Метод «интенсивного перевоспитания» по Венсану
«внезапного нападения врасплох» по Кауфману
И «насильственных упражнений» по Кереру.
Протрептика
В начале первой мировой войны во всех воевавших странах для лечения больных с истерическими симптомами широко применялись «мягкие», «щадящие» физиотерапевтические процедуры. Больных с истерическими параличами лечили так же, как больных с органически обусловленными параличами — «нежными» физиотерапевтическими процедурами, сочетая их с уговариванием больного, что ему «лучше», что болезнь его «проходит». Однако тысячи этих больных месяцами лечились без эффекта. Неуспех этих методов привел к поискам других способов лечения.
В 1916 г. во Франции Vincent предложил метод купирования истерических симптомов за один сеанс — при помощи внушения в сочетании с действием сильной, болевой дозы электрического тока и насильственными упражнениями. Он назвал его методом «интенсивного перевоспитания» (reeducation intensive) и полагал, что таким путем можно заставить больного «отказаться» от своего истерического симптома.
В том же году аналогичный метод предложил Kaufmann в Германии и назвал его методом «внезапного нападения врасплох» (Überrümfelungmethode). При этом методе больному предварительно внушалось, что выздоровление у него наступит сразу же, как только на него окажет «лечебное действие» электрический ток. Далее больного с истерическим симптомом (обычно истерическим параличом) укладывали на стол и внезапно ударяли сильным электрическим током, вызывающим резкое болевое ощущение. В тот момент, когда больной был потрясен неожиданным ударом тока, повелительным топом требовали, чтобы он начал двигать парализованной конечностью под команду врача, одновременно внушая, что он может это делать.
Первоначально для лечения Kaufmann применял синусоидальный ток, однако после того, как в литературе появились сообщения о 10 смертельных исходах при лечении по этому методу, синусоидальный ток был заменен фарадическим. Смертельные исходы от применения его в литературе не описаны. Kaufmann считал свой метод противопоказанным по отношению к свежезаболевшим больным, поддающимся другим методам лечения, а также к истощенным и больным с вазомоторными расстройствами.
Kehrer модифицировал метод Кауфмана, начиная сеанс лечения не с вызывания «психического шока» болевыми дозами тока, а с выполнения активных движений подкоманду («насильственных упражнений» — Gewaltoder Zwangsexerzieren). И только в случае крайней необходимости, подобно наезднику, прибегающему к шпорам, применялся болезненный гальванический ток. Основу лечения Kehrer усматривал во внушении, относя за его счет действие электрического тока и «насильственных упражнений».
Фактически Vincent, Kaufmann и Kehrer исходили из ошибочной предпосылки, согласно которой больного с истерическим симптомом нужно «заставить отказаться от болезненных симптомов», сломив его «злую волю». Вся предлагаемая ими процедура нередко создавала у больных представление о том, что их болезнь рассматривается врачами как проявление недостаточного желания выздороветь. Мучительные болевые дозы электрического тока и «насильственные упражнения» при этом иногда расценивались больными как наказание и порождали внутреннее сопротивление лечению, что в значительной мере снижало ценность указанных методов. Эффективность не всегда высока. Так, И. М. Фейгин из 8 больных с упорными истерическими моносимптомами, лечившихся по Кауфману—Кереру, достиг положительных результатов лишь у трех.
Горячими сторонниками указанных методов являются Е. Kretschmer (1949) и W. Kretschmer (1959). Первый предложил называть их протрептикой (от греч. protreро — вести вперед коня под уздцы) и отнести к ней все методы лечения, основанные на сильных сенсорных и словесных раздражениях, вызывающих у больного неприятный аффект и сразу же купирующих невротический симптом.
В основе действия, по Е. Kretschmer, лежит примитивная реакция, которая избавляет от невротического симптома и переводит «онтогенетически древнюю гипобулическую» реакцию в волевую. Отсюда, по его мнению, для лечения истерических моносимптомов («конверсионной истерии») рекомендуются методы, напоминающие дрессировку животных — резкое болевое воздействие, команда, насильственные упражнения по Кауфману — Кереру. Возможно, что возникающий при этих методах лечебный эффект объясняется возникновением «сильной волны возбуждения», идущей из подкорки и ведущей, по И. П. Павлову, к «смыванию тормозных пунктов», лежащих в основе истерических симптомов.
