение людей, которым Он указал прямой путь, пока Он не разъяснит им, чего они должны опасаться“ (сура „ат-Тауба“, аят 115).

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в достоверном хадисе сказал: „Наибольшее преступление (грех) совершает тот мусульманин, кто спрашивает о чем-то, и это становится запретным из-за его вопроса“. В „Сунан“ приводится хадис от Сальмана аль-Фариси, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (некоторые ученые считают этот хадис словами самого Сальмана аль-Фариси): „Дозволенное – это то, что в Своей Книге сделал дозволенным Аллах. Запретное – это то, что в Своей Книге сделал запретным Аллах. А то, о чем Он умолчал, прощается“. Если это так, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Посуду, после того, как её лизнула собака, нужно обмыть её семь раз, и первый раз это нужно сделать, используя землю“. В другом хадисе сказано: „… если лизнула собака“.

Во всех хадисах упоминается только о лизании, но другие части не упоминаются. Другие части считают нечистыми, прибегая к сравнению по аналогии (кыяс)… Слова о волосяном покрове каждого животного, которое считается нечистым, похожи на слова о шерсти собаки. Любой хищник с клыками, по мнению большинства ученых, а также по известному мнению имама Ахмада, считается нечистым, ровно как и любая птица с когтями, кроме кошки и животных, менее её по размеру. Но по поводу шерсти или оперения этих животных есть разногласие. Чисты они или нет? У имама Ахмада есть два мнения. Одно из двух мнений имама Ахмада гласит, что шерсть считается чистой. Такого же мнения придерживается большинство ученых: Абу Ханифа, аш-Шафи‘и и Малик. Второе мнение, что она – нечиста. Это мнение считают верным многие современные ученые, последователи имама Ахмада. И верным является мнение о чистоте шерсти (оперения) этих животных». (аль-Ихтийарату-ль-фикхийа, аль-Фатауа-ль-кубра. Т. 5. С. 264).

[Конец примечания].

Аль-Вадъи.

Это густая белая жидкость, появляющаяся (у некоторых людей) после мочеиспускания и нет разногласий в том, что она относится к нечистотам (наджаса).

‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Что касается «аль-Вадъи», то она выходит после мочеиспускания и после чего надлежит помыть свои половые органы и совершить малое омовение, но купаться он не обязан». Этот хадис передал ибн аль-Мунзир.

Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал относительно «аль-Мани», «аль-Вадъи» и «аль-Мазъи»: «Что касается «аль-Мани», то после ее появления следует совершить полное омовение (искупаться). Что касается «аль-Мазъи» и «аль-Вадъи», то после них следует тщательно очиститься». Этот хадис передали аль-Асрам и аль-Байхаки 1/169, в версии последнего сказано: «Что касается «аль-Вадъи» и «аль-Мазъи», то он сказал: «Помойте половые органы и совершите омовение, которое вы совершаете для молитвы».

Аль-Маний /сперма/.

Некоторые ученые полагают, что сперма является нечистой, но ее чистота очевидна, хотя и рекомендуется отмыть ее, если она во влажном состоянии, и соскоблить, если она уже высохла.

Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Я соскабливала сперму с одежды посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, когда она бывала сухой, и смывала ее, если она была влажной». Этот хадис передали ад-Дара Кутни, Абу ‘Авана и аль-Баззар.

Также сообщают, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«У пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, спросили о сперме, которая попала на одежду и он сказал: «Воистину, онa подобнa носовой слизи, мокроте или слюне, и посему достаточно протереть одежду лоскутом или тряпкой». Этот хадис передали ад-Дара Кутни, аль-Байхаки 2/418 и ат-Тахави. O том, в какой форме был передан хадис -

Наши рекомендации