ДИЕТОТЕРАПИЯ
При неврозах какой-либо специальной диеты не требуется. Рекомендуется пища, соответствующая вкусу больного. Очень важно, чтобы больные получали достаточное количество полноценной пищи, богатой витаминами. Усиленное питание, если оно не противопоказано по каким-либо причинам, например из-за нарушения обмена веществ, обычно улучшает физическое состояние больного и благотворно сказывается на состоянии его нервной системы.
Это дало основание некоторым авторам, например Weir-Mitschell, рекомендовать усиленное питание (откармливание) в качестве важного элемента терапии. Однако при этом лечение давало эффект лишь в сочетании с терапией убеждением и внушением, а также изоляцией больного от домашней среды.
Dubois при лечении больных убеждением также широко применял диетотерапию, в частности молочную диету. Она входила как элемент в систему лечения убеждением и внушением (см. приведенные выше примеры Dubois). Dejerine и Gaukler при этом назначали больному первоначально по стакану молока каждый час 12 раз в день, постепенно повышая дозу, и через неделю доходили до 4—5 л молока в день, удерживаясь на этом количестве в течение нескольких недель. Больные быстро значительно прибавляли в весе. Некоторые авторы широко пользовались назначением молочной диеты в течение лишь первых 6 дней лечения. Усиленное питание особенно показано при лечении истощенных больных с неврозами.
Диетотерапия играет важную вспомогательную роль при лечении больных неврозами. Она может являться существенным элементом в системе лечения больного психотерапией и сочетаться с соответствующим косвенным внушением и убеждением. Так, например, назначая истощенному больному курс усиленного потребления фруктов (винограда, яблок, апельсинов и лимонов), очень важно убеждать больного и внушать ему, что именно данный курс для него полезен, подробно описать его лечебное действие, детально указать, как должна проводиться диета. Назначая лечение виноградом, нужно описать его действие и указать: «Есть первый раз по 100 г винограда 8 раз в день, начиная с 8 часов утра, каждые 2 часа и увеличивать дозу каждый день на 25 г на прием, дойдя до 400 г на прием и т. д. При этом указывают больному, что тревожащие его нарушения со стороны нервной системы полностью прекратятся».
Откармливание в качестве основного метода лечения рекомендуется Leonhard (1963) при anorexia nervosa, в частности при юношеском исхудании. Больного помещают в стационар и указывают, что в течение первой недели ему дадут возможность постепенно привыкнуть к употреблению нормальных количеств пищи, после чего ему будут давать есть столько, сколько здоровым людям. Медицинской сестре поручается в случае отказа больного съесть необходимое количество кормить его с ложечки, насильно и в крайнем случае прибегать к угрозе кормления через зонд. Разрешается есть не спеша. Иногда одно кормление длится до 2 часов и пищу за это время подогревают. Не разрешается оставлять что-либо несъеденным на тарелке. Со 2—3-го дня обычно достаточно одного присутствия сестры, чтобы больной ел. Со 2-й недели лечения больной начинает съедать обычную порцию здорового человека. Тогда контроль за едой ослабляется и через 2—3 недели пребывания в стационаре больной выписывается. Ему разрешается есть, сколько он захочет, но предлагается следить за весом и каждые 2 недели показываться врачу. Одна из больных Leon-hard, девочка 14 лет, весившая при росте 160 см 31 кг, после 3 месяцев лечения стала весить 49 кг. Проведенное до того лечение преднизоном, инсулином, витаминами, пепсином и т. п. эффекта не давало.
Сочетание диетотерапии с лечением внушением и убеждением в той или иной мере с успехом может быть применено при лечении всех форм неврозов, особенно истерии и неврастении, в частности в тех случаях, когда у больных имеются диспепсические нарушения условно-рефлекторного генеза.
ЛЕЧЕНИЕ ОТДЫХОМ И ПОКОЕМ.